Особенности программы практики и отчета по практике для студентов Профессионалитета

Новая ступень образования Профессионалитет призвана в кратчайшие или ускоренные сроки подготовки квалифицированные рабочие кадры для ряда отраслей. Основной акцент в процессе обучения делается на практических занятиях и прохождении практики, где происходит закрепление и осознание пройденного теоретического материала, знакомство с реалиями и будущим рабочим местом, а также оттачивание непосредственного профессионального мастерства. Сегодня мы расскажем о том, как проходит практика у студентов Профессионалитета и выделим ее особенности.

Особенности программы практики и отчета по практике для студентов Профессионалитета
Новая ступень образования Профессионалитет призвана в кратчайшие или ускоренные сроки подготовки квалифицированные рабочие кадры для ряда отраслей. Основной акцент в процессе обучения делается на практических занятиях и прохождении практики, где происходит закрепление и осознание пройденного теоретического материала, знакомство с реалиями и будущим рабочим местом, а также оттачивание непосредственного профессионального мастерства. Сегодня мы расскажем о том, как проходит практика у студентов Профессионалитета и выделим ее особенности.

Как и где проходит практика у учащихся по программам Профессионалитета?

Профессионалитет – новейшая ступень образования в России, миссия которой состоит в том чтобы быстро и качественно подготовить «рабочие руки» для промышленных отраслей: энергетика, металлургия, машиностроение, атомная промышленность, АПК, химическая промышленность, фармацевтика, жд-транспорт и пр. Так или иначе дипломантам предстоит работать с конкретным оборудованием или видом техники, агрегатом. Во время прохождения практики учащиеся постепенно, но детально знакомятся с главным «другом» своей профессии, с которым им предстоит в дальнейшем выполнять свои обязанности.

Что студенты Профессионалитета узнают во время прохождения практики?
Что студенты Профессионалитета узнают во время прохождения практики?

Программы профессионалитета имеют немало сходств с целевым образованием, частно-государственным партнерством. В частности, финансирование подобных программ считается комбинированным или совместным: часть возмещает государство, остальную часть – финансирует то предприятие, которому нужны «рабочие руки». Поэтому прохождение практики в рамках рассматриваемой ступени и ниши будет протекать на базе организации-партнера, заинтересованной в становлении специалиста. Притом воспитание дипломанта будет учитывать не просто общие требования ФГОС, но и особенности развития партнера: материально-техническая база, отраслевые специфические черты, требования руководства к уровню и качеству подготовки студента (что он должен знать и уметь). Фактически в рамках Профессионалитета происходи т подготовка изначально полностью осведомленного и практико ориентированного специалиста под потребности конкретного предприятия.

В рамках программ профессионалитета предусмотрено поэтапное прохождение практики. Проанализировав свыше десятка направлений подготовки, специалисты отметили, что в среднем студент рассматриваемой ступени стажируется на базе предприятия-партнера 3 раза (то есть 1 раз в семестр). Продолжительность каждого этапа составляет около 14 дней. Притом на протяжении заявленного периода практикант будет находиться вне учебного заведения, на территории предприятия, где потребуется внимательно изучить технику безопасности, инструкции и незыблемо их соблюдать под присмотром и контролем опытного практикующего наставника.

Таким образом прохождение практики в рамках программ Профессионалитета является обязательным и одним из ключевых моментов по практическому воспитанию специалиста, дипломанта. Он прописывается в образовательной программе и учебном плане и тщательно проектируется на совместной основе (учебное заведение и предприятие партнер) с целью получения готового к трудовым будням и соответствующим требованиям работодателя специалиста, изначально имеющего представления и владеющего о конкретной технике оборудовании или инструментарии.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды практики по программам Профессионалитета

Несмотря на минимализм в рамках обучения по программам Профессионалитета, прохождение практики в данном процессе играет ведущую роль. Именно этот этап подготовки студента позволяет предоставить ему максимально точные, доступные для понимания и усвоения информацию и компетенции, наглядно показать: с чем ему предстоит работать, как это делать, какие действия предпринимать при возникновении сложностей и прочих нюансов.

Фактически, прохождение практики в рамках реализации образовательных программ Профессионалитета призвано научить учащегося пользоваться полученным теоретическим багажом в рабочих условиях, а также полноценно пользоваться специализированным оборудованием и решать рабочие проблемы в рамках установленного на конкретном предприятии порядка.

Учебная (ознакомительная) практика

Производственная практика

Преддипломная практика

Первичный инструктаж, изучение основных инструкций (профессиональные, рабочие) Первичный или повторный инструктаж по технике безопасности, охране труда, должностные обязанности, полномочия практиканта Инструктаж, изучение должностных инструкций, регламентов технической документации и иных правил, действующих в организации
Изучение информации о предприятии: основные виды деятельности, когда организовано, история развития, текущее положение дел Описание материально-технической базы

Описание основного оборудования, инструментария и ресурсной базы

\описание специфики работы практиканта и практикующего специалиста

Сопоставление действий с действующими регламентами по предприятию и отрасли

Выявление и описание проблем и сложностей, проявивши х себя в ходе происхождения практики и связанных с трудовой профессиональной или учебной деятельностью
Наблюдение за наставником, практикующим специалистом, консультирование Практическая работа под присмотром наставника, самостоятельная производственная деятельность практиканта Профессиональная деятельность практиканта и описание мест, ситуаций с проявлением проблем и сложностей, нюансов
Анализ ситуации, данных, собранной информации Анализ данных и ситуации, подведение итогов Анализ данных и подведение итогов, выводов
Подготовка отчета по практике

Прохождение практики по программам Профессионалитета призвано подготовить готового практикующего специалиста, умеющего пользоваться конкретным оборудованием, инструментарием, методами, действующими в пределах конкретной организации, партнера.

За весь период обучения по программам Профессионалитета студент пройдет как минимум три классических вида практики, но каждый из них будет иметь ряд особенностей, связанных с отраслевой принадлежностью, а также материально-технической базой, оснащением и требованиями (стандартами и правилами) конкретного предприятия.

Первый вид студенческой практики на базе Профессионалитета – вводный или ознакомительный. В данном случае практикант временно покидает учебное заведение и переходит «во владения» промышленной зоны, где в обязательном порядке проходит основные инструктажи по технике безопасности, внимательно изучает должностную инструкцию (соответствующую осваиваемой специальности, профессии). Далее пребывание на месте практики в рамках вводного этапа сводиться к банальному наблюдению за практикующим специалистом, который будет выступать в качестве «научного руководителя» и проводником в профессиональную среду.

Во время учебной или ознакомительной практики студента, осваивающем программу профессионалитета, важно отметить для себя следующие моменты:

  • В каких условиях работают дипломированные специалисты;
  • Особенности материально-технической базы и оснащения предприятия-партнера: особенности оборудования. Состояние рабочего инструментария и оснащения, правила работы с ним;
  • Требования, выдвигаемые к подготовке персонала;
  • Анализ рабочего дня: изучение распорядка дня, проходной ежим, график работы, объём работы и нагрузка на рабочий персонал, «вредность» и пр.

Далее период практики прерывается учебным планом. Следующий этап практического становления будет более глубоким по мере изучения основных профильных предметов – производственная практика. Она предназначена для тотального изучения методики работы на предприятии, внимательного изучения оборудования (как снаружи, так и изнутри), анализ непосредственного рабочего места дипломированного и практикующего специалиста и пр.

Функции практики по программам Профессионалитета
Функции практики по программам Профессионалитета

По результатам производственной практики студент по программе Профессионалитета должен уяснить следующие нюансы:

  • Общие правила работы со специализированным оборудованием (основным рабочим инструментом) и соответствующими материалами ресурсами: изучение технической документации, инструкций по работе, наблюдение за куратором в процессе работы и пр.;
  • Состав оборудования, инструментов: из чего состоит агрегат, как им пользоваться, первая апробация собственных сил и знаний в производственном или ном процессе, но под чутким и строгим контролем наставника-практика;
  • Особенности работы с техникой и агрегатами, специальными ресурсами и материалами, сложности и пр.

В рамках производственной практики студент Профессионалитета обретает первые практические навыки, разбираясь под контролем наставника в ключевых деталях: состав оборудования, особенности его функционирования, условия использования и применения, правила безопасности (охрана труда, техника безопасности), специфика рабочего места (как оно организовано, с чем работает специалист и пр.), а также развивает первые навыки по самостоятельному использованию специализированного агрегата в соответствующих условиях.

На данном этапе практического воспитания начинающего специалиста рабочего класса происходит осознание теории, а также оттачивание простейших рабочих навыков: как подготовить оборудование к работе, какие ресурсы необходимы и в каком объеме, с чего начинать работу, как работать с агрегатом и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последний вид практики – преддипломный. В данном случае практикант уже является почти сформированным специалистом и ему могут поручить выполнять конкретный вид или объем работы для доведения мастерства до автоматизации. Также в рамках данного этапа подготовки студенту предстоит собрать информационную базу для выпускной квалификационной работы. Как минимум, у него на руках должны быть общие сведения о предприятии, анализ материально-технической базы. Должностные инструкции и прочие инструктажи, правила работы с оборудованием и материалами и пр.

Не менее важно констатировать проблемы в промышленном или производственном процессе. Они могут быть, как технические, так и иные: экономические, психологические и пр. В рекомендательной части ВКР новоиспеченному специалисту предстоит разработать план действий по их решению, обосновав с практической точки зрения или с помощью соответствующих прогнозов, научной литературы и пр.

Преддипломная практика позволяет усовершенствовать профессиональные навыки и качества, полученные ранее, а также подготовить ВКР для итоговой аттестации.

Особенности формирования отчета по практике по программам Профессионалитета

Отчет по практике – важнейший документ, подтверждающий не только сам факт стажировки на базе конкретного специализированного учреждения, но и освоение, закрепление и оттачивание багажа знаний и умений в рамках постигаемой специальности.

Колоссальных или неординарных требований, предъявляемых к структуре, содержанию или оформлению отчета по практике по программам Профессионалитета нет. Данный документ формируется согласно классическим канонам.

Обратите внимание, что состав отчета по практике будет отличаться с учетом ее разновидности. В основной части отчета по учебной практике будет содержаться общий обзор деятельности предприятия, его место в отрасли, специфика, общая характеристика условий работы и пр.

Структура и содержание отчета по практике

Структура документа

Содержание отчета по учебной практике Содержание отчета по производственной практике

Содержание отчета по преддипломной практике

Введение

Актуальность и необходимость практики, ее место в учебном процессе, постановка цели и задач, описание индивидуального задания

Основная часть Общее описание деятельности предприятия и специфики отрасли

Условия функционирования предприятия в отрасли

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность организации

Обзор основных обязанностей специалиста (по осваиваемой специальности)

Описание материально-технической базы предприятия

Описание основного рабочего оборудования и ресурсной базы

Специфика работы, описание действующих планов и нормативов (внутри предприятия и по отрасли)

Описание основных проблемных зон предприятия, затрагивающих деятельность специалиста

Описание нюансов и потенциальных проблемных зон, рисков и угроз

Заключение Общие выводы по деятельности предприятия, выделение особенностей в работе специалиста (условия, требования) Общие выводы с констатацией полномочий специалиста, условий работы, схемы действий и пр. Общие выводы с акцентом на выявленные проблемы, нюансы и сложности

В отчете по производственной практике важно подробно описать должностные обязанности, нагрузку на специалиста, рабочее место, материально-техническая база и характеристик основного (специализированного) оборудования, с которым ему предстоит работать, воспроизвести ключевые правила по работе с ним и пр.

В отчет по преддипломной практике новоиспеченному специалисту предстоит выделить специфику работы и проблемы, с которыми он столкнулся на «рабочем месте».

Далее все отчеты подлежат качественной переработке и станут основой практического раздела ВКР дипломанта, в которой ему предстоит предложить решение сугубо «рабочим» проблемам, затрагивающим деятельность именно рабочего персонала. Чаще всего данные нюансы связаны с особенностями функционирования оборудования, возможностями по его замене, эксплуатации (повышение мощности, эффективности и пр.), ремонту и пр. При этом важно отметит, что все выдвигаемые планы или рекомендации целесообразно согласовать с вышестоящим руководством.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Роль практики в рамках программ профессионалитета

Изначально цель Профессионалитета озвучивалась, как быстрая и качественная подготовка рабочих кадров для предприятий конкретных отраслей. Как известно, рабочие кадры выполняют непосредственную работу, связанную с физическим трудом, то есть это простые подчиненные, реализующие указания. Поэтому в основе их обучения важен именно практический подход: увеличение доли практических занятий, лабораторных работ, технических или отраслевых наук, а также своевременное прохождение практики для оттачивания соответствующего мастерства.

Таким образом, именно прохождение практики позволяет выпустить готовых специалистов для заявленных отраслей во-первых, они стажируются и обучаются реальным навыкам, осваивают необходимые для них компетенции на базе предприятия-партнера. Данный шаг делает их моментально пригодными именно в условиях данной организации, так как студенты обретают те навыки и качества, которые были заявлены партнером-работодателем. Во-вторых, во время практики происходит закрепление и углубление теоретической подготовки, преобразование банальных правил, терминов и методов, теорий в практическую деятельность.

Фактически, прохождение практики в рамках образовательных программ профессионалитета является основополагающим моментом, фундаментом для подготовки квалифицированных и полностью готовых к трудовым будням рабочих кадров для отдельных отраслей и предприятий. Данная часть учебного процесса нацелена именно на практическое становление эксперта, а вся бумажная волокита относится к дополнительной деятельности практиканта, которая выполняется «на дому», но на основе собранной в рамках организации информации.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Особенности программы практики и отчета по практике для студентов Профессионалитета”

  • Ниша новая, явно будут доработки. Но в целом программа профессионалитета чуть слабее обычного бакалавриата, но программа практики во многом совпадает по продолжительности, требованиям, планам и пр. Хотя объем практики довольно мал, чтобы обучить и автоматизировать навыки в обоих случаях.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *