Сделал дело – гуляй смело. Эту фразу знают все, особенно ее любят студенты. Но не тут-то было. Иногда пишешь контрольную, все хорошо, все получилось как нельзя лучше. Но преподаватель ставит новую задачу – написать на нее рецензию. Часто это происходит из-за большого потока студентов и занятости. Иногда преподаватель просто не хочет обременять себя такой задачей, предоставляя ученику самостоятельно решать вопрос. Мол, ты же писал, значит свои недочеты знаешь лучше меня. А студенту только и остается, что искать хоть какие-то рекомендации по написанию этого нового вида научной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое рецензия
Это заключение по работе. Ее оценка в словесной форме. Разумеется, любая контрольная имеет свой балл, его преподаватель сам выставит. Но кроме балла необходимо указать, чем конкретная работа хороша, в чем ее недостатки, и что можно было бы сделать лучше или вообще по-другому.
Это что-то вроде краткого эссе о самой работе. О поставленной цели, ее актуальности, методах достижения результата и самих результатах. Это своего рода аргумент, почему 4, а не 5, почему твердая 5. И этот аргумент должен полностью соответствовать заявленному баллу, иначе студента и преподавателя уличат в подделывании документа. А рецензия – это своего ода документ. И неприятности не нужны никому.
Зачем она нужна
Абсолютно любая работа в научной среде оценивается не только по содержанию. Первой во внимание берется именно рецензия. И при проверке контрольной учитываю именно ее. Ни одна работа не воспринимается серьезно без этой бумаги. Ведь она позволяет понять, имеет ли работа смысл и имеет ли оценка основания.
Без рецензирования не публикуется ни одна научная статья, не принимается ни один диплом и ни одна контрольная. Поэтому волей-неволей писать ее надо. И от правильности составления этого своеобразного отзыва лучше следовать определенной форме или образцу.
Где взять пример или образец
Сама по себе рецензия – довольно индивидуальный текст. Нет каких-то строгих канонов в ее написании. Есть только общие требования. И перед написанием важно с ними ознакомится. При том брать их на каком-то образовательном сайте «лучше не надо». Штамповку будет сразу видно и придется переписывать все заново.
В первую очередь за образцом стоит обратиться к самому преподавателю. Наверняка у него есть принятые работы с готовой рецензией. Не нужно их копировать, достаточно просто просмотреть, почитать. Таким образом можно уловить суть этого документа, понять, о чем вообще там пишут и в какой форме.
Еще раз – рецензия – это самая индивидуальная работа из всего, что можно написать в научном мире. Если Иван Иванов написал о контрольной на тему органической химии, текст нельзя переделать под рецензию по контрольной на тему макроэкономики. Каждая подобная работа должна касаться исключительно описываемых стараний студента, более того, он должна отражать суть предмета и особенности кафедры, на которой будет защищаться.
В качестве точки отсчета лучше брать методичку. На многих предметах они есть, так и называются – методические пособия по написанию рецензий. Текст, созданный в рамках этих рекомендаций, будет более чем достоверен, такую работу точно засчитают.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности заполнения
Не смотря на индивидуальность каждой рецензии, есть более-менее четки план в ее составлении. Для легкости восприятия его разделяют на две части – «шапку» и основную. В «шапку» нужно вписать:
— слово «Рецензия»;
— название работы, по которой она пишется (например, «по контрольной работе на тему …»);
— факультет, курс, группу и ФИО студента, который писал контрольную;
— кафедру, научную степень и ФИО преподавателя, который писал рецензию и проверял работу.
Да, форма «шапки» может отличаться в разных вузах и на разных специальностях. Но в целом это как раз та часть текста, которую можно «содрать» с образца без угрызений совести, подставив нужные исходные данные. Главное, чтобы оформлена она была по принятой в вузе форме, с нужными шрифтами, отступами и т. д.
Основная часть включает в себя такие элементы:
Вступление. Тут имеет смысл написать пару слов о самой теме, ее актуальности, дать общую оценку студенту и его контрольной. Разумеется, не стоит прибегать к фразам типа «это гениальная работа на актуальную тему» или «студент большой молодец и справился с заданием как никто другой». Писать нужно четко и по существу.
Преимущества работы. Тут стоит указать все моменты, в которых работа хороша. Что тема полностью раскрыта, что использованы хорошие литературные источники, что проведены необходимые исследования и т. д. В общем, перечислить все самые сильные стороны труда.
Недостатки. В этом разделе важно указать на смысловые недостатки. К примеру, что было использовано мало учебных пособий при написании, или устаревшие литературные источники. Что расчеты произведены не самым простым способом, что стилистика текста слабо соответствует нормам и в таком духе.
Ошибки. Если в работе есть явные ошибки, их нужно указать в рецензии. Либо просто выдумать что-то вроде «не поставлены квадратные скобки на странице 6», «пропущены знаки препинания в первом абзаце вступления», «некорректно оформлен список литературы». Разумеется, вы их «исправили», и теперь все хорошо. Но такого рода замечания добавляют рецензии реальности.
Рекомендации. Тут нужно описать, что бы преподаватель порекомендовал для улучшения работы. Например, использовать другую формулу для расчетов. Или ориентироваться на научные работы последних годов. Или развить какую-то часть работы в другом русле. Фантазию никто не ограничивает, главное, чтобы ркомендации были более-менее выполнимы и хоть как-то сочетались с самой контрольной.
Заключение. Тут можно похвалить студента, написать, что не смотря ни на что, работа явно неплохая. Что она заслуживает внимания, и, судя по ее содержанию, студент полностью овладел тематикой.
Вот и все. Ничего сложного, по сути, нет. Да, в некоторых вариантах придется добавить дополнительные разделы из серии «Рекомендации для дальнейшего развития темы» или «Предложения по развитию работы». Все зависит от вуза, факультета, кафедры и их требований.
Некоторые нюансы
Да, человек пишет рецензию о себе любимом и о своей работе. Но студент должен учитывать некоторые нюансы, иначе к рецензии будут претензии:
— текст пишется в доброжелательном тоне, никакой резкой критики;
— никаких перехваливаний, четкое изложение всех плюсов по существу;
— структурирование – залог успеха, перечень советов и правок лучше оформить списком;
— важно соблюдать отступы, выравнивания, абзацы и шрифты, принятые в конкретном учебном заведении;
— стилистика – научная, строгая, без пространственных или нечетких фраз;
— рекомендации – строго по делу, правки – также.
Да, рецензии это что-то вроде «сочинения на тему». Но не стоит забывать, что сочинение на определенную тему, к тому же научное. Должно казаться, что его писал именно преподаватель, а не студент.
Заключение
Написание научных работ не обходится без рецензирования. Но очень часто саму рецензию тоже пишет студент, от лица преподавателя. Ничего сложного в этом нет. Тем более можно обратится за помощью к самому преподавателю или попросить образец такой работы на кафедре.
Не стоит копировать или слегка менять чью-то готовую рецензию. Это хоть и научная, но весьма индивидуальная работа, которая должна быть написана своими словами. На «научном языке», четко, по сути, но индивидуально.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!