Аспирантура — следующая ступень высшего послевузовского образования. Она готовит студентов к научно-исследовательской деятельности, защите диссертации и получению кандидатской степени по выбранной специальности. Обучение в аспирантуре довольно сильно отличается от получения образования на бакалавриате и даже магистерских программах. Это касается как сложности учебы, интенсивности, форм активности, так и количества формальных, бюрократических моментов, которые приходится строго соблюдать.
Индивидуальный план научной деятельности выступает как раз таким содержательным элементом, без которого эффективное обучение в аспирантуре становится невозможным. Его составляют, чтобы обрисовать общие направления исследовательской активности на протяжении всего периода послевузовского образования, в тесном контакте с преподавателем, своим руководителем. Составляют план в соответствии с установленной формой, а также надлежащим образом оформляют.
Зачем же он нужен, как именно его готовят и почему имеет смысл обратиться за помощью к сторонним профессионалам.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое индивидуальный план научной деятельности
Для начала нужно сказать пару слов об особенностях образовательного процесса в аспирантуре.
Сроки обучения в аспирантуре варьируются в пределах от 3 лет для очников до примерно 4 на заочном отделении. С точки зрения основной активности, научно-исследовательской работы, содержательных требований к работе аспиранта, очка и заочка отличаются не сильно. И в том, и в другом случае конечным итогом работы молодого ученого становится кандидатская диссертация.
На протяжении всего периода обучения аспиранты занимаются самыми разными видами деятельности:
- Готовят научные статьи, публикации. Это важное условие для допуска к защите своего исследовательского труда. Причем установлены требования к уровню журналов.
- Участвуют в научных конференциях, выступают с докладами.
- Преподают, занимаются педагогической работой. Касается только аспирантов очного отделения.
И это только часть вариантов активности. Сюда же входят этапы создания и согласования отдельных частей диссертации плюс сдача кандидатского минимума. Все это требует четкого, понятного и прозрачного планирования, чтобы ничего не упустить и все успеть.
Индивидуальный план научно-исследовательской деятельности аспиранта позволяет определить основные этапы работ для будущего ученого. Это официальный документ, который имеет обязательную силу. План индивидуальной работы аспирант составляет собственными силами, прибегая к помощи своего научного руководителя. Зачем после того, как создание плана будет закончено, его принимают на ученом совете.
План индивидуальной деятельности готовят по образцу. Существует специальная форма, которая обрисовывает основные блоки документа. Есть требования к оформлению плана, которых нужно придерживаться. В противном случае его не примут и придется делать все сначала.
План утверждается на определенный срок. На каждом курсе аспирантуры будущий ученый занимается отдельными видами активности. Например, на первом выбирает тематику, проводит первичные научно-исследовательские работы. А на третьем завершает подготовку своего труда, после чего готовится непосредственно к защите. Все это отражают в индивидуальном плане вместе с участием в конференциях, подготовкой статей и материалов, их дальнейшей печатью и т.д.
Соответственно, план заполняют по годам. Хотя формально документ остается одним целым, принимают его тоже в один момент, после тщательного изучения и внесения правок.
Таким образом, индивидуальный план научной деятельности аспиранта выступает базой, на которую ориентируется и сам учащийся, и его научный руководитель во время подготовки к защите кандидатской диссертации.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Зачем нужен индивидуальный план научной деятельности
Индивидуальный план научной деятельности нужен сразу по нескольким причинам:
- Чтобы обрисовать основные виды активности. Аспиранты, как было сказано выше, занимаются несколькими видами деятельности на протяжении всего периода обучения. Преподают, выступают с докладами на конференциях, готовят и публикуют научные статьи, исследуют предмет будущий диссертации, пишут и редактируют непосредственно сам текст научно-исследовательской работы, ставят эксперименты и многое другое. Индивидуальный план требуется, чтобы обрисовать общие направления деятельности, а затем конкретизировать их с указанием конкретных конференций, публикаций и прочего.
- Чтобы определить временные рамки для каждого вида деятельности. Учеба в аспирантуре только кажется менее трудозатратной по сравнению с обучением в ВУЗе на бакалавриате или специалитете. Это не так. Несмотря на отсутствие как таковых занятий, будущему ученому есть чем заняться. Времени в обрез, а сделать нужно многое. Индивидуальный план научно-исследовательской работы дает возможность четко организовать свою активность.
- Чтобы не опоздать и не потерять время даром. Этот пункт тесным образом примыкает к предыдущему. При четком и понятном планировании есть возможность ограничить время на второстепенные виды активности и сосредоточиться на основном. Выкроить больше времени на исследования, эксперименты и наблюдения, подготовку и шлифовку текста научно-исследовательской работы.
- Для того, чтобы продемонстрировать и закрепить умение планировать свою работу. Планирование выступает необходимым моментом, потому как ученый должен уметь организовать свою работу наиболее рациональным образом. План готовится не столько для этого, сколько чтобы ничего не упустить и не опоздать. Но все же и это имеет большое значение.
Наконец, самый очевидный ответ, зачем нужен план — потому что так устроено образование в аспирантуре. Составление индивидуального графика основных видов активности — это обязательное требование при обучении на программах послевузовского образования. Без готового, заполненного и утвержденного по всем правилам документа, дальнейшая работа будет просто невозможна.
Первичный план аспирант готовит собственными силами. Редактированием и дополнением формального документа, графика учащийся занимается уже под контролем преподавателя и при непосредственном участии научного руководителя.
Структура плана
Индивидуальный план аспиранта включает в себя 5-6 компонентов, которые выстроены в четкую структуру.
Титульный лист
Титульный лист представляет собой «лицо» плана научной деятельности. Его выполняют в соответствии с формальными требованиями. На титульном листе указывают:
- Наименование ВУЗа или иного учреждения, где аспирант обучается. Специальности послевузовского образования есть не только в университетах, но и в исследовательских центрах, НИИ и прочих организациях.
- Наименования специальности с указанием шифра конкретного направления или группы направления (намного реже).
- Тема исследования. Формулировка должна быть предельно четкой, имеет смысл проработать ее с научным руководителем и только после этого писать план.
- Имя научного руководителя с указанием степени (обычно руководством занимаются доктора наук, профессора).
Наконец, на титульном листе указывают дату проведения заседания ученого совета, а также утверждения плана индивидуальной научной работы аспиранта. Но уже постфактум, когда график был согласован. Потому эти сведения чаще всего указывают от руки.
Общая информация
Общая информация указывается на отдельном листе, который следует сразу за титульным. Какие именно сведения тут указывать, зависит от самого ВУЗа и принятой в нем формы составления плана-графика.
Почти всегда присутствуют такие сведения:
- Фамилия имя и отчество самого аспиранта, молодого ученого.
- Дата начала и окончания аспирантуры.
- Контактные данные, в том числе телефон и электронная почта.
Иногда общая информация дублирует часть сведений, вынесенных на титульный лист.
Научная работа
В разделе научной работы аспирант еще раз указывает наименование выбранной для исследования темы. Далее проводит подробное обоснование выбора именно такого направления для дальнейшей работы. Обоснование входит в т.н. теоретическую часть. Здесь же аспирант кратко описывает стадию разработанности темы, степень изученности.
Далее идет практическая часть, где аспирант указывает количественные и качественные показатели исследованности тематики. Это своего рода вводная часть, где будущий ученый обосновывает, почему он собирается работать в этом направлении и чем собственно будет заниматься.
План публикации статей
Защита кандидатской диссертации невозможна без публикации нескольких научных статей. Причем требования зависят от специальности и направления исследовательской деятельности.
В типичных случаях для допуска к защите кандидатской диссертации аспирант должен опубликовать 2-4 статьи в журналах, которые входят в перечень ВАК. Чаще всего эти журналы должны быть рецензируемыми, иначе материал не будет засчитан. В плане будущий ученый указывает основные тематики статей, график их подготовки, отправки в редакции. Однако определить точные даты публикации может быть сложно из-за различия нормативных сроков рассмотрения предложенных статей в каждом журнале.
Педагогическая практика
Раздел о проведении педагогической практики заполняют не все аспиранты. Только те учащиеся, которые будут проводить семинарские, лабораторные или иные практические занятия. Чаще всего преподавательским трудом нагружают очников, заочники от обязанности учить ограждены.
