Каждый студент, выпускник понимает, что для получения диплома ему необходимо подготовить защитить ВКР. Но не все знают, что в зависимости от постигаемой профессии, характера избранной им темы этот проект может иметь теоретический, исследовательский и прикладной характер. Сегодня мы расскажем о тонкостях подготовки к аттестации практической квалификационной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое практическая квалификационная работа?
Практическая квалификационная работа – это одна из разновидностей привычных для выпускников колледжей и вузов дипломных работ. Она обязательна к подготовке для каждого студента, завершающего ход освоения выбранной им специальности.
Без выполнения этого аттестационного проекта невозможно получить диплом об образовании. Он является одним из этапов итоговой аттестации студента. Только после защиты такого материала выпускник может получить желаемую квалификацию, разряд и подтвердить факт освоения профессии, получить допуск к построению профессиональной и научной карьеры.
В зависимости от особенностей постигаемой программы подготовки, уровня образования, моно выделить следующие разновидности прикладных квалификационных трудов:
- При получении основного профессионального образования по программам прикладного бакалавриата – выпускная квалификационная работа. Его подготовка ориентирована на решение реальной проблемы на примере конкретного объекта исследования (организации, отдела и пр.). В этом случае нужна практическая квалификационная работа по профессии;
- При переобучении или получении дополнительного образования – выпускная квалификационная работа при переквалификации (смена профессии), повышении квалификации и пр. Здесь в основу основной части кладут результаты эксперимента, проведенного автором на основе изученного материала и личного опыта. В большинстве случаев слушателям требуется практическая квалификационная работа в соответствии с разрядом.
То есть практическая квалификационная работа подлежит выполнению только выпускникам соответствующих направлений подготовки при колледже, университете или центре дополнительного образования (на определенны условиях). То есть основная задача этого проекта – показать усвоение пройденного курса, наличие соответствующий знаний и компетенций для решения прикладных задач. В этом проявляется аттестационная миссия документа.
Помимо этого, написание прикладной ВКР носит информационный характер и помогает дипломанту тщательнее разобраться в актуальных темах и вопросах по профилю. С помощью этого документа автор освещает и обосновывает собственную идею, позицию, грамотно оперируя научными и статистическими, иными фактами. То есть преподнося конкретную информацию в нужный момент. В этом проявляется функция углубления закрепления знаний, их преобразования в действия и профессионализм.
Написание рассматриваемого аттестационного документа также выполняет аналитическую миссию, так как автору важно диагностировать противоречие и затем исследовать условия его возникновения, факторы, причины и следствия и пр. Без такого подхода сформировать грамотное решение и собрать соответствующую доказательную базу не удастся. То есть такой материал учит также грамотно погружаться в тему, анализировать все нюансы и вырабатывать четкую траекторию решения.
Также прикладная ВКР выполняет творческую задачу. Она проявляется в том, что исследователю предстоит не просто тщательно разобраться в конкретной ситуации, но и предложить новое решение проблемы, которое ранее не использовалось на объекте. Для этого важно проявить креатив и профессионализм в одной связке.
Не менее важной функций ВКР прикладного типа является обосновательная. Ведь выпускнику предстоит грамотно доказать и показать эффективность предлагаемой им идеи, показать актуальность и ценность выбранной тематики. Без качественного обоснования и выводов аттестационный труд превращается в банальный реферат.
Таким образом, практическая квалификационная работа является одним из важнейших документов аттестационного типа. На его основе происходит определение уровня подготовки новоиспеченного специалиста и присвоение ему соответствующей квалификации, категории, разряда и пр. Без подготовки такого труда стать дипломированным экспертом невозможно.
Особенности практической квалификационной работы
Практическая квалификационная работа по профессии или в соответствии с разрядом, категорией имеет ряд специфических черт. Они подчеркивают особенности ее подготовки и значимость в рамках построения профессиональной и научной карьеры.
