Каждый студент стремится учиться без долгов, но не всегда так получается. Написание курсовой работы отнимает немало времени и сил. Казалось бы, материал готов. Но бывают случаи, когда научный руководитель отказывается принимать рукопись и направляет ее в лучшем случае на доработку или вовсе на пересдачу.
Пересдача – как гром среди ясного неба и самый настоящий шок (особенно доя универсанта-хорошиста или отличника, которые не привыкли к такому повороту событий). Сегодня мы расскажем, как миновать такой участи.
СОДЕРЖАНИЕ
Почему следует избегать пересдачи курсовой?
Курсовая работа представляет собой формат индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. Выполнение такого проекта обязательно для каждого вузовца. Как правило, этот тип развития реализуется до сессии. В течение семестра (согласно учебному плану) студенты проводят исследование, описывают его и затем защищают. Но бывают ситуации, когда научный руководитель не принимает подготовленный проект и направляет его с замечаниями не просто на доработку, а именно на пересдачу. Чем это чревато?
Во-первых, пересдача – это процесс повторной защиты материала. То есть первая попытка была провальной. Количество пересдач ограничено.
Во-вторых. Во многих университетах действует правило: без защищенной курсовой вузовец не сможет сдавать экзамены, то есть он не получит допуск к сессии. Из-за этого академический долг будет нарастать сначала в арифметической прогрессии, а затем и в геометрической. То есть риск отчисления нарастает с каждым последующим пропущенным (точнее недопущенным) экзаменом.
В-третьих, пересдача требует более тщательной подготовки: исправления замечаний, доработки исследования и документа в целом, сравнение с изначальным вариантом и беседа с автором по теме и пр. То есть придется не просто в кратчайшие сроки устранить недочеты, но и более тщательно подготовиться к дискуссии, вопросам. Без дополнительных вопросов в этом деле точно не обойтись.
То есть пересдача курсовой может восприниматься двояко. С одной стороны — это шанс улучшить свою успеваемость, качество исследования, а с другой – это механизм «отсрочки» сессии, требующий оперативного реагирования, массы усилий. Поэтому лучше всего избегать данной процедуры. Ниже, мы поделимся советами, как это делать.
Совет 1. Корректное и точное восприятие требований к проекту
Итак, писать курсовую – не значит просто пересказывать прочитанное по избранному вопросу материалы. Здесь важно понимать, что помимо литературного обзора будет присутствовать особая часть – самостоятельное исследование с отражением авторской позиции, идеи. Но прежде, чем заниматься им, важно внимательно изучить правила и требования. Для этого не обязательно разбираться госты (которых, кстати, немало и написаны на довольно сложном языке). Достаточно ознакомиться с методическими рекомендациями.
В этом документе излагаются общие требования к качеству, составу и содержанию проекта, техническим (формальным) и логическим характеристикам исследования. Этот акт разрабатывается научным руководителем или преподавателем-предметником, поэтому в нем будут прослеживаться и частные правила.
Внимательное изучение методички еще точно никому не вредило, а скорее облегчало дальнейший ход тематического погружения. Особое внимание следует уделить структуре документа, объему плагиату, оформлению. Формирование логики исследования чаще всего ложится на плечи автора и его «видение» исследовательского вопроса.
Если после изучения методички возникаю вопросы, есть сомнения или неясности, то лучше сразу же их ликвидировать. Для этого достаточно обратиться за помощью и пояснением к научному руководителю.
Совет 2. Тематическое определение и проектирование
Подготовка курсовой сводится к изучению конкретной темы, исследовательского вопроса. Поэтому от корректности выбора зависит дальнейшая судьба проекта.
Не торопитесь выбирать первое попавшееся направление. Важно тщательно обдумать решение. Проанализируйте все возможные варианты, отметьте наиболее понятные для себя формулировки и тематики. Попробуйте предварительно выстроить ход мыслей: что изучать, с чего начать, как показать, какие материалы понадобятся, как источники уже есть на руках, что останется доделать и пр. Если траектория исследования ясна и даже очевидна, то можно отложить для себя данный вариант.
