Планирование и проектирование исследования: понятие, отличия, особенности

В студенческой и научной среде при выполнении письменных работ важно придерживаться конкретных правил, требований. Здесь допускается часть импровизации, но она проявляется лишь на первых подготовительно-организационных этапах выполнения НИР. В дальнейшем автору остается следовать ранее намеченному пути. Который формируется на стадиях проектирования и планирования. Сегодня мы расскажем об особенностях этих категорий и определим их сходства/отличия.

Планирование и проектирование исследования: понятие, отличия, особенности
В студенческой и научной среде при выполнении письменных работ важно придерживаться конкретных правил, требований. Здесь допускается часть импровизации, но она проявляется лишь на первых подготовительно-организационных этапах выполнения НИР. В дальнейшем автору остается следовать ранее намеченному пути. Который формируется на стадиях проектирования и планирования. Сегодня мы расскажем об особенностях этих категорий и определим их сходства/отличия.

Понятие, функции и признаки проектирования студенческих и научных работ

Сразу после утверждения темы студент должен сформировать определенный план действий, который поможет ему раскрыть основные и интересные моменты, получить новые знания и опыт, уложиться в намеченные сроки с учетом действующих требований. Поэтому важно как можно оперативнее приступить к проектированию исследования.

Под данной категорий понимают первичное представление проекта с акцентом на собственное восприятие темы и имеющуюся подготовку. На данной стадии автор формирует ключевые аспекты исследовательской деятельности, выдвигая:

Суть проектирования исследования
Суть проектирования исследования

Таким образом, стадия проектирования курсовой, дипломной или научной работы представляет собой формирование «наброска» исследования. Ей свойственны следующие принципы:

Принцип №1. Приблизительность, которая предполагает формирование примерного научного пути на основе текущих знаний и навыков автора. В данном деле автор выдвигает лишь «черновой вариант» проведения изыскания, опираясь на личное восприятие темы (суть, проблема и пр.) и текущий уровень познания.

Принцип №2. Логика и последовательность. В ходе проектирования автор должен учитывать, что тема должна раскрываться постепенно, поэтому он будет строить путь по раскрытию темы с постепенным погружением в нее: от понятия, теории к методологии и научному инструментарию, с плавным переходом к практике (если это предусмотрено темой и характером НИР). Уже при проектировании должна прослеживаться определенная последовательность действий и позиция автора.

Принцип №3. Умеренная абстрактность и размытость. Первичное проектирование курсовой, дипломной или научной работы не предполагает четкое установление границ. Здесь важно лишь обозначить существенные моменты, варианты проведения изыскания (основной ракурс, цель исследования, проблема) без каких-либо жестких ограничений.

Таким образом, проектирование студенческой или научно-исследовательской работы предполагает определение основного ориентира и поиск ответа на вопрос: «Что исследовать и для чего?». Данный прием позволяет сформировать первичный путь студента и обозначить наиболее важные моменты НИР.

Основные функции проектирования НИР
Основные функции проектирования НИР

Опытные авторы выделяют следующие функции проектирования исследования:

  • Диагностическая, которая помогает автору определить уровень его текущих познаний в рамках выбранной темы;
  • Познавательная, которая помогает исследователю сориентироваться: какие моменты следует тщательнее изучить, подробнее раскрыть и пр.;
  • Организационная – основана на подготовке предварительного плана действий и необходимого минимума для начала проведения изыскания (информация, инструменты и пр.). Здесь достаточно определить примерный объем работ и перечень необходимых ресурсов;
  • Прогностическая, предполагающая определение цели и конечного результата, к которому намерен стремиться исследователь. Здесь не обязательно определять точные итоги, достаточно задать лишь основной ориентир и определить вид изыскания: исследовать – значит только изучить теорию и текущее положение дел, решить – разработать план по решению проблемы, проанализировать – оценить положение дел в рамках выбранной темы и пр.

Таким образом, проектирование представляет собой самую первую стадию подготовительного процесса, которая предопределяет примерный план действий по раскрытию темы и изучению проблемы, задавая общие моменты и выявляя потребности автора в дополнительном погружении, особенностях информационной базы, дальнейшей проработки деталей НИР.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Понятие и особенности планирования студенческой и научной работы

После проектирования НИР студенту или автору предстоит заняться частичным изучением темы, чтобы понять: кто и как ранее освещал проблему, решал ее, какие методы и подходы действуют в настоящее время, их достоинства и недостатки. Изучение аналогичных проектов по выбранной теме облегчат участь автора и помогут ему в уточнении ряда нюансов:

  • Поставить четкую цель исследования с учетом опыта предшественников и собственной позиции по теме и проблеме исследования. В данном случае важно определить потенциальный результат и что нужно делать автору: изучать и решать. Изучать и анализировать, проводит эксперимент и прогнозировать и пр.;
  • Определить основную идею проекта, то есть выдвинуть конкретную гипотезу, показать авторское мнение и позицию;
  • Определить четкую структуру исследования с учетом действующих правил, опыта предшественников (что еще не было изучено или недостаточно освещено и пр.), как подчеркнуть новизну и ценность НИР и пр.;
  • Уточнить ключевые ограничения по исследованию: сроки выполнения, объем работы, требования к первоисточникам (виды. Соотношение и пр.), уникальность текста, оформление и пр.;
  • Разработать подробный план исследования с конкретизацией последовательности действий: перечень глав и подпунктов, отражающих замысел каждого этапа.
Этапы планирования исследования
Этапы планирования исследования

Среди ключевых принципов планирования студенческой или научно-исследовательской работы можно выделить:

Принцип №1. Логика и последовательность, но в отличие от проекционной стадии здесь будут вноситься уточнения, четко очерчиваться гипотеза и авторская позиция, информационная база и пр.

