Услуги Дисхелп по разработке программ для прохождения практики (учебной, ознакомительной, преддипломной, научной)

Обучение при вузе – важная и ответственная миссия, призванная подготовить не просто всесторонне развитого, но и практически подготовленного специалиста, обладающего как минимум базовыми рабочими навыками. В рамках любой программы независимо от характера или отраслевой/научной принадлежности, формы обучения предусмотрен практический блок – в виде прохождения практики. Притом данная часть профессионального воспитания также подлежит тщательной проработке и планированию. Занимается этим администрация учебного заведения в союзе с педагогами. Прохождение практики – это не просто выход студента за пределы вуза ради наблюдения за специалистами. Данный этап призван научить студента пользоваться теоретическими знаниями, принимать решения и нести ответственность за свои действия. Для развития профессионализма предусматривается определенный перечень заданий, мероприятий. Сегодня мы расскажем, как проектируется данный этап обучения.

Услуги Дисхелп по разработке программ для прохождения практики (учебной, ознакомительной, преддипломной, научной)
Обучение при вузе – важная и ответственная миссия, призванная подготовить не просто всесторонне развитого, но и практически подготовленного специалиста, обладающего как минимум базовыми рабочими навыками. В рамках любой программы независимо от характера или отраслевой/научной принадлежности, формы обучения предусмотрен практический блок – в виде прохождения практики. Притом данная часть профессионального воспитания также подлежит тщательной проработке и планированию. Занимается этим администрация учебного заведения в союзе с педагогами.

Прохождение практики – это не просто выход студента за пределы вуза ради наблюдения за специалистами. Данный этап призван научить студента пользоваться теоретическими знаниями, принимать решения и нести ответственность за свои действия. Для развития профессионализма предусматривается определенный перечень заданий, мероприятий. Сегодня мы расскажем, как проектируется данный этап обучения.

Как и когда проходит практика у студентов вуза?

Прохождение практики – обязательная часть по становлению молодого специалиста во время обучения в колледже или вузе. Данный этап реализуется по всем направлениям подготовки. К нему подключают студентов всех курсов: от 1-2 до выпускного, но миссия может различаться в зависимости от вида практики.

У бакалавров предусмотрено как минимум три вида практики:

  • Учебная, для получения первых представлений относительно выбранной профессиональной деятельности: чем занимается специалист, в каких условиях работает, простейшие задачи, выполняемые им и пр.;
  • Производственная, предполагающая постепенное погружение практиканта в трудовые будни с поручением задач средней сложности (посильной для него с учетом уровня подготовки и освоенной программы);
  • Преддипломная – для сбора материалов для подготовки дипломной работы, диагностики проблемы (с учетом профиля) и определения путей по ее разрешению, обоснование авторской позиции, выработка решения и пр.

Магистры тракт проходят научную практику, где развивают определенные навыки по проведению изысканий, исследовательские качества, проверяют действие теорий, правил, разрабатывают инновационные приемы и подходы и пр.

Роль и место практики в учебном процессе при вузе
Роль и место практики в учебном процессе при вузе

Практика – обязательный этап по подготовке дипломанта. Без прохождения данной стези невозможно тщательно переработать освоенные теоретические знания в реальные навыки и качества, адаптировать представления и знания и реализовать их в жизни, в профессиональной или иной нише. Фактически, проведение этого шага в процессе профессионального воспитания позволяет переосмыслить программу и переложить ее в практическое русло – действия. Благодаря ей студент понимает, что, как, где и когда он должен делать, на что ориентироваться, чем руководствоваться, как обосновывать и пр.

Практическая подготовка студентов является частью учебного процесса, поэтому подлежит тотальному планированию в учебном заведении. Притом программа практики, спроектированная вузом, подлежит обязательной реализации для студента, но на месте практики (в организации, где будет стажироваться учащийся) могут быть привнесены коррективы, дополнения с учетом потребностей компании, особенностей ее развития и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что следует учесть при планировании студенческой практики?

Проектирование и планирование практики в рамках каждой специализации происходит обособленно, с учетом множества факторов и оснований. Несмотря на единую градацию практического погружения в профиль, каждый этап предполагает тотальную проработку действий. Сегодня мы расскажем, что необходимо учитывать при формировании программы практики для наиболее полной подготовки и развития профессиональных качеств среди учащихся.

Проектирование практического становления студентов предполагает учет следующих основных факторов:

  • Особенности образовательной программы – цель обучения, какие навыки должен обрести выпускник, чем ему предстоит заниматься в профессиональной нише, узость выбранной специальности (конкретизация обязательных профессиональных качеств и умений). Здесь же целесообразно учесть требования ФГОС по подготовке специалистов;
  • Объем пройденной программы и качество полученных знаний: какие предметы были пройдены студентом, какие знания и навыки были привиты учащемуся как они пригодны на практике, что студент умеет делать и пр.;
  • Сфера применения специалиста: на каких предприятиях может трудиться дипломант и где ему рекомендовано проходить практику с учетом отраслевой принадлежности. Объемов и масштабов компании, основные виды деятельности предприятия и пр.;
  • Характер образовательной программы: теоретический потребует стажировки на базе научных центров или в гуманитарной среде, исследовательский – проведение изысканий, участие в проектах, НИИ и пр., практический – прикладные центры (заводы, промышленные центры, производственные и перерабатывающие предприятия и пр.);
Требования при планировании программы практики
Требования при планировании программы практики
  • Сроки прохождения практики с поэтапным описанием или рекомендациями: что потребуется подготовить практиканту для аттестации, какую информацию собрать, какое задание выполнить, что изучить, какие доказательства предоставить и пр. Притом важно уложиться в строго очерченные даты, в противном случае избежать появление академической задолженности не удастся;
  • Индивидуальный подход. В данном случае речь идет о специальном задании, который студент должен выполнить самостоятельно, приложив к отчету по практике (или оформив его в соответствующем разделе документа). Эта миссия позволяет индивидуализировать этап стажировки под каждого студента с учетом его возможностей, целей программы, специфики выбранного объекта и пр.
  • Вид практики. В данном случае будет зависеть характер заданий и степень погружения практиканта в профессию, практическую деятельность. Учебная практики призвана развить лишь общие представления и минимальные навыки по оценке ситуации, анализу деятельности объекта, производственная – выполнение базовых задач, преддипломная – совершенствование познаний и развитие профессиональных умений и качеств, подготовка информационной базы для исследования и пр.
  • Формат проведения практики. В идеале студенты должны проходить практику в очном формате – на территории объекта практики, под кураторством опытного практикующего наставника и под контролем куратора от вуза. На фоне сложной эпидемиологической ситуации допускается проведение дистанционной практики, но она будет менее эффективна и ограничена по возможностям и качеству подготовки специалиста ( с учетом специфики осваиваемой профессии).
  • Инновации. Практика призвана не просто развить основные навыки и умения, качества, но и показать студенту возможности использования новейших подходов, приемов инструментов, оборудования, расширить его представления, мышление, профессиональную пригодность, развить творческий, научный и иной потенциал, сделать более подготовленным к реалиям. В данном случае учитываются последние достижения НТП, материально-техническая база объекта практики и пр.;
  • Формальные требования, затрагивающие подготовку документации, аттестационной работы, рекомендаций и характеристик и пр. Данная част призвана подтвердить документально факт прохождения практики и особенности развития учащегося: чему он научился, как показал себя, как зарекомендовал, достаточными ли знаниями обладает и пр.

Таким образом, проектирование и планирование практики для студентов учитывает ключевые аспекты в формировании дипломированного специалиста, полагаясь на оценку способностей и возможностей индивида, качество обучения в вузе (программа и ее соответствие реалиям, запросам работодателей и пр.). Ее планирование позволяет воспитать всесторонне развитых и готовых к трудовым будням экспертов, а также оперативно отреагировать на новшества, усовершенствовать программу по становлению дипломантов и пр.

Ключевые этапы формирования программы для проведения практики?

Планирование и проектирование практики происходит не только в процессе проработки образовательной программы, но и в период ее корректировки, оптимизации, совершенствования с учетом потребностей отрасли, науки, на фоне последних достижений НТП и запросов/рекомендаций работодателей, партнеров и пр.

Изначальное планирование практического этапа подготовки студентов происходит еще на этапе проектирования образовательной программы. В данном случае задается основной ориентир: чему научатся студенты в рамках каждого курса/этапа, какие навыки должны быть развиты в ходе стажировки и пр.

Далее происходит уточнение программы практики с учетом следующих моментов:

  • Перечень освоенных дисциплин и описание полученных знаний в рамках профессиональной деятельности, программы обучения с акцентом на их комплекс (в течение курса, семестра и пр.): общие представления, базовые навыки;
  • Формирование рекомендаций для объекта практики: какая информация должна быть предоставлена студенту для формирования отчета по практике, какие задания могут поручаться, в каких условиях должен работать практикант (от графика до рабочего места, кандидатуры руководителя и пр.);
  • Подготовка списка индивидуальных заданий: общая формулировка с учетом направления подготовки и объема пройденной программы (характер предметов и пр.);
  • Разработка методических рекомендаций для студента с постановкой цели прохождения практики, задачи данного этапа воспитания, требования к объекту практики (где допустимо стажироваться, вид деятельности и пр.), требования по подготовке отчета (структура, содержание, объем, сроки, сопутствующие документы и пр.), порядок сдачи, защиты и аттестации и пр.
Этапы подготовки программы для прохождения практики
Этапы подготовки программы для прохождения практики

В целом подготовку программы практики независимо от ее вида можно распределить на три ключевые стадии:

Первая – проектирование, когда определяется общее направление, устанавливаются цели и задачи данного этапа, устанавливаются требования к месту прохождения практики, порядку ее оформления и пр.

