Каждый студент как минимум несколько раз за период обучения в колледже или вузе сталкивается с необходимостью рецензирования студенческих работ – курсовых проектов, дипломной работы. Но в отдельных случаях ему может потребоваться специфический вид критической оценки – авторецензия.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Сам по себе процесс рецензирования предполагает проведение экспертной всесторонней оценки в отношении заявленного исследования, продукта, которая позволит выделить положительные и отрицательные стороны, а также определить и описать рекомендации по совершенствованию изыскания и итоговой (заслуженной) оценки работе автора. Несмотря на экспертный характер, рецензирование – процесс одновременно объективный и субъективный. Первая черта проявляется в том, что оценка производится экспертом – квалифицированным специалистом, разбирающимся в соответствующей научной плоскости и области. Субъективность состоит в том, что рецензия – это хоть и экспертная, но частная оценка-мнение относительно результатов, хода исследования.
На практике также существует еще один вид рецензирования – авторецензия. Она представляет собой «самокритику», то есть самостоятельный анализ и оценку собственного труда.
Авторецензия – это критический отзыв автора на собственный труд. В данном случае важно не просто «самолюбование» или «самобичевание», а объективный самоанализ подготовленной работы.
Функции авторецензии неоднозначны. Во-первых, диагностирующая или оценивающая. Она проявляется в том, что автор студенческой или научной работы самостоятельно в очередной раз производит вычитку текста, оперативно устанавливает недостатки и изъяны и устраняет их до нормоконтроля или экспертного рецензирования, аттестации. Диагностика качества исследования производится на основе тотального самоанализа текста.
Во-вторых, корректирующая или оптимизирующая. Реализация этой задачи основывается по результатам проведения предшествующей миссии, когда установлены проблемные участки. В этом случае автор исследования принимает решение об устранении или сокрытии недостатков исследования, применяя тот или иной подход, прием, нормы и требования.
Важно отметить, что готовить авторецензию намного сложнее, чем обычную рецензию. Согласитесь, что объективно оценивать самого себя и свой же труд крайне сложно и посильно далеко не каждому автору (особенно студенту, который может не иметь за плечами достаточной компетентности и квалификации).
Базовые правила и схема формирования авторецензии
Подготовить авторецензию – ответственная и важная миссия, содействующая оперативному устранению недостатков. Но для ее написания и оформления важно полагаться на основополагающие принципы:
- Абстрагирование и предельная независимость. Реализация этого правила предполагает, что автору необходимо забыть, что оцениваемый труд подготовил он сам, лично. В рамках изучения и диагностики проблемных зон следует отнестись к тексту, как к стороннему труду, чтобы не скрывать изъяны и умалчивать о них, воспевая результаты, достижения, силу мыслей и логику повествования.
Принцип абстрагирования предполагает наличие у «авторецензента» холодного разума и умения сосредоточенно и честно подойти к анализу.
- Объективность. Данный параметр призван обеспечить высокое качество анализа. Важно грамотно оценивать все заявления и результаты, соотносить их с действующими регламентами, научными законами и тенденциями, фактами, определять корректность описанных суждений, авторской позиции, доказательной базы и пр.
Реализация принципа объективности предполагает, что авторецензент будет производить не просто вычитку текста с целью устранения грамматических, стилистических и иных письменных ошибок, но и оценивать именно качество изыскания: логику исследования, доказательную базу и информационные источники, обоснованность суждений и выводов и пр.
- Самоанализ. Формирование авторецензии опирается на самоанализ. О правилах проведения качественного самоанализа студенческих и научных работ мы уже писали ранее. В этом деле рецензенту пригодится не просто знание науки и темы, требований к проекту, но и внимательность, бдительность, рассудительность.
Формирование авторецензии проходит ряд этапов. Первый шаг – это подготовка и оформление текста курсовой, дипломной, научной работы или иного материала, который требует авторецензирования. В данном случае студенту или исследователю предстоит сначала подготовить изыскание к аттестации (написать, оформить), а затем в очередной раз, но уже с «экспертной» стороны подойти к его оценке – перечитать.
