Естественнонаучная среда кардинальным образом отличается от иных научных ветвей своей непосредственностью и непредсказуемостью одновременно. При выполнении курсовых, научно-исследовательских работ студентам предстоит не провести описать и проанализировать тему, но и организовать и реализовать опыт, который покажет действие правил наглядно и позволит оценить (апробировать) инновации лично при условии безопасности.
К естественным наукам относят те области, которые напрямую соприкасаются с природными явлениями, зарождаются естественным и лабораторным образом: химия, биология, физика, геология, астрономия и пр. Для постижения новых границ важно применять конкретную методологию и приемы, о которых мы расскажем в этой статье.
Особенности естественнонаучных исследований и методологии
Проведение изысканий и написание курсовой, лабораторной работы, научной статьи или проекта в рамках естественных наук предполагает, что автор имеет не банальное (минимальное)представление об изучаемых процессах и явлениях, но и обладает достаточными познаниями: терминология, научные каноны и правила, владение химической таблицей Менделеева и системой измерения, обладает достаточными навыками для работы со специальным оборудованием и пр. Реализация испытаний потребует от автора НИР не только хорошей профессиональной подготовки (знание темы), но и развитых личных качеств: наблюдательность и внимательность, усидчивость и терпение и пр.
Естественные науки: классификация естественных наук
Естественнонаучные исследования позволяют автору:
- Изучить конкретное явление изнутри и со стороны, получив подробное разъяснение происходящего процесса и его всестороннее описание (с чего началось, симптоматика и причины, как продолжилось, результат, и пр.);
- Проанализировать научные каноны и практические данные, определив степень соответствия теории практике и наоборот;
- Проверить собственные предположения и суждения в реальности;
- Измерить отдельные параметры исследуемого объекта: продолжительность процесса, степень воздействия, количество задействованных отдельных единиц (веществ, молекул, оборудование и пр.);
- Показать и пояснить отдельные моменты с теоретической и практической точек зрения: показать действие определенного правила, показать реакцию при сочетании конкретных веществ и пр.;
- Научить работать в лабораторных и естественных условиях, с техникой и оборудованием, планировать и организовывать эксперимент и пр.
Все естественнонаучные исследования основаны на принципах логики (мышление автора и задействование разума, способностей думать и анализировать, выбирать и проверять) и науки (определенных теоретических знаний и представлений) в рамках исследуемой темы: что можно и недопустимо делать (техника безопасности), последовательность действий (использование конкретной методики или алгоритма) и пр.
Ключевая особенность естественнонаучных исследований состоит в изучении конкретного объекта, связанного с природными явлениями и процессами, которые можно изучать в полевых и лабораторных условиях. Остальные специфические черты связаны с научными правилами и границами, а также специфическими методами НИР.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Методы естественнонаучных исследований: понятие и виды
Метод – это способ или прием, который позволяет студенту или исследователю разобраться в теме научно-исследовательской работы. Все изыскания и проекты (от лабораторной, курсовой и заканчивая дипломной или научной) будут носить именно научно-исследовательский характер. Такой подход обоснован:
- Во-первых, автору НИР предстоит сначала разобраться в теоретических канонах и особенностях темы: изучить терминологию, законы, правила, классические подходы и решения и пр.;
- Во-вторых, все теоретические аспекты он проверит в ходе проведения эксперимента, который выступает неотъемлемой частью изыскания: проверит действие правил на практике, установит степень их эффективности и актуальности, покажет их действие изнутри и пр.;
- В-третьих, именно опытная часть позволяет автору НИР не просто спроектировать новое решение проблемы, но и апробировать его, доказав тем самым состоятельность гипотезы, ее практическую ценность и пригодность.
Фактически, при выполнении курсовых, лабораторных и дипломных работ, диссертаций и монографий автору предстоит сначала погрузиться в теорию (изучить теорию), затем проверить ее действие на практике и диагностировать проблему (исследовать), а затем предложить инновационное и современное решение с учетом достижений НТП (оптимизация, усовершенствование канонов).
Общая классификация методов в естественнонаучных исследованиях
В естественнонаучной среде применимы две большие группы методов: теоретические и эмпирические. Первая категория основана на устоявшихся научных правилах, понятиях и канонах, описанных в ранее реализованных изысканиях (учебники, пособия, монографии и диссертации научные статьи, обзоры экспертов и критика и пр.). Второй вид (эмпирический) предполагает личное участие автора в проверке гипотезы и суждений посредством планирования, организации и реализации эксперимента на основе «сподручных средств» (имеющихся инструментов, оборудования и пр.).
Обратите внимание, что все эмпирические подходы будут базироваться на проверенной и доказанной теоретической базе: терминология, законы, правила, формулы и нормы и пр. отсюда следует, что в естественнонаучных работах преобладает комплексный (комбинированный) подход при формировании методологической базы. Изучить и проверить явление только одним инструментом невозможно.
Методы естественнонаучных исследований можно классифицировать по трем основаниям: общенаучные, междисциплинарные и частные (присущие преимущественно естественнонаучной среде).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Общенаучные приемы позволяют разобраться в теме исследования с теоретической стороны или обобщить выводы в рамках полученных результатов. К этой категории инструментов НИР относят: индукцию и дедукцию, аналогию, обобщение, сравнение, моделирование и описание, абстрагирование, идеализация и т.д. Их миссия изложить существующие правила и помочь исследователю в организации «прикладной части»: сконцентрироваться на теме и объекте, выделить особенности, констатировать конкретные ограничения и правила, абстрагироваться от лишнего, сформировать первичное представление и пр.
