Редкий студенческий проект обходится без математических операций. Зачастую авторам приходится доказывать и обосновывать выдвинутую гипотезу точными приемами, основанными на расчетах, конкретных математических законах и правилах. Но далеко не каждый исследователь знает и понимает, как грамотно преподносить результаты математических итераций в тексте. Сегодня мы расскажем о специфике математических методов и описании полученных результатов в студенческих и научно-исследовательских проектах.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки математических расчетов в НИР
Подготовка любой курсовой или контрольной работы, НИР или дипломного проекта не обходится без точных расчетов. Недаром математику именуют царицей наук, ведь только она способна предельно точно определить и оценить текущие тенденции, моменты в каждой науке и обосновать авторскую позицию, проверить состоятельность и степень эффективности выдвинутого предложения, гипотезы.
Результаты математических операций обладают рядом специфических черт. Во-первых, они появляются только по мере реализации конкретных, подходящих действий с учетом действующих правил. То есть сначала нужно располагать необходимой базой данных, затем определить конечный или необходимый для поиска показатель и произвести соответствующие действия над располагаемыми данными. То есть в данном случае обойтись без банальных итераций сложения, вычитания, деления или использования специальных формул и конкретных действий невозможно.
Во-вторых, результаты математических расчетов предстают в предельно точном виде – конкретное число. Этот признак выступает явным достоинством математических моделей и способов определения изменений. Так как он позволяет измерить и сопоставить данные, выделить определенные тенденции или соответствие нормам и пр.
В-третьих, математические расчеты позволяют не просто просчитать конечный результат, но и проследить взаимосвязи конкретных элементов, факторов и оценить влияние каждого отдельно стоящего звена, факта в цепи событий. То есть посредством этого подхода легче установить причинно-следственные связи и можно выделить наиболее сильные или провоцирующие факторы, выработать более точную траекторию или решение в отношении заявленной проблемы.
В-четвертых, очередным признаком математических операций выступает возможность перепроверки корректности и точности аргументов и результатов, констатационный или оценочный характер. В данном случае любой механизм, инструмент или прием можно оценить на предмет эффективности путем сравнения конкретных числовых показателей: частота употребления, выручка, спрос и пр.
Фактически, методы математических расчетов применимы повсеместно – в любых науках и плоскостях, темах, студенческих и научных работах. Рассматриваемые приемы успешно применяются в социологических, психологических и маркетинговых исследованиях, при подготовке экономических, юридических, IT, технических и прочих студенческих работ. С их помощью автор с легкостью оценивает текущее положение дел, определяет конкретные тенденции и их характер, констатирует эффективность предлагаемых методов воздействия и степень разрешенности проблемы и пр.
Фактически, ни одна студенческая работа не обходится без математических расчетов и математической аналитики. Притом для проведения соответствующих подходов не обязательно располагать сугубо числовыми аргументами. Любую текстовую информацию (при грамотном подходе и преобразовании) можно легко трансформировать в математический вид, выделить определенные (значимые для исследования) значения и оценить их.
Способы интерпретации результатов математических операций и полученных результатов
Согласитесь, что видеть в составе основной части курсовой или дипломной работы именно расчеты не приходится. Самые сложные моменты и действия автор производит вне студенческой работы: расчеты, подстановка данных во всевозможные формулы, выведение конечного результата – все это выводится в черновой вариант исследования.
Итоги математических операций предстают в тексте курсовой или дипломной работы в емком и лаконичном виде. В данном случае важно лишь наличие конечного (уже рассчитанного и проверенного) результата в виде числа, показателя, значения.
Самыми простыми и доступными для студентов способами интерпретации результатов математических итераций выступают:
- При исследовании нескольких базовых или ключевых показателей, чисел можно с легкостью преподнести результаты в текстовой форме, обозначив соответствующие элементы и представив их описание, связь, соответствие тем или иным нормам и параметрам и пр.
- Для отражения взаимосвязи или причинно-следственных тенденций чаще всего используют графические способы подачи: диаграммы, графики, рисунки и пр. В данном случае можно показать в очевидном формате зависимость элементов, конечный результат и пр. Главное – уметь грамотно представит соответствующие показатели и данные с помощью указанных элементов: важно уметь строить графики точно, владеть соответствующими уравнениями ИФ формулами, правилами и методами и пр.;
- Констатация общей картины или логически связных элементов производится в табличной форме. В данном случае достаточно грамотно сгруппировать имеющиеся материалы и результаты расчетных операций, выделить конкретный показатель и представить его значение и пр.
