Сбор и обработка, а затем дальнейшая систематизация данных производится благодаря грамотному подбору и применению количественных и качественных методов. Сегодня мы расскажем о сущности и особенностях каждого вида, отметив сферу их применения, достоинства и недостатки.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и общая характеристика количественных методов исследования
Само наименование «количественные методы исследования» уже говорит за себя, акцентируя внимание на ключевой особенности – количество, то есть измерение объекта или его отдельной черты определенными инструментами и схемами, величинами. По своей сути, рассматриваемая категория приемов относится к математико-статистической отрасли, где происходит преобразование собранной информации в числовой вид.
Сбор информации посредством применения количественных методов исследования считается самым четким, структурированным и жестким, а результаты, полученные в ходе реализации алгоритмов – более точный и достоверный, научно-обоснованный.
Миссия количественных методов исследования – конкретизировать данные в числовом варианте, то есть измерить явление или процесс. Результатом применения данной категории инструментов – определенное число, определение конкретной тенденции и ее характера с научной точки зрения: уменьшение/увеличение, соответствие действующим нормам или отклонение от них и характер отклонений и пр.
Среди явных особенностей количественных методов исследования можно отметить:
- Строгое следование утвержденным инструкциям и алгоритмам (преимущественно математическим операциям, статистическим канонам и узкоспециализированным правилам в зависимости от научной области исследования);
- Основа аналитических операций – расчеты, формулы, математико-статистические характеристики, измерения и пр.;
- Получение предельно точной и обоснованной информационной базы, аргументированных выводов;
- Основа количественных приемов – формализация данных.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды и применение количественных методов в курсовых, дипломных и научно-исследовательских проектах
В группе количественных схем сбора и обработки данных можно выделить следующие варианты:
#1. Опрос, заключающийся в охвате максимально допустимого числа респондентов или опроса/учета данных по конкретной группе лиц (выборке). Здесь результат предстает в виде математико-статистического анализа собранных материалов: сначала перевод информации в пригодный для измерения и расчетов вид (подсчет голосов), а затем определение тенденций (сколько голосов соответствует определенному мнению/тенденции).
#2. Анкетирование. По сути, это разновидность опроса, но более точная, простая для математико-аналитической работы. Применение этого способа для сбора данных потребует предварительной проработки анкеты, но результаты уже будут ясны: достаточно подсчитать количество совпадающих ответов и определить доминирующий «клан», рассчитать долю каждого варианта ответа и пр.
Вышеуказанные способы зачастую используются в ходе организации и реализации социологического, маркетингового исследования, экономического изыскания.
#3. Статистический анализ, основанный на анализе конкретных числовых показателей и коэффициентах. Притом исследователь может самостоятельно производить все расчеты или пользоваться уже готовыми материалами и данными. Данная разновидность позволяет не только собрать первоисточники и привести их в пригодный для измерения вид, но и получить конкретный результат и вывод.
#4. Экономический анализ. Данная разновидность используется для подтверждения эффективности выдвинутой гипотезы или мероприятий по разрешения проблемы в любом исследовании. Методика также основывается на математических операциях, определении конкретных показателей и их динамики и пр.
Количественные методы исследования применимы практически повсеместно: в социальных, прикладных, технических, экономических и иных научных областях.
Сущность и общая характеристика качественных методов исследования
Миссия качественных методов анализа – собрать всевозможные данные об изучаемом явлении/процессе с точки зрения психологии, субъективных сторон и пр. Ресурсы и информационная база, полученная на основе качественных исследований, в перспективе может быть преобразована в количественный вид. Фактически, качественные приемы лежат в основе любого изыскания!
Качественные методы исследования носят исследовательский и следственный характер, способствующий установлению причинно-следственных связей, установлению определенных характеристик (не всегда посильных измерению с математической точки зрения).
Миссия качественных исследований и соответствующих инструментов – описать явление с точки зрения понимания (как относится общество: хорошо или плохо), установления качества или характера тенденций (лучше или хуже), определить дальнейшие способы воздействия на массы или отдельные группы лиц и пр.
Фактически, применение качественных приемов позволяет переосмыслить ситуацию или тему/вопрос/проблему, оценить ее с моральной/этической/культурной/духовной/религиозной/правовой и иной точек зрения. Отсюда следует, что спектр применения указанных категорий огромен.
Среди особенностей качественных категорий и инструментов в НИР можно отметить следующие черты:
- Собранная информация подлежит обязательной перепроверке на качество: актуальность, достоверность, точность. Только после перепроверки автор курсового, дипломного или научного проекта может пользоваться материалами для установления тенденций и формулирования обоснованных выводов;
- Использование указанных способов не требует от автора тщетного планирования (если это не придусмотрено условиями и целями НИР), проведения сложных математических операций и пр. Чаще всего достаточно просто наблюдать и фиксировать изменения, итоги действий и пр.;
- Автору предстоит определить не конкретное соотношение мнений, а понять, разъяснить и грамотно интерпретировать факты, с опорой не на цифры и нормативы, а именно на слова (мнение, позицию и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Разновидности качественных методов исследования и спектр их применения
Наиболее распространенными в студенческой среде качественными методами исследования выступают:
- Беседа или интервью, в ходе которой автор проекта изучает мнение собеседника в рамках конкретного вопроса/темы. В данном случае важно понять отношение респондента к проблеме, причины такого отношения и позиции и пр.;
- Наблюдение, основанное на присмотре за ситуацией, конкретными объектами со стороны и определением основных тенденций и характеристик: кто и что сделал, зачем и почему, к чему привели действия/решения и пр.
- Эксперимент – это тщательно спланированный опыт для сбора информации и констатации фактов, тенденций по теме исследования. Здесь автор использует специальное оборудование, создает специфические условия и задает нужные границы и параметры, разрабатывает шкалу оценивания и пр.
Миссия качественных методов исследования состоит в поиске ответов на следующие вопросы: Что это такое? Почему это возникло? Зачем это нужно? Как можно разрешить проблему?
Итогом применения рассматриваемых инструментов выступает логически построенный и аргументированный вывод (текст).
Достоинства и недостатки использования количественных методов исследования
Количественные методы всегда ассоциируются с математико-статистическим анализом, поэтому считаются более точными и аргументированными (как никак, математика – царица наук).
Применение количественных инструментов и техник обладает рядом преимуществ:
- Позволяет получить более точную информацию, измеренную конкретными величинами, сопоставимую с определенными параметрами, нормами и пр.;
- Способны охватить большой объем информации;
- Возможна обработка данных с помощью специальных программ и приложений: калькулятор, аналитические программы учета, Excel и пр.;
- Все операции производятся согласно утвержденным правилам, алгоритмам, формулам и канонам, не требуя колоссальных преобразований. При необходимости автор курсовой, дипломной или иной работы может использовать различные комбинации показателей, но все они будут рассчитываться по строгим научным канонам;
- Точность и однозначность полученных результатов, возможность неоднократной перепроверки данных;
- Краткость и емкость полученных результатов, возможность их интерпретации в табличном и графическом виде с обязательным анализом данных;
- И пр.
Недостатков количественных приемов немного, и они во многом связаны с уровнем подготовки исследователя: слабое владение математической и статистической науками, непонимание действующих правил и канонов, сложности в расчётной части и интерпретации данных, трудности в переводе качественных характеристик в числовой вид (не все материалы возможно «перевести» в количественный формат).
Плюсы и минусы качественных методов исследования
Среди явных положительных черт качественных способов сбора, обработки информации можно выделить:
- Установление причинно-следственных связей изучаемого явления;
- Определение мнения экспертов, общества или иных лиц в рамках исследуемой темы;
- Констатация «качественных характеристик» по теме НИР на основе кропотливого анализа частных и общих моментов: характер проблемы (что происходит под ее воздействием: ухудшение или улучшение), какие эмоции провоцирует (страх, паника, депрессия, радость, недовольство и пр.) и пр.;
- Установление поведенческих особенностей объектов;
- Сбор максимально допустимого и посильного объема информации с дальнейшей переработкой и перепроверкой материалов;
- Возможности повсеместного применения для всесторонней оценки темы/проблемы (в любом исследовании);
- Отсутствие строгих регламентов и алгоритмов, возможность импровизационного подхода и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди очевидных минусов качественных способов изучения вопроса можно выделить:
- Ограниченность изыскания: автору предстоит определить оптимальный объем респондентов (выборка), которая позволит оценить проблему полноценно и аргументированно. Именно здесь могут возникнуть первые сложности, когда студент заведомо не может знать сколько человек достаточно опросить и пр.;
- Тщательное планирование исследования с детализацией каждого шага (что и в какой последовательности делать). Здесь автору НИР важно владеть научной и теоретической основой по теме, определить имеющиеся ресурсы и траекторию их использования (как и когда) и пр.;
- Получение размытых или менее точных результатов, которые бывает крайне трудно или вовсе невозможно перепроверить.
Сходства и различия количественных и качественных методов исследования
Каждый автор курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы самостоятельно определяет набор инструментов для получения точных и достоверных, обоснованных результатов.
Сравним количественный и качественный подходы к сбору и обработке первоисточников:
- Миссия количественных методов – измерить явление/объект, а качественных – описать его;
- Результаты от использования количественных инструментов предельно точные, а качественных – не требующие математического измерения, но обязательно отражение характера выявленных тенденций в общих чертах (хорошо/плохо, соответствует нормам или нет, эффективно или нет);
- Применение количественных схем позволяет получить объективную оценку (общая, но при этом точная, конкретная тенденция), а качественных – субъективную (мнение каждого отдельного индивида или конкретной группы лиц);
- Количественные алгоритмы позволяют измерить проблему и обосновать закономерности, а качественные – понять причины, мотивы и пр.
Что лучше: качественный или количественный подход?
Ответить однозначно на данный вопрос невозможно. Во-первых, каждый автор НИР подбирает инструментарий и методологию «под себя» с учетом собственной подготовки и владения теоретической базой по теме, располагаемой информационной базой, ее достаточностью и пр. Во-вторых, каждая из рассмотренных групп обладает как достоинствами, так и недостатками, требует соблюдения принципа уместности и целесообразности.
Принцип уместности предполагает, что исследователь сможет воспользоваться инструментом: достаточно информации, возможен «перевод» данных в нужный вид и пр.
Принцип целесообразности подтверждает эффективность подхода: достоверность и обоснованность выводов, полнота раскрытия темы и пр.
Как правило, в студенческих и научно-исследовательских проектах используется комбинация из количественных и качественных схем, общенаучных и частных (узкоспециализированных) композиций. Такой подход позволяет всесторонне и предельно глубоко погрузиться в тему.
Конкретизируем, когда наиболее эффективно применение качественного и количественного подходов:
- Для выдвижения гипотезы важно сначала понять проблему, в чем поможет качественная схема исследования, но для проверки предположения целесообразно использовать количественный подход;
- Для рассуждения и оперирования неточными данными лучше полагаться на качественные приемы, но по возможности стоит прибегать к количественной оценке для более точной аргументации, обоснования собственной позиции, убедительности;
- Использовать наиболее подходящий метод с учетом характера располагаемой информации: точная – расчеты, общая текстовая – качественный инструментарий.
Специалисты Дисхелп всегда полагаются на комбинированный подход при проведении исследований, подключая все уместные и наиболее эффективные методики сбора и обработки данных: количественные и качественные методы, общенаучные и узкоспециализированные, междисциплинарные принципы и пр. Мы гарантируем грамотный подбор инструментария и высокое качество исследований по всем направлениям подготовки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!