Правила и методы проведения хронологического анализа

Для полного раскрытия темы и получения общих представлений по теме, углубленного изучения проблемы и выработки эффективного решения, студенты и аспиранты при выполнении своих проектов прибегают к применению техники хронологического анализа.

Правила и методы проведения хронологического анализа

Для полного раскрытия темы и получения общих представлений по теме, углубленного изучения проблемы и выработки эффективного решения, студенты и аспиранты при выполнении своих проектов прибегают к применению техники хронологического анализа.

Понятие и функции хронологического анализа

Хронологический анализ считается одним из универсальных способов погружения в любую плоскость. В его основе лежит изучение ранее отмеченных тенденций, идей, мнений в тематических границах. С его помощью индивид устанавливает различные подходы к решению одной и той же проблемы, причинно-следственные связи, устанавливает конкретную логику и последовательность в действиях исследователей и ученых.

Основной задачей рассматриваемого подхода является определение конкретной хронологии, то есть последовательности, событий, явлений, причин и следствий в рамках тематической картины, отслеживание новшеств и реформ с течением времени и учетом специфики соответствующей эпохи, внешних и внутренних факторов и пр.

Особенности хронологического анализа
Особенности хронологического анализа

Среди функций хронологического анализа в рамках проектной деятельности студентов и аспирантов моно выделить:

  • Информационная. Для установления конкретной хронологии событий и результатов, пользователю предстоит ознакомиться и переработать большой объем первоисточников (притом чаще всего вспомогательного характера). То есть при проведении рассматриваемого типа исследования индивид расширит кругозор, получит общие представления в рамках исследовательского вопроса, соберет качественную доказательную и информационную базу и пр.
  • Последовательная. Пользователь проследит за происходящими тематическими изменениями. Вариантами и модификациями решений проблемы, установит очередность тех или иных реформ и их эффективность и пр.;
  • Аналитическая. Данная миссия проявляется в том, что на основе изученной информации автор сможет обосновать актуальность темы и проблемы, показать необходимость инноваций и низкую эффективность текущих методов и пр.
  • Констатирующая или аргументационная. Оценка хронологии позволяет заметить тенденции и пробелы в решении проблемы, незахваченные исследователями аспекты и выделить новые основания для дальнейшего развития темы, собрать новые факты и грамотно обосновать собственное мнение, идею и пр.

Хронологический анализ – примитивный способ для разбора темы. Но при этом он считается самым доступным и посильным для универсантов. Благодаря последовательному изучению темы им проще понять суть, выделить основные моменты и техники, собрать доказательную базу и пр. Поэтому данная техника применима как при выполнении рефератов и докладов, так и более серьезных документов – курсовых работ, научных статей, дипломов и диссертаций.

Таким образом, хронологический метод исследования представляет собой универсальный инструмент, который поможет студентам и аспирантам разобраться в основных положениях, перенять опыт предшественников, выделить новые подходы к решению проблемы и грамотно развить их.

Правила проведения хронологического анализа

Хронологический анализ проводят согласно определённым правилам, которые помогут повысить качество исследования.