Текстовый формат используется редко, так как математические операции в редких случаях обходятся 1 или двумя числами. Чаще всего посредством математических действий авторы успешно демонстрируют изменения, выявляя их причины и связь со следствием. Более того, для текстовой подачи характерно выделение конкретных аргументов и фактов. Притом в этом формате сразу производится аналитика заявленных параметров.
Графический способ не редко заставляет студентов «попотеть», сначала над проработкой и созданием соответствующего рисунка, графика, а затем с его расшифровкой. Чаще всего подобные схемы используются для констатации связи нескольких параметров (двух или трех показателей). Если автор использует в тексте студенческой работы диаграммы, то можно смело сравнивать наибольшее число показателей.
Самый популярный способ преподнесения результатов математических операций – табличный. Он позволяет грамотно и емко преподнести все необходимые показатели, выстроив или объединив их в раздельные таблицы или блоки, изучив закономерности и тенденции.
Оформление каждого из заявленного способа происходит согласно общим правилам и требованиям подготовки основной части проекта.
Основополагающие методы анализа математических расчетов в студенческих работах
При подготовке курсовой, дипломной или научной работы важно не просто располагать конкретными результатами расчетов (число), но и понимать его суть, чтобы в перспективе корректно и грамотно описать и преподнести в тексте исследования, придав ему определенную роль и ценность, позицию.
Чаще всего авторы курсовых и дипломных работ прибегают к следующим видам анализа математических расчетов и итогов.
Первая группа приемов по раскрытию сути и ценности математических значений – сравнительные операции. Они основаны на привычном для студента и простейшем для любого исследователя приеме – сравнение, сопоставление. В данном случае важно располагает как минимум двумя видами данных: текущие расчеты и показатели (отражающие настоящее положение дел в отрасли) и базу для сравнения. В качестве такого фундамента могут служить следующие материалы: нормативные значения (в отношении заявленных показателей), показатели прошлых лет или периодов (для выявления динамики и ее характера), банальный анализ показателей с целью их всеобщего описания (выделение конкретного показателя и его описание – что означает, на что влияет, как отражается на текущем положении и пр.).
Сравнительные операции основаны на умении сопоставлять, сравнивать, выделять особенности, сходства и отличия и пр. То есть они позволяют оценить тенденции и изменения, выделить их характер и обосновать причинно-следственные связи между происходящими событиями и результатами. Данная группа подходов считается самой простой и востребованной в студенческой среде, так как эти методы позволяют разобраться в ситуации, переосмыслить и пр.
Основание для сравнения |
Сравнительные приемы | Констатационные приемы | Логические приемы |
Визуальные методы |
Цель | Сопоставить данные и выделить конкретные аргументы, тенденции | Оценить и выделить конкретные показатели, изменения и их влияние на объект исследования | Проанализировать со всех сторон информационную базу и отметить причинно-следственные связи, корректность и эффективность результатов и выводов | Предоставить итоги исследования в простой и доступной для целевой аудитории форме |
Базовые методы работы | Сравнение, сопоставление для определения отклонения от норм, оценка характера изменений по показателям в динамике и пр. | Ранжирование и шкалирование данных (отдельные параметры, показатели и результаты исследования), общее описание весомых показателей | Факторный анализ, метод конкретизации, экономико-математический анализ, статистический анализ, обобщение | Прогнозирование, математическое моделирование |
Способ интерпретации данных |
Текстовый анализ, таблицы и графики |
Текст, графические материалы и таблицы, методы программирования, макеты, компьютерное и математическое моделирование |
Вторая группа методов изучения и интерпретации итогов математических расчетов – констатационная или оценочная. В ее состав входят такие инструменты и способы изучения результатов расчетов, как констатация фактов и тенденций, ранжирование или шкалирование данных, измерение тенденций и их описание.
Метод ранжирования или шкалирования позволяет расставить показатели в степени их ценности, важности, силе воздействия на объект, выделив тем самым наиболее яркие моменты и факты. Этот подход помогает автору курсовой, дипломной или научной работы расставить все звенья цепи в конкретную последовательность, отобрать наиболее важные факты, моменты для описания проблемы и обоснования авторской позиции. То есть рассматриваемый подход позволяет грамотно сгруппировать материалы и описать конкретные тенденции, отобрать наиболее весомые и яркие аргументы и пр.
Метод констатации позволяет конкретизировать изменения или динамику показателей в отношении заявленной темы и проблемы, то есть уточнить текущее положение дел и обозначить их характер, соответствие нормам и ожиданиям и пр.