Первой и очевидной особенностью прикладной ВКР является то, что она выполняется только на выпускном курсе, по мере полного прохождения обучения в рамках избранного направления.
Второй характерной чертой выступает ее прикладной характер. Практическая квалификационная работа основывается на личном участии автора в выработке решения в отношении заявленной им темы и противоречия. Здесь не обходится без эксперимента, практического воздействия на ситуацию с целью улучшить положение дел, смягчить влияние проблемы и пр. То есть автор будет предлагать конкретный план действий, разработки, которые можно будет применить в реальной ситуации (при соблюдении определенных условий, инструкций, параметров и пр.).
Третья специфика проявляется в обоснованности выдвигаемого решения. Автору предстоит показать именно практическую значимость исследования и полученных результатов, выдвигаемой им идеи, уточнить тонкости использования разработки на конкретном примере. То есть доказательная база будет формироваться на основе реальных фактов, эксперименте, наблюдении и пр.
Еще одной особенностью прикладной ВКР выступает ее ориентация на действующий (реально существующий) объект и проблему исследования. Это сугубо проблемно-ориентированное исследование! То есть это не просто научная парадигма, а проявляющаяся на конкретном примере проблематика. То есть в центре проекта будет лежать конкретный, функционирующий пример (организация, отдел, человек и пр.), столкнувшийся с рядом трудностей, ухудшающих его положение и продуктивность. Автору предстоит тотально изучить все факторы, понять причины возникновения противоречия и предложить посильный, реалистичный вариант решения.
Таким образом, прикладная квалификационная работа исследует реальную ситуацию на примере действующего объекта, основывается на реальных фактах, требует личного участия автора, как минимум апробации предлагаемой идеи или тщательного обоснования (на основе прогнозирования, моделирования) и пр.
Правила написания практической квалификационной работы
Практическая квалификационная работа по профессии или по разряду выполняется с учетом ряда общих и характерных правил.
Во-первых, практическая квалификационная работа = тема работы. То есть важно соблюдать принцип тематической приверженности и выбирать то, что подходит вашей профессии, уровень подготовки, пониманию.
Во-вторых, для того чтобы успешно изучить и решить исследовательский вопрос, нужно установить четкие границы, предварительно оценив ситуацию и масштабы «катастрофы»: на что влияет, в чем проявляется, общие параметры «бедствия» и пр. Здесь стоит задуматься о ширине и глубине погружения в тему.
В-третьих, не стоит пренебрегать предварительным изучением темы. Чтобы понять, о чем будет идти речь, какие подходы и методы эффективны, актуальны, стоит провести небольшой литобзор. Притом лучше всего полагаться на современную литературу, методички, рекомендации и пр.
В-четвертых, проектируйте и планируйте собственное прикладное исследование. Здесь важно понимать, что данный принцип призван упорядочить действия, мероприятия, воссоздать логику исследования. Притом проектирование будет нацелено на постановку цели и базовых мероприятий, а планирование – детализацию шагов (пояснение, опорные моменты).
В-пятых, важно соблюдать принцип научной и практической обоснованности. Он предполагает пояснение полученных результатов с научной точки зрения на основе действующих теорий и подходов, а также подтверждение практической ценности выдвигаемой гипотезы. Автору предстоит показывать и доказывать полученные результаты, отмечая их связь, качество.
В-шестых, практическая квалификационная работа по разряду или профессии пишется на научном языке, допуская умеренное использование профессионализмов. Излагать суть и предложения нужно на понятно, четко, конкретно, однозначно. Не забывайте, что материал также должен учитывать нормы авторской этики.
В-седьмых, прикладная ВКР должна учитывать общие и частные правила форматирования, прописанные гостами и в методических рекомендациях учебного заведения.
В целом, процесс выполнения ВКР прикладного типа строго регламентирован и требователен, он в то же время укладывается в традиционные рамки НИР. При тщательном изучении правил, проблем в ходе прикладного изыскания и его описания не возникает.
