Написание дипломной работы сводится к теоретическому погружению в рамках выбранной темы, а также проведению практического исследования, которое сводится к анализу ситуации (диагностике проблемы) и выработке достойного решения. Для построения оптимальной траектории и выработки эффективного решения важно правильно и грамотно подобрать соответствующий инструментарий – методы исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль правильной методики для проведения анализа при проведении дипломной работы
От того, на сколько верно и качественно будут подобраны инструменты, посредством которых производится изучение темы, явления и проблемы, будет зависеть конечный итог и формат его получения: продолжительность исследовательского пути (количество этапов, временной период НИР), точность и достоверность данных, скорость устаревания информации, ее качество и т.д. Поэтому, чтобы правильно распорядиться имеющимися ресурсами при подготовке и выполнении ВКР, важно выбрать подходящие методы исследования.
Под данной категорией понимают специальные приемы, которыми будет пользоваться автор НИР. Притом задействованные механизмы должны помогать исследователю классифицировать и систематизировать, анализировать и интерпретировать информацию, разобраться в нюансах и констатировать причинно-следственные связи, диагностировать проблемы и содействовать выработке оптимального решения.
Организация и проведение анализа в дипломной работе требует подбора не одного метода, а целой комбинации соответствующих схем. От грамотно спланированной «махинации» может зависеть качество исследования и результат: его точность, посильность и пр. Каждый автор стремится получить конечный итог максимально коротким и менее затратным путем. Для этого следует позаботиться о методологической базе – совокупности приемов, которые будут способствовать сбору и обработке информации.
Давайте посмотрим, на что оказывает воздействие правильно подобранный инструмент (метод):
- Количество этапов и шагов для получения конечного результата. При правильной констатации методологического аппарата автору удастся достигнуть финала быстрее, более коротким путем, нежели при действии по принципу «пальцем в небо». Фактически, продолжительность изыскания зависит от правильно намеченной траектории (научного аппарата) и подобранных приемов;
- Актуальность данных. Помните, информации свойственно устаревать, притом темп «старения» может быть предельно высоким. При грамотном подборе методов автору удастся избежать ряд проблем и необходимости поиска дополнительных первоисточников;
- Глубина погружения в тему. В дипломной работе важно тщательно разобраться во всех нюансах, а это значит, что изучение выбранного вопроса и научной области должно производиться детализированнее. Поэтому придется пользоваться не только общими схемами, но и специальными приемами. В противном случае добиться намеченной цели в полной мере не удастся, из-за чего получить допуск к защите ВКР не удастся.
- Корректность получаемых выводов. В конце каждого этапа или шага автору НИР предстоит сформулировать аргументированные умозаключения, подвести промежуточный итог. Для этого важно располагать достоверными данными, полученными посредством использования специальных инструментов, пригодных в конкретной ситуации, научной области и пр. Если автор применял метод, который не позволяет получить результат, не подходит или не соответствует целям исследования, требованиям НИР, то и решить проблему или диагностировать ее вряд ли удастся.
Таким образом, от правильно подобранного метода (группы методов) дипломной работы зависит успех выпускника и качество его проекта, точность полученных результатов и возможность их дальнейшего применения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как подобрать инструменты для проведения и оформления дипломной работы?
Далеко не каждый автор НИР и выпускник может правильно подобрать приемы и схемы для организации и проведения исследования. Большинство автором действует по принципу «авось поможет», вследствие чего теряют время и силы на бесполезные этапы и дела. Сегодня мы расскажем, на что обратить внимание, чтобы правильно спланировать ход изыскания и какие действия применять.
Начинать выработку методологической базы НИР следует после утверждения и изучения темы исследования, констатировав существенные моменты или часть научного аппарата:
- Основная идея проекта – что предстоит изучать? Как правило, ответ на данный вопрос – и есть проблема исследования, требующая изучения и решения;
- Цель НИР, которая предопределяет основную траекторию изыскания, ключевые действия автора НИР и направление следования. Цель формулируется в виде «призыва к действию» или команды. Самыми распространёнными формулировками выступают изучить, проанализировать, определить решение и пр. Отсюда будет очевиден характер пригодных методов: теоретический, аналитический прикладной и пр.
- Задачи – это своего рода этапы исследования, описывающие промежуточные результаты, приближающие студента к результату. Исходя из задач ВКР можно понять, что предстоит делать (рассчитывать, сравнивать, описывать и пр.).
- Конкретизация объекта исследования и его особенностей, располагаемой информации о нем. На основе этих данных можно понять, какая стандартная методика подойдет или какие показатели (или иные элементы) придется опустить, заменить и пр. Для каждого метода свойственная определенная информация и ее объем, достаточность, точность, система измерения и пр.
