Профессор – это уникальная категория и ниша в стенах высших учебных заведений, которая имеет два «лица»: профессиональное и научное. Рассматриваемая парадигма имеет небольшие сходства с понятием доцента, но спектр возможностей и условия обретения статуса кардинально разнятся. Сегодня мы расскажем, как стать профессором и что для этого необходимо.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто такой профессор?
При любом удобном случае и упоминании профессора перед глазами предстает статный человек в очках со стопкой книг, папок и работ. Но все это фактически иллюзия или шуточная форма визуализации категории. На самом деле рассматриваемый термин можно рассматривать как минимум с двух основных ракурсов.
Первый – научный. В данном срезе профессор – это ученое звание, наивысшая степень признания мастерства, научного развития и вклада в науку. С этой позиции профессор предстает как некий титул, авторитет в соответствующих кругах, добившийся явных успехов, инноваций и открытий и сумевший закрепить за собой авторские права, патенты и прочие документы на интеллектуальную собственность. Без них подтвердить свое превосходство и достоинство невозможно.
То есть с научной точки зрения, профессор – это как минимум научный работник и ученый, который сумел построить научную карьеру, покорить не одну вершину и продолжает развиваться в данном направлении.
Основание для сравнения |
Профессор, как ученое звание |
Профессор, как должность в вузе |
Ключевое значение | Ученое звание | Штатная должность |
Значение для вуза |
Научный работник |
|
Основной вид деятельности | Научно-исследовательский, консультационный или наставнический | Педагогическая практика, административные функции |
Уполномоченный орган по назначению | ВАК, МинОбрНауки | Администрация вуза |
Ключевые условия для назначения | Наличие ученой степени доктор наук или звания доцента, наличие актуальных публикаций (ВАК-статей, учебников, научных работ и пр.) | Наличие непрерывного педагогического стажа не менее 10 лет, работа в должности доцента не менее 2-3 лет |
Порядок присуждения | В общем порядке после подачи документов | В рамках конкурсного отбора при вузе |
Действие статуса | Бессрочно | Ограничено по условиям договора (примерно 3-5 лет) |
Второй ракурс – профессиональный или (если говорить точнее) должностной. Профессор – это должность в стенах университетов, институтов, академий и прочих вузов. То есть в рассматриваемой нише индивид предстает как штатная единица профессорско-преподавательского состава, который будет выполнять конкретные функции и обязанности. В данном случае у него идет рабочий стаж, и индивид получает определенную зарплату за свой труд.
Более того, можно выделить как минимум два класса профессоров: по научной специальности и по учебной кафедре. В первом случае профессор фактически занимается наставничеством и продолжает писать научные работы самостоятельно, рассматривая соответствующую проблему или тему. Во втором случае индивид выступает в качестве преподавателя, разработчика рабочих программ и организатора учебного процесса в рамках определенного подразделения.
Обратите внимание, что именно доценты и профессоры образуют базу педагогического состава, которая влияет на репутацию вуза. Чем больше в составе штата лиц с указанными учеными званиями, тем надежнее считается университет, и выше качество подготовки выпускников.
Таким образом, категория профессор может восприниматься двояко и подчеркивать не только научные достижения и репутацию, но и карьерный рост, спектр особых полномочий при вузе.
Научная карьера профессора
Каждый уважающий себя научный сотрудник, который уже начал активно строить соответствующую карьеру, оформлять научные труд и публиковать научные статьи, стремится не только к покорению традиционных ученых степеней «кандидат наук» или «доктор наук», но и к более высоким вершинам. В их числе наивысшей парадигмой выступает ученое звание «профессор».
С чего начинается становление профессора? История зарождения «научного авторитета» довольно длинная и требует тщательной и поэтапной подготовки. Во-первых, претендент должен иметь за плечами докторскую степень (не ниже!). А это значит, что соискателю ученого звания придется сначала покорить аспирантуру или получить степень «кандидат наук» в рамках соискательства, а затем пройти докторантуру и защитить докторскую диссертацию. На покорение указанных ниш претендент на звание «профессор» потратит не менее 6 лет!
Во-вторых, соискатель должен иметь за плечами целую копилку из научных трудов, притом они должны быть актуальными (то есть дата их публикации должна быть не более 3-5 лет на момент выдвижения кандидатуры). В частности, рекомендовано иметь за плечами как минимум 50 научных статей в ВАК-изданиях и рецензируемых журналах, научных площадках отечественного и международного формата (РИНЦ Скапус, WoS и пр.), опубликованные учебники и учебно-методические пособия (дата публикации может достигать 10 лет), иметь статус научного руководителя в отношении защищенных кандидатских диссертаций и пр.
