Обучение на медицинскую сестру при колледже или университете проходит в рамках образовательной программы «Сестринское дело», где существенная роль отводится не только аудиторным занятиям, но и практике. Самым первым, и казалось бы, простейшим видом практического развития будущей квалифицированной медсестры, является учебная практика. Многие студенты относятся к ней очень пренебрежительно, что в корне неверно и в последующем может принести немало проблем в учебном и профессиональном плане. Сегодня мы расскажем, как извлечь максимальную. Пользу и выгоду от данного этапа профподготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции учебной практики в сестринском деле
Не стоит думать, что при лечении и уходе за пациентами ведущая роль отводится исключительно врачам – узко квалифицированным специалистам. На самом деле не менее важную роль в профилактике, диагностике и лечении заболеваний играет медицинская сестра. Именно она является «правой рукой» лекаря, которая помогает проводить лечение и следит за состоянием пациента. Но работать в этой должности может далеко не каждый желающий. Индивид должен иметь профильное образование по специальности «Сестринское дело», где присутствует практическая часть подготовки в виде практики.
Первым видом практики в роли медсестры является учебная. Под ней понимают ограниченный период времени, на протяжении которого студенты пребывают в медицинском заведении и погружаются в рабочую атмосферу, исследуя будни и обязанности, рабочие моменты практикующей медсестры.
Среди основных функций учебной практики можно выделить:
- Визуализационная или наглядная. Она состоит в том, что практикант наглядно оценивает полномочия, активность, роль медсестры, наблюдая за ней со стороны принимая участие в медицинских манипуляциях по мере возможности;
- Стимулирующая. Данная миссия заключается в повышении интереса к профессии, выделении специфических действий, правил, условий, качеств, привлекающих студентов к данной профессии и работе. Чаще всего именно на фоне таких параметров они ощущают свою важность, значимость в профессиональном и социальном плане;
- Общеразвивающая или базовая. Она предполагает закрепление ранее пройденного материала, правил и категорий, развитие минимальных навыков работы в медицинском учреждении, умении ориентироваться в ситуации и принимать решение и пр.;
- Психологическая. Эта задача предполагает, что работа медицинской сестрой требует объективности, стрессоустойчивости, взвешенности, контроля над эмоциями и пр. Практикантам предстоит научиться грамотно общаться с медперсоналом и пациентами, уметь разрешать назревающие конфликты и недоразумения, следить за психологическим климатом в коллективе и сред подопечных и пр. То есть прохождение практики «закалит» их психику и адаптирует к реальным трудовым будням, они осознают важность медсестер в системе здравоохранения;
- Профессиональная. Она состоит в выработке и освоении специфических компетенций, выполнению обязанностей, свойственных младшему и среднему медперсоналу согласно осваиваемой программе, требованиям, инструкциям и пр.
Учебная практика, исходя из своего наименования, призвана «раскрыть занавес» профессиональных будней медсестер и сориентировать студентов относительно будущей профессии: чем им предстоит заниматься, какие действия и обязанности исполнять, условия работы и требования к качеству услуг, помощи и пр. Именно этот формат практического воспитания помогает понять, корректность и правильность выбора профессии, возможности и посильность работы и пр.
Таким образом, учебная практика в сестринском деле призвана предоставить студентам первичные впечатления и представления о будущей работе, профессии, показать особенности и сложности, роль медицинской сестры в медучреждении и системе здравоохранения, регламентированность ее трудовой деятельности.
Учебная практика обычно проходит во время обучения на 1-2 курсах в течение 2-3 недель. Основным методом практического развития в данном случае выступает наблюдение, конспектирование, освоение базового делопроизводства и выполнение простейших поручений пор профилю (осмотр, наблюдение, перевязка и пр.). Практиканту предстоит подготовить отчет по учебной практике, где он отметит основные моменты своей стажировки, выполнит индивидуальное задание и проведет качественный самоанализ профессиональной деятельности с выделением достоинств и недостатков, проблем в работе медсестры.
То есть учебная практика в сестринском деле играет первостепенную роль, помогая студентам оперативно сориентироваться в профессиональном русле и осознать суть работы младшего и среднего медперсонала, их роль в системе здравоохранения и профессиональные границы, проблемы.
Как проходит учебная практика в сестринском деле?
Учебная практика – это небольшая, но существенная часть обучения студентов медколледжей и медвузов по программе «Сестринское дело». Она проходит по мере освоения минимальной базовой программы (основные термины, правила, подходы) с целью их наилучшего усвоения, осознания и развития.