На этапе самовычитки важно оценить качество текста и соблюдение простейших требований: стилистика, грамматика, корректность выражений, оформление общего контекста и пр.
На втором этапе саморецензенту следует диагностировать проблемные участки, а также подчеркнуть достоинства исследования. В данном деле важны все моменты и нюансы, от мелочей до изначально незаметных огрех. Особое внимание следует уделить Особое внимание следует уделить не только качеству заявленного текста, но и использованных первоисточников, ГОСТов и регламентов и пр. Притом не все заявленные недостатки и достоинства будут отражены в рамках авторецензии. В этот документ принято выносить лишь наиболее значимые и заметные черты.
Третий шаг – подготовка рекомендаций по совершенствованию текста исследования, непосредственно хода изыскания и полученных результатов. В рамках «рекомендательного» этапа авторецензенту предстоит определить путь для ликвидации существенных изъянов и повышению качества исследования.
Четвертый этап – итоговый. В его основе лежит подготовка (написание) и оформление документа с учетом действующих требований или общих представлений.
Реализация указанных принципов и схемы по формированию авторецензента поможет автор провести грамотный, качественный анализ исследования, установить допущенные ошибки и оперативно внести коррективы для достижения более высоких результатов.
Структура и содержание авторецензии
Авторецензия – это просто эссе, банальный анализ или обзор исследования подготовленного проекта. Для студента – это отличный способ «вовремя самореабилитироваться», ликвидировать изъяны и усовершенствовать качество проекта. Но в отдельных случаях авторецензия – это официальный документ, обладающий четкой структурой.
В составе авторецензии принято выделять следующую триаду разделов, выстраивающихся в определенную композицию, всесторонне освещающую все тонкости и нюансы.
В составе авторецензии принято выделять следующие разделы:
- Введение. В рамках данной части принято производить анализ заявленной темы для констатации идеи, ключевой проблемы. Далее здесь же производится отражение данных автора и использованной в раскрытии темы литературы с акцентом на качество информационной базы, ее уместность и достаточность, актуальность и пр.
Также допускается переосмысление темы и рассуждение автора, где он в очередной раз (но уже иными словами, а возможно с новыми доказательствами) обоснует собственный выбор направления, фокуса исследования, тематической приверженности и утверждённых ограничений, масштабов.
Обратите внимание, что автору не придется анализировать уровень собственной компетентности или текущего образования. Достаточно отметить лишь основные моменты предлагаемой концепции изыскания, определить логику проекта.
- Основная часть. В этой части исследователь должен кратко и емко пересказать суть реализованного исследования, полученные результаты, ас параллельным отражением (по ходу описания) достоинств и недостатков. Также возможно вынесение окончательных итогов (существенных изъянов, достоинств) в конец повествования.
В основе написания основной части авторецензии будет лежать выделение существенных моментов по заявленной теме с акцентом на поставленную цель, методологию, результат.
- Заключение. В рамках данного этапа важно вывести окончательную оценку в отношении своего исследования, работы. Подготовка этой части авторецензии считается самой сложной, так как требует предельной объективности и адекватности, независимости. Помимо констатации плюсов и минусов, важно подготовить общие выводы относительно качества всего проекта, а также предложить направления по оптимизации.
Написание авторецензии не требует строгой приверженности научного или делового стиля. Анализ подготовленного исследования производится в том же стиле, что и написан проект.
Раздел авторецензии |
Суть раздела |
Ключевые моменты |
Введение | Анализ темы и выдвинутой идеи (гипотезы), анализ первоисточников | Тема, проблема, ключевые слова, авторство, библиография и ее качество, тематическое соответствие |
Основная часть | Анализ исследования с выявлением достоинств и недостатков | Качество источников, обоснованность выводов, корректность подачи данных, состоятельность гипотезы и авторской позиции, соответствие оформления проекта требованиям ГОСТ |
Заключение | Констатация сильных и слабых сторон исследования, определение возможностей по совершенствованию изыскания и оценка их целесообразности | Плюсы, минусы результатов исследования, определение степени соответствия подготовленного материала заявленным требованиям качества |
Текст авторецензии выглядит как сочинение, но в формальном ракурсе может быть оформлено с разбивкой на тематические блоки или разделы.
Формирование основной части должно придерживаться той же логики и хронологии, что изложена в оцениваемом произведении. Притом допускается упоминание пропущенных аргументов или моментов, оценке второстепенного плана (вторичных источников, разбавочного текста и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Кому из студентов приходится выполнять авторецензии?
Авторецензия по своей сути и предназначению совпадает с методом самоанализа студенческих и научных работ. Формальная необходимость по подготовке авторецензии возложена на определенные категории авторов:
- Студенты, выполняющие творческие проекты и творческие работы в рамках учебного процесса или внеурочной деятельности, дополнительного образования;
- Практикующие специалисты преимущественно творческих профилей перед обнародованием подготовленных картин, проектов для получения предварительной оценки качества, более четкого обоснования собственного мнения, перепроверки заявленных суждений и выводов и пр.
Авторецензирование допустимо в отношении следующих официальных работ: компьютерные игры, программы и приложения, сценарии кинофильмов или театральных постановок, художественные книги, дипломные работы творческих направлений (журналистика, драматургия, режиссура, дизайн, IT-проекты и пр.).
Авторецензирование не является обязательной процедурой для студентов. Лишь в отдельных случаях на них возлагается данная мера:
- Студенты ЖурФака готовят авторецензию в отношении письменных проектов: курсовых работ, публицистических (тематических) статей, творческих проектов. В данном случае производится не только общий анализ текста, но и «авторские» способности по интерпретации и подаче данных – приемы выражения и доказательная база, специфика и оригинальность материалов и т.д.;
- Студенты, осваивающие IT-профили в сфере программирования, веб-дизайна, графического дизайна, математического и компьютерного моделирования. В этом случае автор сможет подчеркнуть собственную задумку и ее особенность, а также внимательно перечитав и переанализировав ход и логику исследования выявить новые специфические черты и пр.;
- Студенты сугубо творческих направлений подготовки для оценки выразительности, достоверности и качества проекта.
На самом деле авторецензия, как способ самоанализа, является явным самым оптимальным и надежным способом самопроработки, самосовершенствования, который нацелен на успешное прохождение всех форм контроля и качества изыскания в целом.
Подготовить авторецензию сможет каждый студент, если отвлечется от собственного эгоизма и самолюбования. Простейшая авторецензия выглядит в виде обзора, эссе, реферата, где автор занимается тщательной проработкой описанных фактов, логики и «текстовых» особенностей (стилистика, формальные правила и пр.). Важно отметить, что неформальная авторецензия призвана помочь исследователю разобраться в мелочах, тщательнее перепроверить информационную и качественную базу изыскания, а также переосмыслить описанные тенденции, факты, собственное мнение и позицию.
Авторецензия – отличный шанс переосознать и переоценить реализованные действия и полученные результаты, подобрать наиболее подходящие средства выражения и описания, рассмотреть допущенные недочеты и ошибки и оперативно их ликвидировать.
Рекомендации по подготовке авторецензии
Студентам подготовить авторецензию не всегда удается предельно объективно и адекватно. В данном случае важно научиться переключаться между задачами банального автора (студента, исследователя) и «критика», аналитика. Для этого нужно обладать должными навыками и качествами: уметь анализировать любые источники информации, разбираться в мелочах, различать выводы от аналитики или основной материал от вспомогательного, отличать авторскую позицию от прочих тенденций и пр.
Формирование авторецензии предполагает четкое выделение достоинств и недостатков. Студенту предстоит не просто формально подойти к данному моменту. Конечно, выделить плюсы в исследовании будет проще, чем заметить явные недостатки, которые сказываются на качестве и результатах исследования или влияют на итоговую отметку, вызывая сомнение в репутации и компетентности автора.
Не стоит гордиться авторецензией и добытыми фактами, плюсами и минусами. Важно убедиться, что она объективна и качественна. Для этого можно попросить друзей, близких или квалифицированных экспертов оценить подготовленное изыскание, текст, подготовить соответствующие обзоры или рецензии и сравнить их с результатами самоанализа. В этом случае есть шансы заметить не только собственные «промахи», но и умение грамотно и осознанно подходить к оценке подготовленных трудов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!