Принцип №2. Точность, подразумевающая следование определенному плану (программе исследования), учет собственных возможностей и потребностей (какую литературу следует изучить, какие доказательства использовать, в какие сроки выполнить НИР, требования к качеству проекта и пр.).

Принцип №3. Комплексность, которая предполагает учет позиции автора и результаты аналогичных работ, выработку целой комбинации действий для раскрытия темы и разрешения рассматриваемой ситуации на основе действующих правил, подходов, научных представлений.

Фактически, планирование – это второй шаг в рамках организационно-подготовительного процесса, который реализуется до непосредственного проведения исследования и его оформления в письменном виде. Его цель – конкретизировать действия автора, определить точную структуру и содержание проекта согласно утвержденным регламентам и требованиям, рекомендациям наставника и с акцентом на опыт предшественников (ранее полученные результаты и использованные механизмы, комбинации).

Планировать студенческую или научную работу целесообразно только после предварительного проектирования и изучения информации по теме.

Обратите внимание, что на этапе проектирования допускается наличие пробелов, неточностей, а в ходе планирования все подобные нюансы должны быть ликвидированы, в результате чего студент получает конкретный исследовательский путь – план, отклоняться от которого будет нельзя или только по согласованию с научным руководителем.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сходства и отличия проектирования и планирования студенческих и научных работ

В 90% случаев студенты полагают, что проектирование и планирование – это одно и то же. На самом деле указанные понятия выполняют схожую миссию, но если рассмотреть их детальнее, то можно выявить, как ряд сходств, так и существенных отличий.

Среди очевидных сходств проектирования и планирования исследования можно выделить следующие моменты:

  • Оба шага являются подготовкой к непосредственному проведению исследования и позволяют конкретизировать: что пригодится автору при выполнении НИР, какая литература подойдет для раскрытия темы на чем обосновывать гипотезу и авторскую позицию, какие методы и инструменты потребуются и пр.;
  • Проектирование и планирование позволяют определить допустимые границы студенческой и научной работы, определить глубину погружения в тему и возможности автора, необходимость в пополнении теоретической копилки;
  • Помогают конкретизировать четкую последовательность действий и обозначить сроки реализации каждого из них, чтобы подготовить исследование к защите и успешно пройти аттестацию;
  • Вносить поправки допустимо на любой из описываемых стадий. Но в ходе проектирования автор может самостоятельно делать это, а по мере утверждения плана у научного руководителя его изменение допустимо только после согласования новшеств и их переутверждения.
Сравнение проектирования и планирования исследования
Сравнение проектирования и планирования исследования

В числе основных различий между проектированием и планированием можно отметить следующие черты:

  • Проектирование предполагает постановку приблизительных ориентиров (что может рассмотреть автор, основные моменты по теме), а планирование призвано уточнить детали и сформировать четкий, точный и логичный план НИР;
  • В ходе проектирования автор определяет проблему, а при планировании конкретизирует научный аппарат для ее описания и решения;
  • Проектирование не учитывает формальные требования к проекту и предполагает лишь описание его внутреннего содержания, а в ходе планирования происходит «оценка» каждого этапа с учетом требований к работе: сроки выполнения и сдачи материала на проверку, нормоконтроль защита, требования к уникальности и объему исследования, порядок оформления и пр.;
  • Основной вопрос исследователя на стадии проектирования – «Что нужно изучать и раскрывать?», а на этапе планирования – «Как это сделать?».

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: на этапе проектирования автор формирует примерный пути исследования с учетом текущей подготовки и представлений по теме, а далее намеченная траектория дополняется и корректируется с учетом конкретных правил, требований, новшеств в науке и практике и пр. Без этих шагов невозможно подготовить качественный проект и успешно преодолеть его защиту.

Поэтому мы рекомендуем ответственно и внимательно подходить к выполнению любой студенческой и научной работы с самого начала: от выбора темы и формирования плана до ее оформления. При этом полагаться следует на действующие правила, советы наставника и личный опыт.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Планирование и проектирование исследования: понятие, отличия, особенности”

  • хочу сказать спасибо за помощь в проектировании и планировании курсовой работы. За статью также отдельная благодарность: никогда ранее не думала, что эти категории такие разные, а в и описали и потом показали лично мне наглядно суть каждой операции. При проектировании создается лишь общий макет и общее направление исследования, а планирование его детализирует. Писала курсовую по вашему плану и получилось очень даже неплохо (учитывая, что это мой первый опыт). Спасибо за подсказки и помощь!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *