Психологическая помощь – это один из видов деятельности квалифицированных психологов, которые действуют по принципу «невидимой руки». Их миссия – не просто выслушать пациента, но и установить причинно-следственные связи его состояния, выработать рекомендации по восстановлению организма, психологического состояния и решению проблемы. Для выработки аналитических, исследовательских качеств в учебном процессе на факультете психологии студентам предлагается выполнить курсовую работу.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие психологической помощи
Психическая или психологическая помощь – это один из смежных видов деятельности, находящийся на границе с медициной, естественными науками и психологией. Ее цель – оказать содействие или помощь в преодолении трудностей, связанных с социализацией, адаптацией, общим развитием индивида, возрастных и иных особенностей организма. Чаще всего данная работа проходит на уровне консультации, в ходе которой пациент рассказывает о беспокойствах, проблемах, а специалист помогает ему разобраться в себе и выработать план действий по разрешению конкретной ситуации и проблемы. Поэтому эксперту по психологической помощи важно обладать такими качествами, как умение выслушать, наблюдательность, внимательность.
Психологическая помощь учитывает не только жалобы клиента, но и его индивидуальные черты, особенности, окружение и прочие факторы. Притом подходы к диагностике состояния индивида могут разниться и выбираться каждым специалистом в индивидуальном порядке. Диагностика отклонений психического развития и состояния будет научно обоснованной, а их решение носить прикладной характер. Поэтому среди особенностей курсовых работ по психологической помощи следует отметить связь научной парадигмы с экспериментальной или эмпирической основой.
Квалифицированный психолог оказывает помощь пациенту сугубо в рекомендательном плане в виде консультации, выработки рекомендации по воспитанию или воздействию на объект. Притом все разработанные меры будут носить прикладной характер и должны быть реалистичными, посильными и научно обоснованными. То есть специалист адаптирует существующие методики, подходы под нужды конкретного индивида или группы лиц. В этом проявляется очередная особенность деятельности психолога.
Психологическая помощь – это комплекс мер по воздействию на индивида с целью решения его проблем. Этим видом деятельности может заниматься только квалифицированный специалист, имеющий психологическое или медицинское образование в соответствующей области. Результаты данного вида деятельности отражаются на душевном состоянии и поведении индивида, способны оказывать воспитательную, коррекционную функции.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности подготовки курсовой работы по психологической помощи
Курсовая работа по психологической помощи может носить теоретический и прикладной характер. Первый вид свойственен студентам первых курсов. Он нацелен на более глубокое погружение в тонкости оказания психологической помощи: конкретизация сущности, функций, правил проведения, методик и действующих подходов, изучению новшеств в соответствующей среде (диагностика, консультирование, решение проблем и пр.). В данном случае особенность проекта проявляется в том, что в его основу кладут сугубо научные факты и научную литературу, оттачивая умение автора собирать информационную базу, анализировать и обрабатывать ее. Исследователю предстоит изучить основные категории, правила диагностики и подходы, классические методики по ее решению, сравнить действие различных схем и пр. То есть курсовая работа будет носить больше описательный и аналитический характер.
Курсовая работа по психологической помощи прикладного плана свойственная студентам старших курсов, магистрантам, которым предстоит пройти (или они уже прошли) практику на базе соответствующего учреждения. В данном случае написание курсовой работы не обойдется без проведения психологического эксперимента, сбора и обработки эмпирической базы данных, обоснования решения с практической и научной точек зрения и пр. То есть студенту предстоит подобрать конкретный путь с акцентом на проблему и особенности исследуемого объекта, проверить собственную гипотезу. Выполнение проекта не обойдется без аналитических операций и экспериментальной основы. В этом проявляется очередная специфика курсовых работ по психологической помощи.
Третьей специфической чертой проектов по психологической помощи выступает характер и масштабы изучаемой проблемы. Исследователю важно установить, к какой среде и нише, относится явление или отклонение – социальная, личная, рабочая (трудовая) и пр. Более того, необходимо установить «масштабы проблемы» — в чем она проявляется, как и на кого воздействует. От характера проблемы может зависеть генеральная совокупность и выборка психологического исследования.
Не менее важной особенностью курсовой работы по психологической помощи является констатация особенностей объекта: конкретный человек или группа лиц, возраст, особенности развития, черты характера и пр. Притом основной акцент делается на диагностике и изучении его психологического состояния, воздействующих факторов, реакции организма и пр. Анализ объекта исследования позволит установить факторы, провоцирующие возникновение проблемы и выработать более точную и эффективную, обоснованную траекторию по ее решению.
Следующей специфической чертой курсовых работ по психологической помощи выступает научное обоснование каждого шага и полученных результатов. В психологии существует определенный порядок действий, нормы, позволяющие диагностировать отклонение или проблему. Все выдвигаемые решения будут укладываться в определенные рамки: классические (научные) и частные (сроки, возможности объекта и пр.).
Еще одной главной особенностью курсовых работ по психологическому консультированию является то, что предлагаемые решения не будут соприкасаться с сугубо медицинским лечением и назначением препаратов. Решение проблемы будет основываться на коррекции поведении, восприятия ситуации, то есть носить сугубо консультационный, рекомендательный характер без прямого медицинского вмешательства.
Таким образом, курсовая работа по психологической помощи предполагает тщетное проектирование и планирование исследовательской деятельности. Теоретические исследования призваны углубить познания студентов, развив в них навыки по работе с информацией и аналитическое мышление. Практические изыскания оттачивают мастерство по применению теоретических подходов и современных методик на практике в экспериментальном плане, то есть учат пользоваться полученными знаниями в жизни.
Структура и содержание курсовой работы по психологической помощи
Каждый курсовой проект по психологии должен удовлетворять конкретным требованиям. Уточнить их можно в действующих редакциях методических рекомендаций и ГОСТов. Среди ключевых правил при выполнении изыскания в сфере психологической помощи можно отметить структуру и содержание проекта.
В структуре курсовой работы по психологической помощи будет присутствовать как минимум два раздела. Первый – теоретическая глава, в рамках которой будет освещаться ключевые категории, правила, нормы, методы по теме исследования. Она носит разъяснительный характер, основывается на учебной и научно литературе, призвана осветить существенные моменты и помочь автору разобраться в конкретном русле.
Второй раздел носит практический характер. Его миссия может отличаться:
- Проверка теоретических постулатов на предмет эффективности или совершенствования, наличие достоинств и недостатков, сравнение теорий и пр.;
- Планирование и реализация эксперимента с целью выработки профессиональных качеств по поиску и внедрению решения;
- Проверка экспериментальным путем действующих канонов, методик, предлагаемых решений с целью их совершенствования.
Обратите внимание, что подготовка второго раздела курсовой работы по психологической помощи немыслима без аналитических операций и научной аргументации выявленных тенденций.
Содержание курсового проекта должно напрямую затрагивать выбранную тему и проблему. Поэтому вся задействованная информационная база должна описывать и подчеркивать особенности и суть изыскания: что изучается, насколько актуален вопрос, проблематика, способы диагностики, традиционные методы решения и возможности их применения в конкретном случае и пр.
Структура курсовой работы по психологической помощи должна подчеркивать этапы исследования и его миссию. Поэтому автору предстоит тщательно спланировать ход изыскания с учетом общих и индивидуальных параметров:
- Общие: теоретические и практические подходы, тема исследования, научный аппарат, объем и пр.;
- Индивидуальные: особенности объекта, специфика проблемы исследования, вид и результаты эксперимента и пр.
Исследователю предстоит просчитать и предусмотреть каждый шаг, чтобы выработать корректные рекомендации по оптимизации ситуации и решению проблемы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Прикладное исследование потребует тщательной подборки ключевых категорий: выборка, генеральная совокупность, вид эксперимента (наблюдение, собеседование (опрос), лабораторные эксперимент и пр.). Притом важно помнить о правилах проведения и описания психологического эксперимента в тексте НИР. О них мы писали ранее в нашем блоге.
По результатам каждого тапа выполнения курсовой работы автор должен сформулировать научно обоснованные выводы.
Структура и содержание проекта должно придерживаться классических принципов: научная аргументация явлений и процессов, последовательность и логика мыслей автора, аналитический и описательный характер. Тема психологического изыскания должна быть полностью раскрыта на всех уровнях: теоретическом, эмпирическом, рекомендательном.
Обратите внимание, что курсовая работа по психологической помощи – учебный исследовательский проект, поэтому выработка инноваций не входит в обязанность студента. Данное изыскание призвано научить автора пользоваться существующим приемами и подходами, нормами, грамотно их комбинировать и формировать траекторию по развитию объекта на рекомендательном уровне (консультационном).
Этапы выполнения курсовой работы по психологической помощи
Порядок выполнения и оформления курсовой работы по психической помощи будет аналогичен выполнению НИР по психологии. Здесь потребуется глубокое погружение в теоретические аспекты, тщательное планирование психологического эксперимента или исследования, научно аргументированные выводы и рекомендации.
Поэтому можно выделить следующую траекторию исследовательского пути при выполнении курсовой работы по психологической помощи:
- Тема исследования должна быть емкой, узкой и подчеркивать актуальную проблему, связанную сугубо с психологическим состоянием индивида или группы лиц;
- Проектирование и планирование курсовой работы должно учитывать особенности объекта исследования и наиболее подходящие к нему методики работы;
- Информационной основой теоретической главы могут стать научные работы, научные статьи, обзоры по психологии, в меньшей степени пригодные учебные пособия;
- В основу прикладной части целесообразно класть результаты психологического, педагогического или иного эксперимента, которые подчеркнут общие черты и специфику объекта исследования, диагностируют его текущее психологическое состояние, обозначат отклонения или тревожные сигналы (например, признаки психологического выгорания, нарушения в поведении и пр.) и позволяет спроектировать рекомендации по решению проблемы;
- Проектирование эксперимента должно учитывать не только специфику объекта исследования, но и возможности исследователя: его организаторские способности и уровень подготовки, материально-техническую базу, сроки проведения эксперимента, ограничения (научный аппарат и цель исследования, особенности объекта и пр.) и пр. Учтите, что результаты экспериментальной части должны быть достоверными, проверенными. Поэтому не забываем про проведение формирующего, констатирующего и контрольного эксперимента.
Обратите внимание, что проектирование и планирование курсовой работы по психологическому консультированию предполагает создание определенной последовательности по изучению темы и проблемы, как на теоретическом, так и практическом (эмпирическом, экспериментальном) уровне. Притом чем точнее план действий, тем выше качество исследования.
- Курсовая работа пишется с учетом правил структурирования материалов по главам и подпунктам, притом разделы между собой должны быть соразмерны, каждый из них посвящен определенному этапу исследования. Расположение глав и подпунктов также базируется на канонах логичности и последовательности. Все выводы придерживаются принципа научной аргументации.
- Результаты курсового проекта по психологической помощи должны подчеркивать состоятельность рассмотренных подходов, содержать практические рекомендации по их применению. Они отражаются в виде заключения по итогам проведения каждого этапа исследования, а также в соответствующем разделе проекта.
Таким образом, выполнение курсовой работы по психологическому консультированию предполагает тотальное планирование хода исследования на всех уровнях (теория, практика, рекомендации) с акцентом на научные каноны и факты, логику психологического исследования, специфику темы и научного аппарата НИР.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что необходимо учесть при выполнении курсовой работы по психологической помощи?
Если с теоретическим разделом студентам все ясно, то с выполнением экспериментальной части возникают сложности. Чтобы их избежать или оперативно решить, достаточно обратить внимание на следующие моменты:
- Тщательный подбор испытуемых (определение выборки, оптимального количества испытуемых) и корректная оценка репрезентативности полученных результатов на генеральную совокупность;
- Использование современных практик и методов диагностики психологического состояния, описанных в научных трудах, рекомендациях экспертов, диссертациях и пр.;
- Планирование эксперимента должно быть предельно точным: тщательная проработка заданий, дополнительные вопросы для уточнения нюансов (особенностей развития объекта, установления причинно-следственных связей и пр.), учет сроков проведения эксперимента и вида эксперимента (наблюдение, лабораторный или естественный эксперимент и пр.), своевременная фиксация полученных результатов и пр.;
- Курсовая работа по психологической помощи носит больше частный характер и имеет четкие границы: конкретный объект, перечень мероприятий, сроки реализации и т.д. Каждый шаг должен быть тщательно спланировать и объективно оценен;
- Оформление курсовой работы будет придерживаться классических правил, но при наличии экспериментальной части важно приложить сопутствующие документы: программу психологического исследования, результаты диагностики (анкеты, собеседования, наблюдения и пр.), результаты апробации рекомендаций и пр.
Таким образом, выполнение курсовой работы по психологической помощи будет основано на научных и практических канонах в сфере психологии, но ее оформление придерживается классических правил ГОСТ.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!