Разработка фонда оценочных средств (ФОС) по программе обучения согласно новым ФГОС

С переходом на новые стандарты обучения происходит параллельная корректировка все элементов учебного процесса: начиная от состава образовательных программ, способов их реализации и заканчивая правилами оценивания учебных, профессиональных и иных результатов студентов в рамках освоенного курса. Сегодня мы расскажем о таком составном элементе учебного процесса, как Фонд оценочных средств (сокращенно ФОС).

Разработка фонда оценочных средств (ФОС) по программе обучения согласно новым ФГОС
С переходом на новые стандарты обучения происходит параллельная корректировка все элементов учебного процесса: начиная от состава образовательных программ, способов их реализации и заканчивая правилами оценивания учебных, профессиональных и иных результатов студентов в рамках освоенного курса. Сегодня мы расскажем о таком составном элементе учебного процесса, как Фонд оценочных средств (сокращенно ФОС).

Что такое ФОС?

Учебный процесс предполагает обретение конкретных знаний и навыков. Одним из важнейших этапов определения качества подготовки студента, степени освоения им соответствующей профессиональной программы является прохождение всевозможных контрольных рубежей и аттестаций. Данный мероприятия проходят не спонтанно. Они подлежат тщательному планированию и позволяют определить сильные и слабые стороны студента, уровень его подготовки (какие знания приобрел, какие темы освоил лучше или хуже, какие проблемы наблюдаются и пр.).

Все виды аттестаций объединены в такой категории, как фонд оценочных средств (ФОС). Под ним понимают набор заданий, призванных оценить все стороны подготовки учащегося, степень соответствия его знаний и умений согласно намеченным планам и пр.

Миссия ФОС
Миссия ФОС

В зависимости от того, на какой стадии ив рамках какого поля проводится организация и проведение ФОС, можно выделить следующие его подвиды:

  • По принадлежности к дисциплине или направлению: по предметный (в рамках каждой отдельно стоящей дисциплины согласно образовательной программе и учебному плану), тематический или общий (в рамках конкретно освоенной темы или всего курса/предмета);
  • По характеру знаний и навыков: профессиональный (оценка сугубо профессиональных качеств и знаний в рамках реализованной программы или ее части), метапредметный (оценка межпредметных знаний и навыков), личностные (какие индивидуальные качества были развиты студентом в процессе обучения), креативные или творческие и пр.;
  • По виду контроля знаний: текущий ФОС (проводимый в рамках освоенных тем или модулей), промежуточный контроль (во время обучения в виде контрольных, самостоятельных работ или сессии), итоговый (государственная аттестация выпускника).

ФОС выполняет не просто оценочную функцию. Он позволяет провести четкую линию между заявленной программой и профессиональными качествами индивида, соответствия утвержденных параметров государственным стандартам и требованиям отрасли/работодателей, определить проблемы образования (сложность программы, ее соответствие реалиям, с какими проблемами сталкиваются студенты в процессе обучения, достоинства и недостатки текущих планов и пр.).

Таким образом, ФОС призван констатировать не только уровень подготовки студента или выпускника, но и общее качество образования в рамках любой ступени, соответствие заявленных качеств и обретаемых, достаточность наполнения профиля предметами и отдельными видами заданий для развития профессионалов, соответствие образовательных программ требованиям ФГОС.

Обратите внимание, что ФОС является частью учебной программы по каждому предмету отдельно и составным элементом всей (общей) образовательной программы в вузе (специальности).

Из чего состоит ФОС в вузе?

Фонд оценочных средств в учебном заведении (как в вузе, так и в СПО или школе) состоит из конкретного набора заданий устного и/или письменного характера, призванных установить степень овладения пройденной программой. Данная часть будет также включать систему оценивания каждого задания для выведения итоговой отметки, характеризующей не просто успеваемость учащегося, но и качество его образования, сильные и слабые стороны и пр.

Из чего складывается ФОС?
Из чего складывается ФОС?

