Написание курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ сводится к тотальному сбору и переработке информации. Притом в данном случае важно не просто умело скомпоновать данные, факты, но и разобраться в роли каждого из них при раскрытии заявленной темы и проблемы. В данном деле на помощь приходит метод ранжирования.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции метода ранжирования при выполнении студенческих и научных проектов
Подготовка курсовых, дипломных и научно-исследовательских материалов сводится к тотальному погружению в тему на основе различных первоисточников, каждый из которых должен привнести «свою лепту» в ход научного исследования. Определить значение, возможности применения подобранных материалов поможет так называемый метод ранжирования.
Под ним следует понимать комплекс действий, направленных на оценку всех подобранных первоисточников для констатации возможности, уместности и необходимости их применения в ходе раскрытия темы и выработки эффективного решения в отношении обозначенной проблемы, с учетом массы факторов (дисциплинарных, профессиональных, научных и пр.).
Метод ранжирования представляет собой специфический инструмент или способ оценивающего плана, который позволяет установить место, роль, ценность первоисточников в рамках конкретного исследования, этапа научной мысли и пр. Он выполняет следующие функции:
- Информационно-описательная, позволяющая тщательно ознакомиться с каждым первоисточником, определить его характер, ценность, обоснованность, актуальность и достоверность, а также отметить моменты, этапы научного исследования, где будет уместно его включение и использование. То есть с помощью метода ранжирования информации можно получить общие сведения, характеристику подобранной ресурсной базы, получить краткое описание и общие данные о качестве данных;
- Оценочная функция заключается в констатации соответствия материалов теме, конкретному этапу научного исследования, определение роли и характера, возможностей включения в состав проекта (цитирование, заимствование, перефразирование и пр.). То есть данная задача ранжирования позволяет определить уместность, целесообразность и необходимость употребления каждого первоисточника, его ценность и вклад в развитие темы, работы автора и пр.;
- Распределительная миссия проявляется в точном определении места каждого ресурса с акцентом на специфические черты: этап исследования, роль первоисточника (чем он полезен, что помогает раскрыть), объем применения и способ включения. То есть метод ранжирования позволяет грамотно и эффективно структурировать данные для полного раскрытия темы, обоснования авторской идеи и позиции, выдвинутого решения и пр. С помощью рассматриваемой функции происходит построение логики научного исследования;
- Обосновательная. Рассматриваемая задача позволяет не просто определить роль и место для эффективного использования первоисточника, но и обосновать решение: почему его выгоднее использовать в данном месте и роли, к чему приведет его применение, каков вклад первоисточника в ход научного исследования, чем данный материал лучше аналогичных ресурсов и пр.
Фактически, метод ранжирования при выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ любого уровня сложности позволяет грамотно систематизировать данные, структурировать их для максимального полного и обоснованного раскрытия темы и отражения авторской позиции
Таким образом, метод ранжирования при выполнении студенческих и научных работ – один из важнейших приемов, содействующих грамотному распределению подобранных первоисточников согласно плану исследования, действующим границам, специфике научного аппарата и пр. То есть с его помощью автор определяет наиболее эффективный способ включения каждого представителя информационной базы, успешно систематизируя и структурируя подобранные данные, факты и рассуждения.
Сфера действия метода ранжирования в рамках курсовых, дипломных и научных работ
Метод ранжирования – это не просто универсальный способ по структурированию данных. На самом деле его предназначение и специфику применения намного глубже и разнообразнее.
При выполнении студенческих и научных проектов метод ранжирования может быть использован следующим образом. Первый вариант – для определения характера и вида первоисточников. С помощью рассматриваемой парадигмы можно понять роль подобранной литературы в ходе исследования: первичный или вторичный, основной или дополняющий (вторичный) и пр. В данном случае также происходит параллельная оценка объема заимствования: какая часть подобранной информационной базы пригодится для раскрытия темы или определенного этапа научной мысли, обоснования автора, дополнения текущей картины, добавления весомости выводам и суждениям автора и пр.
Также метод ранжирования при подготовке студенческих и научно-исследовательских работ позволяет четко диагностировать конкретное место применения каждого заявленного ресурса. В данном случае можно качественно структурировать подобранные материалы с учетом обозначенного плана проекта, логики научной мысли и хода научного исследования, уместности и роли подобранной информационной базы. То есть с помощью метода ранжирования происходит оценка ценности, весомости, значимости и эффективности каждого первоисточника с акцентом на цель исследования, последовательность мероприятий и получаемых результатов и пр.
Помимо этого, метод ранжирования информации при написании курсовых, дипломных и научных работ позволяет убедиться в качестве первоисточника и грамотно определить особенности их включения в текст проекта: в каких случаях уместно и целесообразно цитировать, в каких объемах заимствовать, в каких местах увеличить объем заимствований или сократить и почему, и т.д. То есть в этом срезе рассматриваемый прием позволяет диагностировать вариант использования подобранной информационной базы, а также тщательнее обосновать каждый шаг и результат, вывод с опорой на достоверность, надежность, актуальность и уместность располагаемой информации.
Метод ранжирования можно сопоставить с методом приоритетов, когда каждому первоисточнику присваивается определенная роль, место с учетом его характера, ценности, вклада, позволяя при этом автору студенческого или научного исследования логично и полно погрузиться в тему, подобрать обоснованное и эффективное решение, корректно и правильно расположив подобранные аргументы и факты в нужном (наиболее выгодном) ракурсе и манере.
Рассматриваемый подход уместен в исследованиях самого разного плана и характера: в экономических, технических, статистических, психологических, социологических, естественнонаучных и прочих науках.
Правила применения метода ранжирования при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ
Метод ранжирования не так прост в использовании, как может показаться на первый взгляд. Для его умелого и эффективного применения важно полагаться на следующие каноны.
Первый принцип активизации метода ранжирования информации – тематическое совпадение. Важно располагать теми ресурсами, которые укладываются в рамки обозначенной (выбранной) темы, проблематики, масштабы и характер исследования, научный аппарат. То есть в данном случае важно ориентироваться на план проекта и границы научной мысли. Все подобранные первоисточники должны затрагивать конкретную нишу, помогать автору в ее раскрытии, писании, обосновании выдвинутой идеи и пр.
Второй принцип – обоснованность. Информационная база призвана не просто анализировать и разъяснять выявленные тенденции, но и подчеркивать их характер, роль в составе студенческой или научной работы, выделять динамику изменений, обосновывать авторскую позицию и эффективность выдвинутой гипотезы, показывать весомость полученных результатов, сформулированных выводов, связность этапов и логическую завершенность каждого мероприятия и проекта в целом. То есть метод ранжирования позволяет выделить в общей информационной базе доказательную (основную) часть, грамотно ее преподнести с акцентом на результат.
Третье правило ранжирования данных при подготовке курсовых, дипломных и научных работ предполагает определение уместности использования первоисточника и систематизации данных. В этом случае важно оценить роль и наиболее подходящее место для включения в текст материалов, определить комбинацию материалов, их логическую вписываемость в ход научной мысли. То есть благодаря рассматриваемому подходу происходит грамотное распределение информации с учетом намеченного плана, возможностей употребления подобранной базы с учетом логики и этапов исследования и пр. Проще говоря, рассматриваемый принцип предполагает грамотное упорядочивание располагаемых данных. О правилах правильного структурирования первоисточников мы писали ранее.
Четвертый канон – приоритетность. С помощью способа ранжирования происходит перераспределение фактов с учетом их значимости и результативности. То есть все материалы не просто распределяются согласно утвержденному плану исследования, но и с учетом характера первоисточника, а также его роль в теме и на определенном этапе ее раскрытия. На первое место выносятся проверенные, достоверные и основные первоисточники, а затем применению подлежат вторичные, вспомогательные материалы.
Пятый принцип метода ранжирования – результативность. С помощью этого приема происходит оценка употребления ресурсов в рамках обозначенной темы с элементами прогнозирования – оценка результатов использования материалов (к чему приведет заимствование, какой результат будет получен и пр.). Притом основной акцент будет делаться на оценке полноты раскрытия темы, наличие промежуточных и конечных результатов.
Использование всех вышеупомянутых правил ранжирования позволит грамотно, обоснованно и эффективно раскрыть тему студенческой или научной работы, тщательно обосновав каждый шаг и умело описав соответствующие достижения.
Этапы применения метода ранжирования в ходе выполнения студенческих и научных работ
Метод ранжирования – процесс последовательный и целенаправленный, поэтому важно придерживаться классических этапов по работе с информацией с акцентом на роль, приоритет каждого ресурса в рамках обозначенной темы.
Первым этапом активного использования метода ранжирования станет тотальная вычитка каждого ресурса с целью определения: сути, фактов, выводов, уместности в рамках выбранной темы, роли первоисточника в рамках студенческой или научной работы. То есть в данном случае важно получить общие представления о чем материал, насколько он актуален и достоверен (то есть проверить его качество) и убедится в возможностях включения в ход изыскания.
По результатам первого этапа метода ранжирования информации автор получит следующие данные:
- Краткая характеристика каждого первоисточника;
- Определение качества и характера подобранных материалов;
- Констатация уместности, ценности, роли и приблизительного места ресурса с акцентом на утвержденный план проекта;
- Определение характера первоисточника с учетом его роли, места в теме проекта: аналитический или описательный, обосновательный, основной или второстепенный и пр. В данном случае можно оценить объем заимствования, который не навредит качеству и результатам исследования, уникальности текста и пр.
