Подготовка педагогических кадров предполагает не только теоретическое обучение на базе лекций и семинаров при колледже или университете, но и практическую часть. Чаще всего она представлена в образовательной программе как педагогическая практика. По мере ее прохождения учащиеся должны подготовить отчет по педагогической практике.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции отчета по педагогической практике
Отчет по педагогической практике – это один из видов студенческих работ. Его написание возможно строго после прохождения соответствующей части программы обучения. Именно на основании этого документа происходит оценка и аттестация данного этапа профессиональной подготовки будущих преподавателей.
Обратите внимание, что педагогическая практика предусмотрена в отношении специальностей педагогического, психолого-педагогического и логопедического типа. То есть она затрагивает только те профессии, которые связаны с обучением и воспитанием детей на всех уровнях образования.
В этой студенческой работе автору предстоит описать ход практической подготовки на базе конкретной организации из сферы образования. Его миссия состоит в следующем:
- Общеразвивающая функция. Она проявляется в том, что индивидам придется пользоваться имеющимися знаниями и представлениями, умениями для выполнения поручаемых задач. По мере необходимости им придется самостоятельно восполнять пробелы в знаниях или перенимать опыт у наставника;
- Аналитическая. Практиканту предстоит исследовать конкретную ситуацию, работу наставника, самостоятельно изучать особенности и подбирать инструменты для воздействия на детей. Стажеру предстоит оценить эффективность действующих подходов, методик, определить изменения в успеваемости подопечных и пр.
- Коммуникационная. Для написания отчета потребуется разнообразная информация, начиная от отчетности и заканчивая статистическими показателями, лично собранным сведениями в ходе эксперимента и пр. Чтобы провести занятие, подготовить документацию, собрать первоисточники необходимо научиться контактировать с людьми (в том числе с детьми).
- Констатационная. Практикант фиксирует в документе ход практики и полученные результаты, подтверждая их документально и оценивая степень их эффективности, надежности и пр. Без такой фиксации стажировка не будет завершена и учтена в учебном заведении.
Таким образом, отчет по педагогической практике выполняют студенты, осваивающие соответствующие профили для прохождения промежуточной аттестации. Этот документ призван выделить ход подготовки и ее результаты с акцентом на личное мнение и впечатление стажера, степень его соответствия требованиям программы обучения и отрасли. Он подлежит обязательному выполнению и сдаче научному руководителю (в отдельных случаях подлежит защите, если это предусмотрено правилами учебного заведения).
Виды отчетов по педагогической практике
Отчет студента по педагогической практике – это не просто общий документ, призванный подчеркнуть педагогические наклонности и умения индивида. На самом деле существует масса подвидов этого формата, каждый из которых позволяет практиканту погрузиться в профессию на определенной глубине и освоить конкретные компетенции.
В зависимости от учебного процесса можно выделить три классические вида стажировки: учебная, производственная, преддипломная. В рамках каждого из этих типов студенту предстоит подготовить соответствующий отчет.
Отчет по учебной практике основывается больше на восприятии стажера относительно роли и сути, миссии педагога в образовательном заведении, особенностях и сложностях его работы. Здесь практиканту важно показать умение собирать и перерабатывать информацию, справляться с возникающими сложностями и анализировать ситуацию. В основу документа кладут официальные сведения о базе практике, анализ статистических или иных показателей относительно качества обучения и эффективности работы педсостава, анализ педагогического штата, эффективности работы преподавателей и пр. Притом для подготовки качественного документа достаточно проанализировать основные функции и полномочия педработника, отметить его роль в развитии детей, динамику его деятельности на основе показателей и пр. Большая часть стажировки складывается посредством наблюдения с наставником и его работой.
Отчет по производственной педагогической практике – более серьезный документ. На данной стадии происходит умеренное погружение в выбранную профессию и отрасль. Практикант уж не только наблюдается за деятельностью квалифицированного преподавателя, но и принимает участие в подготовке к занятиям, их реализации, подготовке материально-технической и дидактической базы и пр.
Притом нередко отчет по производственной педагогической практике успешно заменяет аналитическую часть в дипломной работе. При необходимости выпускники лишь дополняют его новой информацией, дополнительным исследованием или анализом и подчеркивают проблему, причинно-следственные связи и пр.
Последним шагом на пути к становлению успешного педагога является прохождение преддипломной практики и написание соответствующего отчета. В нем автор отмечает методы и приемы в педагогической деятельности, оценивает их эффективность и возможности обновления, инноваций и пр. Этот формат также выступает составной частью практического раздела дипломной работы, помогая установить причинно-следственные связи или разработать новую траекторию для решения проблемы: способы оптимизации методов, приемов, выработку современных подходов к преподаванию и пр.
Указанные варианты стажировки носят учебно-исследовательский характер, углубляя теоретический уровень подготовки студентов и помогая им в прикладном профессиональном развитии: внедрении приемов и их применении, поиске собственного стиля преподавания и пр.
В зависимости от места прохождения можно выделить отчет по педагогической практике в школе, детском саду, центре дополнительного образования. В данном случае суть и структура документа будет традиционной. Основное отличие кроется лишь в объекте исследования (дети определенной возрастной группы) и используемом инструментарии для их развития.
Также в зависимости от характера постигаемой профессии можно выделить отчет по педагогической практике и отчет по психолого-педагогической практике. Основное отличие кроется в том, что в последнем документе будет присутствовать элементы психологии. При разработке техники взаимодействия ил установлении проблемы, причинно-следственных связей будет проведено психологические исследование учащегося, учтены его определенные качества и склонности, характер, подготовка и пр. То есть в этом случае студент работает и как психолог, и как педагог, тщательно подбирая инструментарий и оценивая его эффективность со всех допустимых сторон.
Таким образом, существует целая видовая градация отчетов по практике педагога. Каждый из них будет отражать определенную сторону и методологию специалиста с акцентом на ее уместность, посильность, эффективность.
Правила и требования к отчету по педагогической практике
Отчет по педагогической практике – официальный документ, подчеркивающий факт прохождения соответствующего этапа подготовки и полученные результаты, степень соответствия практиканта действующим нормам и требованиям.
При его написании важно придерживаться определенных принципов:
- Актуальность. В основу этого документа кладут только актуальные источники информации, подчеркивающие современные тенденции в отрасли и профессии;
- Краткость и емкость. Сам по себе документ – небольшой. Поэтому практиканту предстоит осветить ключевые моменты и результаты, обозначив особенности, сложности и проблемы в деятельности педагога, возможности их профилактики и преодоления.
- Обоснованность. Каждый результат и вывод практиканта подкрепляется конкретными фактами: научная литература, личный опыт или итоги педагогического исследования, педагогического эксперимента и пр.
- Структурированность и последовательность. Повествование в этом файле ведется согласно действующим формальным требованиям. Все мероприятия должны быть последовательными, логичными, взаимосвязанными и результативными. Важно грамотно описывать ход практики и итоги согласно формальной и логической структуре документа.
- Корректность. Описание и обобщение итогов должно быть грамотным, однозначным, точным. Важно избегать размытости и многословности, многозначности.
- Завершенность. Рассматриваемый документ должен подвести к конкретному итогу и подчеркнуть соответствующие достижения автора: чему они научился, с какими сложностями столкнулся и как их преодолел и пр.
- Оформление. При подготовке отчета по педагогической практике важно придерживаться действующих правил и регламентов. Для этого достаточно внимательно изучить методичку и/или ГОСТы, четко и незыблемо следовать им.
Отчет студента по педагогической практике долен удовлетворять определенным параметрам. Как правило, они отображаются в программе педпрактики – методических рекомендациях. Поэтому перед тем как приступить к его подготовке, нужно внимательно изучить все аспекты и регламентирующие документы.
Среди базовых требований по подготовке этой студенческой работы можно выделить форматирование данных, то есть оформление. Средний объем документа достигает 25-30 листов А4. Отчет по производственной педагогической практике или преддипломного типа может быть больше – вплоть до 40 страниц.
Текст излагается в академическом стиле. Он оформляется шрифтом TimesNewRoman, размер – 12-14. Между строками должен быть полуторный интервал.
Перед работой над материалом следует настроить параметры страницы. Они остаются неизменными на протяжении всего проекта: левое поле – 3 см, правое – 1 см, остальные – 2 см.