В составе фонда оценочных средств могут присутствовать самые разные виды контроля знаний студентов:

  • Устные опросы. Для их проведения формируются список экзаменационных вопросов или вопросов по контролю/самоконтролю;
  • Тестирования;
  • Письменные работы: самостоятельные работы, контрольные работы, курсовые работы, проверочные работы, отчеты по практике, отчеты по НИР и пр. Притом они могут реализовываться непосредственно на паре или в рамках «заочного формата» (когда студент выполняет предоставленный ему пакет заданий и после защищает соответствующий документ).

Обязательным моментом в пакете ФОС является наличие оценочной шкалы и критериев оценки, которые позволят соотнести заявленным ответ или проект с намеченными программой планами, развитием отдельных навыков и качеств, определением проблемных зон студента, программы в целом и вывести учащемуся заслуженный им вердикт-результат.

На основе проведения контрольно-оценочных действий на каждом этапе обучения педагог может скорректировать текущую учебную деятельность с акцентом на слабые зоны, проблемные участки (темы, задания и пр.) для наилучшей подготовки, повышения качества образования и уровня работоспособности молодого специалиста.

Как правило, ФОС действует в отношении письменных проектов, а также зачетов и экзаменов всех видов. Они разрабатываются с учетом общего направления подготовки и особенностей осваиваемой дисциплины. Как правило, в рамках каждого аттестационного или проверочного рубежа присутствует теоретическая и практическая часть: устные вопросы или теоретическое описание отдельных моментов в рамках пройденного модуля/курса, а также практическая – выполнение отдельных заданий (задачи, анализ данных и пр.).

В любом случае ФОС будут затрагивать все аспекты обучения: владение теорией, практика, профессиональные и личностные качества, предметные и междисциплинарные навыки и пр.

Миссия фонда оценочных средств определить общий уровень подготовки студента в рамках освоенной части или образовательной программы в целом.

Обратите внимание, что контрольно-оценочные материалы должны затрагивать пройденную часть согласно плану обучения, а критерии оценки – определять степень их освоения и общее, всестороннее развитие студента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности разработки ФОС по дисциплине

Каждая дисциплина в рамках осваиваемой степени и программы в целом должна принести определенную пользу, вклад в становление личности, специалиста. Для оценки качественного состава (тем, задания и пр.), а также качества образования студентов и выпускников, соответствия обретенных ими знаний и умений реалиям, требованиям рынка труда, важно оперативно соотносить планы и получаемые результаты.

Разработка ФОС учитывает его место в учебном процессе (то есть когда он будет реализован), состав освоенных тем или предметов (попредметный или междисциплинарный контроль), вид учебной деятельности (аудиторная работа, практика, НИР и пр.).

Несмотря на то, что ФОС является составной частью образовательной программы в целом, он оформляется в виде отдельного пакета документов по каждому предмету. В рамках специальности он описывается в общих чертах с указанием видов контрольно-измерительной деятельности: опрос, тестирование, контрольная работа, зачет или экзамен и пр.

Особенности ФОС по дисциплине

Вид проверки Характер КОС Оценивание
Входной контроль Устный

Письменный

Тестовый

Очный или дистанционный

Сравнение студентов между собой, выделение сильных и слабых
Текущий контроль На основе пройденной части или программы, самый частый вид проверки в течение семестра (опрос, КСР, НИР)
Промежуточный контроль На основе пройденного модуля/курса, в конце семестра + цель программы, ФГОС
Итоговый контроль По всей программе/дисциплине с учетом ее миссии + ФГОС

Фонд оценочных средств представляет собой целый комплекс контрольно-измерительных материалов, подходов, процедур, методических рекомендаций, нацеленных на определение уровня компетентности учащегося на каждом этапе обучения. Поэтому принято выделять следующие виды контроля:

  • Входной, призванный установить текущий уровень подготовки слушателя;
  • Текущий – в ходе обучения для определения степени усвоения пройденного материала;
  • Промежуточный – в конце модуля/семестра, предстает в виде зачетов и экзаменов;
  • Итоговый – проводится раз в год с целью определения возможностей по переходу на следующий уровень обучения (курс), а также для оценки общей подготовки новоиспеченного специалиста по мере прохождения всей образовательной программы в рамках выбранной ступени (ГОСы, защита дипломной работы и пр.).