  1. Последовательность. Использование техники хронологического разбора темы требует изучения исследовательского вопроса в определенной цепочке: от начала появления противоречия и вплоть до настоящего времени с выделением соответствующих этапов «проблемного развития». Оценка именно хронологии поможет понять причины и особенности всех предположений, разработок и пр.
  2. Планомерность. Этот принцип предполагает, что пользователь должен понимать, с какого момента начать изучение исследовательского вопроса, какие действия нужно предпринять для его раскрытия, какие моменты включить в проект и пр. То есть важно продумать программу исследования с акцентом на исторический, историографический характер.
  3. Достоверность. Для проведения хронологического погружения в тему важно не просто полагаться на все собранные материалы. Пользователю предстоит отобрать достоверные и надежные ресурсы, на которых можно отследить реальные изменения и оценить ситуацию объективно. «история» развития темы не должна быть искажена, так как это может привести к некорректным и неточным результатам.
  4. Связность. В рамках хронологической методики проблема рассматривается во взаимосвязи с причинами и следствиями, массой факторов. То есть важно установить именно связь между всеми элементами, моментами, чтобы понять особенности и логичность происходящих явлений.
  5. Контекст. Разбор ситуации со стороны хронологии событий требует не просто установления последовательности событий, действий, но и их понимания: что и кто предложил, почему он это выдвинул, влияние на последующее развитие темы и пр. Пользователю предстоит понять суть описанных моментов, их взаимосвязи с прошлыми тенденциями и влияние на дальнейшее развитие темы.
  6. Наблюдательность и аналитика. Для установления причинно-следственных связей, особенностей в каждом подходе или мнении, важно не просто читать и вникать, но и наблюдать за течением и оценивать его. Исследователю важно выделить не только основные мероприятия, идеи, но и детали: сходства и отличия. Условия применения, влияние на ход событий и пр.
  7. Ограниченность. Казалось бы, какие ограничения могут быть в хронологическом анализе? Но здесь важно придерживаться темы проекта и плана исследования, чтобы не выйти за пределы предметной области и не уйти в смежный ракурс.
  8. Целенаправленность. Использование рассматриваемой техники будет ориентировано на получение конкретного результата, который ляжет в основу развития темы, доказательную базу. Это может быть сравнение позиций и поиск альтернативного решения, обоснование актуальности темы, изучение всех подходов к решению и установление причин и следствий и пр.
  9. Объективность и точность. Благодаря полному изучению темы с исторической точки зрения, пользователь получает полные представления по ней, понимает ранее предпринятые попытки решений и их особенности, оценивает их на текущий момент. Полученные в ходе хронологического мониторинга выводы «отрезвляют» исследователя, делают его более объективным, а выдвигаемые положения – взвешенными.

Таким образом, хронологический анализ в проектной деятельности – процесс строго регламентированный, продуманный и целенаправленный, требующий учета массы правил и тонкостей.

Виды хронологического анализа и их особенности

Рассматриваемая техника проведения научного исследования имеет несколько сценариев или разновидностей, каждая из которых обладает своими специфическими чертами.

Каким бывает хронологический анализ?
Каким бывает хронологический анализ?

Первый вид – линейный анализ. Он предполагает, что проблема и объект исследования будут рассматриваться на одной линии: от начала появления и до определенного момента или настоящего времени. То есть в данном случае идет прямолинейная технология погружения в тему: от истоков и далее по временной рамке и хронологии событий, действий. С помощью этого сценария пользователь отмечает особенности проявления и решения противоречия в каждом временном отрезке, специфика рассматриваемой эпохи и ее влияние на ход научной мысли, причины и течение проблемы и пр. То есть в этом случае исследователь отмечает логичность и результативность каждого этапа, действия, подхода, их связь и перспективность.

Второй вид – циклический. В данном случае автор учебно-исследовательской или научной работы изучает тему и исследовательский вопрос сначала в рамках общей хронологии событий, а затем определяет так называемые «циклы» — повторяющиеся или очень схожие моменты, выделяя их периоды, продолжительность, ход течения, действия и результат. Посредством этого формата пользователи устанавливают сходства и отличия между различными мнениями, подходами, а также отмечают «цикличность» процессов, что поможет им в дальнейшем прогнозировании событий и построении корректного решения.

Третий вид – сравнительный подход. В данном случае автор проекта сопоставляет различные этапы в развитии темы, отмечает сходства и различия на каждом этапе, соотносит различные подходы одной эпохи или разных эпох и пр. С помощью такого формата студенты и аспиранты смогут понять особенности в рамках каждого хронологического отрезка, действия и выделить тонкости, новизну каждого подхода и причины инноваций и пр.

Четвертый вид – обратный. При таком раскладе исследователь начинает изучение темы с современного периода времени. В данном случае исследователь исходит из оценки следствий с дальнейшим разбором каждого этапа и его особенностей. При данном подходе автор студенческой или научной работы выявляет особенности каждого предыдущего этапа и отсылки на него в текущем периоде, оценивает «отголоски», эффективность старых теорий и методов, их достоинства и недостатки и пр.

