Выполнение любого научного исследования предполагает работу с первоисточниками. Но порой авторы сталкиваются с тем, что им не хватает данных для полного обзора заявленной тем, выработки решения в отношении заявленной проблемы. В этом случае они имеют дело с так называемым дефицитом данных.
Понятие и признаки дефицита информации
Казалось бы, век информационных и компьютерных технологий. О каком дефиците информации может идти речь? Но на самом деле даже в столь развитый период времени многие студенты и исследователи при написании курсовых, дипломных, научных работ сталкиваются с нехваткой ресурсов.
Под «информационных голодом» понимают полное или частичное отсутствие данных в рамках заданной темы. То есть автор не может полноценно разобраться во всех нюансах и тонкостях в ходе изучения обозначенного вопроса или проблемы, определить оптимальный и эффективный путь по ее решению или смягчению на фоне отсутствия базовых и даже общих представлений и знаний.
Дефицит информации может быть двух видов: полный и частичный. Полный предполагает отсутствие каких-либо (даже минимальных!) Сведений в рамках обозначенной темы исследования. В этом случае изучение и развитие конкретного направления происходит впервые, что крайне затруднительно.
Частичный дефицит данных – дело весьма распространенное. С этим видом нехватки ресурсов сталкивается каждый третий автор студенческой или научной работы. В данном случае информация по теме есть, но найти актуальную и достоверную, конкретную базу крайне сложно или невозможно. Чаще всего частичный дефицит затрагивает либо очень старые данные для оценки эволюции проблемы, либо отсутствие свежих исследований и достижений НТП в рамках обозреваемой ниши.
Также можно выделить еще две категории «информационного недостатка»: явный и скрытый. Первый предполагает полное отсутствие проверенных и надежных первоисточников, отсутствие деталей для более глубокого исследования темы. Второй связан с наличием различных первоисточников, но все они либо сомнительного качества (ненадежные, непроверенные и пр.), либо не представляют ценности для нового исследования, неактуальны и пр.
Явный дефицит информации проявляется полным отсутствием данным, а скрытый работает по принципу «информация как бы есть, и одновременно с этим ее как бы нет».
К признакам информационного дефицита относят следующие варианты:
- Наблюдается нехватка информации и фактов для полного раскрытия темы, обоснования авторской позиции или проверки выдвинутой гипотезы;
- На фоне располагаемой ресурсной базы исследователь не может оценить текущее положение дел в рамках обозреваемого вопроса или отследить эволюцию проблемы, установить границы исследования, подчеркнуть актуальность проблемы и необходимость реформ, определить перспективные или новейшие подходы к выработке решения;
- Располагаемая информационная база исследования не содержит проверенных и доказанных фактов, научных данных и сведений, на основе которых можно сфокусировать проект и обосновать выдвинутые положения;
- На фоне текущих данных невозможно воссоздать единую логику научного исследования, последовательно изложить добытые факты и показать состоятельность идеи;
- Отсутствует разнообразие позиций и мнений в отношении проблемы или темы, нет единых или комплексных методик по воздействию на проблему, тема окутана дискуссиями и «не подпитана» фактами, не имеет стандартных решений и пр.
Таким образом, дефицит информации представляет собой нехватку располагаемых ресурсов для полного раскрытия темы и выработки современного, нового решения в отношении заявленной проблемы. Он проявляется в полном или частичном отсутствии достоверных и качественных данных и оказывает существенное влияние на достоверность, точность и корректность результатов научной мысли.
Причины возникновения дефицита информации
Дефицит информации – дело наживное. Столкнуться с данной проблемой может любой автор или исследователь независимо от опыта выполнения научных исследований, написания курсовых и дипломных работ, диссертаций и монографий.
Первоочередным основанием возникновения информационного дефицита является развитие кардинально новой ниши, темы или вопроса. В данном случае наблюдается ситуация, когда поставленная задача или вопрос является ранее неизученным феноменом, появилась недавно на фоне развития НТП. В данном случае дефицит информации проявляется полным отсутствием точной и конкретной базы в отношении заявленной проблемы, нехваткой доказательств, отсутствием актуальных первоисточников и пр.
Вторым не менее распространенной причиной проявления дефицита данных выступает ограничение к доступу информации. В данном случае у пользователя возникают проблемы с получением разрешения ля изучения ресурсов. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются авторы, затрагивающие темы в узких научных плоскостях, относящихся к государственной, коммерческой, военной, врачебной и прочей тайне.
