Понятие и особенности ассистентуры

В настоящее время иметь профильное образование – еще не означает, что специалист является незаурядной личностью и претендентом на высокую должность, за которого будут сражаться крупнейшие компании и корпорации. Чтобы соответствовать не только должности, но и реалиям, важно постоянно совершенствовать свои навыки и знания. Для этого предусмотрена отдельная ниша в системе образования – послевузовская подготовка. В рамках данной ступени существует целая градация направлений и способов подготовки. Одним из таких шансов является ассистентура.

Понятие и особенности ассистентуры
В настоящее время иметь профильное образование – еще не означает, что специалист является незаурядной личностью и претендентом на высокую должность, за которого будут сражаться крупнейшие компании и корпорации. Чтобы соответствовать не только должности, но и реалиям, важно постоянно совершенствовать свои навыки и знания. Для этого предусмотрена отдельная ниша в системе образования – послевузовская подготовка.

В рамках данной ступени существует целая градация направлений и способов подготовки. Одним из таких шансов является ассистентура.

Что это такое?

Ассистентура представляет собой вид постдипломного образования, который свойственен преимущественно творческой, культурной среде, сфере искусств. Данная ступень нацелена на одновременное поглощение узкой части в рамках конкретной ниши и темы: обязательно реализацию научной деятельности, обязательная стажировка на базе действующей (сугубо профильной/тематической направленности) организации и подготовку аттестационного проекта.

Место ассистентуры в системе профессионального образования
Место ассистентуры в системе профессионального образования

Миссия ассистентуры заключается в повышении уровня подготовки, теоретических и практических знаний. То есть фактически здесь будут захватываться те области, которые не предусмотрены в рамках традиционного высшего образования, но отличны от аспирантуры.

Ассистентура предназначена только для дипломантов, успешно защитивших проект по творческой программе. Притом наличие какого-либо опыта работы в данном сегменте не требуется.

Кому подходит обучение в ассистентуре?

Подготовка в рамках рассматриваемой ступени образования подходит далеко не всем. Чаще всего покорять данную нишу отправляются следующие категории выпускников вузов:

  • Желающие стать квалифицированным исследователем в рамках узкой творческой парадигмы, экспертом по конкретной теме/проблеме;
  • Индивиды, стремящиеся к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Лицам, намеревающимся занимать высокие посты в государственных структурах (для карьерного роста);
  • Специалистам-инноваторам, способных развивать не только современное искусство, но и новейшие направления, тенденции и пр.

Ассистентура покоряется чаще всего по личной инициативе дипломанта, так как существенной роли в карьерном росте не играет. Из-за слишком узкого характера она слабо востребована, поэтому действует далеко не в каждом вузе или учебном центре.

В среднем ежегодно на данную послевузовскую ступень поступает до 500-700 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как поступить в ассистентуру?

Не стоит думать, что на фоне слабой заинтересованности и слабой известности набор на эту нишу будет производиться без разбора и поступить сможет любой желающий. Приемная кампания предполагает прохождение нескольких отборочных этапов:

  • Экзамен по профильному предмету ( с учетом имеющегося за плечами профильного образования). Он должен показать наличие у него творческих умений и талантов на практике, подготовив «сольный проект». Формат испытания зависит от характера направления: сначала испытуемый проходит профессиональный экзамен (вокал, чтение стиха, исполнение песни, подготовка, постановка небольшого номера и пр.), а затем проходит собеседование в форме коллоквиума;
  • Экзамен по философии, реализуемый при вузе или принимаемый в форме научного доклада, реферата.
  • Экзамен по иностранному языку. Данное испытание проходит в несколько шагов, в ходе которых проверяется грамотность индивида (письменная речь), устная речь (аудирование), умение поддержать диалог и пр.

За каждое испытание поступающий набирает определенное число баллов, сумма которых формирует общий рейтинг конкурсанта. Далее в конкурентной борьбе побеждает сильнейший. Зачислению на места подлежать претенденты с наивысшими баллами.

Правила приема в ассистентуру
Правила приема в ассистентуру

Порядок приема производится согласно общим правилам: каждый учебный центр самостоятельно устанавливает сроки приема документов и график проведения вступительных испытаний. Набор претендентов ведется на бюджетные и коммерческие места. На бюджет чаще всего поступают по квотам, целевым направлениям. Платное отделение покоряют же личности, стремящиеся к саморазвитию.

Конкурс при поступлении в ассистентуре проходит по ряду правил. Если несколько конкурсантов имеет равное суммарное количество баллов, то поступят не все. Далее комиссия будет оценивать побалльно каждый этап, начиная с профильного экзамена. Поступит тот, чьи результаты поэтапно будут превосходить соперника: сначала профильный экзамен, затем по философии и после – по иностранному языку.

Зачисление претендентов производится в определенной градации. Сначала приему подлежат целевики, затем квотники, и позже – оставшиеся претенденты из общего потока.

Учтите что количество бюджетных мест ограничено и невелико. Притом доля абитуриентов-целевиков учитывается в общем составе бюджетников.