Пятый вид – точечный или скачущий. Он предполагает, что в центре проекта стоит определенная проблема или исследовательский вопрос, который будет изучаться в разных срезах или периодах времени с параллельным сравнением. Автор может соотносить текущие показатели с данными прошлых периодов, сравнивать современные концепции с ранним или первоначальными и пр. Основная привязка в таком проекте – к текущему положению дел, строгой последовательности при сравнении данных нет. Главное – отмечать временной отрезок (когда и кем создано, когда применялось) то или иное новшество.

В рамках каждого вида хронологического анализа будут действовать свои правила и определенная логика действий. Выбирать подходящий вариант проведения исследования нужно исходя из располагаемой информационной базы и собственных возможностей, плана проекта.

Сфера применения хронологического анализа в студенческих работах

При выполнении курсовых и дипломных работ, НИР и статей авторы нередко пользуются хронологическим анализом. Притом этот подход может быть задействован в самых разных частях проекта.

Для начала отметим, что хронологическая техника исследования применима в любой научной плоскости и тематике. Благодаря ей, автор сможет разобраться во всех терминах, правилах, нюансах. Согласитесь, что погружаться в тематику от начала, захватывая все основные моменты, проще, чем «скакать галопом» по отдельным точкам и теориям.

Где используется хронологический анализ?
Где используется хронологический анализ?

Чаще всего хронологический метод используют в литературных исследованиях. Здесь студенты изучают последовательность событий, действий и поступков героев, оценивая шаг и результат, общий портрет героя и пр. То есть именно благодаря хронологии в литературном исследовании удается понять суть и особенности отдельных действий и всей картины в целом.

В экономических работах также не обходится без применения рассматриваемой техники. С ее помощью универсанты определяют тенденции и их характер, причинно-следственные связи провоцирующие факторы, а затем выстраивают актуальное решение с учетом всех тонкостей, нюансов и фактов.

В юридических исследованиях хронология играет особую роль. Именно с помощью данной тактики правоведы, исследователи и практикующие юристы разбираются в ситуации и выносят окончательный вердикт, подбирают способы наказания или решения проблемы, оптимизируют нормативно-правовую базу и пр.

Особая роль хронологическому мониторингу отводится в исторических и археологических исследованиях, где с его помощью устанавливают специфику каждой эпохи, привязку предметов, традиций к конкретным народам и периодам, восстановить полную цепочку событий и установить истинные причины и следствия соответствующих мероприятий.

В педагогических работах и экспериментах хронологический способ не менее важен. Именно с его помощью можно перенять и осознать опыт и ошибки предшественников, учесть все тонкости учебного процесса, рекомендации и выработать собственную траекторию преподавания и пр.

То есть в целом, пожалуй, невозможно найти такую научную плоскость, где можно обойтись без исследования хронологии и последовательности событий. Результатов.

При выполнении студенческих и научных работ рассматриваемая парадигма также применятся в разных частях, выполняя при этом различные миссии и функции.

Следует отметить, что использование хронологического анализа в проектной деятельности применимо при выполнении основной части. Подробное описание хода такого мониторинга и полученных результатов во вводной или значительной части вы вряд ли найдете.

При выполнении теоретической главы хронологический анализ материалов поможет подготовить глубокий литературный обзор. С его помощью автор опишет основные моменты по теме, начиная от зарождения или первого проявления противоречия с дальнейшим описанием основных подходов, мнений, идей по ее решению вплоть до настоящего времени. То есть посредством изучения тематического течения автор выделит актуальность проблемы и необходимость ее решения, подчеркнет низкую эффективность существующих подходов и приемов. Учтет различные факторы и рекомендации и пр.

При подготовке практической части курсовой или дипломной работы универсант сможет тщательнее обосновать полученные результаты или выдвигаемое решение на основе выводов по окончании хронологического анализа ситуации. То есть на основе этого приема исследователь соберет необходимые и достаточные для подтверждения или опровержения гипотезы факты и сумеет грамотно ими воспользоваться.

