Новая ступень образования Профессионалитет призвана в кратчайшие или ускоренные сроки подготовки квалифицированные рабочие кадры для ряда отраслей. Основной акцент в процессе обучения делается на практических занятиях и прохождении практики, где происходит закрепление и осознание пройденного теоретического материала, знакомство с реалиями и будущим рабочим местом, а также оттачивание непосредственного профессионального мастерства. Сегодня мы расскажем о том, как проходит практика у студентов Профессионалитета и выделим ее особенности.
СОДЕРЖАНИЕ
Как и где проходит практика у учащихся по программам Профессионалитета?
Профессионалитет – новейшая ступень образования в России, миссия которой состоит в том чтобы быстро и качественно подготовить «рабочие руки» для промышленных отраслей: энергетика, металлургия, машиностроение, атомная промышленность, АПК, химическая промышленность, фармацевтика, жд-транспорт и пр. Так или иначе дипломантам предстоит работать с конкретным оборудованием или видом техники, агрегатом. Во время прохождения практики учащиеся постепенно, но детально знакомятся с главным «другом» своей профессии, с которым им предстоит в дальнейшем выполнять свои обязанности.
Программы профессионалитета имеют немало сходств с целевым образованием, частно-государственным партнерством. В частности, финансирование подобных программ считается комбинированным или совместным: часть возмещает государство, остальную часть – финансирует то предприятие, которому нужны «рабочие руки». Поэтому прохождение практики в рамках рассматриваемой ступени и ниши будет протекать на базе организации-партнера, заинтересованной в становлении специалиста. Притом воспитание дипломанта будет учитывать не просто общие требования ФГОС, но и особенности развития партнера: материально-техническая база, отраслевые специфические черты, требования руководства к уровню и качеству подготовки студента (что он должен знать и уметь). Фактически в рамках Профессионалитета происходи т подготовка изначально полностью осведомленного и практико ориентированного специалиста под потребности конкретного предприятия.
В рамках программ профессионалитета предусмотрено поэтапное прохождение практики. Проанализировав свыше десятка направлений подготовки, специалисты отметили, что в среднем студент рассматриваемой ступени стажируется на базе предприятия-партнера 3 раза (то есть 1 раз в семестр). Продолжительность каждого этапа составляет около 14 дней. Притом на протяжении заявленного периода практикант будет находиться вне учебного заведения, на территории предприятия, где потребуется внимательно изучить технику безопасности, инструкции и незыблемо их соблюдать под присмотром и контролем опытного практикующего наставника.
Таким образом прохождение практики в рамках программ Профессионалитета является обязательным и одним из ключевых моментов по практическому воспитанию специалиста, дипломанта. Он прописывается в образовательной программе и учебном плане и тщательно проектируется на совместной основе (учебное заведение и предприятие партнер) с целью получения готового к трудовым будням и соответствующим требованиям работодателя специалиста, изначально имеющего представления и владеющего о конкретной технике оборудовании или инструментарии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды практики по программам Профессионалитета
Несмотря на минимализм в рамках обучения по программам Профессионалитета, прохождение практики в данном процессе играет ведущую роль. Именно этот этап подготовки студента позволяет предоставить ему максимально точные, доступные для понимания и усвоения информацию и компетенции, наглядно показать: с чем ему предстоит работать, как это делать, какие действия предпринимать при возникновении сложностей и прочих нюансов.
Фактически, прохождение практики в рамках реализации образовательных программ Профессионалитета призвано научить учащегося пользоваться полученным теоретическим багажом в рабочих условиях, а также полноценно пользоваться специализированным оборудованием и решать рабочие проблемы в рамках установленного на конкретном предприятии порядка.
Учебная (ознакомительная) практика |
Производственная практика |
Преддипломная практика |
Первичный инструктаж, изучение основных инструкций (профессиональные, рабочие) | Первичный или повторный инструктаж по технике безопасности, охране труда, должностные обязанности, полномочия практиканта | Инструктаж, изучение должностных инструкций, регламентов технической документации и иных правил, действующих в организации |
Изучение информации о предприятии: основные виды деятельности, когда организовано, история развития, текущее положение дел | Описание материально-технической базы
Описание основного оборудования, инструментария и ресурсной базы \описание специфики работы практиканта и практикующего специалиста Сопоставление действий с действующими регламентами по предприятию и отрасли |
Выявление и описание проблем и сложностей, проявивши х себя в ходе происхождения практики и связанных с трудовой профессиональной или учебной деятельностью |
Наблюдение за наставником, практикующим специалистом, консультирование | Практическая работа под присмотром наставника, самостоятельная производственная деятельность практиканта | Профессиональная деятельность практиканта и описание мест, ситуаций с проявлением проблем и сложностей, нюансов |
Анализ ситуации, данных, собранной информации | Анализ данных и ситуации, подведение итогов | Анализ данных и подведение итогов, выводов |
Подготовка отчета по практике |
Прохождение практики по программам Профессионалитета призвано подготовить готового практикующего специалиста, умеющего пользоваться конкретным оборудованием, инструментарием, методами, действующими в пределах конкретной организации, партнера.
За весь период обучения по программам Профессионалитета студент пройдет как минимум три классических вида практики, но каждый из них будет иметь ряд особенностей, связанных с отраслевой принадлежностью, а также материально-технической базой, оснащением и требованиями (стандартами и правилами) конкретного предприятия.
Первый вид студенческой практики на базе Профессионалитета – вводный или ознакомительный. В данном случае практикант временно покидает учебное заведение и переходит «во владения» промышленной зоны, где в обязательном порядке проходит основные инструктажи по технике безопасности, внимательно изучает должностную инструкцию (соответствующую осваиваемой специальности, профессии). Далее пребывание на месте практики в рамках вводного этапа сводиться к банальному наблюдению за практикующим специалистом, который будет выступать в качестве «научного руководителя» и проводником в профессиональную среду.
Во время учебной или ознакомительной практики студента, осваивающем программу профессионалитета, важно отметить для себя следующие моменты:
- В каких условиях работают дипломированные специалисты;
- Особенности материально-технической базы и оснащения предприятия-партнера: особенности оборудования. Состояние рабочего инструментария и оснащения, правила работы с ним;
- Требования, выдвигаемые к подготовке персонала;
- Анализ рабочего дня: изучение распорядка дня, проходной ежим, график работы, объём работы и нагрузка на рабочий персонал, «вредность» и пр.
Далее период практики прерывается учебным планом. Следующий этап практического становления будет более глубоким по мере изучения основных профильных предметов – производственная практика. Она предназначена для тотального изучения методики работы на предприятии, внимательного изучения оборудования (как снаружи, так и изнутри), анализ непосредственного рабочего места дипломированного и практикующего специалиста и пр.
По результатам производственной практики студент по программе Профессионалитета должен уяснить следующие нюансы:
- Общие правила работы со специализированным оборудованием (основным рабочим инструментом) и соответствующими материалами ресурсами: изучение технической документации, инструкций по работе, наблюдение за куратором в процессе работы и пр.;
- Состав оборудования, инструментов: из чего состоит агрегат, как им пользоваться, первая апробация собственных сил и знаний в производственном или ном процессе, но под чутким и строгим контролем наставника-практика;
- Особенности работы с техникой и агрегатами, специальными ресурсами и материалами, сложности и пр.
В рамках производственной практики студент Профессионалитета обретает первые практические навыки, разбираясь под контролем наставника в ключевых деталях: состав оборудования, особенности его функционирования, условия использования и применения, правила безопасности (охрана труда, техника безопасности), специфика рабочего места (как оно организовано, с чем работает специалист и пр.), а также развивает первые навыки по самостоятельному использованию специализированного агрегата в соответствующих условиях.
На данном этапе практического воспитания начинающего специалиста рабочего класса происходит осознание теории, а также оттачивание простейших рабочих навыков: как подготовить оборудование к работе, какие ресурсы необходимы и в каком объеме, с чего начинать работу, как работать с агрегатом и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Последний вид практики – преддипломный. В данном случае практикант уже является почти сформированным специалистом и ему могут поручить выполнять конкретный вид или объем работы для доведения мастерства до автоматизации. Также в рамках данного этапа подготовки студенту предстоит собрать информационную базу для выпускной квалификационной работы. Как минимум, у него на руках должны быть общие сведения о предприятии, анализ материально-технической базы. Должностные инструкции и прочие инструктажи, правила работы с оборудованием и материалами и пр.
Не менее важно констатировать проблемы в промышленном или производственном процессе. Они могут быть, как технические, так и иные: экономические, психологические и пр. В рекомендательной части ВКР новоиспеченному специалисту предстоит разработать план действий по их решению, обосновав с практической точки зрения или с помощью соответствующих прогнозов, научной литературы и пр.
Преддипломная практика позволяет усовершенствовать профессиональные навыки и качества, полученные ранее, а также подготовить ВКР для итоговой аттестации.
Особенности формирования отчета по практике по программам Профессионалитета
Отчет по практике – важнейший документ, подтверждающий не только сам факт стажировки на базе конкретного специализированного учреждения, но и освоение, закрепление и оттачивание багажа знаний и умений в рамках постигаемой специальности.
Колоссальных или неординарных требований, предъявляемых к структуре, содержанию или оформлению отчета по практике по программам Профессионалитета нет. Данный документ формируется согласно классическим канонам.
Обратите внимание, что состав отчета по практике будет отличаться с учетом ее разновидности. В основной части отчета по учебной практике будет содержаться общий обзор деятельности предприятия, его место в отрасли, специфика, общая характеристика условий работы и пр.
Структура и содержание отчета по практике |
|||
Структура документа |
Содержание отчета по учебной практике | Содержание отчета по производственной практике |
Содержание отчета по преддипломной практике |
Введение |
Актуальность и необходимость практики, ее место в учебном процессе, постановка цели и задач, описание индивидуального задания |
||
Основная часть | Общее описание деятельности предприятия и специфики отрасли
Условия функционирования предприятия в отрасли Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность организации Обзор основных обязанностей специалиста (по осваиваемой специальности) |
Описание материально-технической базы предприятия
Описание основного рабочего оборудования и ресурсной базы Специфика работы, описание действующих планов и нормативов (внутри предприятия и по отрасли) |
Описание основных проблемных зон предприятия, затрагивающих деятельность специалиста
Описание нюансов и потенциальных проблемных зон, рисков и угроз |
Заключение | Общие выводы по деятельности предприятия, выделение особенностей в работе специалиста (условия, требования) | Общие выводы с констатацией полномочий специалиста, условий работы, схемы действий и пр. | Общие выводы с акцентом на выявленные проблемы, нюансы и сложности |
В отчете по производственной практике важно подробно описать должностные обязанности, нагрузку на специалиста, рабочее место, материально-техническая база и характеристик основного (специализированного) оборудования, с которым ему предстоит работать, воспроизвести ключевые правила по работе с ним и пр.
В отчет по преддипломной практике новоиспеченному специалисту предстоит выделить специфику работы и проблемы, с которыми он столкнулся на «рабочем месте».
Далее все отчеты подлежат качественной переработке и станут основой практического раздела ВКР дипломанта, в которой ему предстоит предложить решение сугубо «рабочим» проблемам, затрагивающим деятельность именно рабочего персонала. Чаще всего данные нюансы связаны с особенностями функционирования оборудования, возможностями по его замене, эксплуатации (повышение мощности, эффективности и пр.), ремонту и пр. При этом важно отметит, что все выдвигаемые планы или рекомендации целесообразно согласовать с вышестоящим руководством.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Роль практики в рамках программ профессионалитета
Изначально цель Профессионалитета озвучивалась, как быстрая и качественная подготовка рабочих кадров для предприятий конкретных отраслей. Как известно, рабочие кадры выполняют непосредственную работу, связанную с физическим трудом, то есть это простые подчиненные, реализующие указания. Поэтому в основе их обучения важен именно практический подход: увеличение доли практических занятий, лабораторных работ, технических или отраслевых наук, а также своевременное прохождение практики для оттачивания соответствующего мастерства.
Таким образом, именно прохождение практики позволяет выпустить готовых специалистов для заявленных отраслей во-первых, они стажируются и обучаются реальным навыкам, осваивают необходимые для них компетенции на базе предприятия-партнера. Данный шаг делает их моментально пригодными именно в условиях данной организации, так как студенты обретают те навыки и качества, которые были заявлены партнером-работодателем. Во-вторых, во время практики происходит закрепление и углубление теоретической подготовки, преобразование банальных правил, терминов и методов, теорий в практическую деятельность.
Фактически, прохождение практики в рамках образовательных программ профессионалитета является основополагающим моментом, фундаментом для подготовки квалифицированных и полностью готовых к трудовым будням рабочих кадров для отдельных отраслей и предприятий. Данная часть учебного процесса нацелена именно на практическое становление эксперта, а вся бумажная волокита относится к дополнительной деятельности практиканта, которая выполняется «на дому», но на основе собранной в рамках организации информации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Ниша новая, явно будут доработки. Но в целом программа профессионалитета чуть слабее обычного бакалавриата, но программа практики во многом совпадает по продолжительности, требованиям, планам и пр. Хотя объем практики довольно мал, чтобы обучить и автоматизировать навыки в обоих случаях.
Добрый день, Petr Osipov! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/chto-otrazhat-v-otchete-po-praktike/