Такие махинации следует провести с полным списком тем, произведя тем самым сортировку по признакам понятное, посильное, интересное, доступное, результативное. Как только все условия соблюдены, можно смело утверждать тему исследования.
Чтобы упростить ход исследования и подготовки курсовой к защите, стоит выбирать такую тему, которая:
- Ясна изначально;
- По ней проводились ранее исследования и есть наработки в виде научных статей, рефератов, литературного обзора и пр.;
- Поиск первоисточников несложен, количество материалов достаточно для полного раскрытия и решения исследовательского вопроса;
- Автор понимает и представляет, как может провести исследование и к каким результатам стремиться.
От правильности и осознанности в выборе темы зависит дальнейший ход действий, уровень сложности выполнения исследования и скорость его проведения, оформления.
Если у студента возникают сомнения, вопросы относительно тематического проектирования, то стоит проконсультироваться с наставником.
Совет 3. Планирование времени и исследования
Разработка и написание курсовой работы по любому предмету – процесс длительный. Качественно провести исследование и описать его за пару часов не удастся. Здесь важна предварительная подготовка. Более того, все действия по подготовке студенческого проекта к защите производятся параллельно основному учебному процессу. Это усложняет и ход выполнения проектного задания, и ученый процесс в целом.
Поэтому важно грамотно пользоваться приемами тайм-менеджмента:
- Составить план курсовой (вопросный или тезисный) и наметить логику исследования;
- Определить график выполнения каждого раздела или документа в целом с ориентиром на дату защиты, сдачи материалов на поверку и пр.;
- Правильно расставить приоритеты и оперативно приступать к выполнению заданий.
Учтите, что планирование будет затрагивать как ход исследования (план работы), так и сроки проведения всех необходимых мероприятий по описанию полученных результатов и оформление документа.
План работы предполагает выстраивание четкой последовательности действий и подготовку «оглавления» проекта с разбивкой документа на главы и параграфы.
Планирование времени предполагает определение распорядка дня и выделение времени на проведение необходимых процедур для тематического погружения и раскрытия. Важно установить четкие сроки исполнения плана исследования, учесть время на доработки, коррективы, описание и оформление и пр.
При планировании времени также можно ориентироваться на техническое или простое задание на курсовую работу, где научный руководитель наметит приблизительный промежуток времени на сдачу материалов на контроль и пр.
С помощью планирования не только определяется четкая логика и план мероприятий, но и устанавливается темп проведения исследования и его оформления с учетом на действующие дедлайны и учебный процесс. Притом студенту предстоит грамотно нормировать свою нагрузку, чтобы преуспевать во всем без рисков и ущерба.
Совет 4. Качественная литература и наработки
Написание курсовой требует использования информационной базы. То есть без первоисточников в данном деле не обойтись. Но далеко не каждая литература может быть включена в проект. Здесь важно соблюдение ряда правил:
- Тематическое совпадение и ориентация на цель проекта;
- Актуальная и достоверная информация, которую можно перепроверить;
- Доступные первоисточники;
- Разнообразие данных: обзор, статья, учебник, научная работа и пр.;
- Отказ от дублирования данных и определение роли, контекста для каждого первоисточника.
Автору следует понять и выделить, какую пользу и роль сыграет каждый источники информации в его исследовании, где (в какой части исследования) он может быть применен и как его правильно использовать. Важно избегать банального копирования данных, дабы то чревато проблемами с уникальностью текста и соблюдением норм интеллектуальной собственности, авторской этики.
Используемая информационная база призвана представить общие представления по теме и помочь автору в проверке и обосновании выдвинутой им идеи, позиции, полученных результатов и выводов.
Студенту важно грамотно перерабатывать и использовать подобранные материалы. Для этого достаточно знать приемы реферирования, группировки и преобразования, структурирования и пр. Учите, если ранее не было опыта работы с большим объемом, то быстро и правильно задействовать первоисточники не удастся! Поэтому важно учесть этот момент при планировании времени и объема работы.
Совет 5. Правильная структура и хорошее содержание проекта
Курсовая работа – это не просто беглый обзор темы, а самое настоящее серьезное исследование. Одним из обязательных требований к документу является наличие четкой структуры.
Обязательно соблюдайте требования по формальной структуре документа. Она представлена в виде классической триады. Но основная часть подлежит детализации с разбивкой на главы и параграфы. В них будет прослеживаться логическая структура исследования. Притом важно грамотно озаглавить соответствующие части.
Структура проекта – это общее строение, траектория исследования. Но не менее важно грамотно преподносить описание реализованных мероприятий и полученных результатов, то есть систематизировать материалы в единую картину с акцентом на результат и его обоснование, связность.
Каждый параграф подлежит также грамотному структурированию по смысловым блокам. Важно разбить материал на абзацы и грамотно изложить все моменты, выводы, итоги: связно, понятно. То есть автору нужно не только следовать плану, но и умело оперировать располагаемыми фактами, результатами, выводами и мнением.
Чтобы упростить процесс написания текста курсовой, еще на этапе планирования и сбора информации следует пометить тезисы и опорные слова, сделать небольшие заметки (что и где будет упомянуто, отмечено, какие источники включены и пр.).
Помните: процесс структурирования данных затрагивает не только общий состав курсовой, но и упорядочивание текста в каждом разделе, главе. Будьте внимательны. Следите за логичность и связностью текста, общей складывающейся картиной.
Совет 6. Разнообразие в интерпретации результатов исследования, грамотность, письменная коммуникация
Отражение хода исследования, описание и обоснование полученных результатов, выводов производится в комбинированной форме. Ни одна студенческая работа не будет допущена до защиты. Если она оформлена только в текстовом формате. Автор должен показать и доказать умение не просто пересказывать, а именно перерабатывать данные, то есть грамотно их сортировать, группировать и преобразовывать в новый визуально понятный вид.
В основной части проекта важно использовать комбинации текста и таблиц, графиков, диаграмм, схем. Притом у каждого варианта интерпретации данных будет своя специфическая черта в оформлении и особенности интерпретации.
Таблицы чаще всего используют при отражении общих расчетов, для описания основной картины, явлений, тенденций. С помощью графиков автор подчеркивает тенденции, изменения или взаимосвязи между рассматриваемыми аргументами.
Иллюстрации призваны наглядно показать соотношение или визуализировать предложение автора (разработку).
Более того, именно преобразование информации в новый формат помогает студенты повысить уникальность текста и без проблем в перспективе пройти нормоконтроль.
Если автор не в силах самостоятельно перерабатывать собранные первоисточники, грамотно их употребить в составе проекта, процитировать или отметить в общей увязке с личным мнением, идеей, то такой материал чаще всего бракуется еще на этапе промежуточной проверки, а если допущен до защиты – то направляется на доработку и пересдачу.
Совет 7. Использование современных инструментов и возможностей
Написание курсовой работы – индивидуальная прерогатива студента. Согласно общим правилам и гостам, такое исследование он должен проводить самостоятельно под наставничеством опытного руководителя. То есть он может обращаться к нему за советами, подсказками, консультацией и пр.
В век информационных технологий процесс подготовки студенческих проектов значительно облегчен. Поиск информации моно произвести за считанные минуты. Но и это не все. Вузы не воспрещают использование в проектной деятельности искусственного интеллекта и нейросетей, которые могут взять на себя сбор и обработку первоисточников.
Но с такими инструментами стоит быть предельно аккуратными. Не торопитесь полностью доверять ИИ. Обязательно перепроверяйте подготовленную им базу, текст на достоверность и актуальность, корректность употребления, грамотность. Даже современным технологиям нечужды ошибки. Более того, подготавливаемый ими материал чаще всего преподносится в нейтральном свете, без авторской позиции. Это важно вовремя исправить и доработать.
То есть используйте нейросети, сервисы на основе ИИ для поиска и преобразования информации, но не забывайте проводить ее фактчекинг и доработку с акцентом на идею, цель исследования и авторскую позицию. Важно удостовериться в его точности, надежности и очеловечить.
Совет 8. Оформление
Чаще всего ошибки встречаются именно в форматировании документа, то есть его визуальной части – оформлении. Конечно, из-за пары запятых ли орфографических ошибок в середине проекта материал браковать не станут. Но все же нужно стараться писать грамотно. Корректно и соответствующим образом оформлять результаты исследования.
Предельно точно следуйте методичке. Изначально настройте параметры страницы. Следите за цветом и размером шрифта текста при повествовании и отражении таблиц, графиков и пр.
Обратите внимание на корректность употребления цитаты: уместна ли она, какую роль играет насколько значима и ярка и пр. Также учтите правила цитирования и проверьте расстановку соответствующих знаков препинания, согласно стилю цитирования и лингвистическим параметрам.
Внимательно пройдитесь по списку литературы. Учтите порядок оформления библиографической записи с учетом вида первоисточника. Внимательно сопоставьте правильность расстановки данных знаков препинания. Также оцените правильно форматирования ссылок и сносок по всему тексту.
Проверьте правильность оформления и заполнения таблиц, графических материалов: их расположение на странице, масштаб, заголовок, нумерацию и пр.
Важно не отклоняться от гостов или как минимум требований оформления по методичке.
Совет 9. Плагиат
Курсовые работы подлежат обязательной и безусловной проверке нам плагиат. Как правило, в университетах оценивают уровень технического плагиата. Он устанавливается с помощью специализированной программы с подключенным набором модулей (их каждый вуз определяет самостоятельно).
Уточните минимальный уровень оригинальности текста, который позволит универсанту получить допуск к защите. Чаще всего он находится в районе 60-65%.
Но не стоит забывать о логическом плагиате. Когда студент описывает теории, разработки без указания их автора. По смыслу повествования можно подумать, что все описания ив Высказывания, принадлежат его руке. Но это не так. Логический плагиат замечается не так часто, но проблемы от такого нарушения могут возникнуть серьезные (ели автор оригинала направит соответствующее заявление в суд).
Чтобы уникальность курсовой была на высоком уровне, важно минимизировать долю копирования и цитирования и повысить качество переработки первоисточников.
Совет 10. Учет замечаний и советов руководителя, корректура и редактура, согласование правок
В процессе написания проекта важно учитывать не только методичку, формальные правила подготовки документа, но и сторонние факторы. Нередко научный руководитель отмечает, чтобы он хотел увидеть в курсовой, как лучше преподнеси материал, какие выводы целесообразны, какие формулировки точнее и лучше звучат и пр.
Не спешите пропускать мимо ушей и пренебрегать советами! Любое напутствие, пожелание стоит услышать и понять. Ведь оно нацелено на повышение качества исследования и развитие студента. Притом если не учесть ни одну из рекомендаций, то наставник это явно заметит по тексту в ходе ознакомления с рукописью. Доработка будет неизбежна.
Особое внимание также стоит уделить замечаниям, как правило, они подчёркивают слабые места в курсовой. Если их не ликвидировать, то автор как минимум получит сниженную оценку, а как максимум — недопуск к защите или провал с дальнейшей пересдачей.
Постарайтесь действовать согласованно, обдуманно и тандеме с научным руководителем. Поверьте, он не посоветует плохого и бесполезного!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Совет 11. Подготовка к защите
Курсовая работа подлежит защите, но проходить она может как публично, так и индивидуально, то есть с определённой церемонией или в более неформальной обстановке (диалог с научным руководителем по теме проекта). Данный нюанс следует уточнить.
Независимо от утверждённого варианта защиты, подготовиться к ней все же придется. Внимательно перечитайте материал, составьте план защитной речи или напишите ее полностью, порепетируйте.
Чем лучше вы знаете ход исследования, владеете темой, тем легче защитить проект!
Указанные рекомендации работают всегда и помогают универсантам миновать пересдачи курсовой. Будьте внимательны, оригинальны, точны, тематически подкованы и успех гарантирован.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
именно с пересдачей ни разу не встречалась. недопуск – явление частое среди студентов. а именно пересдача, как провал на защите и повторная защита – слышу впервые. но написано интересно. спасибо за советы)