Каждый студент и исследователь сталкивается с необходимостью самообразования и самостоятельного изучения тех или иных тем. Сегодня мы расскажем, как грамотно организовать и провести изучение темы на индивидуальной (самостоятельной) основе.
СОДЕРЖАНИЕ
Что значит «самостоятельное исследование темы»?
Под самостоятельным исследованием темы можно понимать различные виды деятельности, но они напрямую связаны с получением новых знаний и развитием соответствующих компетенций, профессиональных, научных или личностных качеств.
Важно отметить, что самостоятельное изучение отдельных параграфов, упражнений, методик – не обязательно проходит в индивидуальном порядке. В данном случае основной акцент делается на том, что индивид пытается разобраться в отдельных сегментах и моментах без привлечения педагога, квалифицированного эксперта. Притом не возбраняется групповая деятельность (например, выполнение группового проекта, выполнение кейса на командной основе и пр.), привлечение друзей и пр.
Цель самостоятельной учебной или исследовательской деятельности – углубить знания и усовершенствовать уровень и качество подготовки индивида, повысить его конкурентоспособность и профессионализм в определенном сегменте (в науке или на практике).
Самостоятельное исследование темы – это не обязательно проведение научного исследования со всеми сложностями и почестями. К данной категории можно отнести простую деятельность учащихся по изучению порученных вопросов или выполнении отдельных заданий. В этом случае самостоятельное исследование темы сводится к изучению учебной и дополнительной литературы для восполнения пробелов по предмету, конкретному заданию.
Также под самостоятельным исследованием темы понимают проведение по сильного научного исследования или выполнение конкретного вида проекта с целью углубления знаний в рамках изучаемой дисциплины и темы. В этом случае познавательный процесс может проходить в качестве подготовки реферата, доклада (по личной инициативе или поручению преподавателя), написание научной статьи (для участия в научной конференции, публикации в научном журнале и пр.), выполнение обязательных письменных работ – курсовая работа, отчет о НИР, подготовка к лабораторной работе и ее выполнение и пр.
Самоизучение и самоисследование любого вопроса не обходится без подбора соответствующей литературы, ресурсов и их тотального изучения, преобразования, переосмысления, запоминания и дальнейшего применения.
Таким образом, под самостоятельным исследованием темы следует понимать познавательную активность индивида, нацеленную на всестороннее и посильное, доступное изучение конкретных предметов или отдельных разделов, вопросов. Данный процесс содействует общему и научному, профессиональному развитию личности.
Кто и зачем занимается самостоятельным изучением темы?
Самостоятельное изучение той или иной темы в рамках любого предмета может быть как инициативой индивида, так и его непосредственной обязанностью, возложенной на него со стороны учебной программы.
Самообразование и самостоятельное изучение материалов присуще любознательным лицам, которые жаждут получить новые знания и развить соответствующие навыки и качества. То есть для исследования любого вопроса необязательно быть обладателем статуса учащегося, студента или ученого. В данном случае мотивом для самообразования служит личная инициатива и интерес к конкретной науке, проблеме, моменту.
Если рассматривать самостоятельное погружение в тему, как часть учебного процесса, то в данном случае важно иметь конкретный статус, от которого будет зависеть глубина и ширина погружения в намеченный вопрос или задание, особенности исследовательской деятельности с учетом посильности и требований образовательной программы, специализации и вида проекта.
Самостоятельное изучение темы школьниками чаще всего происходит на фоне выполнения домашнего задания по предметам, а также в рамках проектной деятельности. Самоизучение среди студентов практикуется на фоне выполнения индивидуальных заданий, домашней работы и подготовки к семинарам, практикумам, выполнение различных студенческих и научно-исследовательских проектов, при подготовке научных статей и в рамках внеурочной деятельности. Притом важно отметить, что более половины учебной программы студенты постигают именно в рамках самостоятельного изучения поверенных им тем и заданий.
Аспиранты полностью постигают выбранную ими тему при выполнении кандидатской диссертации самостоятельно на индивидуальной, тщательно спланированной основе. В данном случае самостоятельное проведение научного исследования, разбор и изучение выбранной темы является непосредственной обязанностью будущего ученого.
Важно отметить, что в рамках самовольного или инициативного изучения темы не требуется тотальной проработки траектории. Достаточно подобрать посильную и интересную для индивида литературу, способ постижения. В данном случае нет формальных и качественных, временных границ для самообразования.
