Выполнение любого студенческого или научного проекта предполагает использование различных первоисточников, но далеко не все задействованные ресурсы играют весомую роль в раскрытии темы. Часть из них относится к основной информационной базе, а остальные – ко вспомогательной. Сегодня мы расскажем о специфике основных источников исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции основных ресурсов при выполнении студенческой или научной работы
Написание курсовой, дипломной или научной работы не обходится без использования сторонних трудов и мнений. Именно они помогают автору очертить границы исследования, констатировать существенные моменты, раскрыть конкретные категории, правила и термины, а также отстоять выдвинутую идею и авторскую позицию. Но далеко не все из задействованных ресурсов оказываются весомыми и достаточными для полного раскрытия выбранной темы. Лишь основные первоисточники формируют безоговорочную информационную базу – непоколебимый фундамент, подтверждающий или опровергающий, описывающий и констатирующий ключевые тенденции и результаты.
Под основными первоисточниками понимают несколько трудов, на базе которых построено исследование и происходит формирование доказательной базы, обоснование авторской позиции и отдельных моментов. В каждом исследовании преобладает от 1 до 3 основных ресурсов.
В числе признаков основных первоисточников можно выделить следующие критерии. Во-первых, рассматриваемый ресурс является основой исследования. То есть на его базе происходи раскрытие темы и обоснование авторской позиции. Подобные работы часто или периодически упоминаются в основной части исследования. Также они могут занимать наибольший объем в составе проекта.
Во-вторых, основной первоисточник формирует доказательную базу или подчеркивает ее. В данном случае роль подобного ресурса состоит в том, чтобы выделить конкретную тенденцию правомерность и необходимость действий, обосновать или показать характер, особенности полученных результатов и пр.
В теоретическом разделе основной первоисточник позволяет конкретно и точно описать определенные моменты (раскрыть термины, разъяснить тенденции и правила, установить параметры и выбрать методы и пр.), а в практической – обосновать выводы и подкрепить их определенными актами.
В-третьих, одним из признаков основного первоисточника выступает его надежность и достоверность. Рассматриваемый вид ресурсов носит сугубо констатационный характер, то есть ранее он был установлен и проверен автором, не требует повторной проверки и может быть использован по усмотрению исследователя. Главное – проверить актуальность сведений и материалов.
В-четвертых, основные первоисточники являются авторским трудом и обладают определенной оригинальностью. То есть у них есть определенный «создатель», а сам труд – уникален и фактически не имеет аналогов. Но самое главное – что основной первоисточник цене и полезен для текущего (нового) изыскания, способен оказать влияние на ход исследования и выработки решения, помочь новому автору в совершении очередного открытия и пр.
Пятым признаком основного первоисточника выступает его констатационный характер. То есть используемые автором ресурсы не просто описывают или заставляют студента (или исследователя) проверять отдельные моменты и тенденции. С помощью рассматриваемой парадигмы происходит подчеркивание, подтверждение и обоснование выявленных изменений или показателей.
Важно отметить, что основным первоисточником может стать не только первичный ресурс (который создан впервые), но и информация вторичного плана (переработанная версия, дополненный материал и пр.). В данном случае основной – означает то, что он лежит в основе нового проекта.
Порядок использования основных первоисточников в студенческих и научных работах
Основные первоисточники – это непоколебимая ресурсная база, которая помогает автору всесторонне раскрыть выбранную тему, обосновать собственную позицию и проверить выдвинутую идею (гипотезу). Поэтому важно использовать такие ресурсы только грамотно и легально.
Чаще всего для включения основного первоисточника в состав научно-исследовательской работы полагаются на следующие приемы:
- Цитирование. Данный прием самый верный и надежный, подчеркивающий авторство и оригинальность, ценность стороннего труда. Автор нового проекта может копировать отдельные фрагменты и ссылать на автора в прямом и косвенном виде. В данном случае при грамотном оформлении цитат уникальность текста пострадает по минимуму.
- Грамотный рерайтинг. В данном случае происходит реферирование или пересказ, перефразирование основного труда с акцентом на выборочные, необходимые для раскрытия обозначенной темы, фрагменты. В данном случае не стоит забывать про упоминание автора начальных положений и отображения на него ссылок или сносок;
- Легальное заимствование. В данном случае важно оригинально пересказывать мнение или слова определенных авторов (основного первоисточника), но при этом не забывать отмечать авторство достижений. Допустимо отражение принадлежность тезисов и достижений к конкретному лицу в основной части с помощью косвенной речи и специальных конструкций (по мнению…, по данным автора…, «некто» полагает что…);
- Копирование. Данный прием должен использоваться исследователем по минимуму, так как он фактически нарушает авторские права создателя основного первоисточника и негативно сказывается на уникальности работ.
Обратите внимание, что грамотный рерайтинг и легальное заимствование в редких случаях снижают оригинальность проекта, а если сказываются – то по минимуму.
Цитирование рекомендовано использовать в исключительных случаях. Чаще всего он служит обоснованием определенного утверждения или результат, обоснованием позиции или подкреплением промежуточных выводов по ходу исследования.
Важно использовать основные первоисточники уместно: в определенном разделе или блоке, с определенным акцентом (констатация, обоснование, подтверждение и пр.). Более того, выбранную основную информационную базу важно использовать не по максимуму, а в достаточном количестве и с достаточной (оптимальной) частотой. Основная база не должна перекрывать ход исследовательской деятельности, затмевать основную идею (гипотезу) и авторскую позицию. Данная парадигма используется для обоснования или опровержения, идет вместе или параллельно вместе с авторским видением и пр.
Не менее важно, чтобы основная информационная база была весомой. Без данного параметра она утратит статус «основной» и перейдет в ряды второстепенной информации. Притом весомость ресурса проявляется в специфике его упоминания (место и значение), роли в составе исследования (простое описание или обоснование и пр.).
Таким образом, основной первоисточник употребляется на легальной основе и занимает ведущую роль в раскрытии темы, подчеркивании авторской позиции и ее достоверности, обоснованности и эффективности.
Как определить основной первоисточник студенческой или научной работы?
Согласитесь, что во время подбора информационной базы трудно понять, какой из трудов будет основным, а какой второстепенным. Чаще всего выделение основной ресурсной парадигмы происходит после изучения темы и подбора всех первоисточников, предопределения их места в составе проекта с учетом плана, логики исследования, специфики выбранной позиции и идеи и пр.
Признак |
Основной первоисточник |
Второстепенный первоисточник |
Количество в составе проекта | 1-3 | Более 4-10 |
Характер ресурса | Констатационный, обосновательный | Дополняющий |
Авторство | Авторитетный эксперт | Любой (как известный, так и неизвестный) |
Роль в составе проекта | Доказательство, обоснование, раскрытие темы | Дополнение отдельных моментов, наращивание объема исследования и пр. |
Ключевые моменты, затрагиваемые в проекте | Идея (гипотеза), проблема, авторская позиция, выводы | Любой удобный момент или параметр |
Если автору изначально известно, на чьи труды можно положиться при раскрытии темы (такое возможно, если научный руководитель отметил ряд трудов или фамилии надежных авторов), можно сформировать основную информационную базу с их включением. Чаще всего такие первоисточники помогают разобраться в теме и фактически очерчивают до 70-80% от всех заявленных этапов и моментов. Но не стоит торопиться приписывать роль основного труда к тем материалам, которые занимают больше всего места. Важно оценивать их смысловую и доказательную нагрузку.
Основной первоисточник – описывает ключевые термины и правила или констатирует конкретные факты, тенденции, обосновывает мнение автора или выводы по проделанной работе, полученным результатам.
Также выделить основной первоисточник можно по роли в исследовании. Описательные ресурсы не несут существенной нагрузки на ход исследования, а конкретные факты, мнения, результаты чужих трудов, способные указать на «путь истинный», обосновать авторскую идею или выработать новый инструмент (способ воздействия на проблему). Именно весомые работы относят к категории основных инфоресурсов.
Таким образом, основные первоисточники – это те материалы, которые оказывают влияние на ход исследования и позволяют обосновать авторскую позицию, проверить и пояснить гипотезу, удостовериться в ее эффективности и обосновать выводы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Где искать основные первоисточники?
Основные труды, которые принято класть в фундамент новых проектов – исключительно проверенные, достоверные и надежные материалы. К данной парадигме принято класть либо научные работы и научные факты, либо результаты апробации и экспериментов (сведения и утверждении, итоги, проверенные лично).
К числу основных первоисточников чаще всего относят диссертации, монографии, научные статьи, научные факты, а также статистические данные, результаты социологических и маркетинговых исследований, итоги экспериментов и пр.
Искать основные первоисточники уместно на специализированных площадках и научных базах данных, в научных журналах (рецензируемых, авторитетных, ВАК, международных и пр.), на официальных сайтах государственных структур и служб и т.д.
Обратите внимание, что во время поиска важно убедиться не только в актуальности и авторстве, но и качестве первоисточника. Недаром именно основные труды обозревают в рамках литературного обзора (или во введении).
Таким образом, основные первоисточники формируют кастет научной мысли и позволяют автору отстоять выдвинутую гипотезу и мнение, позицию. Поэтому в их качестве могут быть только достоверные, надежные труды под авторством авторитетных исследователей.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Хорошие советы по определению основных первоисточников и их поиску. Изначально не задумывался о классификации ресурсов, но позже понял, что лучше и легче сначала найти основные первоисточники, а затем по мере необходимости дополнять их. В этом случае работа получается более качественной, и писать ее проще, нежели потом сидеть среди груды материалов и пытаться понять, как и где их использовать.
Всегда полагала, что основной первоисточник – это тот, который чаще всего употребляется в исследовании или на долю которого приходится больше доказательств, который в наибольшей степени раскрывает замысел автора. Оказывается, для его определения этих качеств недостаточно, все гораздо тоньше и сложнее. Спасибо, что хорошо описали качества и способы определения) наконец-то, разобралась в этом понятии.
основной первоисточник трудно заменить, особенно если исследование почти завершено. Придется заново перерабатывать проект. Притом основных первоисточников мало. Большое количество подобных ресурсов явно вызовет массу вопросов: зачем, почему, как и где употреблено, результаты и пр. А вот дополнительную базу исследования с легкостью можно и заменить, и дополнить.
Добрый день, Олеся Аристова! Вы сказали совершенно верно, основной первоисточник трудно заменить, особенно если исследование почти завершено. Основные первоисточники формируют кастет научной мысли и позволяют автору отстоять выдвинутую гипотезу и мнение, позицию. Поэтому в их качестве могут быть только достоверные, надежные труды под авторством авторитетных исследователей. Рекомендуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/tipichnye-oshibki-pri-poiske-pervoistochnikov-dlya-kursovoj-diplomnoj-raboty/