Вторая – проработка, предполагающая конкретизацию основных моментов практического становления специалиста: сроки прохождения, ключевые знания и навыки с акцентом на уровень подготовки практиканта (освоенные предметы, выполненные письменные работы и проекты, характер полученных знаний и представлений и пр.), определение возможных направлений для индивидуальной работы практиканта, установление обязательных требований для аттестации по практике (подготовка отчета и пр.). Реализация этого шага по подготовке программы практики основывается на анализе учебного плана и общего состава специализаций (предметное, научное, и пр.), анализ пройденных модулей, определение места практики в учебном процессе (когда, как и где будет реализован), проработка рекомендаций для практиканта (что он должен знать, какие ресурсы следует изучить дополнительно, на какую информацию полагаться в ходе стажировки и пр.) и т.д.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Третья – экспертиза и утверждение программы практики. В данном случае разработанный план мероприятий и требований проходит согласование в экспертной комиссии (на кафедре, в деканате или ректорате), а затем подлежит корректировке и утверждению, внедрению.

Обратите внимание, что указанные стадии реализуются в отношении образовательной программы (специальности в целом), а так на каждом этапе обучения студентов. То есть проектирование и планирование, утверждение программы практики происходит в отношении каждого включенного в образовательный набор вид:

  • Учебная будет акцентирована на закреплении пройденного теоретического материала и получении первичных представлений относительно профессиональной деятельности и соответствующей отрасли;
  • Производственная — на оттачивание основных профессиональных навыков и компетенций посредством подключения практиканта к основным рабочим процесса, выполнению поручений со стороны руководителя, непосредственное применение полученных знаний на практике и пр.;
  • Преддипломная — ориентирована на сбор качественной информации для написания ВКР и проведения глубокого исследования: описание объекта, диагностика проблем, определение возможностей и способов решения, обоснование предложений и пр.;
  • Научная практика призвана развить у магистранта исследовательские навыки, самостоятельность в выборе и развитии раскрытии темы, стремление к инновациям и пр.

В любом случае, сначала разрабатывается общая программа практики с акцентом на специальность, узость осваиваемой программы, отрасль, а затем руководитель индивидуализирует программу под каждого студента, исходя из его компетенций, специфики выбранного объекта для прохождения практики, возможностей и пр.

Зачастую индивидуальное задание позволяет оттачивать наиболее важные профессиональные навыки и качества или соприкасается с темой дипломной работы. Качественное выполнение данного раздела позволяет практиканту выполнить часть практического раздела ВКР (если тема дипломной работы совпадает с направлением индивидуального задания).

Структура и содержание программы для прохождения практики

Прохождение практики – это часть учебного процесса, прописываемая в паспорте специальности, учебном плане и календарном плане подготовки студента. В рамках паспорта специальности отражает с я место практики (то есть ее наличие и виды), в учебном плане – вид и сроки проведения, в календарном – подробная программа и миссия данного этапа становления. Одним из обязательных документов, регламентирующих процесс практического воспитания новоиспеченных специалистов является программа для прохождения практики.

Программа для прохождения практики представляет собой специальный и официальный документ, который описывает и прописывает ключевые моменты, требования и правила проведения учебно-практического этапа. В ней закрепляются все основные моменты по организации и реализации практики: от порядка подбора организации и оформления отношений с ней, до посредственной стажировки и подготовки отчета.

Из чего состоит программа практики?
Из чего состоит программа практики?

Программа для прохождения практики разрабатывается для каждой специальности и направлению подготовки отдельно с учетом:

  • Особенностей образовательной программы и пройденных модулей;
  • Сроков проведения практики и определение места практики в учебном процессе: когда будет проводиться, на какой территории, какой вид и пр.;
  • Оформления итогов прохождения практики: какие документы должен предоставить практикант в деканат ил на кафедру, порядок защиты отчета по практике и пр.

Программа для прохождения практики призвана расставить все точки над «и» и констатировать: цель и задачи, права и обязанности сторон с акцентом на полномочия студента-практиканта, целесообразность и важность практики в учебном процессе, сроки прохождения, документальное подтверждение стажировки.

Программа практики призвана распределить основные действия практиканта с учетом намеченных сроков, вида практики, специфики осваиваемого профиля и установить порядок оформления результатов данного этапа профессионального становления.