Описание хода практики и полученных результатов производится в комбинированной форме: текст, графики, таблицы. Притом все графические и табличные элементы должны иметь номер, наименование и анализ в составе основной части документа. Также важно пользоваться списками для корректного отображения информации и упрощения ее восприятия.
Практиканту предстоит не просто анализировать ситуацию, но и ссылаться на задействованные первоисточники. Притом все они будут отмечены как в основной части, так и в списке использованной литературы.
Все страницы документа (за исключением первой) нумеруются арабскими цифрами.
Изменение шрифта и межстрочного интервала допустимо в исключительных случаях. Чаще всего к такому приему прибегают при оформлении таблиц, приложений.
Главы начинают с новой страницы, а параграфы продолжают на текущей с отступом от последнего пункта в 2 пустые строки.
Возможности выделения заголовков следует уточнить в учебном заведении или методичке. Нередко студентам разрешают выделять наименование параграфов полужирным шрифтом.
Обратите внимание, что порядок оформления отчета по педагогической практике может отличаться в зависимости от внутренних регламентов учебного заведения. Поэтому важно уточнять все нюансы на месте.
Структура и содержание отчета по педагогической практике
Отчет студента по педагогической практике (независимо от вида) должен удовлетворять конкретным требованиям. Одним из обязательных параметров при написании оформлении этого документа является соблюдение принципов по структурированию и содержательности.
Формальная структура данного файла может быть представлена в следующем виде.
Раздел отчета |
Краткая характеристика |
Содержание раздела |
Титульный лист | Предоставляет общие сведения о том, кто проходил практику и где, кто контролировал данный процесс | Наименование учебного заведения, кафедры и специальности
Вид практики Место прохождения практики ФИО практиканта ФИО научного руководителя Дата и место защиты |
Оглавление | Списков всех глав и параграфов | |
Введение | Емкое описание основных моментов практики | Актуальность и необходимость практики
Цель и задачи Объект, место практики Сроки прохождения |
Основная часть | Описание хода прохождения практики и полученных результатов | Краткая характеристика места практики
Анализ педагогического става Анализ занятия Анализ программы обучения Анализ целевой аудитории Оценка успеваемости учащихся и их проблем в учебе Оценка сложностей в работе преподавателя Проектирование и планирование занятия практикантом, проведение занятия и оценка результатов Индивидуальное задание практиканта |
Заключение | Обобщение полученных результатов, отражение личного мнения относительно работы педагога, проблем в системе образования или по месту практики и пр. | Сопоставление цели и результатов
Отражение проблем в работе педагога и учебе целевой аудитории Разработка рекомендаций |
Список литературы | Перечисление всех первоисточников, на основе которых писался документ | Нумерованный список первоисточников, которые расположены в алфавитном порядке |
Приложения | Дополнительная документация для анализа данных, сопутствующие документы | Графики, схемы, таблицы, дидактические материалы. Копии документов с места практики |
Первый лист – титульник. Его миссия выделить общую информацию: кто выполнил, когда, где проходила практика и какая, прикрепление к учебному заведению и пр.
Второй лист – оглавление. Оно призвано отметить состав документа с акцентом на ход практики. Каждый из разделов подчеркнет особенности прохождения стажировки, полученные результаты и пр.
Следующей основной частью является введение. Данная часть нацелена на краткое и емкое освещение хода практики с акцентом на границы и особенности. Здесь автору предстоит осветить такие параметры, как вид практики, цель и задачи, объект, сроки прохождения.
Затем начинается основная часть. Здесь можно выделить несколько подразделов:
- Общий. В нем практикант предоставляет краткую характеристику места практики: годе проходит, с кем будет работать, целевая аудитория, анализ педагогического состава, оценка условий для работы и пр.
- Учебная часть. Она сводится к анализу посещенных практикантом занятий. Здесь он выступает в качестве наблюдателя и должен оценить порядок организации, проведения урока.
- Учебно-методическая часть. Чаще всего его содержит отчет по производственной педагогической практике и отчет по психолого-педагогической практике. В нем производится проектирование и планирование занятий, которые практикант намерен провести самостоятельно. Притом выполнение этого пункта предполагает параллельную проработку сопутствующих документов: план-конспект занятия, дидактические материалы, раздаточные материалы и пр.
- Индивидуальное задание от кафедры. В данном случае каждый практикант получает определенное персонализированное задание, которое он должен выполнить. Чаще всего оно носит аналитический или организационный характер. Оно учитывает место и объект практики.
В конце каждой части нужно подвести общий итог с акцентом на полученный результат. Притом важно показать особенности текущей работы объекта исследования, наличие проблем в части преподавания, сложности с которыми столкнулся практикант, рекомендации по совершенствованию отрасли, объекта и пр.
Следом за основной частью идет заключение. В этом разделе стажеру предстоит подвести общие итоги: отметить степень достижения цели, проблемы и способы их решения, возможности совершенствования деятельности педагога с акцентом на особенности в развитии детей, оценка эффективности текущих методов и необходимость инноваций и пр.
Одним из завершающих разделов является список первоисточников. Отчет студента по педагогической практике основывается на таких источниках информации, как:
- Научная и учебная литература для описания тенденций и расшифровки значений тех или иных данных, показателей, а также для обоснования авторской позиции и выводов;
- Статистические сведения относительно репутации образовательного заведения или конкретного педагога, сведения об успеваемости учащихся и пр.
- Внутренняя отчетность и педагогические документы по месту практики: журналы, план-конспекты занятий, учебная программа, рабочая программа по предмету и пр.;
- И пр.
Последним пунктом выступает Приложения. Здесь практикант прикрепляет основные и вспомогательные материалы, которые потребовались ему для оценки ситуации, сравнения, разъяснения и пр. как правило, сюда выносят графики, таблицы, копии документов, собственно разработанные педагогические документы или кейсы и пр.
Обратите внимание, что отчет по педагогической практике имеет строго регламентированную структуру, но ее наполнение полностью зависит то возможностей практиканта, специфики базы практики и его коммуникационных навыков.
Этапы выполнения отчета по педагогической практике
Итак, с чего же начать данный процесс? Лучше всего изначально внимательно изучить программу практики, требования к ней и отчетным документам, уточнить нюансы у научного руководителя (он обычно закрепляется и утверждается учебным заведением). Благодаря такому шагу студент уточняет, где и как будет проходить стажировка, что от него требуется и пр.
Вторым шагом станет поиск места практики и заключение договора с организацией. В некоторых случаев эта стадия опускается, если учащиеся распределяются на предприятия-партнеры.
Далее наступает период прохождения практики. В этот момент стажеру предстоит явиться на место, познакомиться с наставником и приступить к выполнению задач и программы: собирать информацию для написания отчета, выполнять поручения наставника, наблюдать за работой опытного педагога, познакомиться с документооборотом, отметить приемы и методы работы и пр. На этой стадии важно собрать максимум полезной информации: устав организации, анализ учебной программы, анализ учащихся, анализ план-конспекта занятия и хода проведения занятия, статистическая отчетность и пр.
Важно не просто изучить ситуацию и описать ее, но и выполнить все поручения и индивидуальное задание. В этом деле без консультаций с наставником обойтись довольно трудно.
Далее практиканту предстоит написать отчет по педагогической практике с учетом всех действующих правил и требований.
По мере оформления документа нужно также приложить к нему ряд сопутствующих файлов:
- Дневник по педагогической практике, где будет расписан каждый день;
- Рабочая тетрадь, где практиканта самостоятельно планировал занятия, отмечал основные моменты для освещения;
- Отзыв и рецензия со стороны научного руководителя;
- Характеристика с места практики;
- И пр.
В целом, отчет студента по педагогической практике пишется в индивидуальном порядке и подлежит обязательной сдаче на кафедру. Процесс его подготовки типичный: изучение требований, поиск базы практики, сбор информации и ее переработка, написание и оформление документа, аттестация.
Особенности выполнения отчета по педагогической практике в школе
Отчет по педагогической практике в школе пишут лишь те студенты, которые осваивают соответствующий профиль. Им предстоит прикрепиться к конкретной общеобразовательной организации и пройти стажировку.
В данном случае место для практического развития предопределено – школа. Студенту предстоит лишь выбрать и согласовать место, прикрепиться к нему.
Далее ему предстоит собрать как минимум следующую информацию, которая ляжет в отчет по педагогической практике в школе:
- Устав;
- Должностная инструкция преподавателя (чаще всего наставника);
- Учебная программа, рабочая программа по предмету;
- План-конспект занятия;
- Учебные пособия и дидактические материалы;
- И пр.
Далее на основе собранной информации практикант анализирует:
- Организационные моменты: ход проектирования и планирования занятия, корректура занятия и пр.;
- Делопроизводство: какие документы нужно заполнить, как вести и пр.;
- Коммуникации с целевой аудитории: какие методы работы использует педагог, особенности развития целевой аудитории и способы мотивации к учебе, особенности повышения интереса к предмету и удержания внимания на занятии, развитие дисциплины и пр.;
- Успеваемость и проблемы учащихся при изучении предмета, темы, а также сложности проблемы в работе педагога;
- Методы диагностики текущей подготовки школьников и пр.
Важно отметить, что стажер будет исследовать деятельность как школы в целом, так и конкретного педагога (наставника), выполнять его поручения и принимать участие в учебном процессе (проводить занятия или помогать в этом деле, планировать занятия, заполнять документы, работать с детьми и пр.).
Обязательным моментом является учет возрастных особенностей развития школьников, состояние их здоровья (коррекционный класс или обычный), вид и сложность программы, профильный или обычный класс и пр. Эти нюансы также нужно взять во внимание при исследовании объекта.
Отчет по педагогической практике в школе требует тщательной переработки первоисточников и грамотной группировки данных для проведения качественного анализа и получения достоверных, обоснованны выводов.
Специфика подготовки отчета по психолого-педагогической практике
Отчет по психолого-педагогической практике – это комплексный документ, который будет изучать учебный процесс и особенности преподавания, обучения с двух ракурсов: педагогический и психологический.
Психологические аспекты |
Педагогические аспекты |
Особенности развития детей | Особенности взаимодействия и преподнесения материала детям |
Специфика установления контакта | Методы обучения с учетом возраста, характера, уровня подготовки учащихся |
Психологический климат в классе | Координация действий учащихся. Регулирование климата в классе |
Проблемы в постижении программы и способы их решения, оптимизация психологического климата и педагогического процесса |
Этот формат протекает немного отлично от типичной педагогической практики. Здесь практиканту предстоит:
- Исследовать общую картину в учебном заведении и/или конкретном классе, группе и пр.;
- Провести психологическое исследование: оценить психологический климат в коллективе, оценить особенности развития и темперамент учащихся, сложности и отклонения в развитии и пр.;
- Провести педагогическое исследование и отметить особенности программы обучения, педагогические приемы и техники взаимодействия. Критерии оценки учащихся, план занятий и пр.;
- Выделить связь психологического портрета коллектива или индивида с его успеваемостью, проблемами в учебе, дисциплине, установить причинно-следственные связи;
- Выработать рекомендации относительно работы с детьми с учетом их особенностей и прочих факторов.
То есть отчет по психолого-педагогической практике требует не сбора общих и сугубо педагогических документов, анализа учебного процесса, но и проведения психологического исследования: анализ письменных работ учащихся, беседа, анкетирование, выполнение психологических тестов и пр. Притом все эти действия будут зафиксированы и освещены в студенческой работе. Они играют немаловажную роль при разработке рекомендаций по оптимизации работы педагога и деятельности учащихся. То есть в основной части студенческой работы будет как минимум два раздела: психологический и педагогический.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по выполнению отчета по педагогической практике
Внимательно ознакомьтесь с программой практики и утоните требования к месту практики, особенности заключения договора и стажировки. Учтите сроки прохождения практики – они ограничены.
Уточните, какую информацию нужно и достаточно собрать для написания отчета. Этот нюанс решается с научным руководителем от СУЗа или вуза.
Будьте готовы к тому, что во время стажировки придется выполнять поручения наставника от места практики. Это усложняет ход сбора информации, но помогает погрузиться в рабочую атмосферу, понять действие механизмов, условий, инструментарий, документооборот и пр.
Отчет студента по педагогической практике должен полностью удовлетворять нормам ГОСТ и методическим рекомендациям. Тщательно проверьте его соответствие заявленным критериям, особенно оформление.
Все возникающие вопросы решайте и согласовывайте с наставниками.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!