Междисциплинарный подход позволяет расширить границы исследования и обосновать наличие проблемы, особенностей темы с иных позиций и ракурса. Данная категория предполагает задействование в исследовании приемов из смежных наук для обоснования или проверки гипотезы, проведения более точных расчетов и операций, констатации проблемы и причинно-следственных связей и пр. Например, в одной НИР могут быть подключены как физические, так и химические и биологические инструменты, исторический подход, методы статистического анализа данных, социологические и психологические приемы и пр.
Частнонаучные методы естественных НИР
К числу узкоспециализированных (частных) приемов при выполнении курсовых, дипломных и научных работ по естественным наукам можно отнести опытно-экспериментального характера:
- Наблюдение, призванное следить и описывать тенденции, зарождающиеся и происходящие естественным образом;
- Эксперимент – воссоздание явления в лабораторных условиях, создание специфических условий и задействование уникального оборудования для изучения особенностей процесса и определения тенденций, взаимосвязей и прочих нюансов;
- Измерение – прием, позволяющий точно констатировать «сколько вешать граммов» каждого фактора, вещества с детализацией объема, веса, количества и единиц измерения, научной точки зрения и пр.
Обратите внимание, что естественнонаучные НИР немыслимы без опытно-экспериментальной части и применения частнонаучных подходов. Данный инструментарий и методология призваны проверить действие и эффективность конкретных теоретических канонов, установить причинно-следственные связи и воздействие явления (проблемы) на объект, определить пути по ее решению и оптимизации с учетом современных тенденций и условий (научное развитие, НТП, правовые аспекты, возможности автора) и пр.
Каждый из указанных методов так или иначе будет задействован в естественнонаучном исследовании. Теоретические, общенаучные и междисциплинарные подходы разъяснят основы и существенные моменты по теме, определят особенности изучаемого явления и существующие в отношении него факты, мнения, правила, позволят сформулировать аргументированные выводы по проделанной работе. Частные приемы позволят проверить выдвинутую гипотезу и оптимизировать научный аппарат, правила.
Притом теоретические приемы могут быть задействованы на любом этапе выполнения НИР, а эмпирические – преимущественно в практическом или опытно-экспериментальном разделе (аналитический, экспериментальный, рекомендательный).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Инструкция по формированию методологической базы естественнонаучного исследования
Написание лабораторной, курсовой, дипломной или научной работы в естественнонаучной среде немыслимо без грамотного подбора необходимых инструментов, позволяющих детально изучить тему со всех сторон:
- Теоретическое освещение темы с акцентом на тему, объект и научный аппарат НИР;
- Аналитические операции для установления текущих тенденций: современное состояние дел в отрасли, диагностика проблемы, установление причинно-следственных связей;
- Опытно-экспериментальная часть – планирование и проведение эксперимента/наблюдения с целью изучения явления, выбора достойного решения (выработка решения и альтернатив, определение необходимых ресурсов, прогнозирование результатов и их апробация);
- Рекомендательная часть, основанная на распространении и внедрении инноваций на основе полученного опыта и знаний.
На каждом этапе исследования будут уместны теоретические (общенаучные и междисциплинарные) приемы, позволяющие разъяснить ситуацию, описать явления, установить определенные границы и особенности, сделать выводы. Поэтому автору естественнонаучной работы важно выбрать наиболее подходящие и простые приемы с учетом уровня его подготовки, владения отдельным инструментарием и пр.
Схема формирования методологической базы естественнонаучного НИР
Выбор прикладных методов исследования должен ориентироваться на специфику темы, особенности объекта и квалификацию автора: наличие необходимого оборудования, материалов (реактивов, инструментов, биоматериалов и пр.), создание специфических условий для изучения объекта (освещение, температурный режим, освещение, взаимодействие химических веществ и их объем и пр.). Притом задействование каждого эмпирического инструмента должно учитывать научные правила и законы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: сначала автор активирует теоретические приемы, а затем реализует опытно-экспериментальные средства и инструменты, чередуя их (на каждом этапе) с общими подходами для анализа и описания результатов.
Применение выбранной или разработанной методики исследования должна опираться на основные принципы:
- Измеримость и точность: каждый отдельный элемент или явление должно быть измерено с учетом научных особенностей (в рамках действующих величин и систем измерений: временные, физические, химические, математические и пр.);
- Простота. Все явления должны изучать предельно просто и понятно не только для автора, но и целевой аудитории. Поэтому важно разбивать сложную цель на более простые задачи и этапы, применять привычные или современные (но облегчающие исследовательский путь) инструменты;
- Объективность и достоверность данных. Все предположения и решения автор апробирует, получая тем самым реальное обоснование, соответствующее действительности;
- Логика и последовательность действий, позволяющая поэтапно и аргументированно рассмотреть все нюансы, полноценно и постепенно раскрыть тему.
Таким образом, выполнение НИР в сфере естественных наук предполагает использование комбинированного инструментария, который всесторонне описывает, исследует, анализирует естественные процессы и объекты, позволяя оптимизировать их с учетом достижений науки и техники, возможностей автора, лаконично и емко изложив суть проблемы и решение в текстово-графической форме.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!