Поступить в вуз — дело нехитрое, но получить высшее образование – процесс, посильный далеко не каждому индивиду. Нередко можно встретить человека, имеющего за плечами так называемое «неполное» или неоконченное высшее образование. Давайте разбираться в этом феномене.
СОДЕРЖАНИЕ
Суть и особенности неоконченного высшего образования
На сегодняшний день категории «неоконченное высшее образование» вычеркнуто их профессионального обихода и не имеет юридической силы. Данный термин и феномен действовал до 2007 года.
Под неоконченным высшим образованием понимали прохождение части программы в стенах вуза с добровольным отчислением студента. То есть сроки пребывания в учебном заведении, объем изученных дисциплин и выполненных письменных работ, количество преодоленных сессий в данном случае определяет учащийся сам, исходя из собственных интересов и потребностей в знаниях, развитии, а также желании учиться в рамках выбранной профессиональной ниши.
До 2007 года при условии, что индивид успешно завершил обучение, будучи второкурсником, и принял решение об отчислении, он имел право получить диплом о неполном высшем образовании. Но для этого ему предстояло преодолеть не менее важный этап – промежуточную аттестацию в отношении изученной части программы. Начиная с 2007 года подобных документов не выдавал ни один вуз! В случае отчисления студента по собственному желанию из учебного заведения он может запросить в деканате или методическом кабинете, на профильной кафедре академическую справку. Она подтвердит факт обучения в определенный период времени и освоения конкретной части выбранного направления.
Важно отметить, что изначально диплом о неполном высшем образовании обладал меньшей юридической силой по сравнению с полноценным документом о высшем или профессиональном образовании. Притом такой ход вполне обоснован:
- Во-первых, «неполное образование» говорит за себя само – студент неполностью освоил выбранное направление подготовки, изучив лишь определенную часть. Притом чаще всего эта доля мизерная и захватывает общеразвивающие дисциплины, введение в специальность, реже – базовые начальные знания, представления и умения. Фактически он не умеет выполнять даже простейшую работу в рамках профессиональной плоскости;
- Во-вторых, работодатели с опаской относятся к «полуспециалистам», так как они точно не знают, что можно доверить такому работнику, с какими задачами в рамках определенной профессии он справится и насколько качественным окажется результат и пр.
Таким образом, в современной трактовке неоконченное высшее образование представляет собой досрочное завершение подготовки на базе вуза по личной инициативе студента. Притом в настоящее время вуз не выдает никаких официальных документов (диплом о неполном высшем образовании) в качестве подтверждения отдельных знаний и навыков. Единственным официальным документом в данном случае становится лишь академическая справка, но она не имеет серьезной весомости на рынке труда и не является допуском к трудовой деятельности в качестве специалиста.
Категория неоконченное высшее образование действовала до вступления России в Болонское соглашение. Но на текущий момент выход из данного сообщества не вернул необходимость и право на неполное профессиональное образование.
Причины получения неоконченного высшего образования
Как мы уже отметили выше, получение «неполной вышки» возможно в рамках двух классических сценариев: по личной инициативе студента или по обстоятельствам (то есть отчисления помимо личного желания учащегося, на фоне иных оснований).
Первый вариант – отчисление по собственному желанию. В данном случае явным основанием для получения соответствующего документа становится обращение индивида в деканат с соответствующим заявлением и просьбой: отчислить по… далее формулировка может быть различной: собственному желанию, семейным обстоятельствам и пр.
В рамках этого варианта мотивами для получения неполного высшего образования становятся следующие моменты:
- Лень учащегося, отсутствие желания учиться, усталость и пр. Это первый подвижник отчисления;
- Некорректное восприятие сути и специфики неполного образования, предоставляемых возможностей. В этом случае индивид полагает, что он сможет трудоустроиться по специальности без «лишнего обучения»;
- Эмоциональное или профессиональное выгорание студента;
- Некорректный или неосознанный выбор профессии, «прояснение ума» в ходе обучения, появление интереса к другой нише;
- Смещение акцента с учебы на работу (чаще всего действует в отношении «работающих студентов»);
- Переоценка собственных возможностей, непосильность программы или уровня образования;
- И т.д.
В рамках получения неполного высшего образования студент взвешивает все за и против, принимая окончательное решение о возможностях и необходимости продолжения изначально выбранной профессии. Личная инициатива лишь ускоряет процесс отчисления, сохраняя (при ее наличии) достойной репутации в стенах учебного заведения и пр.
Второй сценарий – принудительное отчисление студента. В этом случае учащийся вынужденно покидал стены образовательного заведения, но первопричиной этому явлению становилась его собственная халатность, невнимательность, безответственность, породившая академические долги.
В целом, причина получения неполного высшего образования одна – отсутствие интереса, желания и мотивации студента для постижения выбранной им профессии. Далее события разворачиваются в рамках классических правил отчисления. Притом личная инициатива (о досрочном прекращении обучения, по собственному желанию) ускоряет процесс получения неоконченного профессионального образования.
Что дает неоконченное высшее образование?
Наличие неполного высшего образования в настоящее время – необычное явление. Специфика данного феномена кроется в том, что на основе академической справки (или диплома о неполном образовании) индивид не получает по сути ничего: ни должных и достаточных для профессиональной деятельности знаний, умений, ни репутации, ни допуска к работе, ничего, кроме свободного времени для переосмысливания поступка, определения дальнейшей судьбы.
В настоящее время диплом о неполном профессиональном образовании и академическая справка фактически являются одним и тем же документом, который подчеркивает уровень знаний и подготовки индивида в рамках определенной ниши, профессии и не более того.
Основание для сравнения |
Диплом о неполном высшем образовании |
Академическая справка |
Причина | Инициатива студента, личные мотивы | Инициатива студента или сложившиеся обстоятельства (неуспеваемость, академическая задолженность и пр.) |
Условия получения | Успешное завершение обучения в стенах вуза не менее чем на 2 курсах, прохождение промежуточной аттестации | Досрочное прекращение обучения на любом курсе на фоне отчисления, за исключением экстерната |
Основная процедура, после которой выдается документ | Отчисление на собственному желанию | Отчисление на любом основании |
Перспективы продолжения обучения | Можно восстановиться в течение определенного вузом периода времени
Можно перепоступить в другое заведение (на сокращенную или новую полную программу и пр.) |
Можно восстановиться в вузе в течение 5 лет с момента отчисления (от даты, указанной в приказе об отчислении)
Можно перепоступить в вуз (текущий или иной) на общих или иных основаниях |
Котируемость среди вузов и на рынке труда |
Не имеет формальной юридической силы и не воспринимаются всерьез работодателями, не является допуском к профессиональной деятельности |
В ходе получения неоконченного высшего образования у студента есть возможность оценить следующие нюансы:
- Особенности и условия обучения в стенах вуза, уровень сложности программы, учебная нагрузка, необходимость получения высшего образования;
- Степень соответствия ожиданий и реальности в рамках освоения конкретной образовательной программы, желание осваивать определенное направление подготовки, насколько специальность подходит индивиду (исходя из уровня текущей подготовки, мотивов и пр.);
- Осознать совершенные ранее ошибки и откорректировать траекторию обучения и пр.
То есть освоение неполного высшего образования позволяет студенту оценить новые условия обучения, степень их соответствия ожиданиям индивида, «примерить» профессию и понять степень ее подходимости ему и пр. Фактически академическая справка и ранее выдаваемый диплом о неполном высшем образовании не имеют официальной юридической силы, выступая лишь средством успокоения несостоявшегося специалиста.
Но наличие за плечами неоконченного профессионального образования не делает такого «выпускника» выдающимся и привлекательным на рынке труда.
Как продолжить обучение, имея за плечами неполное высшее образование?
Итак, что же делать с «неоконченной вышкой»? На сегодняшний день вариантов ее «применения» немного в силу низкого уровня котируемости.
Изначально наличие диплома о неполном высшем образовании позволяло «несостоявшемуся специалисту» восстановиться в вузе и даже перепоступить в другое учебное заведение на аналогичную специальности без прохождения вступительных испытаний. Притом сроки восстановления могли иметь индивидуальный характер: утверждались каждым университетом самостоятельно. Более того, перепоступление на основе диплома о неоконченном высшем образовании позволяло стать студентом второго и даже третьего курса (по решению приемной комиссии и администрации нового образовательного центра).
На сегодняшний день неоконченное высшее образование приравнивается к классическому отчислению студента (независимо от основания) и предоставляет аналогичные возможности:
- Восстановиться в учебном заведении в течение 5 лет с момента выхода в свет приказа об отчислении;
- Перепоступить в новый вуз на общих основаниях.
Притом дальнейшая судьба «новорожденного студента» будет зависеть только от него. В случае восстановления ему предстоит ликвидировать все долги до наступления первой сессии. Избежать данной участи можно, если восстанавливаться в вузе на предшествующий отчислению курс, где фактически программа была пройдена и никаких «хвостов» не наблюдается.
В целом, имея за плечами неоконченное высшее образование, продолжить профессиональное становление можно только одним способом – вновь отправиться в вуз. Но в данном случае у индивида есть неплохой выбор: продолжить изучать ранее выбранный профиль или перепоступить на новое направление, восстановиться в прежнем заведении (если условия и правила данной процедуры позволяют это сделать) или заново конкурировать в общей массе абитуриентов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Есть ли альтернативы неоконченному высшему образованию?
У неполного высшего образования в целом нет никаких аналогов. Но каждый индивид вправе выбрать более достойный путь профессионального становления с минимальными рисками.
Как показывает практика, лишь 10-15% лиц с неполным профессиональным образованием за плечами возвращаются в вуз за «завершением» или переобучением. Остальные предпочитают искать более легкие пути профессионального развития: онлайн-курсы, дистанционное обучение, дополнительное образование, перепоступление на иные направления (как в вуз, так и в колледж). Чаще всего возвращение к студенческой гряде происходит под давлением внешних факторов: условий рынка труда, требований работодателя, перспектив карьерного и доходного роста и пр.
Статистические исследования также показывают, что чаще всего студент бросает учебу из-за неприязни по отношению к выбранной профессии, усталости и нежелания продолжать обучение. Но ведь неоконченное образование в данном случае – не единственный и далеко не лучший выход из сложившейся ситуации. При соблюдении ряда условий можно подобрать несколько альтернатив.
Если причиной отказа от продолжения обучения в рамках высшего образования стало осознание неправильного выбора профессии, то почему бы не рассмотреть вариант перевода на интересующую программу. Притом перевод можно осуществить как в рамках одного и того же заведения (между факультетами), так и между вузами. Вариантов перевода масса: смена профессии, смена формата обучения (очно, заочно и пр.) и пр. В этом случае индивид не теряет целый год и более времени. Главное – сделать корректный и осознанный, взвешенный выбор новой профессии и оценить собственные силы, шансы и пр.
Если основанием для приостановки обучения в стенах вуза стала хроническая усталость или эмоциональное, профессионального выгорание, неграмотное распределение времени и сил (нагрузки), непосильная программа (преобладание сложных предметов и заданий). То следует рассмотреть такие варианты, как обращение за помощью в разъяснении нюансов к репетиторам или тьюторам, привлечение к решению проблем сторонних специалистов (например, можно поручить выполнение письменных работ и заданий третьим лицам, проконсультироваться относительно порядка и правил написания тех или иных исследований, обратиться за помощью к друзьям и п.), высвободить время на переосмысление без потери учебного места – оформить академический отпуск. Обратите внимание, что все вышеописанные варианты позволяют выделить определенный промежуток времени на переосмысление собственных ошибок и желаний, возможностей. Главное – не тратить драгоценный ресурс впустую.
Таким образом, в настоящее время в России нет официальной категории неполное высшее образование. Принимая решение о получении неполного высшего или иного профессионального образования важно тщательно взвесит все за и против, оценить перспективы. Чаще всего будущее «скороспелого выпускника» очень сомнительно и не имеет явных достоинств, возможностей карьерного роста и иного продвижения.
Наличие такого специфического документа, как диплом о неполном образовании или академическая справка не предоставляет нынче никаких привилегий и явных возможностей по профессиональному развитию и росту, трудоустройству. Поэтому продолжить обучение (как по ранее постигаемой профессии, так и по любой иной) можно, оправившись ради этого в образовательное учреждение в рамках восстановления или перепоступления.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
сейчас такого понятия официально нет. Студент просто отчисляется из вуза (независимо от основания) и имеет право на восстановление в нем в течение 5 лет. То есть можешь продолжить то, что начал (в течение ограниченного периода времени) или поступать в вуз заново. Разъяснили все это хорошо и доступно. Раньше неоконченное высшее было отчасти выгодно, так как котировалось на рынке труда. Но сейчас требования к соискателям стали жестче, условия – суровее.
в целом вариантов немного: перепоступай или восстанавливайся в вузе, если проходишь по условиям.
Добрый день, Ольга! Благодарим за ваш отзыв. На сегодняшний день неоконченное высшее образование приравнивается к классическому отчислению студента и предоставляет возможностей. Восстановиться в учебном заведении в течение 5 лет с момента выхода в свет приказа об отчислении или перепоступить в новый вуз на общих основаниях. Рекомендуем статью для прочтения: https://disshelp.ru/blog/slozhnosti-perevoda-iz-odnogo-vuza-v-drugoj/