Особенности прокторинга в системе образования: понятие, как и когда реализуется, рекомендации

Использование современных интернет-технологий в процессе обучения и воспитания квалифицированных специалистов в значительной степени облегчает и ускоряет восполнение рынка труда недостающими кадрами. Но для проверки качества подготовки студентов, осваивающих профиль в дистанционном режиме, важно грамотно организовать аттестацию (как промежуточную, так и итоговую). В этом случае на помощь приходит система прокторинга.

Особенности прокторинга в системе образования: понятие, как и когда реализуется, рекомендации
Использование современных интернет-технологий в процессе обучения и воспитания квалифицированных специалистов в значительной степени облегчает и ускоряет восполнение рынка труда недостающими кадрами. Но для проверки качества подготовки студентов, осваивающих профиль в дистанционном режиме, важно грамотно организовать аттестацию (как промежуточную, так и итоговую). В этом случае на помощь приходит система прокторинга.

Что это такое?

Прокторинг представляет собой уникальный комплекс мер, позволяющих обеспечить предельно честную и полноценную оценку уровня подготовки студента, степени усвоения пройденного курса. Данный инструмент является обязательным в случае дистанционного обучения, особенности в ходе проведения контрольных, лабораторных, проверочных работ и всевозможных способов контроля (тестирований, зачетов, экзаменов и пр.).

Прокторинг используется строго в рамках дистанционного и онлайн-обучения. Но законом не воспрещается использовать подобные схемы и во время очных экзаменов. В частности, похожие инструменты в настоящее время применяют в процессе реализации ЕГЭ для контроля за испытуемыми, установления фактов нарушений и пр.

Ключевые элементы прокторинга
Ключевые элементы прокторинга

Прокторинг выполняет следующие функции:

  • Устанавливает прозрачные отношения между учащимся и учебным заведением, испытуемым и экзаменатором, минимизируя «обманные операции»: списывание, помощь сторонних лиц в прохождении экзамена;
  • Идентифицирует личность испытуемого с предельной точностью (вплоть до 99,8%). Именно данный инструмент позволяет убедиться, что в онлайн-экзамене присутствует именно тот человек, который обязан ее проходить, а не постороннее лицо;
  • Производит наблюдение за ходом испытания, устанавливая факты нарушения или соблюдения действующего режима, правил и пр.;
  • Записывает ход проведения испытания. Подобные записи можно смело использовать в качестве доказательной базы в случае урегулирования конфликтных или спорных ситуаций.

В рамках прокторинга участвует, как минимум три основных участника: экзаменуемое лицо (то есть студент), экзаменатор (преподаватель, который проводит испытание), проктор (контролирующий орган, следящий за порядком и ходом реализации испытания).

Работа прокторинга складывается на использовании современных гаджетов, устройств и интернет-связи. То есть наблюдение, контроль производится в реальном времени, но в последующем по требованию сторон можно проанализировать запись (для установления справедливости).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды прокторинга

В образовательной среде практикуют различные варианты аттестации студентов, начиная от классических устных экзаменов, письменного контроля (побилетного), тестирования, дискуссии (коллоквиума) и пр. Независимо от способа проверки качества подготовки студента для достоверности результатов испытания можно использовать прокторинг.

Разновидности прокторинга
Разновидности прокторинга

На сегодняшний день опытные специалисты выделяют следующие виды прокторинга:

  • Монопрокторинг. Данный вариант реализуется конкретным ответственным лицом (проктором), который с помощью камер видеонаблюдения следит за происходящими в аудитории событиями. Для использования монопрокторинга или проктора необходимо корректное и стабильное интернет-соединение, работающие видеоустройства, а также бдительный и внимательный контролер (в его качестве чаще всего выступает опытный педагог).

Монопрокторинг считается менее точным, так как человек не всегда может уследить за несколькими испытуемыми или даже одним человеком. Человеческий фактор никто не отменял.

  • Автопрокторинг. В этом случае для наблюдения, контроля и оперативной фиксации всех происходящих явлений процессов и событий используется автоматизированная система и программа. Она может просто записывать ход зачета или экзамена, а также может обладать расширенными функциями: распознавание лица, улавливание лишних жестов и взглядов в сторону, подозрительные жесты или мимику, посторонние звуки и пр.

Анализ и запись ситуации начинается согласно установленным заранее настройкам. Камера и программа запускается строго в назначенный период времени.

  • Комбинированный прокторинг. Данный способ предполагает сочетание двух вышеописанных вариантов, то есть привлечение контролирующего лица (проктора) и параллельное использование специальной программы и технологий. Столь серьезный подход считается самым достоверным и объективным, гарантирующим предельно прозрачные отношения между испытуемым и экзаменатором, студентом и вузом. Притом в качестве проктора приглашают третье лицо, не имеющее личной заинтересованности в исходе испытания, не являющееся родственником или близким знакомым студенту и пр.

Обратите внимание, что проктор и экзаменатор – два кардинально разных человека и участника. Миссия экзаменатора – проверить уровень подготовки студента, а основная задача проктора – убедиться в честном проведении испытания, соблюдении установленных правил, получении объективной и заслуженной итоговой отметки по предмету. Притом проктора не обязан владеть и знать аттестуемый предмет.

В зависимости от вида прокторинга количество и роль участников может немного меняться, но в любом случае – оценивание качества подготовки студента будет произведено.

Обратите внимание, что прокторинг с участием проктора называется активным, а использование сугубо технических устрой и интернет-технологий относят к пассивному прокторингу.

Принципы прокторинга в рамках профессионального образования

Использование системы прокторинга в образовательной среде предполагает базирование на основных канонах, о которых мы расскажем ниже.

Принцип №1. Независимость. Данный постулат означает, что наблюдение за испытуемыми будет производиться от начала и до конца испытания независимо от внешних факторов. Притом анализировать ситуацию будет посторонний от учебного процесса человек – специально привлечённый со стороны эксперт, следящий за всем происходящим в аудитории. В его обязанности входит контроль за соблюдением правил проведения испытания, а не оценка знаний и навыков.

Принцип №2. Объективность. Этот принцип предполагает, что оценивать студента будет сугубо квалифицированный специалист, педагог, а проктор будет тщательно следить за всеми процессами, движениями, явлениями и в случае сомнения оповестит экзаменатора или отстранит участника от аттестации. Канон объективности означает, что у каждого участника будут строго предопределены роли, функции и полномочия, утверждены конкретные обязанности, выходить за пределы которых он не имеет права.

Принципы прокторинга в системе образования
Принципы прокторинга в системе образования

Принцип №3. Точность. Текущее правило предполагает определение точных границ экзамена: дата, время продолжительность, количество участников, точная фиксация всех сомнительных действий и нарушений со стороны участников (как студентов, так и экзаменатора), полная запись хода аттестации. Именно использование прокторинга позволяет в будущем перепроверить корректность реализации испытания, а также объективность полученной отметки, адекватность поведения участников и степень соблюдения утвержденных правил.

Принцип №4. Актуальность. Трактование этого канона неоднозначно. С одной стороны, прокторинг является следствием НТП и внедрения инноваций в образовательной среде – использование дистанционных технологий (частично или тотально). С другой стороны, применение системы прокторинга позволяет установить соответствие знаний студента на текущий момент времени (то есть их актуальность, совпадение с освоенной программой). Также принцип актуальности позволяет учесть степень оснащенности учебного заведения, умение внедрять инновации и использовать IT-технологии не только непосредственно в обучении, но и входе аттестации.

Принцип №5. Контроль. Миссия прокторинга заключается именно в обеспечении корректного соблюдения правил на зачете или экзамене, тестировании, установлении честных взаимоотношений студента и экзаменатора. Без контроля невозможно установиться адекватность поступков участников, справедливость полученных результатов и пр.

Принцип №6. Упорядоченность. Данный принцип предполагает, что студенты будут рассажены в особом порядке, чтобы проктор мог наблюдать за каждым участником аттестации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Порядок использования системы прокторинга в вузе

Каждое учебное заведение самостоятельно решает, как и когда будет использования современные методы контроля в учебном процессе. Для использования рассматриваемого инструмента необходимо иметь развитую материально-техническую базу:

  • Стабильную интернет-связь;
  • Наличие записывающих устройств, способных корректно, чисто фиксировать все происходящие явления: движения, звуки и пр.;
  • Программа аттестации: список экзаменационных вопросов, заданий, помещение или требования к «рабочему месту» и пр.
Сравнение прокторингового испытания и классической аттестации студента
Признак

Прокторинг

Классический зачет/экзамен

Активные участники процесса

Экзаменатор

Студент

Проктор

Экзаменатор

Студент

Формат проведения

Дистанционный, онлайн

Экзамен, тестирование, письменная работа

Очный, заочный, устный/письменный, дистанционный без системы контроля

Экзамен, тестирование, письменная работа, дискуссия

Дополнительные условия

Наличие подходящего оборудования, гаджетов, программного обеспечения, технологий

Интернет-подключение

Живое общение

Письменный ответ на экзаменационные задания

Специальное оборудование не требуется

Реализация зачета или экзамена посредством прокторинга предполагает выполнение определенной схемы действий. Классический алгоритм проведения зачета или экзамена с использованием средств прокторинга выглядит следующим образом:

  • Предварительная регистрация. Как минимум за 20-30 минут до начала экзамена испытуемому необходимо включить ПК, зайти в личный кабинет студента и выбрать соответствующее испытание. Если вузом предусмотрена иная система аттестации с привлечением сторонних сервисов, то важно своевременно выполнить все ранее выданные рекомендации, инструкции (регистрация, логин и пароль и пр.);
  • Настройка ПК с учетом технических требований, заявленным экзаменатором или организатором испытания;
  • Подготовка «рабочего места» для проведения экзамена: отсутствие запрещенных предметов, ясное освещение места, четкое изображение, хороший обзор рабочего места и предметов рядом с аттестуемым лицом и пр.;
  • Проверка подключения к сети интернет и видеотрансляции;
  • После всех вышеупомянутых проверочных действий можно приступать к сдаче зачета или экзамена в рамках онлайн-связи. Далее проверка качества подготовки студента будет проходить на основе запланированных подходов: тестирование, онлайн-экзамен и пр. Чтобы начать контроль, достаточно согласиться с условиями экзамена/зачета, пометить галочкой «запись с экрана ПК или ноутбука»;
  • Идентификация личности происходит посредством поднесения паспорта к веб-камере и далее сравнения фото с реальным изображением испытуемого. Если будут выявлены изменения или нестыковки/сомнения, то будет произведено уточнение данных, повторная верификация. Получить список экзаменационных заданий и начать и х делать можно только с одобрения системы.
  • Для проверки «чистоты эксперимента» проктор имеет право попросить студента показать свое помещение, рабочий стол и окружение. Важно, чтобы на момент проведения зачета или экзамена в помещении не присутствовали посторонние лица;
  • После успешной идентификации и проверки рабочего места студент получает пакет заданий и приступает к его выполнению. При этом все действия и жесты, мимика (даже взгляд в сторону) будут записаны на камеру.

Если запись испытания была прервана по техническим причинам или на фоне форс-мажора (внеплановое отключение электричества), необходимо как можно быстрее связаться с проктором и/или экзаменатором и уведомить о происшествии, причинах и пр. В данном случае аттестация будет перенесена.

Обратите внимание, что время проведения испытания может быть ограничено программой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Плюсы и минусы прокторинга

Система прокторинга в рамках профессионального образования имеет массу достоинств и недостатков, которые мы приведем ниже в таблице.

Плюсы прокторинга

Минусы прокторинга

Тщательный контроль за ходом проведения испытания, соблюдение утвержденных правил и требований

Отсутствие техники, соответствующей требования ПО и организатора испытания, формату и пр.

Прозрачность отношений между студентом, вузом, экзаменатором и проктором

Отсутствие навыков в использовании современных интернет-технологий

Возможности перепроверить объективность и справедливость выставленной отметки

Отсутствие помещения, условий для полноценного проведения испытания (касается студента)

Развитие инноваций и развитие материально-технической базы вуза, использование интернет-технологий

Дополнительные траты на поиск и услуги проктора

В целом, прокторинг положительно воспринимается экзаменаторами и администрацией вузов, так как он позволяет доподлинно установить ход проведения испытания, качество предоставленного студентом ответа, поведение участников и пр. Но его внедрение вызывает немало сложностей связанных с приобретением, внедрением новых технологий (приложений гаджетов и пр.), привлечением третьего участника аттестационного процесса (проктора) и повышение расходов на проведение соответствующего этапа в рамках учебного процесса.

Рекомендации по подготовке к экзаменам и зачетам с применением системы прокторинга

Проведение зачета или экзамена будет утверждено в соответствующем расписании занятий, сессии. Поэтому студенту следует учесть намеченные сроки проведения и подготовиться к испытанию заблаговременно. К данному этапу относят подготовку или поиск светлого и хорошо освещаемого помещения с выходов в Интернет, наличие подходящего под технические характеристики программы и организатора гаджета с видеокамерой (веб-камерой).

В день проведения зачета или экзамена важно создать соответствующие условия: отказаться от использования запрещенных предметов, проверить видеосвязь и интернет-подключение, работу техники и приложения, уведомить близких и остальных знакомых о необходимости соблюдать тишину и не врываться в комнату до завершения испытания и пр.

При необходимости покинуть помещение в момент проведения экзамена важно учесть определённый регламент: обязательно уведомите проктора и время отсутствия не должно превышать 2-3 минут, в противном случае студент будет дисквалифицирован. Лучше всего все неотложные дела выполнить до аттестации, чтобы не отлучаться от заданной миссии.

Лучше подготовиться к экзамену добросовестно, чем искать способы обходы прокторинга. Согласитесь, когда за Вами наблюдают «зорким глазом» и записывают все действия, вздохи и малейший шорох, списать крайне трудно и опасно.

Не пропускайте консультации перед зачетом или экзаменом. На них будут освещаться, как организационные моменты общие так и затрагивающие систему прокторинга, полноты ответов на вопросы, разъяснены неясности и сложные моменты.

Не стоит бояться прокторинга из-за его строгости, так как именно этот параметр позволяет организовать и провести точный, объективный и справедливый экзамен.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!