Согласитесь, что у каждого в жизни случаются сбои и ошибки, но не все неслучайны и имеют попытку все исправить. Студенты – не исключение из данного правила. В ходе освоения профессии при колледже или вузе им дается не один шанс улучшить свое положение, остаться на плаву. Чаще всего такая необходимость возникает при получении допуска к экзаменам и для закрытия сессии в случае провала на одном из испытаний. Сколько же в целом попыток есть у универсанта?
По закону, 3. Первая – непосредственная сдача экзамена, вторая – пересдача, третья – пересдача с комиссией. Но так ли на практике? На самом деле у вузовцев и СУзовцев есть целых пять попыток исправить свое положение!
СОДЕРЖАНИЕ
Сессия любой ценой: да или нет?
Итак, учебный процесс в колледже или институте предполагает два основных этапа: непосредственно изучение дисциплин в рамках лекций и семинаров, на что отводится доминирующая часть времени. Второй этап – проверка знаний и уровня подготовки учащихся в рамках зачтенного и экзаменационного периода (сессии). Именно от этого периода зависит судьба студента: продолжит ли он обучение или нет, какая успеваемость и репутация за ним закрепится и пр.
Во всех образовательных заведениях страны (без каких-либо исключений!) учащимся дается несколько попыток, чтобы исправить свои ошибки в рамках сессии. В этом случае речь идет о пересдаче. О том, кому и когда она предоставляется, на каких условиях мы писали ранее.
На практике универсанты полагаются на два основных подхода, применимых к сдаче зачетов и экзаменов. Первый предполагает стремление к наивысшим баллам. Для его реализации необходима тщательная подготовка студиозов: изучение экзаменационных вопросов, повторение пройденного материала, разбор первоисточников и применение дополнительной литературы, тренировка в решении задач и пр.
Второй подход предполагает закрытие сессии любой ценой. В рамках этой траектории достаточно заработать минимальный балл для аттестации (то есть нагрести ответ на троечку, чтобы просто сдать и закрыть предмет).
«Сессия любой ценой» звучит довольно жестко. Как правило, хорошисты и отличники выбирают путь по наивысшему баллу, а более лояльные учащиеся – принцип минимализма.
Но в обоих случаях право на пересдачу есть у всех независимо от их репутации, текущей успеваемости, взаимоотношений с преподавателем и пр. Пересдача в данном случае служит своего рода дополнительной попыткой исправить ситуацию, улучшить свое учебное положение и перейти на следующий уровень подготовки без проблем и долгов.
От пересдачи не застрахован никто: ни отличник, ни троечник и прогульщик. Причины провала на испытании могут быть самыми разными и у каждого человека должен быть шанс все исправить и доказать свою состоятельность, компетентность и пр.
На практике действует два лагеря: одни выступают за наличие пересдач, а другие – против. Сторонники «щадящего подхода» полагают, что пересдача – это своего рода «подушка безопасности». Студиозы на экзамене могут банально растеряться, переволноваться, забыть что-то, что подвергнет их к некорректному ответу и получению низкого балла или неуда. Наличие пересдачи помогает лучше подготовиться к экзамену, избежать стресса. Более того, такой ход помогает им осознать свои ошибки и учесть их в перспективе.
Противники пересдач убеждены, что такая практика лишь «балует» универсантов, провоцирует их легкомысленность и безответственность по отношению к учебе, снижает мотивацию к новым знаниям. Вузовцы уверены, что если не получилось сейчас, то ничего страшного – у них есть запасная попытка. Но ведь не везде в жизни есть такой шанс.
Важно отметить, что на практике сумели найти «золотую середину» для урегулирования спорного вопроса: нужна пересдача или нет. В этих целях было введено ограничение на количество «повторных или очередных» испытаний. То есть студиоз не может бесконечно пересдавать материал, пока не получит удовлетворительную отметку. Ему будет предоставлено первичное прохождение испытания, затем – пересдача на общих основаниях и далее комиссионная пересдача. Больше шансов ему не дано. В случае провала на всех трех вариантах ему грозит отчисление, но с правом дальнейшего восстановления.
Таким образом, каждый студент имеет право на ошибку и ее исправление. Чтобы успешно закрыть сессию, нужно приложить немало усилий. Но в случае провала. Не стоит опускать руки и ставит крест на обучении и построении карьеры. Шансы на исправление собственных ошибок есть! Главное, пользоваться ими с умом!
Попытка №1. Дни ликвидации
Итак, сессия в самом разгаре. Конечно, никто не думает о провале на экзамене. Но в расписании, как правило, в конце сессии, можно увидеть специально обозначенные дни – день ликвидации задолженности.
День ликвидации задолженности – это дополнительная и вполне официальная попытка пересдать экзамен. Как правило, в эти дни нет никаких иных испытаний. Они предназначены для подведения итогов и закрытия долгов, перекрытия провалов. В среднем выделяется от 2-3 до 7 дней для этих целей.