Документом, подтверждающим факт зачисления абитуриента на роль ассистента-стажера выступает приказ о зачислении, который формируется администраций образовательного заведения. Его можно найти на информационном стенде учреждения и/или его сайте.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Для допуска к экзаменам и конкурсному отбору поступающим предстоит предоставить приемной комиссии пакет документов. В его составе в обязательном порядке будут присутствовать следующие файлы:

  • диплом о профессиональном образовании,
  • портфолио с творческими работами и достижениями;
  • результаты прохождения кандидатского минимума;
  • копия паспорта;
  • тема аттестационного исследования,
  • заявление с указанием направления подготовки (оно должно соответствовать профильному образованию);
  • целевое направление – в случае поступления по целевой программе.

Как проходит обучение на базе ассистентуры?

Подготовка ассистентов-стажеров проходит сугубо в очном формате. Обучение длится 2 года, на протяжении которых учащийся будет совершенствовать свои познания и навыки.

Учебная программа разрабатывается для каждого ассистента отдельно, индивидуально. План обучения формирует научный руководитель, исходя и текущих данных о подопечном. Далее программа утверждается на кафедре, а после отправляется на подтверждение ученого совета учреждения.

Учебный процесс в рамках ассистентуры
Учебный процесс в рамках ассистентуры

Формат занятий зависит от индивидуального плана обучения. Чаще всего он акцентирован вокруг практических и исследовательских занятий, но и без теоретической подготовки стажеры не обходится. Чаще всего при вузе реализуют занятия в трех ракурсах:

  • Лекции (с обзором конкретного направления или темы от истоков до реалий). Они могут проходить в частном или групповом порядке;
  • Консультации, семинары, дискуссии, тренинги. Их миссия расширить кругозор, поделиться личным опытом , развить навыки ораторского искусства, обещания, просвещения, обмена знаниями и пр. Как правила, здесь выступают с научными докладами, обзорами, обсуждают насущные темы по профилю и пр.;
  • Практические занятия. Их миссия – развить, усовершенствовать текущие навыки стажера: развить технику, скорость, талант, способности, привить современные подходы и мировоззрения, внедрить современные технологии в процесс искусства и творчества и пр.

Обучение по индивидуальному графику предусматривает не только аудиторную работу. Ассистенту-стажеру предстоит также периодически отчитываться о проделанной работе – проходить промежуточную аттестацию в виде зачетов и экзаменов или комплексного собеседования.

Программа обучения будет разбита на этапы по срокам обучения (семестрам, триместрам и пр.). В конце каждого срока будет проходить «межаттестация», результаты которой станут основанием для продолжения или досрочного прекращения обучения на ассистентуры. Акцент делается сугубо на профильных и узких предметах.

После прохождения полного курса подготовки в рамках ассистентуры учащийся получит допуск к государственным экзаменам и защите итогового проекта (дипломного). Последний рубеж предполагает выступление дипломанта перед комиссией с представлением своего «творческого проекта»: произведение, фильм, картина и пр. Также допускается организация массового мероприятия с личным участием дипломанта: выставка, концерт и пр. Далее проект подлежит обсуждению, дискуссии, после чего выносится окончательный вердикт.

При благополучном стечении обстоятельств выпускнику выдается диплом о послевузовском обучении с присвоением соответствующей квалификации по профилю.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки обучения в ассистентуре

Подготовка на базе ассистентуры имеет ряд плюсов и минусов. Среди явных преимуществ данной ветви в системе постдипломного образования можно отметить следующие моменты:

  • Усовершенствовать свои профессиональные и творческие навыки;
  • Углубить теоретические познания по профилю, пополнив их более актуальными теориями, инновационными приемами и канонами;
  • Высокие шансы на карьерный рост, особенно в государственных и бюджетных структурах. В некоторых случаях стажировка может включаться в общий трудовой стаж, но это при условии, что данный момент прописывается в договоре между вузом и стажером, организацией для практики;
  • Возможность оформить отпуск до 30 дней на период сессии или защиты с сохранением средней зарплаты по основному месту трудоустройства;
  • Ассистенты-бюджетники получают стипендию, а также имеют право на официальный отдых от учебы в виде двухмесячных каникул (между 1 и 2 курсом подготовки);
  • В целях научно-исследовательской, практической подготовки стажерам предоставляется бесплатно необходимый инвентарь, помещение и оборудование. Данный момент необходимо согласовывать с куратором и администратором вуза (во избежание накладок и неурядиц);
  • Обучение в ассистентуре может предусматривать командировки в действующие объекты культуры и искусства внутри страны с целью расширения кругозора и оттачивания профессиональных навыков. По итогам такой командировка стажеры формируют специальный отчет, подлежащий защите на кафедре. Командировка будет также учтена и отражена в индивидуальной программе обучения;
  • Ассистенты, осваивающие программы на бюджетной основе, имеют право на получение материальной помощи от вуза в размере двух стипендий. Данная выплата является целевой и должна быть направлена на приобретение учебно-методической литературы и пособий для обучения. За все выделенные средства стажер должен отчитать документально, прикрепив чеки и пр.;
  • Стажерам-бюджетникам, проживающим на территории иного региона, предоставляется место в общежитии при вузе. Стоимость проживания при это не должна превосходить 5% от ежемесячной стипендии;
  • Строго ограниченный формат обучения (только очный, а как иначе совершенствоваться?) и срок подготовки – 2 года.
Достоинства и недостатки обучения в ассистентуре
Достоинства и недостатки обучения в ассистентуре

Казалось бы, столько плюсов не может не прельщать дипломантов. Но на самом деле у ассистентуры есть немало значительных минусов:

  • Данная ступень послевузовского обучения практически не распространена в сети профессионального образования. Найти программы в рамках этой ниши бывает крайне сложно. Фактически образовательные программы на базе ассистентуры доступны в единичных случаях;
  • Несмотря на небольшую востребованность, конкурс здесь крайне жесткий. Данная тенденция вполне обоснована: предложения вузов крайне ограничены и водятся к единичному подсчету: бюджетных мест по 1-3, коммерческих – до 10-20. За каждый свободный вакант сражается до 10 претендентов;
  • Стоимость обучения на базе ассистентуры примерно равнозначна ценовой категории магистерских и аспирантских программ;
  • Слишком малый спектр обучения, то есть количество предлагаемых программ и направлений на базе ассистентуры невелик и зачастую определяется возможностям учебного центра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

К чему нужно быть готовым ассистентам-аспирантам?

В процессе обучения стажерам следует быть готовым к следующим поворотам событий:

  • Постигать теорию придется чаще самостоятельно;
  • На долю практических занятий отводится до 60-70% от всего учебного процесса;
  • Ассистенты в обязательном порядке привлекаются к исследовательской деятельности, практике на базе действующих ГДК, ДК, государственных структур, местных творческих коллективов и пр.;
  • Возможны кратко- и долгосрочные командировки, но при этом участие в них не снимает со стажера обязанности и ответственности по прохождению промежуточной аттестации, соблюдению условий реализации индивидуального плана обучения.

Учащимся ассистентуры также предстоит быть готовым к дополнительным тратам в виде расходов на переезд, участие в научных конференциях и симпозиумах, публикации научных статей, подготовку итогового проекта (покупка инвентаря или подготовка дополнительных элементов и пр.).

Сдача кандидатского минимума должна пройти до итоговой аттестации.

Какие направления подготовки доступны на базе ассистентуры в России?

На текущий момент программы ассистентуры доступны сугубо на базе высших образовательных заведений и действуют только по творческим направлениям подготовки.

Чему учат на базе ассистентуры?
Чему учат на базе ассистентуры?

Согласно действующим предложениям вузов и требованиям ФГОС в рамках ассистентурских направлений можно выделить следующие профили:

  • Архитектура. Здесь совершенствуют навыки архитекторов, градостроителей, дизайнеров, реставраторов и пр. По большей части данные профессии связаны со строительством, но их миссия – разнообразить инфраструктуру города/страны, привнести определенный вклад в «творческую составляющую» профессии;
  • Сценические искусства и литературное творчество. Здесь предусмотрены все профили, связанные с активным участием специалистов на сцене и за сценой: хореография, сценическая речь и ораторское искусство, актёрское мастерство, пластика и танец, драматургия, режиссура и пр.;
  • Музыкальное искусство. Данное направление предполагает развитие профессионального и творческого потенциала дипломированного музыканта, вокалиста, звукорежиссера, дирижера и отдельных творческих коллективов (по жанрам);
  • Изобразительное и прикладные виды искусств. В рамках данного профиля предусмотрено развитие художественных и эстетических навыков дипломантов: дизайнеров, художников, живописцев, скульпторов, реставраторов и пр.;
  • Экранные искусства. Здесь происходит воспитание и совершенствование режиссеров, сценаристов, операторов-постановщиков, звукорежиссеров и пр.

Притом миссия в каждом из предложенных направлений подготовки состоит в подаче инновационных, актуальных и свежих данных, приемов, внедрении инноваций, передаче опыта и пр.

На сегодняшний день направления ассистентуры действуют на базе творческих университетов. В их числе можно выделить академию имени Гнесиных, МГК имени Чайковского, РГУ имени Косыгина, МГИМ имени Шнитке, академии хорового искусства имени Попова, Московской госакадемии хореографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чем ассистентура отличается от аспирантуры?

Наверняка вы уже заметили об упоминании кандидатского минимума. В обоих случаях учащемуся указанных ступеней послевузовского образования предстоит преодолеть данное испытание, но миссия этих ниш разнится.

Аспирантура призвана развить сугубо научно-исследовательский потенциал специалиста, подготовить его к преподаванию в вузе или работе при научном центре, научной карьере, присвоению ученой степени и пр.

Ассистентура же нацелена на оттачивание практических профессиональных качеств. Притом по мере ее окончания выдается диплом государственного образца, но ученая степень не предусматривается.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Понятие и особенности ассистентуры”

  • Спасибо за разъяснение и точное описание данной ступени. Получается, эта та же аспирантура, но для творческих специальностей и с акцентом на практику. Ранее как-то не задумывалась, что будут такие нюансы и разграничения. Материал интересный и простой, удобен для чтения и прост в понимании.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *