Казалось бы, профессии «учитель», «преподаватель» — самая что ни на есть бессмертная и востребованная. Но как показывает практика, далеко не каждый выпускник педагогического факультета или колледжа/вуза спешит строить профессиональную карьеру по специальности. Но даже самые целеустремленные новоиспеченные специалисты сталкиваются с массой проблем при построении карьеры педагога. Сегодня мы расскажем о всех нюансах в профессиональном движении квалифицированного педагога.
СОДЕРЖАНИЕ
Кому подходит профессия педагога?
Наверняка, каждый из Вас в детстве мечтал стать учителем. Но в силу возраста дети не способны полноценно воспринимать всю суть данной отрасли и специфику профессии, а позже приходит смена настроения, предпочтений. В результате поступают на педагогические профили лишь до 20% от всех мечтателей.
Преподаватель – это не просто дипломированный специалист, который должен обучать детей, студентов или слушателей конкретным наукам, развивать определенные навыки и таланты подопечных. На самом деле функции этого эксперта намного шире. Но данная профессия подходит далеко не всем желающим и даже не всем выпускникам педагогических вузов и колледжей.
К кандидатуре учителя выдвигается ряд формальных и неформальных требований, позволяющих в общей сложности сформировать полноценный портрет специалиста и определить степень подходимости для индивида.
Обязательные требования к претенденту |
Дополнительные требования к претенденту |
Сопутствующие условия и факторы |
Наличие профессионального педагогического образования | Стаж (опыт) работы в качестве педагога или научного работника | Ограничения по возрасту |
Наличие высшее профессионального образования (необязательно педагогическое) | Наличие квалификации, категории, сертификатов о дополнительном обучении | Требования относительно наличия детей и пр. |
Положительные показатели на предыдущем месте работе или показатели подопечных | Рабочая нагрузка | |
Научные достижения | Уровень зарплаты | |
Навыки профессионального делопроизводства | Характеристика целевой аудитории (учащихся) и требования по дополнительному обучению, стажировка |
Для того чтобы работать в образовательном заведении претендент на место преподавателя должен удовлетворять классическим, но обязательным параметрам:
- Иметь профессиональное образование – педагогическое. Уровень образования существенной роли не играет (колледже или вуз), но для развития научного потенциала и продвижения по карьерной лестнице лучше иметь высшее образование;
- Обладать достаточными знаниями и навыками в рамках профессиональной области и деятельности: то есть хорошо владеть предметом, который намерены преподавать, уметь решать задачи всех уровней сложности (это немаловажно, ведь именно педагогам предстоит готовить выпускников к ЕГЭ и поступлению и пр.);
- Уметь грамотно подбирать педагогические или психологические иные методы воздействия на подопечных, находить общий язык с каждым ребенком и пр.
В числе дополнительных критериев профессионального плана работодатели нередко требуют предоставить документы, подтверждающие следующие моменты:
- Наличие опыта работы в качестве педагога ив любом образовательном заведении (работа с детьми конкретного возраста, особенностями в развитии и пр.);
- Наличие квалификации или категории (или как минимум желание пройти курсы по повышению квалификации и пр.);
- Наличие авторских разработок образовательных программ по предмету и пр.;
- Уметь планировать ход занятий и общую траекторию обучения в рамках поверенного направления, предметной или научной области и пр.;
- Наличие опыта в ведении делопроизводства по педагогике: формирование документов (рабочие программы, план-конспекты, ФОС и КОС и пр.);
- Иметь положительный опыт в преподавании или демонстрировать высокие показатели успеваемости и качества обучения подопечных: высокий процент успешно выполненных КСР, ВПР, ГИА и ЕГЭ и пр.
Таким образом, наличие профессионального педагогического образования является обязательным условием для трудоустройства в любое учебное заведение. Все дополнительные параметры и критерии начинающий учитель сможет заработать в процессе трудовой деятельности.