Также нехватка первоисточников наблюдается в случаях, когда авторы оригиналов публикуют результаты научной деятельности в специализированных платформах, устанавливая ограничение по допуску. В данном случае получить «ключ» к ресурсам можно, оформив платную подписку или выкупив книгу, труд и пр.
Третьим основанием появления информационного дефицита выступает лень или слабая подготовка автора студенческой или научной работы. В этом сценарии исследователь не умеет грамотно работать с первоисточниками и выделять из них нужное, важное, ценное или просто ленится это делать самостоятельно.
Таким образом, среди базовых оснований развития дефицита информационной базы для развития темы, можно выделить малоизученность проблемы, ограниченный доступ к первоисточникам и слабую компетентность автора при работе с материалами.
Как бороться с дефицитом информации при выполнении студенческих и научных работ?
Дефицит информационной базы – не панацея в XXI веке. Благодаря развитости компьютерным и интернет-технологиям победить этот недуг стало не просто возможно, но и быстро, легко. Ниже мы приведем наиболее распространенные сценарии борьбы с нехваткой данных при выполнении научных исследований.
Вариант 1. Корректура фокуса и границ исследования. В данном случае наблюдается небольшое смещение обзора заявленной темы в рамках предмета или выход за пределы одной дисциплины. Достаточно показать действие проблемы с другого ракурса, отметить ее смежность с иными научными плоскостями, а затем постараться развить новую «пограничную» траекторию, которая поможет разобраться в теме. Выдели ключевые категории и правила, понять суть проблемы и определить возможные варианты ее решения.
В этом случае гипотеза или решение будет полагаться на междисциплинарные правила и приемы, которые способны оказывать влияние на ход исследования и проблему в целом.
Особое внимание следует уделить работе с границами исследования. В данном случае придется их расширить, и делать это нужно предельно аккуратно: не раздувая исследование, не привнося «воды» и голословия в состав проекта и пр. Все должно быть емко, обоснованно, в рамках плана научного исследования и с акцентом на проблематику.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант 2. Получение допуска к первоисточникам с ограниченным или закрытым доступом. Если дефицит информации связан с малоизученной темой, то чаще всего причиной нехватки выступает закрытый доступ к текущим данным. В этом случае выход из ситуации один – получить допуск к информации всеми посильными способами (оформить платную подписку, получить допуск к информации по специальному запросу, выкупить сборник трудов и пр.).
Чаще всего ограниченные первоисточники можно получить альтернативными способами. Нередко авторы публикуют их на разных сайтах или через разные издания, видоизменяя текст (рерайт). Поэтому можно попробовать найти материал по ключевым словам и данных об авторах.
Получить доступ к закрытым первоисточникам непросто. Зачастую требуется пройти целую проверку со стороны государственных структур и учебного заведения. Притом сама по себе процедура несложная, больше бюрократического характера, но длительная: уполномоченные лица перепроверяют анкеты и запросы, все факты о личности и статусе пользователя и пр. Зачастую важно иметь соответствующее образование или связь с выбранным направлением исследования ранее.
Причина появления дефицита информации при выполнении НИР |
Симптомы дефицита информации |
Решение проблемы дефицита информации |
Малоизученная тема | Отсутствие доказательной базы и достоверных материалов по теме исследования, невозможно предельно полно раскрыть тему или обосновать авторскую позицию | Смена фокуса исследования, расширение границ исследования, проведение эксперимента |
Ограниченный или закрытый доступ к первоисточникам | Отсутствие точных и надежных фактов для обоснования идеи и проверки гипотезы, слабость текущей доказательной базы, сомнительное качество первоисточников | Поиск альтернативных материалов и первоисточников, получение доступа к материалам с ограниченным или закрытым доступом |
Лень автора и слабые навыки по работе с первоисточниками | Отсутствие четкой и точной информации с акцентом на цель и гипотезу исследования, отсутствие проверенной доказательной и научной базы | Тщательная переработка данных по теме (основные, вспомогательные первоисточники, текущая и смежные научные плоскости и пр.), поиск новых данных, работа с научными базами данными и пр. |
Вариант 3. Проведение эксперимента с целью получения свежих фактов по заявленной теме. Если в рамках обозначенной проблемы, вопроса и границ исследования наблюдается явный дефицит научных фактов, отсутствует информационная база априори или имеются лишь неактуальные материалы, то выход из ситуации один – лично проверить состоятельность гипотезы и провести соответствующий эксперимент. В этом деле важно тщательно спланировать программу эксперимента, ход исследования, тщательно следить за ходом мероприятий и оперативно фиксировать результаты, оценивать их с научной точки зрения и пр.