Фактически, ФОС регламентируют процесс проведения любой проверки учащегося, начиная от проработки заданий и заканчивая организационными моментами (время на выполнение заданий, способ оформления и сдачи материалов, порядок оценивания и пр.).

Разработка ФОС должна учитывать массу факторов:

  • Вид оценочной деятельности: попредметный, практический (например, результат прохождения практики), промежуточный (в рамках каждой дисциплины), итоговый и пр.;
  • Образовательная программа и ее цели, ступень образования. Состав: какие дисциплины и в каком объеме входят в учебный процесс, распределение дисциплин на общие, базовые, вариативные и пр., роль каждого предмета в становлении дипломанта и пр.;
  • Требования ФГОС и ГОСТ к составу программ, качеству подготовки выпускников: чему должна учить специальность, какие знания и навыки должен обрести специалист, общие компетенции попредметного плана (чему должна научить каждая дисциплина и пр.);
  • Способы определения уровня подготовки студентов: формат контроля (устный или письменный, тестирование, онлайн-проверка или очные приемы), количество задания по проверке, вид проверки (вопросы для самоконтроля или проверка домашнего задания на занятии, устный опрос, письменная работа, КСР или тест и пр.);
  • Частота проведения контрольных мероприятий, сроки их проведения, количество заданий и пр.;
  • Возможности и способности студентов, их предрасположенность к отдельным предметам, заданиям и пр.;
  • Правила оценивания: шкала измерения, критерии соотнесения ответа со шалой, порядок выведения общей оценки в рамках контроля, соотношение знаний студента с требованиями ФГОС, определение проблемных зон и необходимость корректировки учебной программы/процесса и пр.
Структура и содержание ФОС
Структура и содержание ФОС

В структуре пакета ФОС будут присутствовать следующие элементы:

  • Титульный лист, подчеркивающий предназначение документа (по какой предмету и на каких этапах освоения будет реализован), кто будет проводить контроль знаний, по какой специальности или дисциплине/курсу и пр.;
  • Содержание и паспорт контрольно-оценочных средств (сокращенно КОС) с констатацией видов проверочных действий, их предназначения и места в учебном процессе, список или комплект заданий для проверки уровня подготовки учащихся (с учетом специальности, этапа освоения и пр.);
  • Результаты освоения программы с акцентом на подлежащие оценке компетенции и знания студентов: какие знания должны быть получены, какие навыки развиты, основа обучения (что содействует развитию каждого навыка) и пр. В данном случае важно выделить цель освоения предмета/модуля в рамках общей образовательной программы;
  • Критерии и методы оценивания результатов обучения студентов: шкала оценивания, правила оценивания, порядок выведения обоснованной оценки по результатам обучения и изучения предмета/курса, правила соотношения текущих компетенций студента с требованиями ФГОС и пр.;
  • Организационные аспекты: частота реализации ФОС и КОС, допускается примерное календарное планирование контрольных рубежей с учетом выделенных академических часов, глубины погружения в предмет, роли и места дисциплины в составе специальности, список литературы для студентов (самоизучение, домашнее задание и пр.) и пр.;
  • Приложения.

Таким образом, разработка ФОС будет предусматривать все существенные аспекты по оценке учебных, научных, профессиональных и иных достижений студентов в рамках осваиваемой ими специальности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обратите внимание, что разработка и реализация ФОС по дисциплине будет строго ограничена конкретной дисциплинарной областью, ее местом в специальности, объемом пройденных материалов и материалами для самоизучения, ожидаемыми результатами.

Фонд оценочных средств – это не просто список контрольно-измерительных материалов, но и методические рекомендации по их проведению, оцениванию и пр. То есть ФОС и КОС взаимосвязаны и не мыслимы друг без друга.

Специфика разработки ФОС для промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная и итоговая аттестация призваны определить степень овладения знаниями и умениями в рамках предмета и программы в целом по мере изучения всего заявленного комплекса: то есть по результатам семестра или учебного года, всего курса. В данном случае будут оцениваться общие моменты и компетенции учащегося, которые он должен был обрести согласно намеченному плану.