Программа учебной практики разрабатывается и определяется каждым учебным заведением самостоятельно исходя из специфики учебной траектории, комбинации дисциплин, технической и иных возможностей базы стажировки.
Как протекает учебная практика у будущих медицинских сестер? В целом, неважно, на азе какого заведения студиоз осваивает избранную им профессию: колледж или университет. В целом, цель и общая траектория прикладного становления будет совпадать. О том, что нужно сначала найти базу для учебной практики (чтобы она удовлетворяла требованиям программы практики и условиям от учебного заведения) мы говорить не будем. Давайте рассмотрим ход начальной стажировки по программе «Сестринское дело».
В первые пару дней не стоит ожидать серьезной нагрузки. Как правило, они сводятся к инструктированию практикантов относительно техники безопасности, пропускного режима, должностных обязанностей, ознакомление с рабочим местом, графиком работы (практики). Без этой процедуры приступить к прохождению любой практики невозможно, так как практиканту предстоит соблюдать нормы и требования медучреждения, действующие федеральные и местные нормативы, правила и порядки. С ними нужно ознакомиться тщательно, чтобы в дальнейшем спокойно приступить к практической подготовке.
Далее основная часть учебной практики сводится не просто к пребыванию в медучреждении. Она предполагает прикрепление к конкретной действующей медицинской сестре, которая поможет влиться в рабочий темп и понять суть, род их занятий. Чаще всего в течение ближайших 7-10 дней практикант будет выполнять следующие функции:
- Наблюдать за действиями и манипуляциями, работой медсестры-наставника и вникать в суть и роль: что и как нужно делать в определенной ситуации, основные ежедневные мероприятия и манипуляции, сроки выполнения заданий, должностные полномочия и пр.;
- Выполнять простейшие поручения наставника под его чутким контролем: заполнение документов, работа с электронной документацией, записью пациентов, помощь в подготовке рабочего места, помощь в работе с пациентами и пр.;
- Собирать информацию для подготовки отчета по учебной практики: копии основных документов по месту стажировки (инструкции, устав, рекомендации, нормативные документы и пр.), личные наблюдения, выполнение индивидуального задания и пр.;
- Отмечать для себя определенные нюансы и вопросы, требующие уточнения, восполнения пробелов и пр.
Обратите внимание, что на протяжении учебной практики студенту важно собрать максимум информации, учитывая программу стажировки, цели и задачи данного формата, поставленные перед ним требования, задания и параметры. Учтите, что далеко не все отчетные и иные документы можно будет получить и приложить к отчету по практике: медицинскую тайну, конфиденциальность данных и прочие условия никто не отменял.
В течение последних дней ему предстоит собрать недостающие файлы и предоставить научному руководителю от места практики соответствующий отчет, подписать дневник по учебной практике и попросить подготовить характеристику, проставить необходимые печати, подписи для аттестации в СУзе или вузе.
То есть в целом течение учебной практики – процесс последовательный, тщательно спланированный, но при этом у практиканта есть шанс получить реальные профессиональные умения и навыки вне учебной программы (при выполнении простейших поручений наставника).
Чему учит учебная практика в сестринском деле?
Учебная практика в рамках программы «Сестринское дело» считается самой простой и непринужденной. Многие студенты полагают, что посещать базу практику придется редко, а если и придется – то делать там будет нечего (ведь у них нет соответствующей квалификации, полномочий и пр.). Но именно от данного этапа профессиональной подготовки зависит дальнейшая судьба, карьера и перспективы молодого специалиста.
Какие навыки может развить практикант в рамках программы учебной практики?
Во-первых, он развивает определенные личностные качества: коммуникации и субординация, эмпатия и нейтралитет, умение самостоятельно принимать решение или находить выход из сложившейся ситуации, оперативная адаптация к новым условиям, развитие памяти и мышления и пр.
Во-вторых, учебная практика помогает освоиться в профессии. В частности, новоиспеченная медсестра учится наблюдать за показателями, событиями, действиями, ситуацией, анализировать динамику соответствующих критериев, параметров и пр. В ее обязанности не входит постановка диагноза, но она работает с документами и вносит соответствующие значения в отчеты, документацию (справки, выписные листы и пр.). То есть в рассматриваемом формате практиканты развивают навыки наблюдения, концентрированность внимания на выполнении определенных задач и поручений, сбор и анализ информации, ее переработка и передача вышестоящим лицам и пр. Фактически этот период помогает наладить коммуникации, понять принцип взаимодействия с пациентами и руководством, особенности медицинского документооборота и пр.