Важно отметить, что проведение эксперимента возможно преимущественно в отношении прикладных тем и направлений подготовки. Более того, если по теме исследования нет достоверной информации, то придется перепроверять результатов с помощью повторного опыта (притом в этом случае важно не точное совпадение результатов, а совпадение тенденций, ключевых аспектов).
Учтите, что развитие темы на основе лично проведенного (единственного) эксперимента может вызвать массу дополнительных вопросов, критики, недоверия.
Вариант 4. Тщательная переработка текущей информации с целью отбора наиболее подходящих теме исследования фактов, моментов, правил и пр. В этом случае автор довольствуется тем, что имеет и располагает, что сумел добыть. Важно собрать максимум ресурсов, которые даже минимальным образом соприкасаются с заявленной темой студенческой или научной работы, затрагивают проблематику. В этом случае важно вычленить ключевые моменты, определенные факты и тенденции, которые можно уложить в рамках намеченного плана действий, тезисный план НИР.
Как правило, данный подход позволяет прояснить ключевые моменты и определить взаимосвязь между элементами, отметить потенциальные пути по решению или воздействию на проблему, подобрать связующие элементы для логичного построения текста и исследования в целом.
Переработка собранной (текущей) информации позволяет «собрать исследование по точкам». Главное – грамотно, корректно, логично и обоснованно воссоединить подобранные факты и правила.
Таким образом, дефицит информации – не проблема в современном мире и современной науке. С помощью интернет-технологий, личного интереса и правильной мотивации ликвидировать данный нюанс в исследовательском мире стало проще, но для этого придется приложить некоторые усилия.
Выполнить студенческие и научные работы при информационном голоде труднее, чем при избытке или достаточности (оптимальности) данных. Но именно покорение новых вершин с преодолением подобных сложностей позволяет авторам тщательнее разобраться в сути, добиться успехов и заработать авторитет в научном сообществе, построить научную карьеру.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
самый простой и очевидный признак – отсутствие материалов или их слишком малый ассортимент, объем. Будучи студентом с такой проблемой не сталкивался, а вот в аспирантуре – убедился, что такие случаи бывают.
Добрый день, Георгий! Мы рады, что данная статья вас заинтересовала. Дефицит информации проявляется в полном или частичном отсутствии достоверных и качественных данных и оказывает существенное влияние на достоверность, точность и корректность результатов научной мысли. Советуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/gde-iskat-informatsiyu-dlya-diplomnogo-proekta/
сейчас с подобной проблемой студенты редко встречаются. Темы курсовых и дипломных работ избиты. Притом всю информацию можно легко найти в интернете, даже если ее мало, автор может ее развить.
Добрый день, Мажор! К сожалению частичный дефицит данных – дело весьма распространенное. С этим видом нехватки ресурсов сталкивается каждый третий автор студенческой или научной работы. В данном случае информация по теме есть, но найти актуальную и достоверную, конкретную базу крайне сложно. Столкнуться с данной проблемой может любой автор.
работать с избытком информации куда проще, чем с дефицитом. При последнем приходится высасывать идею и доказательную базу из пальца. Особенно когда научный руководитель постоянно отвергает подобранные первоисточник, не видит их связи с темой или необходимости в их применении.
Здравствуйте, Teddy! Вы отметили совершенно верно, что выполнить студенческие и научные работы при информационном голоде труднее, чем при избытке или достаточности (оптимальности) данных.
честно говоря, в век информационных технологий в дефицит информации очень трудно поверить. Буду иметь в виду, предлагаемые вами варианты борьбы) авось пригодятся.
Добрый день, Klara! Благодарим за ваш отзыв. Вы отметили совершенно верно в век информационных технологий в фефицит информации очень трудно поверить. С помощью интернет-технологий, личного интереса и правильной мотивации ликвидировать данный нюанс в исследовательском мире стало проще, но для этого придется приложить некоторые усилия. Рекомендуем также ознакомится с данной статьей: https://disshelp.ru/blog/gde-iskat-informatsiyu-dlya-diplomnogo-proekta/.