В рекомендательной части также можно встретить отсылки на результаты хронологического мониторинга или скрытый разбор последовательности. В частности, авторы студенческих и научных работ могут делать отсылки на ранние теории и подходы, отмечать их несостоятельность или выделять превосходства выдвинутой идеи над ними для более убедительной аргументации и презентации. Более того, в этом разделе будет описываться общая последовательность мероприятий и решение противоречия, чем не хронология и ее анализ?

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что хронологический подход применим в любой предметной области и проекте. С его помощью автор получает общие представления о развитии исследовательского вопроса и возможностях его решения современными способами на основе опыта предшественников. Более того, данная метода уместна в любом из разделов. Главное – пользоваться ею целенаправленно.

Источники информации для проведения хронологического анализа в студенческих и научных работах

Проведение хронологического анализа по теме академической работы требует формирования информационной базы. В данном случае основополагающим принципом сбора материалов станет правило разнообразия. То есть пользователю предстоит собрать максимум доступных сведений по заявленной теме, а затем тщательно ее обработать и систематизировать.

Хронологический разбор исследовательского вопроса предполагает изучение как текущего положения дел, так и ранних этапов становления противоречия и подходов к его урегулированию. То есть автору предстоит собирать материалы прошлых лет, исторические справки, архивные данные, которые подчеркнут особенности и ход развития событий, инструментов и пр.

Хронологический мониторинг по теме проекта немыслим без научных статей и диссертаций. Чаще всего предпочтение приходится отдавать публикациям за поседение 3-5 лет, но в отдельных случаях допускается использование и менее актуальной информации.

Также следует обратить внимание на учебную и справочную литературу, научные обзоры и доклады по теме проекта. В них можно почерпнуть краткую историческую справку по проблеме исследования.

Нередко студентам приходится полагаться на исторические первоисточники: архивные документы, записи, старые учебные пособия, газетные выписки и пр. Такие данные помогают восстановить полную цепочку событий, мнений и пр.

То есть для проведения хронологического разбора темы, важно иметь под рукой данные разных периодов. Притом перед их применением важно удостовериться в их качестве и надёжности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как проводить хронологический анализ? (общая инструкция)

Далеко не каждый студент понимает, как правильно пользоваться данным инструментом в ходе проектной деятельности. Многие полагают, что достаточно изучить пару учебников, где описывается начало проблемы, основные подходы и современное положение дел. Но на самом деле у рассматриваемой техники НИР есть определенная последовательность мероприятий.

Этапы хронологического анализа
Этапы хронологического анализа

Во-первых, нужно понять, что будет в центре внимания – какая проблема или вопрос нужно изучить. В рамках этой стадии достаточно выделить объект и проблему исследования, понять зачем нужно их изучать и чем будет полезна хронологическая оценка ситуации.

Во-вторых, нужно определить период, в течение которого будет проводиться оценка обозначенных элементов исследования. Это может быть текущий год и прошедшие 3-5 лет или текущий период и аналогичный отрезок в прошлые столетия и пр. То есть важно ввести временное ограничение для такого погружения.

В-третьих, нужно собрать информационную базу, провести ее фактчекинг и отсортировать. Этот шаг поможет пользователю изучить соответствующий вопрос всесторонне, а затем оставить пригодные для использования в НИР материалы, то есть сузить информационную базу для хронологической оценки.

В-четвертых, исследователю предстоит систематизировать заготовленную базу источников информации и описать конкретную последовательность явлений, причин, результатов, следствий и подвести к современному положению дел и актуальности обозначенного исследовательского вопроса. В данном случае не обойтись без грамотного преобразования и переработки материалов и их умелого включения в контекст проекта.

В-пятых, важно сформулировать четкие и аргументированные выводы по результатам хронологического мониторинга. В нем автору нужно отметить основные тенденции, причинно-следственные связи, проблемы и сложности использования рассмотренных подходов. На основе соответствующих умозаключений можно выдвинуть собственную гипотезу.