В-третьих, учебная практика в сестринском деле позволяет «примерить» на себя профессию. Она учит работать в команде, не бояться проявить инициативу или выдвинуть предложения по оптимизации.
В-четвертых, учебная практика помогает лучше понять и усвоить теоретический курс, ориентироваться в информационном поле, обосновывать свои выводы и решения, разбираться в ситуации с научной и практической точек зрения (как использовать тот или иной инструмент, прием, подход, правило и пр.). То есть в рамках этого формата студенты преобразовывают имеющиеся знания и представления в конкретные умения, действия и результаты. Они учатся быть самостоятельными и профессионально подкованными.
Таким образом, учебная практика в сестринском деле способствует всестороннему развитию специалиста: в личностном, профессиональном, научно-исследовательском плане. Она помогает учащимся понять условия и требования к работе, выделить основной «фронт работы» и спектр манипуляций, сложности и пр.
Как извлечь максимум пользы из учебной практики по программе «Сестринское дело»?
Учебная практика – это не просто формальность или простейшая траектория по наблюдения за действующим медперсоналом. Она представляет собой часть образовательной программы, призванной просветить студентов в трудовые будни младшего и среднего медперсонала лечебного заведения.
Чтобы извлечь из этой части обучения пользу, достаточно подобрать правильную стратегию и тактику. Ниже мы приведем потенциальные схемы поведения практиканта в рамках учебной практики, которые помогут ему выполнить все поручения и задания.
Первая стратегия – «подготовительная или осознанная». Она предполагает, что студент ответственно подойдет к организации и подготовке стажировки. Изначально он изучит программу практики, уточнит условия пребывания на ней (что от него требуется, что ему предстоит делать, расписание или график, цели и задачи, период прохождения и пр.). То есть универсант разберется во всех тонкостях и будет иметь представление о том, чем он должен и будет заниматься на учебной практике. Этот ход облегчит дальнейшее погружение в профессию. Также в рамках подготовительной тактики моно отметить повторение пройденного материала, знакомство с научным руководителем и пр.
Вторая стратегия – активная. Она основывается на незыблемом выполнении всех заданий и поручений, выдаваемых от учебного заведения и на месте учебной практики. Она предполагает не просто просиживание на одном месте, но и проявление инициативы во благо дела: поиск максимально доступной информации для отчета, помощь в выполнении отдельных поручений или заданий, взаимодействие с медперсоналом, общение с пациентами, выполнение дополнительных задач (работа с документами, архивами, программами и пр.). Здесь важно уметь расставлять приоритеты, доводить дело до конца и пр.
Третья стратегия – минимальная. Она предполагает отсутствие активности или ее минимум. Практикант стремится лишь выполнить основные задания в рамках программы учебной практики, не стремится проявить инициативу на базе практики, старается «скрыться» ото всех или боится ответственности и не берется за реализации сложных задач. Как правило, в рамках такой тактики индивид собирается минимум информации, которой достаточно для подготовки отчета и выполнения индивидуального задания. Но рассчитывать на положительную характеристику от куратора не стоит. Ведь при таком поведении проявит себя как личность, лидер, профессионал невозможно.
Четвертая стратегия – комбинированная. Она предполагает маневренность практиканта в зависимости от ситуации. Здесь ему предстоит грамотно оценить обстоятельства, задания и выбирать посильные для него задачи. В частности, выполнение программы практики от СУЗа или вуза – обязательная часть, призванная расширить уровень подготовки и развить минимальные профессиональные умения (наблюдать, собирать, заполнять и пр.). Комбинация в этом спектре проявляется в том, что практикант может проявлять инициативу и активность в том сегменте, где он чувствует себя уверенно, знает что и как делать и пр. То есть он будет браться за привычные, интересные и посильные, понятные для него задания помимо учебной практики. такой ход считается самым успешным.
Пятая стратегия – уточняющая. Она базируется на том, что любые непонятные, сомнительные моменты, вопросы, практикант будет оперативно восполнять с помощью консультаций, обращения за помощью к наставнику, самостоятельным изучением литературы, инструкций и прочих документов. Такой ход поможет не только закрепить имеющийся теоретический материал, но и разобраться во всех тонкостях профессии, работы медсестры, научиться быстро решать поступающие проблемы и нюансы, ориентироваться в информации и адаптироваться к ситуации, условиям. Эта тактика способствует расширению кругозора и общему, профессиональному развитию.
Стратегия минимализма считается самой распространенной для типичного студента медколледжа и медвуза. Она помогает ему закрепить пройденный материал и развить базовые функции по профессии. Все остальные – расширяют спектр его возможностей и помогают самореализоваться, завоевать доверие наставников, улучшить практическую составляющую. Какая из них ближе, каждый практикант решает самостоятельно, исходя из мотивации.
Сложности в прохождении практики по программе «Сестринское дело»
Прохождение учебной практики нередко сопровождается рядом нюансов, которые тормозят развитие студента по профилю «Сестринское дело».
Первой сложностью в рамках этого формата профподготовки является ограниченный доступ к информации. Во многих заведениях работа медсестер буквально кипит на фоне нехватки рабочих кадров, высокой нагрузки и пр. Уделять время на подготовку практикантов довольно сложно. Бывают ситуации, когда они предоставлены сами себе и лишь со стороны наблюдают за происходящим.
Для аттестации в учебном заведении им нужно подготовить отчет по ознакомительной практике. Для его написания им нужно собрать соответствующую информацию: устав, правила, график, инструкции, описание рабочего места и условий работы, описать отделение, уточнить обязанности медсестры и описать ее рабочие будни и пр. Притом делается это не на голословной основе, а с документальным подтверждением. Но далеко не вся отчетность может быть приложена к студенческой работе. В этом состоит первая загвоздка. Постарайтесь собрать как можно больше информации. Если ее нельзя задокументировать, копировать, то хотя бы отреферируйте ее.
Ограниченный доступ к практике – не менее серьезная проблема для практиканта. Она предполагает, что не всегда и не все может поручить наставник для выполнения. В рамках учебной практики стажер может реализовывать лишь посильные для него функции. Требовать то, чего он не знает, не умеет — у него не могут. При пассивном поведении расширить практическую подготовку будет сложно или невозможно.
Строгий регламент – также особый нюанс. Практиканту предстоит не просто выполнять «учебную миссию», но и следовать определенным инструкциям, правилам, нормативам и пр. Это также усложняет ход подготовки и понимания основных приемов, подходов, обязанностей и прочих нюансов.
Слабые навыки коммуникации также усложнят ход погружения в профессию. В рамках учебной практики без общения, умения делиться и получать информацию не обойтись. Здесь важно уметь соблюдать нормы этики, культуры, грамотного общения, взаимоуважения и субординации.
Студентам по профилю «Сестринское дело» может быть сложно сочетать учебные и рабочие обязанности. В оде практики их могут загружать работой с бумагами, которая фактически не оставит времени на подготовку отчета. Здесь важно быть гибким, быстро переключать между задачами и пр.
Учебная практика в сестринском деле лишь на первый взгляд кажется простейшей и нетребовательной. Но именно от качества ее прохождения зависит дальнейшее понимание и погружение в профиль.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по успешному и эффективному прохождению учебной практики по сестринскому делу
Чтобы учебная практика в сестринском деле принесла максимум пользы, студенту важно иметь хорошую мотивацию и понять, зачем ему нужна такая подготовка и как ею правильно воспользоваться.
Обычно учебная практика протекает обособленно. Но во многих колледжах допускают параллельное прохождение практики в рамках учебного процесса. Чтобы было легче справляться со всеми задачами, важно тщательно спланировать дела, распределить обязанности, составить расписание практики и расписание занятий. Не стоит дописывать конспекты и лекции на практике и наоборот (доделывать учебные задачи в ущерб практике).
Если по ходу выполнения программы учебной практики или поручений от наставника возникают проблемы, вопросы, то лучше всего проконсультироваться с ним и восполнить пробелы, учесть его советы, разъяснения и «мотать их на ус». Не стесняйтесь и не бойтесь задавать вопросы. Это ради вашего блага и развития.
Понаблюдайте за действиями медсестры и извлеките урок: что она выполняет ежедневно, какие специфические поручения может выполнять, чем она пользуется при реализации возложенных на нее обязанностей. Важно понять все тонкости рабочего процесса и условий.
При подготовке отчета по учебной практике отметьте не только формальные законы, но и реалии. Выделите сложности, с которыми вы столкнулись при прохождении этой части программы, опишите личные впечатления по работе и профессии и пр.
Таким образом, учебная практика в сестринском деле помогает практиканту сопоставить свои представления о будущей профессии с реалиями, развить минимальные навыки работы и погрузиться в трудовые будни. Чтобы она была максимально полезной и эффективной, важно быть в меру активным, внимательным, упертым и целеустремленным, следовать регламентам и траектории учебной практики.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!