Написание профессионального текста в любом жанре требует тотального подхода и анализа материалов, корректной переработке и грамотному изложению. Притом все эти качества будут представлены не просто в отсутствии грамматических, лексических или иных нареканий. Важно, чтобы новосозданный текст соответствовал основным критериям: информативность, читабельность, полезность и пр. Сегодня мы поговорим о таком критерии при оценке произведений, как фонетический анализ.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Фонетический анализ представляет собой разновидность аналитической мысли, когда эксперт или пользователь (читатель) изучает звуковой состав слова или произведения в целом.
Фонетика – это раздел лингвистической и филологической науки, который занимается разбором слов на составные части с оцениванием произношения: сочетание звуков, правильность их употребления, специфика написания и произношения отдельных категорий и пр.
Данная технология изучается еще со школьной скамьи, но в профессиональном русле она пригодна лишь в отдельных сегментах: в преподавательской деятельности, коррекционной деятельности (логопед, дефектолог и пр.), лингвистической (важна для корректоров, редакторов, лингвистов, филологов) и пр.
В студенческой среде фонетический анализ курсовых и дипломных работ фактически не применяется. Для них достаточно грамотно и аргументированно раскрыть тему в рамках научного стиля. Созвучия, оценка сочетаний слов и прочих нюансов не входит в число обязательных требований при подготовке студенческих и научно-исследовательских проектов. К данному нюансу чаще всего обращаются более опытные ученые, авторы художественных произведений, поэты, работники издательств и пр.
Но для того, чтобы заниматься фонетическим анализом слова и текста, важно иметь соответствующие знания и навыки, а это значит, что за плечами должно быть соответствующее образование. Проводить качественный фонетический анализ текста и вырабатывать рекомендации относительно совершенствования произведения может только квалифицированный и компетентный эксперт!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Зачем нужен фонетический анализ слова или текста?
Фонетический анализ слова позволяет разобраться в звуковых сочетаниях и облегчает процесс постановки речи, ее коррекции при необходимости (выявлении дефектов и их коррекции). Поэтому в первую очередь, фонетический анализ слова позволяет восстановить речь индивида, сделать ее понятной и правильной, грамотной.
Фонетический анализ в рамках изучения языка способствует также развитию соответствующего (фонематического) слуха, то есть правильному восприятию и усвоению информации: что человек услышал и как он понял суть услышанного текста. Порой из-за дефектов в фонетическом восприятии у учащихся портится успеваемость: в диктантах наблюдается масса глупых и нелепых ошибок и пр. Более того, если неправильно воспринять слово, то и тема не будет усвоена на должном уровне, что не менее важно как для школьников, так и для студентов. Поэтому фонетический анализ текста способствует устранению всех недопониманий и конкретизации основного смысла.
Фонетический разбор слова минимизирует возникновение в тексте грамматических ошибок. Фонетика является частью языка, поэтому нацелена на совершенствование соответствующих умений. Произношение способно искажать правильное написание слов, поэтому важно владеть всеми азами языковых норм: правила письменной речи и устная речь могут кардинально разниться. Чтобы восстановить этот баланс важно разбираться в буквах и звуках, знать фонетические особенности отдельных букв (какие звуки способно давать и в каких случаях и пр.) и т.д.
Фонетический анализ слова также способствует совершенствованию текста и упрощению его читабельности. В данном сегменте методика фонетики облегчает чтение и восприятие. Ее миссия – подобрать простую и понятную комбинацию слов, не вызывающую сложностей в процессе изучения и понимания, усвоения материала. Чаще всего данная методика применяется при подготовке учебных пособий и научной литературы с целью упрощения при подаче информации пользователю. Согласитесь, что трудновыговариваемые фразы плохо запоминаются, с трудом понимаются читателями. Фонетический анализ слова позволяет выделить проблемные участки текста и подобрать достойную альтернативу.
Таким образом, фонетический анализ слов и текста является основополагающим принципом для повышения степени понимания и усвоения материала, содействующим конкретизации смысла и сути поданной информации и повышению уровня грамотности автора или пользователя. Он позволяет развить орфографическую зоркость, бдительность и внимательность индивида.
По статистике, более 90% правил русского языка основывается на фонематическом анализе текста, а это значит, что при владении «искусством фонетики» можно в разы сократить корректировку и доработку любой курсовой, дипломной или научной работы!
Ключевые правила и общая схема проведения фонетического анализа слова
Важно отметить, что фонетический анализ слова и фонетический анализ текста – немного разные категории, но основанные на одном (схожем) алгоритме и принципе – звуковая оценка.
Для проведения фонетического анализа каждой словесной единицы или работы в целом потребуется:
- Знание правил русского языка и фонетических азов.
Важно различать категории «буква» и «звук», «правописание» и «произношение», а также уметь корректно записывать обозначение каждого звука с помощью специальной транскрипции.
Под транскрипцией слова понимают перевод буквенного состава в звуковой, то есть происходит переход от письменной речи к устной (как произносится слово, как оно слышится, какие звуки содержит и пр.). В этом и есть ключевая особенность фонетического разбора – перевод письменной речи в устную с выявлением особенностей, сходств и отличий (в написании и произношении).
Для транскрипции также необходимо знать обозначение звуков и порядок их отражения в виде специальной техники: заключение звуков в скобки, дополнительные символы (смягчение, ударение и пр.) и т.д.
- Владение ключевыми категориями фонематического анализа.
В данном русле существуют свои правила и критерии оценки текста, его составных единиц. Поэтому эксперт или «аналитик» должен хорошо владеть буквенным составом (как минимум знать алфавит), правила написания слов и текста (правописание: проверочные схемы, словарные слова и пр.), знать варианты «звукоподачи» (какие буквы, при каких условиях на какие звуки разлагаются и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Проведение фонетического разбора и анализа слова можно представить в виде простейшей схемы:
- Для начала необходимо правильно и грамотно записать слово – без ошибок, описок и прочих неурядиц. Если есть сомнения, лучше переспросить у педагога/наставника, обратиться за помощью к орфографическим словарям и пр. Важно убедиться, что запись произведена корректно и верно, в противном случае дальнейшие действия будут также ошибочными.
- Далее следует правильно поставить ударение в слове, чтобы выделить ударный звук и приступить к анализу слова. Согласно правилам русского языка в одном слове должно быть одно ударение, но в некоторых случаях допускается двоякое произношение терминов, тогда придется делать «двойной» фонетический разбор (разобрать каждый вариант).
- Затем необходимо разделить слово на слоги.
- Записать транскрипцию слова. Данный этап разбивается на несколько дополнительных действий: сначала можно записать каждую букву и соответствующий ей звук (согласно произношению слова). Затем сформировать полную транскрипцию (звуковую комбинацию) всего слова в единой схеме.
Запомните ключевые правила транскрипции: каждый звук записывается строго по звучанию и может давать, как один так и два звука (в зависимости от сочетания), звуки заключаются в квадратные скобки, мягкий и твердый знак не имеют самостоятельного звука и призваны смягчить/утвердить звук и пр.
- По результатам формирования транскрипции важно констатировать количество бук и количество звуков, их характер (гласный/согласный, глухой/звонкий, твердый/мягкий и пр.). Данные категории нельзя путать: соотношение букв и звуков может разниться!
- В случае несоответствия звука и букв важно отметить данный нюанс, при необходимости разъяснить его.
Специфика проведения фонетического анализа слова проявляется в следующих моментах:
- Все звуки принято делить на гласные и согласные каждая из указанных групп обладает своей спецификой. В частности, согласные могут быть звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, а гласные – ударными и безударными. Роль каждого из них зависит от места расположения: в одном случае звуки смягчаются, в другом – твердеют и пр.
- Не все буквы могут давать аналогичный и привычный звук, присутствовать в транскрипции в прямом виде. В частности, вы никогда не найдете в звуковой записи е, ё, я, ю, так как они всегда мягкие и дают «двойной звук».
- Некоторые буквы подлежат звуковой замене при произношении. Например, буква И в слогах жи/ши дает звук [ы] и пр.