Этапы выполнения практической квалификационной работы
Практическая квалификационная работа предполагает проведение серьезного исследования, нацеленного на практику, действующую проблему. Сам по себе процесс ее подготовки будет непростым и довольно требовательным. Чтобы написать качественный материал полноценно обосновать авторскую позицию, достаточно следовать следующей схеме действий.
Первый шаг связан с тематическим ориентированием. Практическая квалификационная работа и тема работы – это фактически основная траектория исследования. Важно понимать, что находится в компетенции новоиспеченного специалиста и какие исследовательские вопросы ему посильны, интересны. Выбирать нужно тему прикладного характера, где допустимы реформы, имеется доступ к определенной информации и возможности участия в ситуации и пр. То есть тема носит практико ориентированный характер.
Формулировка темы должна быть простой и емкой, опираться на суть исследования и проблему.
Второй шаг – информационный анализ. Практическая квалификационная работа и тема работы требуют всеобщего погружения. Автору нужно понять, о чем писать и как это делать. Для ответа на указанные вопросы достаточно внимательно изучить методические рекомендации по проекту, где будут прописаны требования по его структуре и содержанию (именно они помогут понять о чем и где, как отмечать), а также изучить литературу согласно тематике. С помощью литобзора автор поймет, какие инструменты использовать, что модно и нужно делать, как обосновывать свою идею, какую гипотезу можно выдвинуть. Притом важно учитывать особенности объекта исследования (ведь по нему также нужна будет определенная информация).
Обратите внимание, что уже на этой стадии автор сможет собрать информационную базу для своего исследования. В дальнейшем по мере необходимости он ее будет дополнять новыми фактами, свежей литературой и пр.
Третий шаг – проектирование и планирование проекта. На этой стадии выпускнику предстоит наметить общие границы исследования, определить ориентиры и базовые параметры, обозначить исследовательский вопрос и методологию тематического погружения и пр.
В рамках проектирования воссоздается логика исследования, а при планировании детализируется каждое мероприятие и намечается формальная структура документа (где будет описываться полученный результат).
Обратите внимание, что подготовленных на этой стадии план исследования и план ВКР не является окончательным. Он может быть измене, если того требуют обстоятельства, факторы и прочие нюансы! Главное – корректировать его обдуманно и аргументировано.
Четвертый шаг – проведение исследования. Это, пожалуй, один из самых сложных и длительных моментов для автора. Практическая квалификационная работа требует внимательности и точности в каждом действии, будь то анализ первоисточников, проведение эксперимента или анализ результатов. В данном случае нужно грамотно оперировать собранной информационной и доказательной базой, подчеркивая выдвинутую идею и отмечая ее эффективность, новизну, значимость. То есть по сути здесь происходит сбор и обработка информации всеми доступными и посильными способами, ориентируясь на практическое применение полученных результатов.
Пятый шаг – описание прикладного исследования и полученных результатов. На этой стадии выпускнику предстоит грамотно, четко показать ход исследования с акцентом на мероприятие-результат. Притом важно не просто описывать, но и демонстрировать соответствующие тенденции с помощью графиков, диаграмм, гистограмм, таблиц, схем и пр. Автору нужно подобрать оптимальный способ отражения информации, предварительно сгруппировав ее и систематизировав. Только на основе правильного сочетания и метода интерпретации можно оптимизировать объем ловко преподнести полученный результат, рекомендации и пр.
Здесь же важно учитывать требования по структуре и содержанию проекта. Во введении достаточно емко охарактеризовать ход прикладного исследования, вылив базовые элементы научного аппарата. В основной части в меру развернуто и аргументированно привести мероприятия и результаты, подчеркнуть их последовательность, связность, степень завершенности и раскрытия темы. В заключении – обобщить итоги и акцентировать внимание на возможностях применения полученных результатов, их новизне, значимости, соответствии изначальной цели. Указанная структурная трилогия может быть доработана с учетом специфики выбранной темы и располагаемой информационной базы, формальных требований к составу и объему исследования.