Такой шанс выпадает каждому студенту. Он позволяет индивиду тщательнее подготовиться к испытанию, донести недостающие материалы или выполнить дополнительное задание от преподавателя для улучшения отметки, повысить академические достижения.
Обратите внимание, что «ликвидационный период» ограничен по времени. Более того, с каждым педагогом нужно будет договариваться о месте и времени пересдачи, взять «бегунок» у методистов (если этого требует педагог и пр.).
Чем больше «хвостов» у универсанта, тем меньше шансов успеть закрыть сессию в рамках этой попытки. Этот шанс больше всего подходит тем, кто по какой-либо причине не справился с 1 или 2 предметами.
Также в даны отрезок времени учащиеся имеют право подавать заявление на комиссионную пересдачу, восстановление в учебном заведении и пр.
Попытка №2. Пересдача
Если индивид накопил много «хвостов», то успешно «доделать работу над ошибками» в рамках предшествующего варианта ему не суждено. В этом случае он будет закрывать свои долги в следующем семестре до начала новой сессии или в иные ограниченные сроки. В этом случае на помощь ему приходит так называемая пересдача.
Если универсант посчитал, что не успеет подготовиться к вопросам и заданиям за дни ликвидации, то он может уйти на каникулы с долгами и осенью приступить к их устранению, параллельно постигая новый материал. Этот шаг, конечно рискованный, так как отягощает текущий учебный процесс и требует усиленной подготовки после каникул.
Пересдача отлично подходит для тех, кто намерен восполнить пробелы в знаниях, тщательнее подготовиться к испытанию. Экзаменационные билеты в этом случае остаются прежними. Главное – учесть былой опыт и допущенные ошибки.
Обратите внимание, что явка на пересдачу еще не гарантирует повышение изначально полученной оценки. Испытуемому предстоит вновь пройти экзаменационную процедуру: тянуть билет, подготовить ответ, выполнить задания.
Также следует отметить, что на пересдаче вполне возможно получить и отличный результат. Не стоит думать, что это шанс лишь остаться на плаву. Все зависит от ответственности и подготовки универсанта. Явка на пересдачу не снижает шансы на получение 5! Все в ваших руках.
Требования, правила и условия пересдачи устанавливаются уставом и правилам вуза, а также могут зависеть от педагога-экзаменатора. К кому-то он пойдет навстречу и упростит миссию, а от кого-то потребует тщетного соблюдения формальностей.
Притом студиоз имеет право на консультацию, получение обратно связи от экзаменатора.
Пересдача проходит на основе заявления у вузовца. Перед явкой на нее нужно согласовать время и место «переэкзаменовки», в день испытания взять специальный «бегунок» на кафедре или у методистов, явится на нее и показать свои знания и умения во всей красе, с учетом провального опыта. Главное – исправить ошибки и свое положение. Стыдиться данного мероприятия не стоит.
Попытка №3. Комиссия
Комиссионная пересдача или как проще говорят студенты «комиссия» — это вторичная попытка закрыть сессию и преодолеть испытание по определенной дисциплине. Здесь оценивать уровень подготовки студиоза будет не только экзаменатор-лектор, но и целая экспертная делегация. Она состоит из педработников вуза, квалифицированных с предмете.
Этот вариант «аттестации» считается наиболее объективным и справедливым. Каждый член комиссии может оказать решающее влияние на итоговую оценку по предмету и исход проверки знаний, выразив свое мнение.
Основные действия членов комиссионной пересдачи заключаются в следующем:
- Оценка уровня знаний в рамках экзаменационной дисциплины. Члены комиссии могут задавать дополнительные (наводящие, риторические, общие) вопросы, чтобы понять уровень подготовки универсанта, отметить степень его уверенности в ответе и учесть его эмоциональное и иное состояние.
- Констатация навыков и прикладных умений. Комиссия может поручать задания и задачи для решения, чтобы понять, на сколько хорошо индивид владеет материалом и умеет пользоваться знаниями на практике: подбирать формулы, обосновывать выводы, воспроизводить различные схемы и алгоритмы и пр.
- Окончательное решение о судьбе испытуемого. Члены комиссии дискутируют относительно подготовки индивида и принимают решение о его дальнейшей учебной жизни. Если предмет сдан, то он успешно продолжит учебу. Если же большинство голосов сочло, что универсант не овладел предметом, то ему грозит неуд и отчисление.
В рамках комиссионной пересдачи отношения испытуемого с экзаменатором уходят на второй план. Риск неудачи из-за личной неприязни, конфликта минимизирован, так как каждый из присутствующих экспертов будет оценивать учащегося.
Не стоит бояться данного этапа. Главное — хорошо к нему подготовиться.
Попытка №4. Восстановление
Если же ни одна из вышеперечисленных попыток не увенчалась успехом, то вузовцу грозит неминуемое отчисление из заведения. Но это не значит, что на образовании и профессиональной карьере сразу будет поставлен крест. На самом деле и здесь предусмотрен рациональный и справедливый выход — восстановление!
У каждого отчисленного студиоза есть право на восстановление в университете. Оно действует в течение 5 лет с момента выхода в свет приказа об отчислении. Притом причина выбытия из вуза неважна!
Студент подлежит возвращению в университет на курс, в рамках которого потерпел «крушение». Притом ему предстоит снова пройти этот путь (курс) и заново преодолеть все испытания. Притом даже здесь ему будут доступны те самые три попытки пересдачи! Чем не шанс пересдать курс, хоть и с запозданием в один учебный год!
Для использования этого шанса, «выбывшему универсанту» нужно подать заявление на восстановление в учебное заведение. Притом нужно внимательно изучить условия, требования и саму процедуру. Ведь нужно будет подготовиться: собрать соответствующий пакет документов, а также в ограниченные сроки закрыть сессию.
При хорошем владении предметами (которые ранее он уже сумел сдать), он может повысить больше времени проблемным местам и осечкам, сложным темам, чтобы лучше подготовиться к аттестации.
Попытка №5. Оспаривание
Бывают ситуации, когда студент не согласен с полученной им отметкой на экзамене. Если она соответствует минимальному порогу для аттестации, то правом на пересдачи индивид не обладает. Он сможет пересдать предмет на старших курсах, если станет претендентом на красный диплом. Что же делать в этом случае? Смириться или как-то противостоять несправедливости?
В подобных ситуациях можно воспользоваться право на оспаривание экзаменационной оценки. Притом оспорить можно как результат сессии, так и государственных экзаменов!
Оспорить оценку – не так-то просто. Эта процедура имеет свои правила и тонкости реализации, поэтому важно с ними ознакомиться и тщательно подготовиться.
Во-первых, студенту предстоит направить жалобу или апелляцию администрации вуза и четко обозначить причину оспаривания. Притом выдвижение своей позиции должно быть максимально аргументированным и обоснованным. В качестве аргументационной базы универсант может предоставить копии контрольных работ, курсовой работы, зачетной книжки или экзаменационных листов, привлекать свидетелей и пр.
Но важно понимать, что оспаривание оценки – это уже более сложный процесс. Он может иметь следующие последствия:
- Специальная комиссия может проанализировать учебные успехи и результаты студиоза и даже изменить решение об аттестации по предметам: снизить оценку на фоне неточностей или ошибок в письменных работах. Но также он может получить и дополнительные баллы за хорошее качество ответа, материала и пр.
- Вуз может отказать в проведении данной процедуры. Тогда у студента могут последовать траты на судебные разбирательства для отстаивания своей позиции.
Следует отметить, что оспаривание – процедура довольно трудоемкая и нервная. Притом далеко не всегда она приводит к тем исходам, на которые рассчитывает универсант. Дело не в «педагогической солидарности», а именно в его отношении к учебе и текущем уровне знаний. Нередко студенты завышают самооценку, полагаясь, что к ним относились предвзято, несправедливо.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как закрыть сессию без проблем?
Сессия- очень волнительная и ответственная пора для каждого СУЗовца и вузовца. Несмотря на наличие дополнительных попыток, пересдач (о которых притом знает каждый учащийся), она все же вытягивает все силы и нервы буквально за 2-3 недели своего течения. Как же закрыть ее без долгов?
Во-первых, расписание экзаменов появляется заранее. Поэтому у универсанта есть время все тщательно спланировать и начать подготовку к испытаниям заранее! В данном случае можно составить личное расписание подготовки, подобрать информационную базу для изучения и повторения, восполнить пробелы и пр.
Во-вторых, при подготовке к аттестации нужно полагаться не только на лекции и семинары. Важно учесть рекомендации по дополнительной литературе от педагога, учесть экзаменационный опыт из прошлого, сделать акцент на ошибках (которые индивид допустил в рамках КСР, опросов или семестра в целом).
В-третьих, не пренебрегайте консультациями и дополнительно обращайтесь за помощью к лектору, преподавателям. Такой ход поможет легко преодолеть сложности в изучении, восполнить пробелы, уточнить детали и пр. посещайте предэкзаменационные консультации, просите помощи и пояснений и друзей, привлекайте педагогов и репетиторов по необходимости. Поверьте, экзаменатор оценит ваше рвение в повышении успеваемости, более глубоком изучении предмета и отметит это на экзамене.
В-четвертых, не забывайте о самодисциплине, самоорганизации и саморазвитии. Эти три компонента при грамотном сочетании и регулярном применении непременно приведут вас к успеху не только на сессии, но и повсеместно!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!