В программе для прохождения практики будут присутствовать следующие разделы:

  • Методический, предписывающий роль и место практики в системе профессионального образования и жизни студента;
  • Организационный, определяющий порядок подготовки и прохождения практики: поиск места, оформление договора, инструктажи, права и обязанности сторон, сроки практики, условия проведения, получение индивидуального задания и пр.;
  • Реализационный (основной), предполагающий непосредственное прохождение практики с учетом полученных заданий и выдвинутых требований на территории объекта. В данном случае студенту предстоит тщательно спланировать каждый день, определить, как и где он будет добывать информацию, какие данные пригодны для работы и пр.;
  • Завершающий. Данная стадия основана на формировании отчета по практике и выполнении индивидуального задания, получении сопутствующих документов (характеристика, заполнение дневника практиканта), основная информация (основа отчета, первоисточники) и пр.;
  • Аттестационный – описание процедуры защиты отчета по практике: подготовка, выступление, презентация ил иные вспомогательные материалы, продолжительность выступления, что следует отметить практиканту и пр. Допускается присутствие научного руководителя со стороны объекта практики.

Программа практики также будет содержать краткое и емкое описание специальности (в рамках которой предполагается проведение практики), общая программа (основные мероприятия и сроки их проведения), условия реализации практики, варианты контроля над практикантом и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Кто может заниматься разработкой программы для практики?

Заниматься проектированием, планированием и разработкой программы для прохождения практики посильно только квалифицированным и опытным специалистам, имеющим не просто представления в рамках образовательной программы, но и практический опыт, свежий взгляд и пр. Поэтому доверять столь важное дело можно только дипломированным экспертам.

Нередко вузы прибегают к комбинированной схеме: на начальной стадии проектированием занимается старший преподаватель или заведующий кафедрой, затем привлекаются практикующие специалисты или представители базовых кафедр, партнеров вуза для обсуждения и дополнения программы практики, затем все предложения оформляют в виде единого документа и выдвигают на проверку/экспертизу руководству вуза, которое предопределяет судьбу новоиспечённой программы.

Какими качествами должен обладать разработчик программы для прохождения практики?
Какими качествами должен обладать разработчик программы для прохождения практики?

Составитель должен обладать конкретными знаниями и навыками:

  • Понимание и знание особенностей образовательной программы, в рамках которой производится планирование практики;
  • Наличие опыта в организации и наставничестве среди практикантов или студентов;
  • Тотальное владение образовательными ГОСТами, стандартами и ФГОСами, умение их применять и адаптировать под нужды отрасли, вуза;
  • Учет требований рынка труда: какие специалисты необходимы, какими качествами и навыками должны обладать дипломанты, как их развить;
  • Творческий подход, реалистичность и доступность мероприятий, их эффективность.

Сегодня преподаватели и научные работники вуза серьезно загружены, что порой мешает им заниматься корректурой и разработкой рабочих программ, программ для прохождения практики, учебных планов и пр. В этом деле на помощь готова прийти команда Дисхелп, в которой трудятся теоретики и практики, преподаватели и исследователи, ученые, профессора и доценты и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специалисты Disshelp готовы оказать следующие услуги по разработке программ для провождения практики:

  • Анализ современного положения на рынке труда, выявление потребностей работодателей и сопоставление их с текущими образовательными программами: анализ педагогической деятельности, педагогический эксперимент, социологический опрос, маркетинговый опрос и пр.;
  • Помощь в оценке эффективности и качества образовательных программ: анализ состава, определение возможностей реформирования и внедрения новшеств, рекомендации по оптимизации учебного процесса и пр.;
  • Консультирование и помощь в разработке, корректуре и совершенствовании образовательных программ и методических рекомендаций по выполнению всех видов письменных работ;
  • Содействие в проектировании, планировании и разработке программ по прохождению практики по всем направлениям подготовки и уровням образования с учетом требований ФГОС, потребностей рынка труда и работодателей;
  • Оформление методической документации по организации практики для студентов вузов и пр.

К проектированию и разработке программы для прохождения практики привлекают действующих педагогов вузов, кандидатов и докторов наук, профессоров и доцентов, практикующих специалистов и научных работников. Именно такие профессионалы трудятся в нашем штате.

Мы гарантируем качественную помощь в разработке программы практики, которая позволит подготовить высококвалифицированных специалистов с современными знаниями и навыками, соответствующих реалиям, потребностям отрасли и возможностями системы профессионального образования с учетом возможностей вуза.

Разработка программы для прохождения практики (учебной, производственной, преддипломной, научной и пр.) требует тщательной продуманности и проработки, опыта эксперта, соответствующего образования и квалификации, кропотливости и внимательности, ответственности и подкованности. Найти таких экспертов можно у нас. Мы подберем подходящую кандидатуру, исходя из условий заказа и пожеланий клиента, гарантируя при этом высокое качество услуг.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!