Обучение при вузе – важная и ответственная миссия, призванная подготовить не просто всесторонне развитого, но и практически подготовленного специалиста, обладающего как минимум базовыми рабочими навыками. В рамках любой программы независимо от характера или отраслевой/научной принадлежности, формы обучения предусмотрен практический блок – в виде прохождения практики. Притом данная часть профессионального воспитания также подлежит тщательной проработке и планированию. Занимается этим администрация учебного заведения в союзе с педагогами.
Прохождение практики – это не просто выход студента за пределы вуза ради наблюдения за специалистами. Данный этап призван научить студента пользоваться теоретическими знаниями, принимать решения и нести ответственность за свои действия. Для развития профессионализма предусматривается определенный перечень заданий, мероприятий. Сегодня мы расскажем, как проектируется данный этап обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Как и когда проходит практика у студентов вуза?
Прохождение практики – обязательная часть по становлению молодого специалиста во время обучения в колледже или вузе. Данный этап реализуется по всем направлениям подготовки. К нему подключают студентов всех курсов: от 1-2 до выпускного, но миссия может различаться в зависимости от вида практики.
У бакалавров предусмотрено как минимум три вида практики:
- Учебная, для получения первых представлений относительно выбранной профессиональной деятельности: чем занимается специалист, в каких условиях работает, простейшие задачи, выполняемые им и пр.;
- Производственная, предполагающая постепенное погружение практиканта в трудовые будни с поручением задач средней сложности (посильной для него с учетом уровня подготовки и освоенной программы);
- Преддипломная – для сбора материалов для подготовки дипломной работы, диагностики проблемы (с учетом профиля) и определения путей по ее разрешению, обоснование авторской позиции, выработка решения и пр.
Магистры тракт проходят научную практику, где развивают определенные навыки по проведению изысканий, исследовательские качества, проверяют действие теорий, правил, разрабатывают инновационные приемы и подходы и пр.
Практика – обязательный этап по подготовке дипломанта. Без прохождения данной стези невозможно тщательно переработать освоенные теоретические знания в реальные навыки и качества, адаптировать представления и знания и реализовать их в жизни, в профессиональной или иной нише. Фактически, проведение этого шага в процессе профессионального воспитания позволяет переосмыслить программу и переложить ее в практическое русло – действия. Благодаря ей студент понимает, что, как, где и когда он должен делать, на что ориентироваться, чем руководствоваться, как обосновывать и пр.
Практическая подготовка студентов является частью учебного процесса, поэтому подлежит тотальному планированию в учебном заведении. Притом программа практики, спроектированная вузом, подлежит обязательной реализации для студента, но на месте практики (в организации, где будет стажироваться учащийся) могут быть привнесены коррективы, дополнения с учетом потребностей компании, особенностей ее развития и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что следует учесть при планировании студенческой практики?
Проектирование и планирование практики в рамках каждой специализации происходит обособленно, с учетом множества факторов и оснований. Несмотря на единую градацию практического погружения в профиль, каждый этап предполагает тотальную проработку действий. Сегодня мы расскажем, что необходимо учитывать при формировании программы практики для наиболее полной подготовки и развития профессиональных качеств среди учащихся.
Проектирование практического становления студентов предполагает учет следующих основных факторов:
- Особенности образовательной программы – цель обучения, какие навыки должен обрести выпускник, чем ему предстоит заниматься в профессиональной нише, узость выбранной специальности (конкретизация обязательных профессиональных качеств и умений). Здесь же целесообразно учесть требования ФГОС по подготовке специалистов;
- Объем пройденной программы и качество полученных знаний: какие предметы были пройдены студентом, какие знания и навыки были привиты учащемуся как они пригодны на практике, что студент умеет делать и пр.;
- Сфера применения специалиста: на каких предприятиях может трудиться дипломант и где ему рекомендовано проходить практику с учетом отраслевой принадлежности. Объемов и масштабов компании, основные виды деятельности предприятия и пр.;
- Характер образовательной программы: теоретический потребует стажировки на базе научных центров или в гуманитарной среде, исследовательский – проведение изысканий, участие в проектах, НИИ и пр., практический – прикладные центры (заводы, промышленные центры, производственные и перерабатывающие предприятия и пр.);
- Сроки прохождения практики с поэтапным описанием или рекомендациями: что потребуется подготовить практиканту для аттестации, какую информацию собрать, какое задание выполнить, что изучить, какие доказательства предоставить и пр. Притом важно уложиться в строго очерченные даты, в противном случае избежать появление академической задолженности не удастся;
- Индивидуальный подход. В данном случае речь идет о специальном задании, который студент должен выполнить самостоятельно, приложив к отчету по практике (или оформив его в соответствующем разделе документа). Эта миссия позволяет индивидуализировать этап стажировки под каждого студента с учетом его возможностей, целей программы, специфики выбранного объекта и пр.