То есть хронологический анализ представляет собой конкретный порядок действий, который поможет изучить тематику и проблематику от зарождения до настоящего времени. Для этого придется обозначить четкие ограничения. Цели, подготовить информационную базу и качественно ее переработать с акцентом на результаты и выводы.

Методы хронологического анализа

В зависимости от вида хронологического разбора данных и особенностей проводимого исследования, автор будет выбирать наиболее подходящий ему методологический аппарат. При подготовке курсовых и дипломных работ, универсанты чаще всего задействуют следующие приемы.

  1. Техника хронологической классификации. В этом случае пользователь делает акцент на датах и событиях. То есть все процессы и явлений будут исследоваться с акцентом на временной отрезок, специфику соответствующей эпохи и существующие в этот момент мнения, подходы и пр.
  2. Сравнительный анализ. В данном случае не обязательно будет очевидна хронология. Автор проекта может сравнить современные методы с ранними или первоначальными, выделяя сходства и отличия, достоинства и недостатки.
  3. Диахронический анализ. Этот способ предполагает установление причин и следствий, связей между разными этапами развития проблемы с плавным переходом к разработке новой идеи и прогнозированием результатов. То есть автор полагается на исторические справки и итоги ретроспективного мониторинга при построении собственной концепции и ее обосновании, прогнозировании.
  4. Описательная техника. Она состоит в том, что студент будет емко описывать соответствующие тенденции или проводить анализ подготовленных хронологических таблиц с акцентом на особенности, нюансы и состоятельность предложений.
  5. И пр.

Методология хронологического анализа разнообразна. Каждый автор академической или научной работы самостоятельно подбирает подходящий инструментарий, исходя из располагаемой информационной базы, целей проведения соответствующих действий, собственных возможностей по проведению исследования.

Важно отметить, что хронологический мониторинг по теме проекта имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы Минусы
Всестороннее изучение темы, полное погружение в тему, расширение кругозора Требует проведения дополнительных исследований
Сбор информационной и доказательной базы Обязателен фактчекинг, порой бывает сложно его провести
Детализация темы и проблемы Носит описательный характер и увеличивает объем проекта, важна умеренность
Определение причинно-следственных связей Сложности с переработкой большого объема материалов

В числе явных преимуществ рассматриваемого инструмента можно отметить то, что он помогает детально разобраться в теме, причинах и следствиях, учесть опыт предшественников в решении проблемы. Оценить ситуацию в разные периоды времени. Посредством такого погружения автор получает общие представления и формирует четкую информационную и доказательную базу, конкретизировать отдельные моменты и явления и пр.

В то же время хронологический мониторинг вызывает немало вопросов и проблем при организации и проведении соответствующих манипуляций. Зачастую он требует проведения дополнительных исследований, что провоцирует наибольших затрат времени и сил. Более того, не все материалы можно тщательно перепроверить и удостовериться в их качестве. Порой не ко всем ресурсам будет открыт доступ. Не менее сложно бывает работать с большим объемом собранной информации. Студенту важно уметь перерабатывать и систематизировать. Сортировать данные с учетом целей и особенностей его проекта.

Поэтому при проведении НИР важно учитывать не только методологические особенности, но и достоинства, недостатки этого подхода.

Рекомендации по проведению хронологического анализа в студенческих и научных работах

Применение хронологического анализа в составе студенческих и научных работ должно быть обдуманным и целенаправленным. Автору проекта важно ввести соответствующие ограничения и установить четкие рамки: по периоду проведения, объекту исследования, цели и пр.

Подбирая первоисточники, отдавайте предпочтение проверенным и достоверным материалам. Притом для поиска соответствующих материалов можно использовать самые разные сервисы: научные базы данных, нейросети и ИИ и пр. Но обязательно проводите фактчекинг.

Преподносите результаты хронологического анализа грамотно и корректно. Автор может отмечать тенденции и факты с помощью обычных и хронологических таблиц, схем, графиков и диаграмм, предоставляя емкий анализ полученных результатов. Учитывайте правила форматирования документа.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!