Шестой шаг – оформление. В данном случае важно привести подготовленную рукопись в «аттестуемый вид». Для этого придется «отрегулировать» настройки текстового редактора. Для этого нужно установить соответствующие поля страницы, шрифт (размер и цвет), межстрочный диапазон, обратить внимание на оформление таблиц и графиков, ссылок и сносок, списков, приложений и пр.
Седьмой шаг – проверка, самоанализ или вычитка. В рамках этого шага нужно внимательно перечитать подготовленный проект и устранить явные недостатки и ошибки, убедится в точности результатов и корректности их описания, качестве обоснования. Практическая квалификационная работы по разряду или по профессии должна быть проверена на плагиат.
Только после комплексной оценки документа он предоставляется далее на проверку научному руководителю, выдвигается на предзащиту.
Восьмая стадия состоит в доработке и корректировке материалов после проверки. Здесь важно устранить или грамотно замаскировать отмеченные недостатки. Далее будет произведена повторная проверка. После того, как рукопись будет одобрена со стороны научного руководителя, деканата, можно приступать к подготовке дополнительных документов к защите: рецензии, отзыв, презентация, защитная речь и пр.
Последним шагом станет защита практической ВКР. К ней также стоит подготовиться, чтобы уверенно представить свое исследование, результаты и убедительно ответить на все вопросы аттестационной комиссии.
Сложности выполнения практической квалификационной работы
Практическая квалификационная работа по разряду или по профессии – проект особый, требовательный. Его выполнение сопровождается рядом нюансов.
Одной из сложностей выступает выбор темы и сбор информации по объекту исследования, которой было бы достаточно для полного раскрытия и выработки эффективного решения. Для этого автору достаточно понимать, о чем писать, на каком примере или объекте исследовать и чем нужно располагать (ресурсы, инструменты и пр.).
Второй сложностью являются возникающие в ходе реализации программы исследования форс-мажоры, требующие корректуры и редактуры мероприятий, внесения изменений. Здесь важно продумать преобразования, чтобы достичь намеченной цели. Лишь в крайних случаях можно адаптировать гипотезу или реформировать цель исследования под текущие обстоятельства и располагаемые материалы, факторы.
Третий нюанс затрагивает особенности описания исследования. Не каждый студент умеет красиво и грамотно описывать выявленные тенденции, убедительно преподносить аргументы, следовать стилистическим нормам и формальным параметрам. Здесь придется следить за «языком», учитывать структуру документа и особенности каждого раздела.
Для некоторых авторов сложно обосновать выбор темы и показать актуальность проблемы. Обычно это отражается во введении кратко и емко. Достаточно выделить исследовательский вопрос и отметить его проявление в науке, отрасли, интерес ученых и общества к нему, частоту проявления.
Еще одна сложность может крыться при уникализации текста после проверки материалов на плагиат. В данном случае особое внимание нужно уделить правильности оформления цитат, «проблемным» участкам (выделенным в программе как копирование). Автору нужно лишь грамотно отреферировать или перефразировать материал, сохранив контекст или «переструктурировать и перегруппировать» информацию.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по написанию и защите практической квалификационной работы
Практическая квалификационная работа пишется одним автором, единолично. Но если возникают вопросы и проблемы при ее подготовке, то можно обратиться за советом к научному руководителю.
Старайтесь не отклоняться от заявленной темы и цели.
Проверяйте все первоисточники на достоверность и точность. Только на базе проверенных материалов можно раскрыть тему, грамотно решить проблему и использовать выдвинутую идею на практике.
Будьте лаконичны и однозначны. Не допускайте сложных или сомнительных, витиеватых формулировок. Каждый результат отражение конкретного действия и следствия, должен быть умело описан и хорошо аргументирован, связан с последующими действиями.
Тщательно следуйте методическим рекомендациям и гостам.
Если самостоятельно справиться с проблемами не удается, обратитесь за помощью к профессионалам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!