Пребывание в аспирантуре предполагает не просто освоение определенного комплекса дисциплин с более глубоким погружение в научную плоскость, определенную последовательность изучения и развития. Деятельность аспиранта обладает большей свободой, чем у студентов, но конкретные границы обучения и проведения научных исследований устанавливает индивидуальный научный план.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Индивидуальный научный план аспиранта или индивидуальный план по этапам обучения аспиранта – это не одно и то же. Если о последнем документе (индивидуальный план аспиранта) мы уже рассказывали ранее, то персональный план научной работы — категория новая.
Индивидуальный план по этапам обучения учащегося аспирантуры представляет собой подробную последовательность погружения и выполнения «учебной» письменной деятельности согласно действующей образовательной программы в рамках выбранной научной специальности. То есть в этом документе распределяется общая учебная и исследовательская нагрузка аспиранта по семестрам и годам обучения с детализацией, в какие сроки и когда должен постичь предмет слушатель, преодолеть промежуточную аттестацию, защитить отчет аспиранта и иные исследовательские работы на кафедре и пр.
Индивидуальный план аспиранта координирует лишь учебный процесс индивида. Он обязателен к реализации. В случае нарушения заявленных сроков у будущего «кандидата наук» возникает академическая задолженность и риск отчисления.
Основание для сравнения |
Индивидуальный план обучения аспиранта |
Индивидуальный план научной работы аспиранта |
Цель | Последовательное распределение учебной нагрузки с учетом общего периода обучения | Последовательное распределение научной активности и деятельности на весь период обучения |
Сроки реализации |
Срок пребывания в аспирантуре с разбивкой основных действий по семестрам |
|
Основа формирования документа | Учебный план по годам обучения | Тема исследования и план кандидатской диссертации |
Содержание | Перечень дисциплин с учётом этапа обучения, учебного плана | Описание каждого этапа исследования с конкретизацией сроков выполнения, отражение дополнительных мероприятий научного плана (написание научных статей, сдача кандидатского минимума и т.д.) |
Меры контроля | Сессия, промежуточная аттестация, подготовка письменных работ и их защита, иные варианты аттестации | Промежуточная аттестация, защита отчета аспиранта |
Результат выполнения | Успешное завершение образовательной программы | Защита кандидатской диссертации, обретение ученой степени «кандидат наук» |
Роль документа |
В единой связке образуют индивидуальную программу подготовки аспиранта |
|
Характер исполнения |
Обязательный |
Индивидуальный научный план работы аспиранта затрагивает его научную деятельность, то есть основную миссию – ход и процесс выполнения диссертации и сопутствующих документов, проектов и пр. Этот документ призван выполнить ряд важнейших функций.
Во-первых, планирующая. Она состоит в грамотном распределении нагрузки в части проведения исследования и его оформления в рамках каждого этапа обучения на базе аспирантуры. Планирование диссертации будет частично соприкасаться с ходом освоения учебного плана, чтобы упростить ход погружения в тему кандидатской диссертации.
Во-вторых, координирующая. Как правило, индивидуальный научный план аспиранта формируется после разработки и утверждения плана научной работы. Именно данный момент ложится в основу официального научного плана исследовательской деятельности аспиранта. Притом в рамках такого проектирования процесс выполнения изыскания будет распределен по этапам обучения: по семестрам или конкретным датам. На каждую главу или подраздел отводится определенный период, в течение которого аспиранту предстоит подготовить промежуточный материал на проверку. На основе выполнения каждого этапа исследования аспирант будет формировать отчет об индивидуальной работе аспиранта и защищать его на кафедре в конце семестра.
В-третьих, контрольная. Контроль в данном случае сведен к постановке корректных сроков для подготовки каждого раздела. Аспирант, ориентируясь на заданные временные рамки, самостоятельно устанавливает темп проведения и написания кандидатской диссертации или отчет об индивидуальной работе, распределяя время на учебе и НИР.
Выполнение индивидуального научного плана позволяет студенту грамотно и четко следовать обозначенной траектории, избегая проблемы. Важно отметить, что данный документ может подвергаться коррективам, если аспирант обоснует их необходимость и важность, согласует с научным консультантом (руководителем).
Таким образом, становление будущих исследователей и ученых предполагает не просто следование изначально спланированной и утвержденной траектории, но и разработку индивидуальной программы. Данный документ формируется на основе двух планов: индивидуальный план обучения и индивидуальный научный план. Каждый из них нацелен на установление четкой последовательности действий в рамках освоения стандартной программы (научной специальности) и проведения исследовательской деятельности (написания диссертации).
Такая градация важна для аспиранта, так как она четко разграничивает учебные потребности с научными возможностями, подталкивая исследователя к самосовершенствованию и саморазвитию, оперативному восполнению пробелов для подготовки качественного изыскания.
Схема разработки плана научной деятельности аспиранта
Создание и проработка плана научной работы, кандидатской диссертации начинается с малого – выбор и утверждение темы исследования. Данное решение аспирант принимает самостоятельно, ориентируясь на собственные интересы, наработки, выбранную им научную специальность и актуальные тенденции в науке и отрасли.
Далее в рамках разработки темы кандидатской диссертации начинается формирование кастета научной работы: выделение основных моментов (глав) и их детализация. Сначала намечается общая схема действий с констатацией ключевых моментов (что и в каком разделе, пункте изучать, описывать и проводить). Далее на основе плана кандидатской диссертации аспирант и научный руководитель исследования формирует соответствующую часть индивидуальной программы аспирантской подготовки.
Важно отметить, что помимо проведения исследования и формирования глав научной работы, в рамках научного плана аспиранта учитывают и иные «научные мероприятия»: подготовку ВАК статей и иных научных статей для рецензируемых изданий (по теме исследования, для самоцитирования и самоплагиата), прохождение кандидатского минимума, подготовку автореферата и пр.
Фактически план научной деятельности аспиранта затрагивает все существенные стороны исследовательской активности, доводя его миссию до финала – итоговой аттестации, защиты исследования.
Подготовка плана научной активности аспиранта начинается с момента утверждения темы. Данный шаг фиксируется в первом разделе документа. На его реализацию отводится первый семестр пребывания в рамках аспирантуры. На протяжении этого периода соискателю предстоит обосновать свой выбор, разработать научный аппарат диссертации и предоставить имеющиеся готовые и актуальные статьи по заявленному направлению научной мысли.
Далее в рамках каждого семестра аспирант утверждает определенный перечень действий, связанных с выполнением диссертации в зависимости от того, сколько наметил глав, какую глубину и ширину исследования выбрал, какими данными располагает, план эксперимента и пр. Важно лишь корректно распределить общую нагрузку научной мысли на весь период обучения (то есть на все 6 семестров).
Как правило, в течение первого года пребывания в аспирантуре автор успевает подготовить теоретическую главу и оформить ее должным образом, выполнить 1-2 публикации в ВАК-журналах. Здесь же возможна сдача кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку.
В рамках второго года обучения аспирант формирует экспериментальную главу и публикует несколько научных статей по результатам данного вида деятельности.
На последнем курсе обучения аспирантуры исследователь должен успеть завершить научную работу: сформировать рекомендательную главу, оформить исследование с учетом действующих требований ГОСТ, сдать профильный экзамен в рамках кандидатского минимума, подготовить автореферат и сопутствующие документы для защиты.
Важно отметить, что план научной работы – это не просто формальность. В указанные сроки аспирант должен отчитаться о проделанной работе. В противном случае он не пройдет промежуточную аттестацию. Научный руководитель должен сделать пометку рядом или напротив каждого этапа плана научной деятельности.
План научной работы аспиранта считается успешно выполненным, если индивид своевременно и качественно подготовил исследование к защите и преодолел итоговую аттестацию.
Структура и содержание индивидуального научного плана аспиранта
План научной деятельности – это не просто банальная таблица с отражением всех частей диссертации и сроков по ее выполнению. Этот документ призван подчеркнуть ход мыслей автора, логику и оригинальность научной работы, совмещение и научной и учебной деятельности по этапам выполнения диссертации. То есть подготовка индивидуального плана обучения и индивидуального научного плана аспиранта призваны упростить ход становления кандидата наук, совмещая получаемые знания и ход выполнения научной работы.
Индивидуальный план научной работы аспиранта представляет собой особый раздел общего плана подготовки исследователя. Он обладает четкой и емкой структурой, которая в простом и доступном для целевой аудитории виде представляет суть научной работы.
В большинстве случаев он оформлен в виде небольшой таблицы, где констатируется раздел кандидатской диссертации, предоставляется общее или подробное описание каждого пункта (суть главы, ключевые моменты и категории и пр.), утверждающие конкретные сроки с учетом периода обучения.
Обратите внимание, что план научной работы формируется на ежегодной основе. Притом он может корректироваться в зависимости от потребностей и возможностей исследователя: если он сменил фокус исследования, нашел более достоверные и актуальные доказательства, изменил подход к раскрытию темы и пр.
В структуре плана научной работы аспиранта можно выделит три основных пункта в зависимости от периода обучения. Классические сроки пребывания в аспирантуре – три года. Это значит, что план научной активности аспиранта будет состоять из трех основных разделов по годам обучения.
В рамках первого этапа научного планирования необходимо выделить первичные действия по проектированию и планированию, подготовке исследования с учетом учебной нагрузки по семестрам. Как правило, научный план первого года обучения аспиранта содержит два вида деятельности: проектирование, планирование, разработка научного аппарата диссертации в рамках заявленной темы и проведение теоретического исследования, написание первой главы.
В рамках второго этапа подготовки плана научной работы аспиранта происходит переход к более серьезной научно-исследовательской деятельности: проведение эксперимента, анализ и оформление полученных результатов в виде второй главы кандидаткой диссертации и промежуточных научных статей.
В рамках третьего шага заявлено доведение исследования до логического завершения, получения конечного результата и анализа итогов, разработке рекомендаций, оформления научной работы и подготовка к защите.
Обратите внимание, что выполнение кандидаткой диссертации дополняется иными видами исследовательской активности аспиранта. Между основными шагами по раскрытию заявленной темы вписывают вспомогательные шаги: выполнение ВАК-статей по теме проекта, активное участие в научных конференциях и иных научных мероприятиях, прохождение кандидатского минимума, написание автореферата и пр. важно отметить, что дополнительная работа аспиранта будет тесным образом связана с ходом выполнения диссертации и освоения учебной программы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке и реализации индивидуального научного плана аспиранта
Подготовка плана научной деятельности аспиранта потребует тотального внимания со стороны исследователя и научного руководителя. Данный документ формируется на основе выбранной соискателем научной специальности и темы исследования, разработанным планом проекта.
Аспирантам не стоит торопиться с разработкой научной работы. На данный вид деятельности отводится до 3 месяцев с начала первого семестра. На их протяжении исследователь должен ознакомиться с ходом учебной деятельности (основные предметы и темы), сопоставить его с собственными представлениями и видением научной работы (что и в какой последовательности он планирует освещать, проводить и пр.). Только после этого ему необходимо сформировать, утвердить тему кандидатской диссертации. А затем ее разработать (спланировать).
Далее все действия по подготовке индивидуального плана научной работы аспиранта происходит согласованно с научным руководителем. Утверждение последовательности погружения в тему и основных этапов с конкретизацией сроков выполнения – формальность, которая при необходимости может корректироваться. Если аспирант по каким-либо веским причинам решил отклониться от изначального плана, он обязан сообщить об этом научному руководителю, получить одобрение. Все изменения будут в последующем отражены в индивидуальном плане научной активности.
Переходить к следующему этапу в рамках плана научной деятельности аспиранта можно только по мере полного завершения предыдущего, прохождения промежуточной аттестации на кафедре. Соискатель ученой степени должен получить соответствующую метку в документе о преодолении. Она выступает в качестве неформального допуска к следующему разделу и этапу проведения исследования.
Индивидуальный план научной работы аспиранта подчеркивает оригинальность и логику исследования, а также контролирует ход и качество научной мысли, упорядочивает учебную и исследовательскую активность.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Я правильно понимаю, что есть индивидуальный план аспиранта, а в нем есть два раздела: учебный и научный. Вот первый регулирует ход изучения аспирантской программы, а второй — ход выполнения научной работы. запуталась немного а то что-то.
Добрый день, Олеся! Все верно. Научный план фактически является составной частью индивидуального плана развития аспиранта, который уточняет ход, темп и направление научно-исследовательской деятельности по теме диссертации.