Второй этап использования метода ранжирования в ходе научно-исследовательской деятельности предполагает определение способа включения подходящих материалов. В данном случае автор может понять, в каких случаях возможно заимствование, перефразирование, уместно цитирование и как соответствующий прием отразится на результативности, качестве, объеме, уникальности новоиспеченного материала.
Третий этап ранжирования материалов – перераспределение по ходу научного исследования, то есть систематизация и структурирование данных с акцентом на план, логику, логическую уместность и смысловое содержание разделов с учетом вышеописанных принципов.
Четвертый шаг эффективной эксплуатации метода ранжирования предполагает корректуру и редактуру текста для воссоздания связного, последовательного материала на основе задействованных первоисточников. В данном случае предстоит доработка текста для связки распределенных по ходу следования информации. Здесь важно связать воедино факты, этапы, подготовить обоснованные выводы, отметить результаты исследования и завершенность мыслей, полноту раскрытия темы, показать и обосновать решение, авторскую позицию и пр. То есть в данном деле важно грамотно воспроизвести описание хода научной мысли и подачу соответствующих ресурсов, аргументов, тенденций для логического завершения проекта и умелой констатации полученных итогов.
Таким образом, метод ранжирования при подготовке студенческих и научных работ выступает основополагающим инструментов, позволяющим умело, логично, поэтапно и аргументировано провести и завершить исследование, качественно преподнести полученные результаты.
Фактически, метод ранжирования облегчает ход выполнения любого изыскания с акцентом на системность (комбинацию) первоисточников и их структурирование.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сложности реализации метода ранжирования при подготовке студенческих и научных работ
Метод ранжирования требует определенных навыков по работе с информацией. Неопытному или невнимательному автору придется непросто в его использовании при подготовке любого проекта.
Чаще всего исследователи сталкиваются со следующими нюансами:
- Неумение или невозможность удостовериться в качестве информации;
- Некорректное восприятие темы исследования и подбор несоответствующей информационной базы;
- Неумение определять роль заявленных первоисточников и находить им наиболее эффективное применение: место, роль, способ включения в работу и пр.;
- Проблемы в части подбора метода «задействования» первоисточника: некорректное цитирование, нелегальное заимствование и плагиат, снижение качества исследования или оригинальности текста и пр.;
- Сложности в оптимизации информационной базы: подбор минимального или оптимального количества информации в рамках слабоизученной темы, выделение основной базы данных при избытке информации и пр.;
- И пр.
Метод ранжирования при написании студенческих и научных работ требует наблюдательности, аналитики и осознанности, взвешенности каждого шага. Рассматриваемый подход обладает рядом достоинств и недостатков, которые мы приведем в таблице ниже.
Плюсы применения метода ранжирования | Минусы применения метода ранжирования |
Грамотное и последовательное структурирование материалов по ходу исследования с учетом намеченного плана и уместности первоисточников | Сложности в грамотном определении характера, качества информации |
Распределение материалов с акцентом на их качество, отсеивание лишних ресурсов, эффективный подбор информационной базы исследования | Индивидуальный подход к теме и субъективизм автора |
Повышение полноты раскрытия темы и качества исследования в целом | Сложности при работе с большим объемом информации, проблемы при обработке большого массива данных |
Фактчекинг и определение качества информационной базы, повышение качества исследования в целом | Некорректное определение приоритета информации |
Казалось бы, метод ранжирования позволяет четко обосновать каждый шаг, подчеркнуть значимые тенденции, восстановить и утвердить четкую логику исследования и увязать все этапы исследования. Но вопреки указанным достоинствам рассматриваемый инструмент обладает рядом недостатков. Каждый автор индивидуально подходит к раскрытию темы, подбирая ресурсы с акцентом на собственную авторскую позицию, идею и ее эффективность. То есть все первоисточники будут преподноситься с выгодой для автора и зависят от корректности оценки и восприятия ситуации с его стороны.
Метод ранжирования порой привносит в ход научного исследования не только дополнительные факты, но и сложности в увязывании этапов, мероприятий и результатов. Поэтому важно не только понимать суть каждого первоисточника, но и уметь корректно его вписывать в общий контекст, уметь качественно перерабатывать. Важно не просто распределить собранные данные, но и связать их между собой с учетом плана изыскания, цели проекта и прочих особенностей.
Таким образом, пользоваться методом ранжирования при подготовке студенческих и научных работ придется каждому исполнителю независимо от опыта в подобных делах. Главное в данном деле – тщательно спроектировать ход исследовательской мысли, проверить качество первоисточников и грамотно их структурировать в логичный текст. В данном деле важно полагаться на правила структурирования и приоритетности информационной базы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
по сути, это похоже на структурирование материалов, но с выделением роли располагаемых данных. Его лучше использовать при подборе и распределении информации, обозначая основной и дополнительный первоисточник, объем заимствований и пр. Но в статье хорошо описали метод, как им правильно пользоваться и зачем он нужен.