Проходят ли практику первокурсники: понятие, виды, особенности прохождения, порядок оформления (отчет)

Обучение в колледже и вузе в определенных случаях сопровождается прохождением практики. Миссия данного этапа заключается в выработке реальных трудовых навыков и качеств, пригодных в профессиональной жизни, погружении в профессию. Студенты первого курса стали также привлекаются к этому рубежу. Сегодня мы расскажем, как, когда и на каких условиях они практикуются.

Проходят ли практику первокурсники: понятие, виды, особенности прохождения, порядок оформления (отчет)
Обучение в колледже и вузе в определенных случаях сопровождается прохождением практики. Миссия данного этапа заключается в выработке реальных трудовых навыков и качеств, пригодных в профессиональной жизни, погружении в профессию.

Студенты первого курса стали также привлекаются к этому рубежу. Сегодня мы расскажем, как, когда и на каких условиях они практикуются.

Практика на первом курсе: миф или реальность?

Привлечение студентов к практике на первом курсе – одна из новейших тенденций в системе профессионального образования. Ранее данный этап становления новых специалистов начинался с конца 2 курса обучения, по мере освоения минимальных или базовых дисциплин и при наличии определенных представлений в рамках осваиваемой профессии.

Сегодня система подготовки дипломированных специалистов нацелена на максимальное практическое погружение в специальность с привлечением к практике первокурсников. Студенты после закрытия сессии могут быть привлечены к так называемой «учебной практике». Чаще всего она реализуется после летней сессии или летних каникул. Притом график и расписание учебной практики включено в годовой план обучения.

Порядок организации учебной практики у студентов первого курса
Порядок организации учебной практики у студентов первого курса

Многие специалисты совмещают понятия учебной и ознакомительной практики, но на самом деле они выполняют разные миссии. Первый вид нацелен на более глубокое изучение дисциплин с выполнением практических заданий на основе изученной теории, а второй – погружение в трудовые будни, изучение основных условий и обязанностей специалиста и пр.

Таким образом, учебная практика у первокурсников – самая настоящая реальность, которая призвана углубить познания учащихся в рамках учебной программы, являясь ее продолжением с акцентом на выполнение конкретных заданий и поручений, приблизить и познакомить учащихся с профессиональной деятельностью. Она способствует более глубокому пониманию пройденных предметов, выработке навыков по применению полученных знаний, обучению работе с простейшим оборудованием и проведением исследований, экспериментов, лабораторных изысканий и пр.

Нагрузка первокурсников не должна их угнетать. Поэтому вузы предпочитают выбрать одно из «наименьших зол», поручая новоиспечённым студентам либо выполнение курсовой работы, либо прохождение практики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности учебной практики у студентов первого курса

Так как данный вид профессионального развития студентов является частью (точнее продолжением) учебной программы, то она реализуется на территории колледжа или вуза. Такой подход вполне оправдан: первокурсники еще не обладают должными азами для стажировки вне учебного центра на территории действующих предприятий.

Отсюда вытекает первая особенность практики на первом курсе – она проходит «во внутривузовских условиях» под кураторством определённого педагога. Чаще всего на данном этапе профессионального становления студенты задействованы в «бумажной работе» или лабораториях.

Вторая особенность – ограниченность практики. Данный момент проявляется в характере заданий, которые должны затрагивать только пройденную часть учебного плана/образовательной программы, а также сроки проведения – около 2-3 недель. В среднем практикант во время практики проводит в вузе около 2-3 часов в день ежедневно.

Как и где проходит практика у первокурсников?
Как и где проходит практика у первокурсников?

Учебная практика призвана научить новичков работать в определённых условиях, соблюдать технику безопасности, следовать четким инструкциям, выполняют простейшие задания (исследования, наблюдения, фиксировать результаты и анализировать их), вести отчетность и пр. То есть помимо углубления теоретической базы, происходит начальное формирование профессиональных качеств: дисциплина, ответственность, внимательность, унификация, документооборот, работа с инструментами и специальным оборудованием по профилю и т.д.

Формат проведения учебной практики может быть различным:

  • индивидуальный, когда студент работает в одиночку;
  • групповой – когда группа студентов выполняет определённое задание;
  • семинары и дискуссии с обсуждением актуальных проблем по профилю, но с учетом пройденной программы и посильности материала;
  • проведение простейших экспериментов и исследований по базовой (предпрофильной или профильной) дисциплине;
  • деловые игры и мозговые штурмы, посвященные конкретной теме или проблеме;
  • лабораторные работы.

Формат реализации учебной практики напрямую зависит от ее вида. Выделяют три разновидности данного этапа: учебно-методическая (в пределах вуза, реализуется в виде лекций и дискуссий), ознакомительная (предполагает выполнение конкретных задач, возможно экскурсионное посещение предприятий и наблюдение со стороны за практиками), учебно-производственная (предполагающая выполнение заданий вне вуза на базе предприятий, но она чаще свойственна второкурсникам).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Порядок прохождения учебной практики студентами первого курса: инструктаж, основные виды, занятий, аттестация

Несмотря на то, что учащиеся практикуются в привычных для них условия – на территории вуза, никто не отменяет прохождение всевозможных инструктажей, призванных описать: что можно делать, как надо делать, меры безопасности, правила использования оборудования и инструментов и пр.

