Российская система общего и профессионального образования построена по рамочному принципу. Если говорить проще, основу и фундамент процесса составляет образовательный стандарт. Его готовят профильные структуры на самом высоком уровне. Но стандарты задают только общие рамки, канву процесса обучения школьников, студентов. Определять конкретные подходы к учебе, готовить пошаговые планы с разъяснением каждого этапа образовательного процесса, должны специалисты на местах.
Образовательная программа — это уточненный базис процесса обучения. Он включает в себя поурочные планы, компетенции, которые должны освоить ученики, а также методы, которыми будут прививаться знания, навыки. Составление образовательных программ любого уровня — задача довольно сложная. Она требует достаточного опыта, знаний методических основ, а также профильного отраслевого законодательства. Если речь идет о серьезной программе, например, ВУЗовского уровня, работой занимается не один человек, а целый коллектив специалистов. Каждые берет на себя определенный пласт образовательной программы.
Какие же требования предъявляют к образовательным программам, и в каком порядке их разрабатывают.
СОДЕРЖАНИЕ
Виды образовательных программ
Составление образовательных программ — универсальная деятельность, которая требуется для разных учреждений и организаций. Разделить ОП можно на несколько подтипов:
- Для школ, учреждений общего образования. В том числе частных.
- Для учреждений начального профессионального образования.
- Для учреждений среднего профессионального образования: колледжей.
- Для учреждений высшего профессионального образования, то есть университетов, ВУЗов.
- Для организаций дополнительного образования. Речь идет как о музыкальных, художественных школах, так и о курсах, частных центрах для детей и взрослых людей. Организаций, ориентированных на повышение квалификации и переподготовку кадров.
Принципы, как и правила, порядок разработка образовательной документации будут идентичны во всех случаях.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Кто составляет образовательную программу
Составлять образовательную программу, теоретически, может любой сотрудник педагогической организации. учебного заведения. Таким правом обладают педагоги, учителя, преподавательский состав ВУЗов, также узкоспециализированные методисты. Однако на деле все оказывается сложнее. Причин этому несколько:
- Потребность в высоком уровне знаний. Чтобы составить эффективную программу на базе образовательного стандарта, нужно точно знать чему и как предстоит учить школьников, студентов, иных подопечных. А значит нужно или обладать самостоятельным педагогическим опытом, или быть в контакте с теми, кто досконально знает предстоящую модель обучения и предмет.
- Потребность в знании отраслевого законодательства. Образовательные программы составляют на базе стандартов, но это не единственный источник. При разработке приходится учитывать законодательные акты в области образования, в том числе соответствующий закон и подзаконные нормативно-правовые акты.
- Необходимость знания приемов методической деятельности. Мало знать законодательство и иметь соответствующий педагогический опыт, чтобы составить качественную образовательную программу, нужно знать особенности составления документов, владеть техникой их создания. Это отдельная группа умений, которые придется нарабатывать.
Кроме того, нужно учитывать, что грамотно составленная программа — это огромное количество затраченного времени. Даже если речь идет о программе дополнительного образования. О ВУЗовских документах и говорить не приходится. В некоторых случаях над разработкой образовательной документации работает целый коллектив специалистов. Поэтому составление программ должны заниматься опытные и наиболее квалифицированные педагоги или методисты.
В случае, если за дело берется недостаточно опытный специалист, программу могут забраковать на этапе утверждения. А это значит, что составлять документы придется с самого начала.
Основные требования к образовательным программам
Все требования к образовательным программам можно разделить на несколько категорий. Первая категория — это требования к соответствую документации действующему законодательству. Речь идет о системе нормативно-правовых актов. Сюда входят:
- Закон об образовании в РФ. Наиболее важный, основополагающий нормативно-правовой акт, который регламентирует базовые положения образовательного процесса.
- Подзаконные нормативно-правовые акты. Постановления Правительства, приказы соответствующего образовательного министерства. Их учитывают в той части, в какой они не противоречат закону об образовании, который обладает большей юридической силой.
- Региональные нормативно-правовые акты. Также в части, не противоречащей вышестоящим юридическим документам.
- Локальные акты университетов, школ, прочих образовательных учреждений. Их задача — регламентировать конкретные вопросы на месте.
Знание законодательства — обязательное условие при составлении образовательной программы. Без соблюдения требования документацию не утвердят.
Вторая категория — требования к структуре образовательной программы. При составлении документа, важно, чтобы он был построен по определенному принципу. Определить, как именно составлять программу, можно лишь оценив нормы в системе.
Обязательная структура
Структура образовательной программы включает в себя все сведения, которые позволяют сделать выводы о ее трудозатратности, составителях, учебном плане и прочих характеристиках.
Титульный лист и сведения о составителях
На титульном листе отражают базовые сведения, которые позволяют быстро сориентироваться в характере программы, ее особенностях. В шапке указывают наименования соответствующего ведомства, ответственного за регулирование деятельности образовательной организации. Это может быть Минобразования. Минпросвещения или Министерство Здравоохранения, если речь идет о медицинских учреждениях.
Далее идут:
- Наименование самого образовательного учреждения. С указанием полного названия.