- Характер первоисточников: чисто теоретический потребует использования типичных приемов, числовой – математические операции, закодированный ил программный – применение современной техники, программ, гаджетов и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Помимо научного аппарата дипломной работы, выпускнику следует учитывать и уровень собственной подготовки:
- Умение работать с информацией;
- Владение базовыми или основными профессиональными навыками и качествами, представлениями;
- Текущий уровень подготовки и владение общими, специфическими инструментами, алгоритмами работы;
- Понимание темы: терминология, методики решения исторические аспекты эволюции проблемы способов ее решения и т.д.
Написание дипломного проекта носит индивидуальный характер, та как каждый автор «видит проблему» по своему и может решить ее разными способами с разных ракурсов, разными методами и пр. Притом в зависимости от характера изыскания подъёма располагаемой информации, правильно разработанной стратегии и тактики НИР выпускник может пользоваться стандартными (устоявшимися, ранее утвержденными или разработанными) методиками, которые включают в себя уже готовы спектр инструментов и приемов, формул, нормативов и пр. Но такой подход не всегда оправдан и возможен. Чаще всего студенты вынуждены «изобретать» собственную систему показателей и приемов для проведения изыскания и решения проблемы.
«Импровизированная методика» при проведении анализа вполне оправдана, так как учитывает индивидуальные особенности и способности исследователя, его точку зрения (авторская позиция) и проверяемую гипотезу, возможности автора (качество и объем располагаемой информации) и пр.
Как применять методы исследования при выполнении дипломной работы?
Выпускнику следует учитывать характер изыскания (исследовательский, прикладной, аналитический, теоретический и пр.). Притом комбинированный подход при выполнении аттестационного НИР неизбежен. В случае написания теоретической главы автору предстоит пользоваться преимущественно общенаучными приемами: индукция и дедукция, обобщение, анализ и синтез, абстрагирование, классификация, сравнение и описание и пр.
Переходя к написанию практического раздела, исследователю важно подключать «тяжелую артиллерию» в виде частных или специфических приемов, призванных углубиться в конкретный ракурс и проблему. Притом выбор на конкретный прием должен падать, исходя из характера НИР:
- По естественнонаучным профилям целесообразно провести эксперимент, наблюдение или воспользоваться формализацией, моделированием;
- В экономических и гуманитарных ракурсах допустимо применение общелогических приемов в увязке с математическими операциями, факторным анализом, измерение, историко-логический, финансовый и технико-экономический анализ и пр.;
- Филологические исследования основываются на таких приемах, как лингвистический, морфологический синтаксический анализ, сравнительно-языковой метод, систематизация и классификация и т.д.;
- В ВКР по педагогике целесообразно описание педагогического эксперимента с использованием таких приемов, как синтез и анализ, научная аналогия, опрос, наблюдение и пр.;
- В технических сферах применимы общелогические и частные инструменты: измерение, моделирование, эксперимент, апробация, математический и статистический анализ и т.д.
Важно отметить, что пользоваться методами исследования выпускнику приходится на протяжении выполнения всей ВКР, притом в каждом разделе или на каждом этапе будут доминировать определенные комбинации инструментов.
Автору дипломной работы важно еще на этапе планирования продумать, какие методы применять, какая из действующих схем поможет им эффективнее раскрыть тему и решить проблему.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок отражения методов исследования в тексте ВКР
Непосредственное и емкое описание методов исследования в обязательном порядке отражается во введении к дипломной работе, где данному моменту уделяется отдельный абзац. Здесь автору ВКР предстоит перечислить задействованные приемы (но не все подряд, а основополагающие).
В основной же части конкретизировать метод необязательно. То есть выпускнику не нужно писать «Благодаря использованию методов…были получены следующие результаты, свидетельствующие о…». Достаточно просто грамотно отметить выявленные тенденции и обосновать их с научной точки зрения: о чем они свидетельствуют, как отражаются на объекте и пр.
В основных разделах дипломного проекта автор непосредственно использует описанные приемы и методики (если задействована конкретная утвержденная методика), показывая их в действии: рассчитывает показатели, сравнивает их, описывает и пр.
В заключении ВКР автор основывается на таком приеме, как обобщение (но явно о нем не упоминая).
Таким образом, каждый выпускник самостоятельно подбирает подходы и методы изучения темы ВКР с учетом уровня текущей подготовки, начального понимания и представления выбранной темы. Облегчить выбор «методологической тактики» поможет анализ подобных или аналогичных НИР, изучение современных научных работ или обращение к научному руководителю, квалифицированным экспертам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
по личному опыту: выбирайте тот прием, метод, который вам ближе, привычен или о котором есть минимальные представления. Притом обычно для диагностики проблемы по теме применяют классические методики, формулы, схемы и пр. Не торопитесь сразу выделять методы и пользоваться только ими. Действует по необходимости, подключая или отсеивая инструменты, а по завершении основной части уже выделите, чем воспользовались и пр.