- Вид практики. В данном случае будет зависеть характер заданий и степень погружения практиканта в профессию, практическую деятельность. Учебная практики призвана развить лишь общие представления и минимальные навыки по оценке ситуации, анализу деятельности объекта, производственная – выполнение базовых задач, преддипломная – совершенствование познаний и развитие профессиональных умений и качеств, подготовка информационной базы для исследования и пр.
- Формат проведения практики. В идеале студенты должны проходить практику в очном формате – на территории объекта практики, под кураторством опытного практикующего наставника и под контролем куратора от вуза. На фоне сложной эпидемиологической ситуации допускается проведение дистанционной практики, но она будет менее эффективна и ограничена по возможностям и качеству подготовки специалиста ( с учетом специфики осваиваемой профессии).
- Инновации. Практика призвана не просто развить основные навыки и умения, качества, но и показать студенту возможности использования новейших подходов, приемов инструментов, оборудования, расширить его представления, мышление, профессиональную пригодность, развить творческий, научный и иной потенциал, сделать более подготовленным к реалиям. В данном случае учитываются последние достижения НТП, материально-техническая база объекта практики и пр.;
- Формальные требования, затрагивающие подготовку документации, аттестационной работы, рекомендаций и характеристик и пр. Данная част призвана подтвердить документально факт прохождения практики и особенности развития учащегося: чему он научился, как показал себя, как зарекомендовал, достаточными ли знаниями обладает и пр.
Таким образом, проектирование и планирование практики для студентов учитывает ключевые аспекты в формировании дипломированного специалиста, полагаясь на оценку способностей и возможностей индивида, качество обучения в вузе (программа и ее соответствие реалиям, запросам работодателей и пр.). Ее планирование позволяет воспитать всесторонне развитых и готовых к трудовым будням экспертов, а также оперативно отреагировать на новшества, усовершенствовать программу по становлению дипломантов и пр.
Ключевые этапы формирования программы для проведения практики?
Планирование и проектирование практики происходит не только в процессе проработки образовательной программы, но и в период ее корректировки, оптимизации, совершенствования с учетом потребностей отрасли, науки, на фоне последних достижений НТП и запросов/рекомендаций работодателей, партнеров и пр.
Изначальное планирование практического этапа подготовки студентов происходит еще на этапе проектирования образовательной программы. В данном случае задается основной ориентир: чему научатся студенты в рамках каждого курса/этапа, какие навыки должны быть развиты в ходе стажировки и пр.
Далее происходит уточнение программы практики с учетом следующих моментов:
- Перечень освоенных дисциплин и описание полученных знаний в рамках профессиональной деятельности, программы обучения с акцентом на их комплекс (в течение курса, семестра и пр.): общие представления, базовые навыки;
- Формирование рекомендаций для объекта практики: какая информация должна быть предоставлена студенту для формирования отчета по практике, какие задания могут поручаться, в каких условиях должен работать практикант (от графика до рабочего места, кандидатуры руководителя и пр.);
- Подготовка списка индивидуальных заданий: общая формулировка с учетом направления подготовки и объема пройденной программы (характер предметов и пр.);
- Разработка методических рекомендаций для студента с постановкой цели прохождения практики, задачи данного этапа воспитания, требования к объекту практики (где допустимо стажироваться, вид деятельности и пр.), требования по подготовке отчета (структура, содержание, объем, сроки, сопутствующие документы и пр.), порядок сдачи, защиты и аттестации и пр.
В целом подготовку программы практики независимо от ее вида можно распределить на три ключевые стадии:
Первая – проектирование, когда определяется общее направление, устанавливаются цели и задачи данного этапа, устанавливаются требования к месту прохождения практики, порядку ее оформления и пр.
Вторая – проработка, предполагающая конкретизацию основных моментов практического становления специалиста: сроки прохождения, ключевые знания и навыки с акцентом на уровень подготовки практиканта (освоенные предметы, выполненные письменные работы и проекты, характер полученных знаний и представлений и пр.), определение возможных направлений для индивидуальной работы практиканта, установление обязательных требований для аттестации по практике (подготовка отчета и пр.). Реализация этого шага по подготовке программы практики основывается на анализе учебного плана и общего состава специализаций (предметное, научное, и пр.), анализ пройденных модулей, определение места практики в учебном процессе (когда, как и где будет реализован), проработка рекомендаций для практиканта (что он должен знать, какие ресурсы следует изучить дополнительно, на какую информацию полагаться в ходе стажировки и пр.) и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третья – экспертиза и утверждение программы практики. В данном случае разработанный план мероприятий и требований проходит согласование в экспертной комиссии (на кафедре, в деканате или ректорате), а затем подлежит корректировке и утверждению, внедрению.
Обратите внимание, что указанные стадии реализуются в отношении образовательной программы (специальности в целом), а так на каждом этапе обучения студентов. То есть проектирование и планирование, утверждение программы практики происходит в отношении каждого включенного в образовательный набор вид:
- Учебная будет акцентирована на закреплении пройденного теоретического материала и получении первичных представлений относительно профессиональной деятельности и соответствующей отрасли;
- Производственная — на оттачивание основных профессиональных навыков и компетенций посредством подключения практиканта к основным рабочим процесса, выполнению поручений со стороны руководителя, непосредственное применение полученных знаний на практике и пр.;
- Преддипломная — ориентирована на сбор качественной информации для написания ВКР и проведения глубокого исследования: описание объекта, диагностика проблем, определение возможностей и способов решения, обоснование предложений и пр.;
- Научная практика призвана развить у магистранта исследовательские навыки, самостоятельность в выборе и развитии раскрытии темы, стремление к инновациям и пр.
В любом случае, сначала разрабатывается общая программа практики с акцентом на специальность, узость осваиваемой программы, отрасль, а затем руководитель индивидуализирует программу под каждого студента, исходя из его компетенций, специфики выбранного объекта для прохождения практики, возможностей и пр.
Зачастую индивидуальное задание позволяет оттачивать наиболее важные профессиональные навыки и качества или соприкасается с темой дипломной работы. Качественное выполнение данного раздела позволяет практиканту выполнить часть практического раздела ВКР (если тема дипломной работы совпадает с направлением индивидуального задания).
Структура и содержание программы для прохождения практики
Прохождение практики – это часть учебного процесса, прописываемая в паспорте специальности, учебном плане и календарном плане подготовки студента. В рамках паспорта специальности отражает с я место практики (то есть ее наличие и виды), в учебном плане – вид и сроки проведения, в календарном – подробная программа и миссия данного этапа становления. Одним из обязательных документов, регламентирующих процесс практического воспитания новоиспеченных специалистов является программа для прохождения практики.
Программа для прохождения практики представляет собой специальный и официальный документ, который описывает и прописывает ключевые моменты, требования и правила проведения учебно-практического этапа. В ней закрепляются все основные моменты по организации и реализации практики: от порядка подбора организации и оформления отношений с ней, до посредственной стажировки и подготовки отчета.
Программа для прохождения практики разрабатывается для каждой специальности и направлению подготовки отдельно с учетом:
- Особенностей образовательной программы и пройденных модулей;
- Сроков проведения практики и определение места практики в учебном процессе: когда будет проводиться, на какой территории, какой вид и пр.;
- Оформления итогов прохождения практики: какие документы должен предоставить практикант в деканат ил на кафедру, порядок защиты отчета по практике и пр.
Программа для прохождения практики призвана расставить все точки над «и» и констатировать: цель и задачи, права и обязанности сторон с акцентом на полномочия студента-практиканта, целесообразность и важность практики в учебном процессе, сроки прохождения, документальное подтверждение стажировки.
Программа практики призвана распределить основные действия практиканта с учетом намеченных сроков, вида практики, специфики осваиваемого профиля и установить порядок оформления результатов данного этапа профессионального становления.
В программе для прохождения практики будут присутствовать следующие разделы:
- Методический, предписывающий роль и место практики в системе профессионального образования и жизни студента;
- Организационный, определяющий порядок подготовки и прохождения практики: поиск места, оформление договора, инструктажи, права и обязанности сторон, сроки практики, условия проведения, получение индивидуального задания и пр.;
- Реализационный (основной), предполагающий непосредственное прохождение практики с учетом полученных заданий и выдвинутых требований на территории объекта. В данном случае студенту предстоит тщательно спланировать каждый день, определить, как и где он будет добывать информацию, какие данные пригодны для работы и пр.;
- Завершающий. Данная стадия основана на формировании отчета по практике и выполнении индивидуального задания, получении сопутствующих документов (характеристика, заполнение дневника практиканта), основная информация (основа отчета, первоисточники) и пр.;
- Аттестационный – описание процедуры защиты отчета по практике: подготовка, выступление, презентация ил иные вспомогательные материалы, продолжительность выступления, что следует отметить практиканту и пр. Допускается присутствие научного руководителя со стороны объекта практики.
Программа практики также будет содержать краткое и емкое описание специальности (в рамках которой предполагается проведение практики), общая программа (основные мероприятия и сроки их проведения), условия реализации практики, варианты контроля над практикантом и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Кто может заниматься разработкой программы для практики?
Заниматься проектированием, планированием и разработкой программы для прохождения практики посильно только квалифицированным и опытным специалистам, имеющим не просто представления в рамках образовательной программы, но и практический опыт, свежий взгляд и пр. Поэтому доверять столь важное дело можно только дипломированным экспертам.
Нередко вузы прибегают к комбинированной схеме: на начальной стадии проектированием занимается старший преподаватель или заведующий кафедрой, затем привлекаются практикующие специалисты или представители базовых кафедр, партнеров вуза для обсуждения и дополнения программы практики, затем все предложения оформляют в виде единого документа и выдвигают на проверку/экспертизу руководству вуза, которое предопределяет судьбу новоиспечённой программы.
Составитель должен обладать конкретными знаниями и навыками:
- Понимание и знание особенностей образовательной программы, в рамках которой производится планирование практики;
- Наличие опыта в организации и наставничестве среди практикантов или студентов;
- Тотальное владение образовательными ГОСТами, стандартами и ФГОСами, умение их применять и адаптировать под нужды отрасли, вуза;
- Учет требований рынка труда: какие специалисты необходимы, какими качествами и навыками должны обладать дипломанты, как их развить;
- Творческий подход, реалистичность и доступность мероприятий, их эффективность.
Сегодня преподаватели и научные работники вуза серьезно загружены, что порой мешает им заниматься корректурой и разработкой рабочих программ, программ для прохождения практики, учебных планов и пр. В этом деле на помощь готова прийти команда Дисхелп, в которой трудятся теоретики и практики, преподаватели и исследователи, ученые, профессора и доценты и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Специалисты Disshelp готовы оказать следующие услуги по разработке программ для провождения практики:
- Анализ современного положения на рынке труда, выявление потребностей работодателей и сопоставление их с текущими образовательными программами: анализ педагогической деятельности, педагогический эксперимент, социологический опрос, маркетинговый опрос и пр.;
- Помощь в оценке эффективности и качества образовательных программ: анализ состава, определение возможностей реформирования и внедрения новшеств, рекомендации по оптимизации учебного процесса и пр.;
- Консультирование и помощь в разработке, корректуре и совершенствовании образовательных программ и методических рекомендаций по выполнению всех видов письменных работ;
- Содействие в проектировании, планировании и разработке программ по прохождению практики по всем направлениям подготовки и уровням образования с учетом требований ФГОС, потребностей рынка труда и работодателей;
- Оформление методической документации по организации практики для студентов вузов и пр.
К проектированию и разработке программы для прохождения практики привлекают действующих педагогов вузов, кандидатов и докторов наук, профессоров и доцентов, практикующих специалистов и научных работников. Именно такие профессионалы трудятся в нашем штате.
Мы гарантируем качественную помощь в разработке программы практики, которая позволит подготовить высококвалифицированных специалистов с современными знаниями и навыками, соответствующих реалиям, потребностям отрасли и возможностями системы профессионального образования с учетом возможностей вуза.
Разработка программы для прохождения практики (учебной, производственной, преддипломной, научной и пр.) требует тщательной продуманности и проработки, опыта эксперта, соответствующего образования и квалификации, кропотливости и внимательности, ответственности и подкованности. Найти таких экспертов можно у нас. Мы подберем подходящую кандидатуру, исходя из условий заказа и пожеланий клиента, гарантируя при этом высокое качество услуг.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!