Метод измерений позволяет оценить с помощью математических приемов текущие явления и процессы (степень их эффективности, характер и скорость изменений). В данном случае чаще всего используются методы экономического анализа (с анализом и оценкой выручки, прибыли и пр.), определение конкретных технических характеристик или размеров объекта исследования и пр.
Логические приемы анализа математических операций позволяют исследователям тщательно разбираться в теме и ситуации и на основе чисел, изучения показателей устанавливать причинно-следственные связи относительно изучаемых явлений и изменений, выделять характер отклонений и учитывать специфику перемен и пр. Также логические способы анализа помогают автору грамотно сформировать и обосновать выводы в курсовых и дипломных работах на любом этапе исследования, обобщить полученные результаты в единую и целостную картину, показать состоятельность гипотезы и эффективность выдвигаемого решения.
Также логические методы анализа математических данных и результатов математических расчетов помогают переосмыслить каждый показатель, аргумент и определить его место в тексте, конкретизировать влияние на объект исследования и конечный результат и пр.
По способу получения результатов от воспроизведения математических операций можно выделить следующие методы анализа данных: математическое и компьютерное моделирование, прогнозирование. Первый подход предполагает преобразование информации в математическую модель (то есть числовой вид, определенные коэффициенты и данные). Его применение позволяет студентам грамотно представить текущую ситуацию и тенденции, а также оценить предлагаемое решение на предмет эффективности и состоятельности с помощью прогнозных моделей, расчетов и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как грамотно подобрать способы визуализации математических расчетов в тексте студенческой и научной работы?
Результаты математических расчетов – это не просто правильная подстановка данных в специальные формулы и воспроизведение операций сложения, вычитания, умножения и деления. Полученные итоги важно грамотно преподнести, чтобы сакцентировать внимание на важнейших деталях и снизить долю некорректных и недостоверных фактов, изречений в тексте исследования.
Подбирать метод подачи данных, полученных математическим путем, следует с учетом массы факторов. Во-первых, необходимо учитывать принадлежность исследуемой темы и материалов к определенной отрасли или научной плоскости. В этом случае важно подбирать наиболее объективные варианты интерпретации данных с учетом научной плоскости: экономическим НИР свойственны таблицы и графики, техническим – чертежи, макеты, таблицы, гуманитарным – таблицы и аналитика в текстовой форме и пр.
Во-вторых, автор курсовой или дипломной работы должен также полагаться уровень собственной подготовки и умение пользоваться различными программами, подходами, работать с первоисточниками и преобразовывать их в соответствующий вид и пр. Для отражения каждой тенденции, детали важно правильно и корректно ее воспринимать, оценивать и подбирать соответствующий способ визуализации: динамику лучше и проще преподносит в табличной форме, сравнение показателей — графики, диаграммы, таблицы, оценку перспектив выдвигаемого решения – таблицы и графики, макеты и модели.
В-третьих, важно учитывать характер и логическую связь, сопоставимость базовых данных. Далеко не вся информация может быть преобразована в математическую модель или математический вид. Помимо этого, для объективной и адекватной интерпретации выявленных тенденций и результатов важно объединять их в смысловые блоки и выбирать наиболее приемлемый вариант отражении: при большом числе данных лучше всего разбить их на причинно-следственные категории и показать в раздельном тематическом виде (используя графики, специальные программы и пр.). Если же установить взаимосвязь показателей не удается, то можно скомпоновать их в обзорную таблицу.
Таким образом, чтобы грамотно и эффективность преподнести результаты математических операций в тексте студенческой или научной работы, важно оценить ценность каждого показателя, его связь с остальными аргументами и следствиями, показателями, а затем выбрать посильный для себя вариант их описания. Не забывайте подкреплять все таблицы, рисунки, графики и иные вариации аналитическим обзором и выводом.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Хьюстон, сначала выучи правила математики, научись их применять, а там и до анализа данных (результатов) недалеко) но в целом с автором согласен: выделил основные приемы и способы отражения фактов и итогов аналитической работы именно с математическим уклоном.
Здравствуйте, Georg! Рады, что данная статья вас заинтересовала. Конечно же знание правил математики и умение их применять важно. Чтобы грамотно и эффективность преподнести результаты математических операций в тексте студенческой или научной работы, важно оценить ценность каждого показателя, его связь с остальными аргументами и следствиями, показателями, а затем выбрать посильный для себя вариант их описания. Не забывайте подкреплять все таблицы, рисунки, графики и иные вариации аналитическим обзором и выводом. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/struktura-issledovatelskoj-raboty-o-planirovanii-i-strukturirovanii-nauchnyh-trudov/