Если самостоятельное изучение темы носит обязательственный характер, то в данном случае важно учитывать массу Факторов: требования образовательной программы, вид проектной деятельности, рабочая программа по предмету, тематическое планирование занятий и план по исследованию темы, сроки изучения материалов и пр.
Но в любом случае самоизучение темы и проведение самостоятельного исследования никогда не шло во вред индивиду, так как содействовало расширению кругозора, повышению уровня эрудиции и развитию, совершенствованию навыков по работе с информацией, проведению экспериментов, анализу данных и пр.
Таким образом, самостоятельное исследование темы – часть познавательной или учебной деятельности, позволяющая получить новые знания и развить навыки по проведению научной, проектной деятельности в интересном или выбранном направлении. Заниматься столь ответственным и важным делом посильно каждому желающему, но для получения достойного результата важен ответственный подход.
Правила эффективного самостоятельного исследования темы
Исследование любого вопроса всегда придерживается базовых канонов. Только в этом случае можно добиться положительного результата, получая при этом не только знания, но и удовольствие от процесса.
Первым принципом по самостоятельному изучению темы, как бы это странно не звучало, является самостоятельность. Данный параметр проявляется в том, что индивид будет лично участвовать в познавательном процессе, активно работать над выбранной или поверенной ему темой, вопросом. То есть принцип самостоятельности предполагает личную заинтересованность и самомотивацию, проявление активности и интереса к поставленному ориентиру (задание, заголовок, проблема и пр.). Без личного участия и индивидуального подхода к делу не обойтись.
Вторым каноном при самоизучении отдельных моментов выступает осознанность. Изучение любых правил, терминов и иных моментов в рамках обозначенных границ должен быть осмысленным, понятным для индивида. Притом реализация правила начинается еще с момента выбора тем для самопостижения. В этом деле немаловажную роль играет интерес к проблеме или ключевым словам, любопытство и стремление к знаниям, мотивация и понимание ценности новых знаний.
Третье базовое правило успешного самоизучения темы – всесторонний характер. Тему важно изучить предельно полно, максимально глубоко, с акцентом на определенный ракурс или предметный модуль, профессиональную нишу и пр. В этом случае обретение новых теоретических единиц можно трансформировать в практическое русло, применяя в определенной отрасли или на повседневной основе. Чем больше информации будет изучено индивидом, тем лучше он поймет суть вопроса, узнает варианты воздействия и решения проблемы, запомнит особенности и пр.
Четвертое правило самоисследования темы гласит установление тематических и иных формальных границ. Далеко не каждая информация станет полезной и пригодной к использованию. Поэтому перед изучением того или иного вопроса, важно определить фронт работы и расставить соответствующие границы и приоритеты. Для этого достаточно выделить ключевые слова, наиболее распространенные и важные правила, методики, алгоритмы и формулы и пр. Притом отказываться от второстепенной информации не стоит. Она может успешно использоваться на занятии в качестве дополнения, что продемонстрирует более тщательную подготовку индивида, дополнит информацию других докладчиков и пр.
Пятый принцип самостоятельного исследования темы – полезность и эффективность. В данном случае важно, чтобы изученные материалы содействовали расширению кругозора и были не только интересными для индивида, но и пригодными к применению в перспективе, содействовали развитию определенных навыков по работе с информацией, при проведении тех или иных операций (математические расчеты, анализ данных, обоснование мнения или позиции, пояснение решения и пр.).
Шестой принцип успешного самостоятельного исследования темы – ответственность, самодисциплина. Эффективность познавательного процесса в данном случае напрямую зависит от желания и мотивов, но без грамотного планирования дел, индивидуальной работы по изучению, дисциплины и ответственности за каждый шаг, результат достичь успехов не удастся.
Таким образом, чтобы самостоятельное исследование темы было ценным и качественным, важно подходить к выполнению заданию основательно, ответственно, продуманно.
Этапы самоизучения темы
Самостоятельное проведение исследования или изучение того или иного вопроса начинается с постановки цели и непосредственно темы. В данном случае важно грамотно сформулировать направление исследования и выделить ключевые слова или проблему, о есть поставить цель – выделить конкретный фрагмент, момент, термин, проблему или вопрос, требующий изучения.
Если самоизучение темы является частью домашнего задания или частью учебной программы, то в данном случае необходимо учитывать пройденные материалы по ней, а также учитывать программу и ее специфику.
Этап самостоятельного исследования темы |
Основные вопросы |
Ключевые действия |
Выбор темы и целеполагание | Что изучать? Для чего нужно изучить тему (вопрос)? | Формулировка задания или вопроса, темы
Постановка цели и задач |
Планирование исследования темы | Какие термины нужно изучить? Какие правила пригодятся? Какие методы используются для решения задач, проблемы? | Определение этапов исследования и ключевых слов, моментов на каждом из них |
Подбор информационной базы | Какая информация пригодится и будет полезна при изучении темы? | Формирование списка основной и вспомогательной литературы |
Сортировка и преобразование данных | Где и как использовать найденную информацию? | Изучение и распределение информации по намеченному плану |
Закрепление | Что необходимо запомнить? | Определение важнейших моментов и аспектов |
Вторым шагом на пути к самостоятельному исследованию темы является подготовка плана. В данном случае необходимо определить ключевые моменты: основной вопрос или проблема, границы исследования с учетом специфики предмета или программы обучения.
Третий шаг – подбор литературы для раскрытия темы. В данном случае важно опираться на проверенную информацию: учебники, справочники, научные статьи и работы, в отдельных случаях может потребоваться проведение эксперимента. Информационную базу следует согласовать с преподавателем или научным руководителем, а также учесть методические рекомендации или список рекомендованной к изучению литературы (он может быть приведен в учебнике по изучаемому предмету или педагогом).
Четвертый шаг – сортировка литературы и преобразование данных в соответствующий вид: переосмысление подобранных данных с учетом намеченного плана по изучению темы, плана проекта (реферата, доклада, курсовой работы, научной статьи и пр.). На данном шаге важно разобраться в теме, запомнить основные моменты, правила, термины и пр. Если индивиду предстоит предоставить конкретный результат по самостоятельному исследованию вопроса, то важно уточнить формат и подготовит соответствующий вид письменной работы, оформив ее должным образом. Учите, что к проектам могут предъявляться особые требования (их следует уточнять заранее и соблюдать в полной мере).
Пятый шаг – закрепление пройденного материала и использование полученных знаний. В данном случае важно не просто показать владение материалом, но и умело пользоваться информацией и соответствующими качествами, умениями на практике.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по самостоятельному исследованию темы
Самостоятельное изучение темы должно проходить осознанно, в идеале – с конкретной мотивацией и целеполаганием.
Изучать любой вопрос следует поэтапно, постигая сначала базовые, простейшие моменты и постепенно переходя к более сложным этапам и категориям.
Для качественного разбора и усвоения выбранной или обозначенной темы, важно тщательно планировать ход исследования с акцентом на посильность, срочность, эффективность. Посильность предполагает использование доступных и понятных первоисточников, притом они должны быть достоверными и качественными, актуальными. Срочность самоизучения темы ориентирована на определение четких временных границ с дальнейшим распределением нагрузки. Облегчит данную участь помогают принципы тайм-менеджмента. Эффективность предполагает, что полученные знания и вместе с ними качества (по работе с информацией, методы работы и пр.) будут полезны индивиду и смогут применяться в перспективе.
Самостоятельно изучить тему можно разными способами. Лучше всего выбирать наиболее приемлемый вариант, который удобен для пользователя и позволяет почерпнуть информацию в нужном объеме и качестве. Это может быть простое чтение книг или специальной литературы, просмотр видеоуроков, видеосюжетов и роликов, прослушивание аудиокниг и пр. Но в любом случае перед использованием информации важно проверить ее качество.
Чтобы тема была самостоятельно изучена, а результат исследовательской деятельности был качественным и эффективным, важно не просто знакомиться с материалами, но и сортировать их по степени важности, нужности, качеству, переосмысливать их и запоминать. Ни один процесс по самоизучению вопросов и тем не обходится без поиска и переработки информационной базы. Поэтому будьте готовы работать засучив рукава: читать, анализировать, сортировать, формировать логичный и связный текст по заявленной теме. Притом в данном деле не стоит пренебрегать принципами фактчекинга.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Очень правильно отметили правила и описали этапы самоизучения. Получилось очень просто, понятно, доходчиво, без нравоучений. Я бы еще дополнила: главное – не лениться, ведь именно лень тормозит все процессы (в особенности у студентов и к концу учебного года).
понравились этапы по самоизучению темы. Разложили все по полочкам. С помощью такой инструкции легко не только выбирать, но и изучать тему, проводить собственное исследование и получать новые результаты. Спасибо за дельные советы.