Прочие виды активности
Этот раздел считается необязательным. В него включают все остальные виды активности, которые не относятся непосредственно к публикации статей, подготовке диссертационного исследования, преподаванию. Например, участие в научных конференциях.
График
В конце индивидуального плана научной деятельности указывается сводная таблица, где указываются отдельные виды активности с описанием примерных сроков завершения каждого из этапов.
Обучение в аспирантуре длится несколько лет. На каждом из курсов превалирует тот или иной вид активности. Потому и план составляют по годам. На каждый курс готовится своя сводная таблица. Но документ остается единым и на совете его принимают как единое целое после окончательной подготовки текстового наполнения тщательного оформления.
Содержание по годам
Обучение в аспирантуре длится 3 года на очке и 4 на заочном отделении. Содержание исследовательской и прочей деятельности в целом похоже что на очном, что на заочном. Разница касается разве что педагогической работы.
В типичных случаях план готовят из 3-х основных частей, по годам. 3 и 4 курсы на заочке рассматриваются как единое целое, без разрыва и переноса. Разработку индивидуального плана начинают с первого года, делая акцент на диссертационное исследование и требования к допуску на защиту.
Для первого курса обязательно планируют такие виды активности:
- Выбор и утверждение темы кандидатской диссертации. Это самостоятельный этап и на него, как ни странно, требуется время. Важно, чтобы направление было актуальным и востребованным практикой или фундаментальной наукой. Потому имеет смысл посмотреть источники и оценить особенности потенциальной темы, посоветоваться с научным руководителем.
- Подготовительные мероприятия: анализ базовых источников, наработок по тематике, а также создание подробного плана будущей научно-исследовательской работы.
- Определение количества экспериментов, их содержания и фиксации результатов. Эксперименты возможны не везде.
- Написание первой главы диссертационной работы.
- Сдача кандидатского минимума (иностранный язык, история и философия науки, специальность).
- Семинары, конференции и прочие виды активности. В основном касаются только очников.
- Промежуточная аттестация за начальный период обучения в аспирантуре.
Второй год обучения требует такого же тщательного планирования:
- Завершение анализа источников и полного, всестороннего исследования по теме.
- Подготовка введения, второй главы диссертационного исследования. То есть основной части научной работы.
- Написание и дальнейшая публикация статей в журналах, которые входят в перечень ВАК. С указанием примерных сроков печати материалов.
- Аттестация за второй курс аспирантуры.
Третий и четвертый годы, как сказано выше, идут единым целым. В зависимости от формы обучения. Планирование включает в себя следующие моменты:
- Публикация статей, если это необходимо.
- Завершение работы над кандидатской диссертацией.
- Предварительная защита научного исследования.
- Подготовка и подача документов в диссертационный совет.
- Подготовка и отправка автореферата диссертации.
Также нужно заложить определенное количество времени на возможную доработку кандидатской диссертации. Чтобы не переписывать и не дописывать текст в авральном режиме. Ничего хорошего из спешки не получится.
Почему стоит обратиться к профессионалам за помощью
Подготовка плана научно-исследовательской деятельности аспиранта в основной своей части ложится на плечи самого учащегося. И тут возникает сразу несколько проблем:
- Низкая осведомленность о процессе подготовки и защиты диссертации. Как правило, аспиранты только-только знакомятся с формальными сторонами научной работы. А это целый пласт бюрократических вопросов, плюс не стоит забывать об основной деятельности — исследовательской. Возможны ошибки и досадные недоразумения.
- Незаинтересованность или некомпетентность научного руководителя. Наставник может быть сколь угодно талантливым ученым, но никудышным или просто безответственным преподавателем. А это значит, что помощи от него дождаться будет сложно.
По статистике меньше половины аспирантов защищают диссертацию и доходят до финиша. Причина в том числе в незнании организационных моментов.
Специалисты образовательного центра DissHelp помогут определиться с графиком, планом исследовательской деятельности. Разработают точный план работы, на который можно ориентироваться, все успевая и не упуская ни одного важного момента. Это важно как в практическом отношении, так и в плане экономии времени на общение с наставником и утверждением конечного плана, готового документа.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
надо написать научную работу
диссертацию
Здравствуйте, Насим! Ссылка для создания заказа https://disshelp.ru/promo/order.php