- В случае разбора слова с удвоенными согласными, не придется отдельно разбирать каждую букву. Достаточно в транскрипции поставить «символ удлинения» в виде двоеточия. Например, слово теннис – [тэн:ис]. В некоторых случаях двойные согласные могут давать одинарный звук, поэтому важно вслушиваться в произношение слова и его особенности.
- Некоторые буквы могут и вовсе не давать звука, поэтому будут отсутствовать в транскрипции (здесь заметно отличие количества бук в правописании и звуков при фонетическом разборе). Например, слово солнце – [сонц’э].
Таким образом, для проведения фонетического анализа слова важно тотально владеть орфографическими и звуковыми навыками, отличать буквы от звуков и знать правила их соотношения, оценивания. Притом немаловажную роль в фонетике играет именно корректность произношения и слух: как человек произносит слово (правильно ли ставит ударение, говорит звуки и пр.) и как слышит его (какие звуки он слышит и пр.). Поэтому фонетический анализ слова можно представить как уникальный тандем грамотности и воспроизводимости текста, сочетания устной и письменной речи.
Ключевые правила и общая схема проведения фонетического анализа текста
Фонетический анализ текста проходит несколько иначе и не требует столь жесткого разбора. В данном случае исследователю не придется записывать транскрипцию каждого слова. Миссия фонетического разбора текста в целом состоит в упрощении его чтения и понимания путем грамотного подбора слов, которые будут легко, корректно и красиво сочетаться.
В данном случае схема проведения фонетического анализа материала сводится к следующим действиям:
- Ознакомиться с произведением и выделить трудночитаемые или трудно воспринимаемые на слух моменты. Чаще всего на данном этапе выделяют слова, в составе которых наблюдается последовательное употребление нескольких согласных ил гласных, длинные конструкции, профессионализмы, сложные сочетания, категории иноязычного плана (перешедшие в обиход из другого языка) и пр. Главное – показать трудность и ее проявление: чтение, понимание, произношение и пр.
- Проанализировать трудно выговариваемые и трудно воспринимаемые моменты и выделить, в чем именно заключается сложность. Данный анализ позволит определить необходимость преобразований, а также предопределит альтернативные пути разрешения ситуации.
На втором этапе фонетического анализа текста важно не просто изучить сложности, но и понять: как они сочетаются с жанром и видом произведения, допустимы ли изменения и пр.
- Поиск решений, корректура и редактура. Если нюансы заметны в отношении фразеологизмов или профессиональных терминов, то придется либо оставить все как есть, либо подобрать подходящий по смыслу и жанру синоним, пересмотреть формулировку предложения или фрагмента текста. В данном случае внесение изменения будет сопровождаться коррективами и повторной проверкой на уникальность, нормоконтроль и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Фонетический анализ текста учитывает следующие основные принципы.
Принцип №1. Корректность и смысловая нагрузка. Любое изменение слова, предложения не должны подвергать искажению изначальный замысел текста. Суть высказывания остается прежней, но обретает лишь иной внешний вид.
Принцип №2. Легкость и простота изучения и восприятия. Если в ходе фонетического анализа были выявлены сложности в части изучения материала (трудно выговорить текст или непонятные термины), то важно подобрать простую и достойную замену, которая впишется в контекст и внесет ясности, не вызовет сомнений у читателей и экспертов.
Принцип №3. Созвучность. Данный параметр означает, что трудные моменты будут ликвидированы однозначными по смыслу фразами или конструкциями, которые будут простыми в произношении, а сочетание новоподобранной фразы не будет пререкаться с общим контекстом. То есть аргументация, суть останутся прежними, а новый «внешний облик» будет иным — более мягким. Обратите внимание, что одна и та же буква в разных сочетаниях (словах, слогах) может произноситься и восприниматься по-разному. Важно подобрать такую комбинацию, которая будет удобна пользователю во всех смыслах.
Принцип №4. Жанровая принадлежность. Фонетический анализ помогает устранить недостатки в работе, сохранив при этом авторскую позицию и стиль изложения информации.
Кто и когда пользуется фонетическим анализом слова или текста?
