Гражданская оборона – одно из уникальных направлений подготовки и дисциплин в составе общей программы подготовки квалифицированных специалистов. С помощью этой науки люди имеют представление о том, как нужно действовать в той или иной экстремальной или опасной ситуации с минимумом рисков для жизни и здоровья и максимум пользы. Пожалуй, трудно встретить студента, который бы не сталкивался с необходимостью подготовки реферата, доклада или курсовой работы по данному направлению. Сегодня мы расскажем, как грамотно выполнить такой проект.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто из студентов выполняет курсовые работы по гражданской обороне?
Курсовая по гражданской обороне – одно из интересных и полезных заданий, выполняемых студентами разных направлений подготовки в рамках учебной программы. С помощью такого учебно-исследовательского документа универсанты знакомятся с правилами и особенностями поведения в сложных жизненных и чрезвычайных ситуациях.
В первую очередь с подобного рода обязанностью сталкиваются студенты, постигающие профили, связанные с работой экстренных служб, МЧС и пр. Также к данной категории относят специальности «Гражданская оборона», «ЧС» и пр. Но чаще всего с необходимостью подготовить реферат или курсовую сталкиваются учащиеся в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Поверхностный обзор и разбор ситуаций с изучением правил поведения, порядка действий, мер предосторожности, профилактики захватывают те учащиеся, которые не связаны с соответствующей специализацией. Они изучают БЖД или ОБЖ на 1-2 курсах обучения в рамках общеразвивающего блока предметов. В данном случае курсовая носит обзорный характер.
Более глубокое погружение в ситуацию отмечается у универсантов, постигающих направления подготовки, связанные с ГМУ, политологией, дипломатией, историей, государственной безопасностью, психология и пр. В данном случае проект носит прикладной характер и призван погрузить автора в конкретную ситуацию (на примере исторического события или кейса с моделированной ситуацией). В нем студент буде анализировать все обстоятельств, фактора, принимать решение относительно действий и обосновывать их.
Таким образом, выполнение студенческих работ по гражданской обороне возлагается практически на всех учащихся, которые изучают дисциплину БЖД или ОБЖ. Характер исследования во многом зависит от учебной программы и требований преподавателя, особенностей изученных тем и заданий. Притом любой проект требует тотального погружения в тему, ее исследования и анализа с различных ракурсов с подведением конкретных выводов.
Выбор темы: о чем пишут в курсовой по гражданской обороне?
Гражданская оборона – довольно специфичное направление научно-прикладного типа, помогающее людям бороться со страхом, паникой, воздействием внутренних и внешних факторов на фоне катаклизм, возникновения чрезвычайных ситуаций, различных катастроф (природного, техногенного, террористического типа и пр.). Фактически, это наука о выживании людей и всех живых существ в опасных для жизни и здоровья условиях.
Исходя из представленного определения, можно понять спектр тем, затрагиваемых студентами при выполнении курсовых работ по гражданской обороне:
- Порядок действий и правила поведения в различных ситуациях: наводнение, пожар, террористический акт, природные катаклизмы, нападение на человека и пр.;
- Методы борьбы со страхом и паникой в опасных ситуациях;
- Способы оповещения населения о возникновении или рисках ЧС, работа с населением по вопросам профилактики ЧС;
- Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим от катастроф и иных событий;
- Правовые аспекты в сфере гражданской обороны: инструкции, регламенты, порядок действий, положения и законы и пр.;
- Особенности разработки плана мероприятий и действий в условиях ЧС;
- Обзор действующих схем, методик и техник, стратегий и тактик, передовых практик в условия опасности, риска, катастроф и пр.;
- Оценка эффективности действующих мер по профилактике и борьбе с катастрофами, ЧС, терроризмом и пр.;
- Особенности оценки ущерба, нанесённого по результатам чрезвычайной ситуации иных форс-мажоров;
- Правила безопасности в условиях ЧС и пр.
Фактически, тема курсовой работы может носить общий обзорный характер или углубляться в конкретное направление, сопровождаемое опасностью для человека. В других случаях – практико ориентированный, где будут разбираться конкретные ситуации, правила, инструкции, регламенты и опыт. Также допустимо написание проекта на базе кейса или ситуационной задачи, которую универсант будет решать в рамках курсовой.