В-третьих, чтобы обрести ученое звание профессора, важно также соблюдение определенной градации присуждения. В данном случае, без ученого звания доцента не обойтись. Притом иметь его нужно не менее трех лет, подтверждая рвение к новым вершинам свежими исследованиями, работами, достижениями.
В-четвертых, работать в качестве преподавателя не менее 10 лет (притом стаж непрерывной работы должен быть не менее 3-5 лет). В данном случае важно подтвердить официальное трудоустройство с помощью трудового договора или трудовой книжки. Здесь же уместно не просто проведение лекций и семинаров, но и консультирование или наставничество в части выполнения курсовых, дипломных работ.
Указанные условия единые и обязательные для всех претендентов. Без их выполнения получить звание профессора не удастся. Но порой к кандидатам предъявляют дополнительные требования. К их числу можно отнести следующие параметры:
- Наличие лидерских качеств и характеристик, их подтверждение. В данном случае можно заручиться поддержкой руководства и коллег, попросив подготовить рекомендательные письма, отзывы, характеристику и пр.;
- Опыт работы на должности профессора при вузе не менее 2 лет (притом допустимо совместительство и работа на 0,25 ставки);
- Наличие определенных достижений в научной, профессиональной или дополнительной области. В данном случае важно показать активную позицию и заслуги: участие в конкурсах, научных конференциях, спортивных или творческих состязаниях. Желательно наличие призовых мест и их документальное подтверждение;
- Не помешает опыт работы на руководящей должности: заведующий кафедрой, заместитель декана и пр.;
- Наличие свежих или актуальных научных работ и статей по специальности, учебников, разработок и пр.;
- Прохождение курсов повышения квалификации в преподавательской стезе и наличие соответствующих удостоверений, документов.
Для построения научной карьеры профессора достаточно следовать следующим этапам.
Первый шаг предполагает уточнение требований к кандидатам и подготовка основного пакета документов. В обязательном порядке следует подготовить документы об образовании, удостоверения кандидата и доктора наук, копию трудовой книжки (нотариально-заверенную), список публикаций и актуальных работ (по специальности, кафедре и пр.) и пр. Здесь же уместно формирование дополнительного пакета документов (при наличии и необходимости).
Вторым шагом становится направление заявки на рассмотрение кандидатуры в МинОбрнауки. В данном случае необходимо обратиться к руководству вуза с просьбой рассмотреть кандидатуру и выдвинуть ее на получение ученого звания. Подготовленный пакет документов предоставляется в ректорат или деканат, где предстоит заполнить заявление. После этого администрация университета готовит внутриорганизационный перечень файлов (служебное письмо, характеристика, протокол заседания ученого совета и заседания кафедры, сопроводительное письмо от имени ректора, документы из отдела кадров и пр.).
Третий шаг – рассмотрение кандидатуры со стороны высшей аттестационной комиссии. Указанный уполномоченный орган проведет экспертизу всех заявленных документов, убедится в корректности и достоверности предоставленных фактов, авторских заслугах и результатов научно-педагогической деятельности, а затем выдвинет окончательное мотивированное и аргументированное решение о присуждении ученого звания. В случае отказа документы возвращаются отправителю, а в случае одобрения – перенаправляются в МинОбрнауки.
Важно отметить, что ученое звание профессора присуждается на пожизненной основе. То есть привилегии, статус сохраняются за обладателем даже после выхода на пенсию. Но в случае обнаружения нарушений этических, авторских правил, трудовой этики и компетентности индивид может лишиться звания в рамках процедуры обжалования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности построения профессиональной карьеры профессора
Если рассматривать категорию профессор в качестве официальной должности при университете, то в данном случае действуют кардинально иные требования и правила.
Чтобы стать профессором, важно внимательно изучить требования к кандидатам. Они утверждаются в стенах каждого вуза в индивидуальном порядке. К числу типичных параметров относят:
- Наличие высшего профессионального образования в сфере педагогики;
- Наличие непрерывного педагогического стажа (от 5 лет);
- Опыт в консультировании студентов по подготовке курсовых работ, отчетов по практике и пр. Притом объем данного параметра утверждается в заведении индивидуально (он может измеряться в годах, или по количеству аттестованных работ под началом педагога и пр.);
- Своевременное прохождение дополнительного обучения: курсов повышения квалификации, дополнительного обучения и пр.;
- Наличие успехов в преподавательской деятельности: положительная успеваемость и качество подготовки подопечных студентов, привлечение учащихся к НИР и наличие успехов в рамках научных конференций, грантов, конкурсов и пр.
Список документов, обязательных и необходимых для предоставления в ректорат или деканат необходимо уточнять на месте. Важно подготовить полный перечень всех заявленных актов. Учтите, что сроки приема документов ограничены. Только после их подачи вместе с заявлением о рассмотрении кандидатуры на должность профессора начинается самый важный этап.
Третий шаг – конкурсный отбор. В данном случае происходит оценка каждого претендента и ранжирование конкурсантов с учетом их опыта, заслуг, особенностей и пр. В столь непростой конкурентной борьбе побеждает сильнейший претендент. Притом утверждение кандидатуры происходит после тщательного обсуждения всех конкурсантов и проведения тайного голосования.
В отличие от ученого звания, должность профессора носит ограниченный характер. Ограничения затрагивают самые разные стороны деятельности:
- Сроки работы профессора прописываются в рамках трудового договора. Как правило, кандидат занимает данный пост около 3-5 лет, а в дальнейшем он автоматически снимается с соответствующей позиции, но имеет право участия в новом конкурсе на вновь открывшийся вакант;
- Научный работник самостоятельно распределяет время на выполнение непосредственных обязанностей и продолжение научной активности, деятельности. Главное — демонстрировать положительную динамику в личной научно-профессиональной жизни, а также в деятельности образовательной организации или поверенного подразделения в целом.
Работа профессора в стенах вуза довольно многогранна. В спектр его полномочий входят следующие виды деятельности. Первая и основная – педагогическая практика. В данном случае профессор продолжат обучать студентов в рамках имеющего образования (специальности), проводя лекции, семинары, практические занятия, а также принимая зачеты и экзамены.
Помимо этого, профессор ответственен за научное развитие (личное и студенческое). В данном срезе важно отметить активную позицию в рамках научно-исследовательской деятельности: привлечение студентов к написанию научных статей и участию в научных конференциях, консультирование по вопросам выполнения студенческих и научных работ (содействие в выполнении исследований и подготовке кандидатских диссертаций, докторских диссертаций и пр.). Притом профессор не должен забывать и о личной публикационной активности в рамках имеющейся специализации.
Третьей и немаловажной рабочей функцией научного работника на должности профессора выступает координационная и административная. Она проявляется в выполнении соответствующих компетенций: участие на заседаниях ученого совета или педагогического совета, активное участие в жизни университета и кафедры, разработка и публикация учебных пособий, методических рекомендаций, организация и проведение различных мероприятий при кафедре/факультете и пр.
Таким образом, деятельность профессора в качестве штатной единицы и научного работника вуза многолика и предоставляет массу дополнительных возможностей для быстрого карьерного и доходного роста, самореализации в научной парадигме.
Кому подходит роль профессора?
Если ученое звание профессора предполагает сугубо научное развитие и содействие в научном развитии подопечных лиц, то должность предполагает выполнение рядовых рабочих обязанностей, сочетающих в себе преподавание и административные функции одновременно, а также стремление к научно-исследовательской деятельности.
Занимать пост профессора непросто. Для этого потребуется не просто желание иметь определенный авторитет среди коллег, но и умение руководить и контролировать ход выполнения задач, лично принимать участие в жизни кафедры и вуза в целом, быть ответственным за проведение различных мероприятий, не забывая при этом о преподавательской активности и миссии.
Ученое звание профессора подходит лицам, которые увлекаются наукой и стремятся оптимизировать среду, привнести вклад в развитие вопроса и не намерены останавливаться на достигнутом. Притом обладателям рассматриваемого ученого звания легче получить финансирование на развитие собственной научной деятельности.
Главное, следует учесть, что в любом случае профессору предстоит совмещать науку. Преподавание и организационно-координационную, управленческую деятельность. Но соотношение функций будет разниться именно от характера статуса: в научном сегменте акцент делается на НИР, консультировании, наставничестве, а в рабочем – на преподавании и жизни внутри вуза.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
интересная статья, четкая, лаконичная. Ничего лишнего. Очень доступно пояснили, что быть профессором суждено или нужно не всем.