Фонетический анализ слов и текста крайне редко востребован среди студентов. Чаще всего с необходимостью его реализации сталкиваются лишь тогда, когда освоение этого навыка предусмотрено учебной программой или специализацией: педагогика, лингвистика, переводоведение и пр. То есть в 90% случаев изучают и оттачивают навыки по проведению фонетического разбора слов/материалов студенты педагогических, лингвистических, логопедических профессий, где язык – основной инструмент работы, а владение им важно на всех уровнях.
Студенческие работы и исследования не подвергаются тотальному фонетическому анализу. Данная мера реализуется сугубо по инициативе автора. Притом чаще всего данный вид анализа проводится им самостоятельно с учетом уровня его подготовки. Но некоторые научные работы, художественные произведения в обязательном порядке исследуют данным способом для упрощения подачи информации с ориентацией на целевую аудиторию, ее особенности, потребности и пр.
Как Вы уже поняли в самом начале нашей статьи, проводить данный вид «языковых исследований» может каждый желающий – от школьника до студента, квалифицированного специалиста. Разница результатов данного мероприятия будет заметна лишь в качестве итогов и зависеть от квалификации аналитика, его внимательности, словарного запаса и пр. Но лучше всего доверять столь важную миссию опытным и компетентным специалистам языковой и научной среды.
Студенческие работы не подлежат обязательной фонетической проверке. Данная мера выполняется каждым автором «автоматически» при подготовке текста, когда он перечитывает подготовленную рукопись или сдает ее на проверку научному руководителю, проходит нормоконтроль. Замечали ли вы, что в некоторых случаях кураторы просят перефразировать текст, изменить выражение отдельных фраз или словосочетаний. Чаще всего данная необходимость возникает на фоне смысловой некорректности или фонетического дисбаланса.
Научные работы также не подвергаются обязательной проверке в рамках фонетики, но каждый автор заинтересован в грамотной, связной подаче информации. Поэтому также проводит фонетический анализ самостоятельно в меру своих возможностей.
Перед публикацией научных статей и работ в серьёзных изданиях перед защитой (особенно перед Диссоветом или в рамках международных конференций и пр.) проект проходит все стадии проверки: начиная от смысловой, логической и заканчивая технической, фонетической и научной. В этом случае при выявлении нестыковок и нюансов материал возвращается автору на доработку или направляется на изменение к профессионалам, «мастерам пера» — корректорам, редакторам, лингвистам и филологам и пр.
Конечно же, результаты фонетического разбора слов и текста, а также предлагаемые коррективы со стороны дипломированных и опытных специалистов будут обоснованными, грамотными, облегчающими изучение и восприятие произведения. Но данные услуги чаще всего оказываются на платной основе и пользуются спросом лишь в узком кругу (среди писателей, поэтов и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы Disshelp по проведению фонетического анализа слов и текста
В большинстве случаев фонетический анализ текста проводится на интуитивном уровне и неформально (в рамках общей комплексной проверки материалов перед защитой или публикацией).
Перед тем как приступить к аналитической мысли в рамках фонетики, важно убедиться, что слово записано правильно. Поэтому не стесняйтесь, не бойтесь и не отклоняйтесь от использования орфографических словарей. Если есть малейшие сомнения относительно правописания. Важно их развеять и убедиться в правильности отражения.
Тщательно проверяйте фонетический разбор слова. Сегодня это можно сделать с помощью специальных сервисов онлайн-программ, массы учебников и пр. Учитывайте все правила фонетического разбора (для этого важно хорошо владеть правилами русского языка и пр.). Как гласит народная мудрость: доверяй, но проверяй.
Если самостоятельно определить или ликвидировать «фонетические неурядицы» не удается, то лучше всего обратиться за помощью к научному руководителю или квалифицированным специалистам в области языкознания: лингвистам, корректорам, редакторам, филологам, преподавателям русского языка и пр.
Поверьте, читать простой, понятный и аргументированный текст (научный, художественный или любой другой) намного легче и приятнее. Поэтому не стоит пренебрегать его анализом и проверкой, корректурой и редактурой. Ведь все эти действия помогают автору повысить качество исследования и заработать достойную репутацию в соответствующих кругах.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!