Тематика исследования различна. Она может быть ориентирована на изучение общих терминов, правил. Подходов и приемов по профилактике, борьбе и преодолении ЧС, выживании в экстремальных условиях и пр. Также исследовательские вопросы могут затрагивать психологические, медицинские, правовые акценты и т.д.
Выбирая тему, важно ориентироваться на особенности постигаемой специальности и рабочей программы по предмету, а также учитывать личные интересы, способности и возможности.
План и структура курсовой работы по гражданской обороне: теоретическая и практическая работа
Состав и наполнение студенческого проекта по гражданской обороне в целом учитывает традиционные каноны. Сам по себе документ формируется с акцентом на формальные требования. То есть материал будет преподноситься в научном стиле, поэтапно с разбивкой на главы и подпункты.
В любом случае курсовая будет иметь как минимум 2 главы. Первая – теоретическая. В ней автору предстоит раскрыть основные термины, категории, описать историю и причины возникновения тех или иных ситуаций, описать характер и степень их влияния на человека, способы профилактики и борьбы, порядок действий и пр.
Вторая глава – аналитическая или практическая. Аналитическая или обзорная свойственна проектам теоретического уклона. В них студенту предстоит отмечать различные способы и методы действий, сравнивать их, отмечая сферу и условия применения, оценивая степень эффективности, отмечая актуальность, достоинства и недостатки и пр.
В практико ориентированных исследованиях важно показать умение пользоваться описанными методами и техниками. Как правило, здесь в рамках второго раздела происходит изучение конкретной ситуации, кейса, модели. Студент разбирает ее, анализирует, оценивает и выдвигает конкретный путь-решение с четким обоснованием каждого шага.
То есть в теоретическом разделе студенческой работы важно представить краткое описание ситуации, общей модели поведения, правил и пр. В следующих главах исследователь оценивает или сравнивает соответствующие взгляды, теории, правила, подходы или разбирает конкретную ситуацию.
Формальную структуру курсовой по гражданской обороне можно представить в следующем виде.
Раздел |
Характеристика |
Состав, основные моменты |
Введение | Описание хода исследования с акцентом на избранную тему. Описание научного аппарата и определение границ проекта | Актуальность темы, цель и задачи проекта, объект и предмет, методы исследования, информационная база, новизна и значимость (теоретическая или практическая) |
Теоретическая глава | Описание основных моментов, терминов, правил, схем, методов и пр. | Пояснение термина, описание правил, описание способов профилактики и методов борьбы, порядок действий во время ЧС и пр. |
Практическая глава | Анализ различных подходов к решению проблемы, разбор определённой ситуации и поиск решений | Анализ ситуации, разработка инструкций или программы мероприятий, определение причинно-следственных факторов, определение порядка действий, выработка рекомендаций по дальнейшим действиям или способам решения проблемы |
Заключение |
Обобщение информации, подведение итогов, выделение результатов, авторской позиции, предложения |
То есть каждый раздел выполняет определенную функцию при раскрытии темы. Поэтому важно понимать, что и где нужно указывать. Важно сохранить логическую структуру исследования и грамотно уложить ее в формальную структуру документа.
Источники информации для курсовой по гражданской обороне
Выполнение курсовой работы по гражданской обороне не обходится без использования различных материалов. С помощью одних первоисточников студент поясняет значение сложных терминов, раскрывает особенности действия различных правил, приемов, нормативных актов и пр. Другие ресурсы помогают ему обосновать собственную идею или позицию, выдвигаемое решение, грамотно описать ситуацию и пр.
В основу студенческого проекта могут быть положены самые разные источники информации. Как правило, ни один автор не обходится без следующих вариантов библиографии.
Первоисточник |
Миссия |
Место использования в академическом труде |
Учебники, методические пособия, справочная литература | Предоставит общие представления по теме, раскрыть терминологию, правила, теории, концепции, истоки зарождения проблемы, способы борьбы, общенаучное отношение и пр. | Теоретическая глава |
Научная литература, статьи, диссертации, монографии | Раскрытие новейших теорий, подходов, исследований, предложений, методик и пр. | Теоретическая или аналитическая глава |
Нормативно-правовая база, законы, акты, регламенты, положения | Юридическое сопровождение ситуации, права/обязанности и ответственность сторон, оценка рисков и ущерба, порядок получения возмещения от ущерба и пр. | Теория или практика |
Электронные ресурсы | Обзор последних событий и новостей, СМИ, форумы, сайты госструктур и пр. | Для общего дополнения в теории или разбора в практическом разделе |
Статистические материалы | Обзор тенденций, частоты возникновения случаев, численность пострадавших и пр. | Теория или практика |
Инструкции, методические рекомендации | Регламентируют ход выполнения исследования, описывают порядок действий в конкретной ситуации и пр. | На протяжении всей работы, любой раздел |
Как правило, в теоретической части отмечается реферирование или цитирование общенаучной и учебной литературы в рамках заявленной темы, с помощью которых студент буде пояснять основные моменты. В практической части используют актуальную научную литературу, инструкции, регламенты, кейсы, статистику и пр.
Все источники информации должны соотноситься с темой исследования, то есть раскрывать ее и помогать автору в принятии решения при написании практического раздела, отражении выводов. Важно полагаться на проверенную и актуальную литературу. Поэтому обратите внимание на дату утверждения законов и инструкций, положений, публикации материалов и т.п.
Полагайтесь на разные источники информации и грамотно их комбинируйте в каждом пункте. Чтобы всесторонне и полно осветить соответствующие моменты, проблему и пр.
Как работать с материалами при написании курсовой по гражданской обороне (методология)?
Итак, источники информации собраны и находятся под рукой. Что же с ними делать и как их использовать в проекте? При работе с материалами по теме курсовой работы для начала важно понять характер предстоящего исследования.
В рамках теоретического погружения достаточно использовать приемы реферирования, заимствования, цитирования. Избегайте банального копирования данных, так как это только усугубит ситуацию с плагиатом и нормоконтролем. Поэтому все пишем своими словами, на простом и доступном языке, без ошибок.
Допустима подготовка литературного обзора по заявленной теме на поэтапной основе. В данном случае автор рассмотрим симптомы зарождения проблемы, особенности и остроту возникающей чрезвычайной ситуации, правила поведения на каждом этапе, методы и особенности действий и пр. То есть все будет опираться на особенности изучаемого явления, действия или обстоятельств, системы факторов и пр.
Для подготовки практической части допустимо задействование таких базовых приемов, как анализ статистических показателей, анализ инструкций и их доработка или совершенствование, сравнение инструкций и законов в разных организациях или странах. Если курсовая носит прикладной характер, то придется не просто проанализировать конкретную ситуацию ил кейс, но и показать умение действовать самостоятельно и обоснованно. Здесь студенту предстоит предложить программу мероприятий или действий с учётом специфики обозреваемой картины, темы, изученных концепций и методик. Притом будьте готовы аргументировать каждый шаг и результат.
Также важно учитывать правила систематизации и структурирования материалов. Все первоисточники подлежат не просто грамотной обработке, сортировке, но и корректному употреблению с учетом их предназначения, контекста, программы мероприятий. Нередко для выполнения практической части студентам приходится прибегать к таким прием, как наблюдение, опрос, анализ документов и пр.
При работе с материалами важно внимательно их изучить, определить возможности включения в курсовую и подходящий для этого раздел (согласно плану документа) и этап (согласно программе исследования).
Таким образом, методология выполнения курсовой работы по гражданскому праву зависит от тематики и характера проводимого исследования, намеченных целей и задач.
Порядок выполнения курсовой работы по гражданской обороне (этапы и действия)
Итак, процесс выполнения исследования и написания курсовой работы по гражданской обороне в целом имеет типичный алгоритм. Но на каждом из этапов происходит погружение сугубо в выбранную тему и плоскость.
Первый этап – выбор темы. В данном случае достаточно определиться с интересующими направлениями, ориентируясь на пройденный курс или рабочую программу по предмету. Самый простой способ -выбрать тему из готового списка на кафедре. Также возможна самостоятельная формулировка темы исследования и последующим согласованием и утверждением у научного руководителя.