Немаловажным параметрами успешного преподавателя нацеленного именно на результат, выступают:
- Терпение, ведь порой один и тот же момент, тему приходится объяснять многократно каждому слушателю, чтобы получить желаемый эффект;
- Творческий подход к делу, который позволит замотивировать и повысить интерес учащихся к предмету или теме, сделать занятие более интересным и понятным. Согласитесь, детям интереснее играть, чем зубрить. Опытные педагоги нередко используют в своей практике методы деловых игр и пр.;
- Индивидуальный подход. Несмотря на то, что чаще всего педагогам приходится работать с группой лиц, важно не просто работать с коллективом в целом, но и учитывать особенности каждого участника, уметь вовремя подстраиваться под их особенности, упрощать ход занятий и раскрытие темы и пр.;
- Владение инновациями и современными устройствами. Сегодня учебная деятельность тесным образом сопряжена IT-возможностями: электронные журналы и дневники, делопроизводство, взаимодействие с учащимися и коллегами, дистанционное обучение и пр.
Работать преподавателем в школе, колледже или вузе посильно не каждому. Притом важно не просто соответствовать заявленным критериям, но и постоянно самосовершенствоваться и развиваться в профессиональном плане, стремиться к совершенствованию отрасли и пр.
С чего начать карьеру педагога?
Задумываться о развитии карьерной лестницы следует еще до поступления в колледж или вуз на выбранную специальность. Важно понимать, где можно трудиться дипломированному специалисту, в чем состоит его работа и основные обязанности, какие факторы учитывать и пр.
Поэтому начинать карьерный рост (особенно выпускнику педагогического вуза или суза) целесообразно с самоанализа. В рамках данной деятельности важно изучить требования окружающей среды, а также собственные возможности, интересы и способности. Наиболее важными вопросами в рамках самоанализа начинающего преподавателя являются:
- Где я могу работать по специальности (в каких учебных заведениях)?
- С какими детьми мне посильно работать (обычные со средним развитием, одаренные, «особенные» и пр.)?
- И пр.
Ответы на указанные вопросы позволит понять сферу действия и определить место, где искать рабочее место для трудоустройства.
Самыми распространёнными вариантами для поиска организации в сфере образования где требуется конкретный преподаватель выступают:
- Обращение за содействие в трудоустройстве в ЦЗН или кадровые агентства;
- Обращение с целью уточнения действующих вакантов на базе средних образовательных заведений в отдел образования или муниципалитет города;
- Непосредственное обращение в образовательное заведение с целью уточнения потребности в специалистах и заполнения резюме, анкеты, прохождения собеседования (чаще всего практикуется в колледжах и вузах);
- Обращение в частные центры образования;
- Серфинг по сайтам и форумам, социальным сетям, связанных с трудоустройством;
- Рекомендации знакомых, друзей и пр.;
- Доски объявлений во всех проявлениях: начиная от газет, вывесок у подъездов, и заканчивая «сарафанным радио» и пр.
Искать информацию о месте, где требуется квалифицированный педагог можно любыми способами, но уточнять все нюансы нужно непосредственно в выбранном учреждении в ходе очной встречи.
Во время поиска рабочего места новоиспеченному (и любому даже опытному) педагогу целесообразно акцентировать внимание на следующих моментах:
- Внимательно исследовать все требования работодателя, описанные в объявлении: что он ожидает, кто требуется, какие качества и параметры необходимы. В данном случае важно понять, подходит ли индивид под указанные критерии;
- Изучить данные об организации и подготовиться к собеседованию: почему Вы выбрали это учреждение, чем оно вас привлекло, почему вы решили стать педагогом, каким вы видите себя на рабочем месте через 1-5 лет и пр.;
- Подготовить список вопросов, которые необходимо уточнить на собеседовании: требования к одежде, нагрузка, возможности дальнейшего карьерного и профессионального роста, научное развитие педагога, уровень оплаты труда и факторы, влияющие на размер выплат и пр.
На сегодняшний день система образования испытывает дефицит квалифицированных педагогов. Несмотря на то, что колледжи и вузы ежегодной выпускают свыше нескольких тысяч дипломированных специалистов, не все они спешат работать в рамках освоенной профессии. Притом причинами такого отторжения от специальности является низкий уровень оплаты труда начинающих педагогов и учителей, высокие требования со стороны руководства, суровый график работы и постоянно меняющиеся требования к качеству образования (ФГОСы, ГОСТы, учебники, задания и пр.).
Начинать построение карьеры важно с грамотной самопрезентации. Для этого важно иметь не только диплом о педагогическом образовании, но и ряд дополнительных документов: резюме и портфолио, рекомендации, результаты медкомиссии, если имеется опыт работы – то трудовая книжка. Далее важно грамотно преподнести сведения о себе, подготовиться к собеседованию (узнать основные сведения об организации, отзывы о ней и пр.).
На собеседовании важно грамотно отвечать на поставленные вопросы, культурно, профессиональном и не бояться задавать интересующие вопросы для уточнения всех нюансов.
В любом случае для трудоустройства сначала нужно сформировать список организаций, где наблюдается потребность в педагогах (с учетом имеющейся профессии), выбрать наиболее подходящие варианты из них и подготовиться к собеседованию, настроиться на позитивный исход. Учтите, что собеседование проходит очно. Притом не исключен поэтапный отбор: сначала собеседование на базе образовательного заведения, а затем в департаменте образования (или наоборот) и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
С какими сложностями сталкиваются выпускники при трудоустройстве и построении карьеры педагога?
Начинающему преподавателю приходится нелегко с самого начала. Из-за отсутствия реальных представлений о предстоящей работе, опыта и практики им предстоит учиться на собственных ошибках и опыте коллег.
Первой и очевидной сложностью является трудоустройство. В данном случае наиболее выраженные преграды могут быть связаны, как с заявленными критериями и соответствием им, так и несовпадением ожиданий и реальности. Выпускнику предстоит обойти все учебные заведения и оставит в них резюме или пройти собеседование. А далее дело техники: выбрать тот вариант, который наиболее полно соответствует потребностям и ожиданиям, позволяет раскрыть потенциал и построить карьеру в перспективе.
На этапе трудоустройства можно выделить следующие нюансы:
- Страх собеседования;
- Отсутствие реальных профессиональных навыков и качеств для работы;
- Несоответствие заявленным требованиям: отсутствие опыта работы или знаний, владения отдельными инструментами, квалификации и пр.;
- Изначальное неудовлетворение от обещанных размеров оплаты труда, нагрузки и пр.
Начинающему педагогу важно заработать авторитет, а для этого в первые годы придется работать на износ, удовлетворяя требования начальства, обретая опыт работы по профессии и решая проблемы в системе образования и пр.
Сложности начинающего педагога |
Описание, разъяснение, в чем проявляется? |
Решение |
Трудоустройство | Новоиспеченный специалист не знает, где искать подходящее место работы и с чего начать поиск, на что обратить внимание при изучении требований и условий работодателя, как грамотно соотнести текущий уровень подготовки и требования компании | Тщательный самоанализ и анализ внешней среды, подготовка портфолио |
Рабочий процесс | Адаптация к новым условиям и коллективу, адаптация с подопечными, нагрузка и планирование занятий, проблемы с обретением репутации и авторитета | Тщательное планирование дел и занятий, ответственный подход к делу, индивидуальный подход к учащимся, творческая инициатива в организации и проведении занятий |
Индивидуальные проблемы | Моральная незрелость или неготовность к трудовым будням, боязнь критики и конфликтов, слабая профессиональная подготовка и пр. | Самообразование, дополнительное обучение, стажировка, научная деятельность |
В первые месяцы работы новоиспеченного преподавателю предстоит подстроиться под заявленное расписание, требования и правила учебного заведения, поверенные ему группы и классы и пр. В данном случае сложности состоят в грамотной разработке плана занятий, подготовке к каждому предстоящему уроку, развитие навыков по групповой и индивидуальной работе, гибкость и адаптация под текущие условия и возможности, подключение инициативы и творческого подхода к организации и проведению занятий и пр.
Молодому педагогу трудно завоевать доверие учащихся, заработать авторитет и достойную репутацию, расположить к себе современное поколение и донести до них информацию, согласно предмету и заявленной теме занятия. Притом авторитет должен основываться не на страхе и диктатуре, а на дружбе с подопечными и лидерских качествах, наставничестве. Для их преодоления важно располагать коммуникационными навыками, владеть и понимать действие методов педагогического воздействия, уметь устанавливать дисциплину на занятии и пр. Также сложности могут преследовать специалиста на этапе планирования занятий. В этом деле лучше всего обратиться за советом к опытным коллегам.
Проще всего начинать педагогическую карьеру новоиспеченным преподавателям в заведениях среднего образования (школы, гимназии, лицеи). Именно здесь отмечается острая нехватка кадров. В государственных центрах образования рады любому кадру: будь то опытный и неопытный дипломированный специалист. Но рассчитывать на высокую зарплату (особенно только что подготовленному дипломанту) не стоит. У начинающих работников в сфере образования зарплата едва ли превосходит МРОТ, а ее рост напрямую связан с финансированием государства, достижениями педагога и его подопечных, наличие квалификации или категории и пр.
Если же работать на чьих-либо условиях не получается, то можно задуматься о развитии собственного дела: репетиторство, тьюторство, онлайн-курсы и школа, образовательный блог или портал и пр. притом работа в образовательном заведении может вестись параллельно с указанными видами деятельности, принося моральное и финансовое удовлетворение, содействуя более быстрому развитию и адаптации специалиста од реалии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Можно ли работать преподавателем без соответствующего профессионального образования?
Педагог без педагогического образования – равносилен сапожнику без сапог. Для трудоустройства в любое образовательное заведение важно иметь за плечами соответствующее образование и квалификацию «педагог» или «исследователь».
В частности, для работы на базе школы или гимназии (среднего общего образования) важно иметь именно педагогическое образование: для развития начальных классов – педагог начального образования, для развития детей средней школы – педагоги-предметники.
Для работы в вузе наличие педагогического образования не столь существенно, но важно, чтобы эксперт разбирался в конкретной научной плоскости, глубоко владел подведомственными ему дисциплинами. Например, работу в вузе можно начинать с должности ассистента, но для этого придется поступать в аспирантуру. Также устроиться в вуз можно имея за плечами магистерское образование. В этом случае новоиспеченному исследователю предстоит преподавать дисциплины, связанные с научной плоскостью по его специальности.
Но с развитием интернет-технологий стало возможно работать в качестве репетитора, тьютора или преподавателя и без образования. Для этого порой достаточно качественной самоподготовки и саморазвития, владения предметом и развитие частного онлайн-проекта в системе дополнительного образования. Но будьте готовы к тому, что заказчики услуг могут потребовать рекомендации, результаты предшественников (выпускников, подопечных и пр.).
Спрос на неквалифицированных «педагогов» невелик и чаще всего сводится к подбору человека, который будет помогать ребенку в выполнении домашнего задания. Согласитесь, что педагог без соответствующего образования не в силах подготовить подопечного к серьезным испытаниям и поступлению в вуз. В этом деле требуется тотальное владение предметом и внутренними нюансами. Умение просто и доступно разъяснять сложные моменты и пр.
Как развивать карьеру педагога?
Итак, как мы уже отметили выше: самый простой способ найти работу педагога – это проштудировать все ресурсы и платформы, обойти лично все образовательные заведения. Но быстрее всего найти место – на базе государственных и муниципальных учреждений, которые публикуют свои потребности на официальных сайтах, направляют заявки в департамент образования и ЦЗН.
Далее по мере трудоустройства важно грамотно строить карьеру педагога. В данном случае речь пойдет о двух наиболее важных срезах и возможностях. Первый – непосредственно карьерный или вертикальный рост, который предполагает повышение по должности. Казалось бы, что может повысить преподаватель кроме квалификации? Конечно, в данном случае за имеющиеся за плечами заслуги, достижения подопечных, инновационный и/или творческий подход к делу и пр. преподаватель может продвинуть на такие ступени, как: заместитель директора (по определённой части и пр.), директор и пр.
Педагоги в рамках профессионального образования могут продвигаться по карьерной лестнице с учетом имеющегося стажа работы, категории, научного развития, статистических и иных показателей качества обучения и пр. Здесь трудовая градация начинается с должности ассистент, преподаватель, а затем платно перетекает в старший преподаватель, заведующий кафедры, заместитель декана, декан, заместитель ректора, ректор и пр.
Обратите внимание, что вертикальный рост педагога в колледже и вузе тесным образом связан со вторым видом карьеры – профессиональной (или научной, академической). Она предполагает расширение компетенций специалиста посредством дополнительного обучения, саморазвития, научной деятельности и педагогических экспериментов, прохождения курсов повышения квалификации или курсов по переподготовке и пр.
Профессиональная карьера сопровождается личными достижениями на рабочем месте (улучшение показателей качества обучения подопечных, разработка уникальных или инновационных программ обучения), научной деятельностью (публикации, эксперименты, самоанализ и пр.).
В любом случае чтобы построить карьеру педагога важно получить опыт в данной среде, лично столкнуться с проблемами и решать их по мере возможности и способностей.
Какие ошибки допускают начинающие педагоги в начале карьеры?
Итак, «дипломная черта» пересечена, рабочее место найдено. Казалось бы, учи да и только. Но на самом деле деятельность квалифицированного педагога не столь проста. Ниже мы расскажем о самых распространенных ошибках, которые допускаю новоиспеченные специалисты в начале профессионального пути.
Ошибка №1. Авторитет и авторитарный стиль. Первым делом, молодой специалист стремится установить на своих занятиях дисциплину и заработать определенный авторитет, который бы заставил слушателей концентрироваться на заявленной теме, внимательно слушать педагога и вникать в новый материал, обеспечивая дисциплину и тишину. Чаще всего подобный порядок организуется слишком жестокими методами: повышение голоса, исключение непослушного учащегося из аудитории, занижение оценок, замечания выговоры, конфликты с подопечными и их родителями и пр.
Авторитет педагога важно зарабатывать без насилия и давления. Лучше всего акцентировать внимание на лидерские качества специалиста, развивать дружественные отношение с подопечными, но с учетом правил субординации. Дети должны учиться, а не следовать только по указке.
Ошибка №2. Слишком близкое восприятие происходящих явлений на свой счет. Начинающие педагоги ожидают, что будут работать с «идеальными и послушными» детьми, которые пришли в заведение за знаниями. Но на практике они сталкиваются с самым разным поведением: от послушания до драк и агрессии, неадекватного поведения и пр. Притом многие новоиспеченные учителя полагают, что именно они виноваты в поведении ребёнка, что не могут справиться с ними.
Сегодня все чаще звучит фраза «Педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику». Но не стоит воспринимать ее буквально. Согласитесь, что индивидуально работать в группе из 20-30 человек просто невозможно!
Нарушение дисциплины со стороны ребенка – не всегда вина педагога. Для решения данной проблемы важно поговорить с «нарушителем» и его официальными представителями.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ошибка №3. Слабая или чрезмерная подготовка к занятию. Начинающий педагог не имеет четких и ясных представлений о планировании урока, темы с учетом выделенного времени. Отсутствие подготовки приведет к тому, что тема будет раскрыта точечно, нелогично, непонятно для целевой аудитории. Чрезмерная подготовка сопровождается слишком большим объемом данных, который попросту невозможно всецело раскрыть за одно занятие.
Более того, чрезмерная подготовка требует массы времени и сил. Если преподаватель ведет несколько предметов, то важно грамотно все рассчитать и преуспеть. Не стоит усложнять рабочий процесс. Не обязательно все занятия проектировать творческим подходом и инициативами. Что мешает пользоваться методичками, готовыми шаблонами и пр.? На первых порах лучше всего научиться следовать классическим канонам преподавания, подключая творческий потенциал по возможности, не загромождая профессиональный путь новыми проблемами.
Для начала подготовьте обязательные документы для проведения занятия: план-конспект, программа, задания и пр. Далее по мере возможности можете модернизировать занятие.
Ошибка №4. Сложная подача материала. Начинающие педагоги не всегда обладают навыками по упрощенной подаче информации по предмету и теме. Молодые специалисты предпочитают рассказывать в «учебной манере», зачитывая фрагменты из соответствующей литературы, выражаясь аналогичным языком.
Основная задача педагога – донести до подопечного суть в рамках заявленной темы и предмета с учетом его уровня развития, подготовки и пр. Поэтому важно не зачитывать записи и учебники, а объяснять на простом, понятном и доступном языке.
Ошибка №5. Быть на связи 24/7. Преподаватель – это такой же человек, который имеет личную жизнь, интересы, хобби. Он не обязан жить на работе, жито только работой и ради работы. Конечно, культуру и этику никто не исключал.
Начинающие педагоги стараются настолько влиться в коллектив, сблизиться с ним, решать любые проблемы и вопросы, что оставляет студентам личный номер и потом не знает покоя. Изначально утвердите рабочий режим и время для урегулирования соответствующих проблем и вопросов. Работа не должна мешать личной жизни и превращаться в паранойю.
Рекомендации для начинающих преподавателей
Старайтесь не диктовать условия, а завоевать доверие и расположение учащихся и их родителей. Лучше всего строить авторитет на взаимодействии, контакте и дружелюбии, чем на ненависти, постоянном контроле и наказаниях.
Планируйте каждое занятие. Начинайте намечать ход обучения согласно обязательным правилам. Традиционными методами, а далее по мере возможности – разбавляйте план новыми данными, методами, форматами и пр. то есть сначала нужно сформировать основной кастет и только потом (если есть время, силы и возможности) модернизировать его.
Не стремитесь объять за одно занятие много. Лучше выделить самое важное и сложное, разъяснить это на пальцах, а остальное оставить на самоизучение и вопросы для самоконтроля, разбор на семинарском занятии и пр.
Учитесь взаимодействовать с подопечными, предоставляя им немного свободы. Им предстоит изучать, а не подчиняться строгим указаниям. Важно, чтобы они понимали тему и могли допускать ошибки, осознавать их и учиться на них.
Не бойтесь просить совета или помощи у коллег. Ввиду отсутствия опыта и реальных представлений о том, как грамотно преподавать, о чем говорить, какие задания выполнять и пр. Чтобы облегчить профессиональный и карьерный путь, не отрекайтесь от самообразования, дополнительного обучения, курсов по повышению квалификации и пр.
В ходе учебного процесса наблюдайте за слушателями, старайтесь выявить их особенности, точки опоры и воздействия, чтобы найти индивидуальный подход в любой ситуации.
Молодому и даже опытному педагогу не стоит опаздывать на работу и занятия. Лучше всего прийти в аудиторию пораньше и подготовиться согласно намеченной плану, конспекту и пр. Но и задерживаться на работе – плохой признак. Старайтесь уложиться в строго отведенное для этого время и не нести «рабочую волокиту» домой.
Учитель – это не просто наставник, а самый настоящие лидер и образец для подражания. Педагогу важно соблюдать не только профессиональную этику, но и правила дресс-кода: деловой, классический или сдержанный вид обязателен.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!