Далее студенты должны утвердить план прохождения практики. Если подготовка носит индивидуальный характер, то первокурсник должен получить соответствующее задание и приступить к его выполнению. В случае групповой практики будет вывешено расписание практических занятий, научный руководитель по учебной практике подготовит специальные задания, обзоры, поможет в погружении новичков в профиль.

Практиканты могу выполнять следующие виды заданий:

В редких случаях учебная практика носит формальный характер: практиканты получают задание, выполняют его дома, а в конце практики предоставляют его и защищают соответствующий отчет.

Прохождение учебной практики нацелено на подготовку учащихся к более серьёзным проектам и изысканиям, мероприятиям, развивая в них навыки по работе с информацией, практическую деятельность, приспосабливая имеющийся теоретический багаж к практике и дальнейшему применению.

Что должен содержать отчет по ученной практике?

В конце рассматриваемого этапа в рамках профессионального становления студентов каждый практикант должен будет предоставить научному руководителю отчет по учебной практике. В этом документе будет присутствовать общая характеристика мероприятия, подробное описание выполненных заданий и полученных результатов в строго очерченном формате.

Структура отчета по учебной практике
Структура отчета по учебной практике

Все материалы излагаются в научном стиле с учетом заявленной вузом структуры:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • задание на практику, в котором куратор конкретизирует, что должен исследовать, решать и писать практикант;
  • введение, описывающее основные моменты данного этапа: цель, задачи, методы работы, база проведения (объект), информационная основа и пр.;
  • основная часть, разбитая на главы и подпункты с учетом специфики полученного задания. Обязательными элементами будет описание объекта (общая характеристика) и непосредственное выполнение заданий – анализ ситуации, решение задач и пр.
  • заключение – ключевые выводы. Полученные в рамках прохождения учебной практики: что желал практикант, с какими трудностями столкнулся, степень достижения намеченной цели и пр.
  • список литературы. Здесь отражаются все источники информации, которые были использованы на практике, помогли в подготовке и оформлении отчета и пр.
  • приложения. В данный раздел выносятся графические материалы (громоздкие), вспомогательная информация, отчетность, результаты экспериментов и пр.

Оформление отчета по практике должно соответствовать заявленным методическим рекомендациям. Учитывайте общие параметры (поля, шрифт) и особенности оформления отдельных элементов (таблицы, формулы, рисунки схемы, цитаты, ссылки, списки и пр.). Как правило, в методичке присутствуют образцы, которые показывают, как и что должно выглядеть в отчетном файле.

Помимо отчета практиканту предстоит подготовить пакет сопутствующих документов в виде дневника по учебной практике, характеристики практиканта (ее формирует научный руководитель), рецензии (в ней куратор подчеркивает достоинства и недостатки практиканта, сложности на его пути и пр.).

Написать отчет по учебной практике студенту первого курса недостаточно, чтобы пройти рубеж и поставить на нем точку. Важно достойно защитить его перед научным руководителем, закрепив пройденный материал и продемонстрировав обретенные навыки. Иногда на аттестации присутствуют одногруппники ил иные «подопечные» куратора. Будьте готовы кратко рассказать о проделанной работе, ответить на дополнительные вопросы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по прохождения учебной практики от специалистов Disshelp

Как правило, практика посвящена определенному направлению, предмету или теме. Поэтому, как только стал известен «ориентир и маршрут», постарайтесь изучить о нем, как можно больше информации: начиная от требований и заканчивая специальной литературой, реальными данными об объекте и пр.

По мере получения индивидуального (или общего) задания по учебной практике, тщательно спланируйте свою деятельность с учетом затрачиваемого времени, учитывая при этом общую продолжительность практики, дату защиты и пр.

При оформлении отчета по учебной практике следуйте методическим рекомендациям, консультациям и советам научного руководителя.

Не бойтесь и не стесняйтесь в случае возникновения сложностей, непонимания или иных нюансов обращаться за помощью к одногруппникам или преподавателю. Важно оперативно ликвидировать пробелы, чтобы полноценно выполнить задание, подготовить отчет. Все коррективы или действия целесообразно согласовывать с куратором.

Старайтесь укладываться в строго на еченные временные и иные рамки: расписание, даты, план практики и пр.

Защита отчета по учебной практике – не менее важное мероприятие, чем защита курсовой или дипломной работе. Поэтому подготовьтесь к нему основательно: напишите защитную речь, повторите пройденный материал, вспомните, чем занимались на практике и пр. От точности и корректности выражений может зависеть итоговый балл. Важно продемонстрировать наличие знаний и навыков, соответствие учебному плану и пр.

Команда Дисхелп готова помочь в выполнении и оформлении отчета по учебной практике для студентов всех направлений. Чтобы получить услугу, достаточно заполнить бланк заказа и дождаться обратной связи. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход и безопасность сделки каждому клиенту. Убедитесь в этом лично.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!