Второй этап – литературный обзор. Да-да, вы не ошиблись. Сначала следует внимательно ознакомится с общей ситуацией, понять существующие тонкости, категории, правила, изучить аналогичные труды и исследования, и только потом приступать к планированию собственного проекта. Также здесь рекомендуется изучить методические рекомендации к курсовой, чтобы понимать: что требуется описывать, в какой последовательности и как оформлять материал.
Третий этап – проектирование исследования и планирование курсовой работы. То есть автору предстоит понять, что он намерен делать для изучения темы и как он будет ее описывать в студенческом проекте. Для начала достаточно выписать формальную структур и попытаться тезисно описать состав каждого раздела: что и где будет отмечено.
Следующий шаг – проведение исследования с дальнейшим его описанием. То есть здесь происходит систематизация собранных первоисточников и написание основной части курсовой работы по гражданской обороне. По мере ее подготовки автор приступает к выполнению введения заключения, дополнительных разделов (оглавление, список литературы и пр.).
Пятый этап – оформление. В данном случае достаточно придерживаться общих правил ГОСТ или методички от учебного заведения. Притом не исключена необходимость подготовки приложений и сопутствующих документов – схем, чертежей, иллюстраций, презентаций по тематике.
Далее последует этап вычитки, проверки рукописи на плагиат и корректуры, редактуры (по мере необходимости).
Сложности написания курсовой по гражданской обороне
Написать курсовую работу по гражданской обороне может не каждый студент. Нередко авторы сталкиваются с различными нюансами в ходе раскрытия темы. Среди наиболее распространенных сложностей можно выделить:
- Сложная регуляция тематических рамок исследования. Гражданская оборона – наука комплексная, обширная, требующая знания азов психологии, медицины, права, экономики, самообороны и защиты и пр. Студентам бывает трудно понять, какую ширину и глубину исследования установить, что можно не указывать или сократить и пр.
- Сбор информации. Универсантам предстоит собрать самые разные первоисточники по теме и внимательно их изучить. Не всегда заданное направление исследования оказывается доступным для простого чтения. Порой материалов оказывается мало или преобладает неактуальная информация, доступ к некоторых ресурсам может быть ограничен и пр. Студенту предстоит найти выход из столь непростой ситуации всеми посильными способами.
- Восстановление логики исследования и обоснование полученных результатов. Не каждый вузовец способен пояснить, почему он выбрал соответствующий прием или метод, показать эффективность его работы, а также увязать воедино различные позиции, мнения и пр. В данном деле важны навыки по переработке данных, их систематизации и структурированию, подбору достойных способов интерпретации.
- Проведение дополнительных исследований. Согласитесь, что побывать в условиях ЧС захочет не каждый. Но для восполнения дефицита информации универсанты могут обратиться к таким приемам, как наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент и пр. Главное – обосновать необходимость подобных мер и продумать каждый шаг. Не забудьте грамотно описать ход мероприятий и особенности полученных результатов.
- Оформление. В данном случае ошибки чаще всего встречаются в рамках контекста (некорректное употребление терминов, нелогичные предложения и пр.), форматировании текста, преобразовании текста в графики или рисунки с искажением данных или некорректной интерпретацией и пр.
Выполнение курсовой по гражданской обороне не обходится без тематических и исследовательских загвоздок, которые студентам предстоит преодолеть. Главное – ориентироваться на тему и располагаемую информационную базу, личный опыт ил представления, умело систематизировать данные и уметь обыгрывать ситуацию, скрывать уязвимые места и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке курсовой работы по гражданской обороне
Старайтесь не отклоняться от темы исследования. Определите центральные категории, правила, методы. Придерживайтесь плана работы.
Тщательно проверяйте первоисточники на критерии качества. Избегайте неактуальной информации, регламентов, инструкций и положений. Используйте в проекте только проверенную и достоверную парадигму.
Адаптируйте классические методы, схемы и приемы под конкретную, описываемую вами ситуацию или кейс.
Делайте плавные переходы между этапами исследования. Формируйте обоснованные выводы с четкой аргументацией и акцентом на результат, авторскую позицию.
Тщательно следуйте методичке и гостам при оформлении проекта. Учитывайте все наставления и замечания научного руководителя.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!