Каждый научный материал подвергается оценке со стороны эксперта, имеющего ученую степень или разбирающегося в теме. Данный процесс называется рецензированием.
Его основная цель проявляется в:
— проверке текста по таким критериям, как достоверность и точность;
— совершенствовании данных в части изложения и оформления;
— соблюдении действующих в определенной области стандартов;
— установлении доверительных отношений с аудиторией.
«Рецензия» в переводе с латинского языка означает «оценка, критика, просмотр». Зачастую ее относят к особому жанру, в основе которого лежит отзыв (критика). В этом документе отражается отношение и рекомендации к исследованию.
Перед созданием необходимо полноценно ознакомиться с материалом, учесть все принципы, постулаты и правила, на которые опирался автор. Рецензент должен увидеть то, что может не заметить обычный читатель. Добыть «изюминку» при отсутствии знаний и опыта очень трудно, поэтому он должен быть хорошо подкован в конкретной области.
В основе каждой рецензии лежит всесторонний и объективный анализ, в ходе которого будет выявлен «центр» дальнейших суждений. В ней отражается определенная мысль, идея, приводится доказательная база, освещается мнение рецензента. Основополагающим элементом является тезис, раскрываемый в публикации. Именно на него опираются в ходе анализа и оценки работы.
Стандартная структура рецензии включает в себя:
— предмет анализа, то есть то, что подвергается проверке квалифицированных специалистов: курсовая, дипломная работа, диссертация и пр.
— актуальность темы: освещается важность рассматриваемых аспектов, их целесообразность, значение;
— краткое описание исследования: понимание рецензентом содержания работы, основная идея, ее анализ;
— оценка: излагается отношение к труду автора, дается общая характеристика, отмечаются преимущества и недостатки, новизна, глубина раскрытия темы, приводятся аргументы;
— выводы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
СОДЕРЖАНИЕ
Написание рецензии на научные статьи
Написание рецензии для научных работ проходит два основных этапа:
- Перед тем как приступить к созданию, необходимо изучить творение, провести его глубокий и всесторонний анализ на предмет содержательного соответствия.
На данном этапе проверяют:
— актуальность темы и ее аргументация: недостаточно просто написать, что исследование актуально, важно это доказать;
— обоснование востребованности и популярности темы, частоту запросов и ссылок на подобные исследования;
— степень изученности и раскрытия вопроса;
— наличие механизма и алгоритма действий, хода исследования;
— изложение и преподнесение материала, выдвижение авторской мысли;
— структуру и логику текста, тезисы и ключевые слова;
— соответствие названия и его содержания работы;
— отсутствие ошибок и лишних доводов;
— уникальность (плагиат);
— практическая значимость исследования;
— наличие выводов автора.
- После изучения и проверки содержательности и полноты материала, следует приступить к оценке оформительной части. Для этого достаточно проверить текст:
— правильность оформления абзацев, красных строк, списка использованных источников, ссылок и сносок;
— аннотацию и ключевые слова. Особое внимание уделяют изложению текста на английском языке. Ошибки недопустимы.
— грамотность цитирования: на каком языке цитируется, достоверны ли источники, качество авторского перевода;
— отсутствие неточностей, нестыковок и противоречий;
— правильность и язык изложения. Использование жаргонов, просторечных фраз категорически запрещено;
— лаконичность, логичность и четкость письма.
Рецензент обосновывает в своей оценке ответ на главный вопрос: «Почему материал следует напечатать?».
Рецензирование рукописи
После того, как автор закончил изложение своих мыслей на бумаге, рукопись попадает в издательство, которое приглашает (обычно не менее 2) рецензентов, разбирающихся в теме. Следует отметить, что рецензия рукописи не публикуется, она носит рекомендательный характер.
Процесс рецензирования ограничен во времени. Каждое издательство устанавливает свои временные рамки: от нескольких дней до нескольких недель.
Если рукопись получила два негативных отзыва, то с вероятностью 90% ее не опубликуют. В большинстве случаев на стадии рецензирования выявляются недостатки, которые могут быть устранены в ходе доработки.
Особенности рецензирования диссертаций
Рецензия на диссертацию выполняется исключительно специалистом, обладающим научной степенью и разбирающимся в конкретной области и теме.
Чаще всего для успешной защиты требуется наличие нескольких рецензий (5-8 штук). Разные эксперты проанализируют труд автора с разных ракурсов, дадут свою оценку, выявят достоинства и недостатки работы. Здесь действует принцип «сколько людей, столько и мнений».
В рецензии на диссертации эксперты анализируют манеру изложения, последовательности автора, значимость его труда и рекомендуют присвоение научного звания.
Письменная оценка монографий
Монография в обязательном порядке подвергается оценке квалифицированными экспертами. К публикации она будет допущена только при наличии как минимум 2 рецензий.
Рецензент оценивает качество материала, проводит тезисный анализ, сопоставляет название и содержание, проверяет требования к оформлению, определяет новизну и полноту, выявляет достоинства и недостатки, определяет практическую значимость исследования.
Рецензия на монографию включает в свой состав следующие разделы: название статьи и сведения об авторе, краткое описание, актуальность, достоинства и изъяны, оценка результатов работы, сведения о рецензенте.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!