- Наименование самой образовательной программы. Данные специалиста, который утвердил образовательную программу. Обычно речь идет о ректоре ВУЗа, директоре школы или иного учреждения.
- Название специальности вместе с соответствующим кодом.
- Год создания образовательной программы.
Титульный лист визируется подписью ответственного лица, а также печатью образовательного учреждения.
Следующая часть включает в себя имена всех ответственных за составление вместе с названием кафедры, отделения, если речь о ВУЗе. После данных всех составителей указывают содержание документа (не путать с содержанием самой образовательно программы).
Общий положения
В разделе общих положений специалисты-составители указывают задачи и цели реализации образовательной программы, а также называют нормативно-правовую базу, на которую опирались при создании документации. Сюда же входит перечень сокращений, чтобы читателю было проще ориентироваться в тексте документа.
Это формальная, но очень важная часть, которая демонстрирует уровень проработки образовательной программы и подтверждает ее качество, достоверность с точки зрения закона и практики.
Характеристика деятельности выпускников
Если речь о ВУЗе, то речь идет о профессиональной деятельности. Как правило, в этом разделе указывают места, куда могут трудоустроиться выпускники. Направления и конкретные должности. Формы деятельности (творческая, административная и пр.). Раздел сравнительно небольшой, но дает общие представления о том, что могут делать выпускники школ, высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования после окончания образовательного процесса.
Общая характеристика образовательного процесса и результаты освоения программы
Речь идет о профиле образования, а также формах реализации образовательной программы: очно, заочно, в ускоренном формате. Зависит от конкретного направления подготовки. Под результатами понимают, что именно будут знать и уметь выпускники. Какими знаниями, навыками они будут обладать после завершения освоения образовательной программы. Сюда же входят т.н. компетенции. Раздел сравнительно большой и полностью посвящен описанию знаний, навыков, умений, которые приобретают выпускники.
Учебный план
Один из самых важных разделов образовательной программы. Включает в себя перечень дисциплин, которые будут осваивать учащиеся с указанием сложности и продолжительности обучения в академических часах. Задача учебного плана — дать четкое представление о реализации образовательной программы на практике.
Часто в рамках плана указывают еще и порядок освоение образовательной программы. То есть не только количество часов, но и в какое именно время предстоит осваивать дисциплину, какова форма промежуточного и итогового контроля знаний (зачет, экзамен, контрольная работа и пр.).
Условия реализации программы
Материально-техническое, кадровое, финансовое и иное обеспечение. Это в большей мере формальная часть, которая подтверждает и аргументирует возможность образовательного учреждения реализовать программы начального, среднего, высшего и дополнительного образования на базе имеющихся ресурсов.
На финальной странице проставляется дата, подпись декана факультета, ректора, директора школы или организации дополнительного образования.
Примечательно, что программы составляются не только для государственных, но и для частных организаций. По тем же самым принципам, на базе тех же самых норм.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок подготовка программы
На начальном этапе определяют, кто именно будет составлять образовательную программу. Это может быть как один человек, преподаватель, так и группа специалистов. В последнем случае образовательное учреждение создает соответствующую комиссию из методистов, педагогов. Назначают председателя, руководителя проекта, который будет координировать деятельность специалистов.
Далее порядок составления документации такой:
- Определение целей и направления. По какой именно специальности, для чего составляют образовательную программу.
- Создание плана. Разработкой и общим планированием занимается председатель, руководитель проекта. Он же делегирует отдельные части работы специалистам, их рабочим группам. Контролирует промежуточные результаты.
- Непосредственное составление отдельных частей проекта на базе созданного плана.
- Контроль промежуточных результатов. Комиссия изучает составленную документацию, ее отдельные части. Проверяет, как они соотносятся друг с другом, соответствуют ли формальным требования законодательства.
Если обнаружены ошибки, недочеты или иные проблемы, их оперативно исправляют.
- После исправления можно говорить, что программа в целом готова. Верстается первый черновой вариант образовательной документации. Его представляют на суд независимой комиссии. Она может работать при конкретном учреждении или же за его пределами.
- При наличии положительного решения независимой комиссии, программа считается готовой. В действие ее вводит руководитель образовательного учреждения. Школы, ВУЗа или колледжа.
- Если комиссия обратила внимание на недочеты, их предстоит устранить. Затем программу представляют на утверждение, повторно проходя тот же самый процесс.
В среднем, на разработку качественной образовательной программы уходит несколько месяцев плотной работы. Если за дело берется один человек — больше.
Реализация готовой образовательной программы
Реализация образовательной программы проходит только после ее утверждения. На базе документации преподаватели создают индивидуальные программы обучения, готовят учебно-методические материалы, которые позволят студентам, школьникам или иным подопечным освоить образовательную программу эффективно и без потери качества знаний. Это вопрос индивидуальной квалификации педагогических кадров.
Разработка образовательной программы, независимо от уровня, это серьезный труд. Требования касаются как нормативной базы, так и структурных особенностей документации. Порядок строго не регламентирован. Это вопрос индивидуально принятых в конкретном учреждении правил и подходов. Но он плюс-минус идентичен в любых условиях.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!