Содержание ФОС и КОС
Содержание ФОС и КОС

Разработка ФОС для промежуточной или итоговой аттестации сводится к проработке контроля комбинированного типа, который включат в себя:

  • Устные вопросы с целью определения понимания и владения предметом, отдельными терминами и походами, приемами по отдельному предмету или в рамках образовательной программы (профессиональные компетенции);
  • Прикладные задания: задачи, тесты, кейсы, НИР и ОКР, чертежи и схемы, расчеты, анализ данных и пр. Их выполнение позволяет определить сугубо практический уровень подготовки: какие навыки обрел студент, как они соотносятся с осваиваемой профессией и их место в профессиональной жизни, соответствие требований ФГОС и текущих навыков, умение пользоваться полученным багажом знаний и пр.

В составе ФОС для промежуточной или итоговой аттестации будут присутствовать аналогичные разделы (описанные в предыдущем разделе).

Особенностью разработки фонда оценочных средств для промежуточной аттестации заключается в том, что экзаменатору предстоит оценить как степень овладения всей пройденной программы в рамках предмета, так и обретенными в ходе ее постижения навыками в рамках специальности (какие навыки соотносимы с профессиональной деятельностью новоиспеченного специалиста, степень их соответствия реалиям и пр.).

ФОС для итоговой аттестации призвано оценить наличие минимальных или наиболее полных компетенций выпускника, степень освоения всей образовательной программы в рамках действующей ступени: соответствие его знаний и навыков требованиям ФГОС, работодателей, умение решать профессиональные задачи и пользоваться полученным багажом знаний и пр.

Обратите внимание, что ФОС по промежуточной и итоговой аттестации будет учитывать все ключевые аспекты обучения студента: формат подготовки, уровень сложности программы (ступень), время на проведение испытания, состав экзаменационного билета, критерии оценки полномочий студента с текущей подготовкой, правилам ГОСТ, требованиями рынка труда и пр. Проработка данного пакета документов носит общий характер, ориентируясь на специфику профессиональной деятельности выпускника, тематический состав освоенных предметов и пр.

Все материалы ФОС для определения промежуточной и итоговой готовности специалиста будут учитывать состав образовательной программы и требования ФГОС в рамках специальности. За его пределы они не выходят.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Общая схема проектирования, планирования и реализации ФОС в вузе и колледже

Фонд оценочных средств действует в рамках каждой образовательной программы на всех уровнях образования на попредметной нише. То есть учащиеся будут проходить контроль в рамках каждой осваиваемой дисциплины, а также общий контроль по мере постижения всей программы. Данная участь неизбежна и обязательна для каждого школьника, студента, аспиранта и пр. Поэтом разработка и реализация ФОС производится в системе образования повсеместно.

Этапы разработки ФОС
Этапы разработки ФОС

Порядок проектирования и внедрения контрольно-измерительных моментов идентичен, как в вузе, так и в колледже. Классическая схема разработки ФОС выглядит следующим образом:

  1. Анализ образовательной программы, направления подготовки и действующей образовательной программы: набор дисциплин, их роль в развитии специалиста и пр.;
  2. Анализ требования ФГОС к составу образовательной программы и каждой дисциплине: чему должны научиться студенты, формат и вид занятий и пр.;
  3. Анализ попредметного характера: темы, модули, задания для аудиторной работы, задания для самоизучения, письменные проекты, календарный план обучения (количество общих часов, на лекции и семинары, общее количество допустимых КСР и письменных проектов, сессий, включение дисциплины в состав итоговой аттестации и пр.);
  4. Проработка заданий для каждого занятия с вынесением заданий на проверку знаний: входной и текущий контроль, плановые и внеплановые проверки, устные вопросы и письменные задания по темам/модулям/итогам семестра с акцентом на ФГОС и пр.;
  5. Порядок оценивания результатов обучения студентов в рамках дисциплины/общего курса/всей программы: верные ответы (в кратком и емком виде) на все задания, сопоставление ответов испытуемых с целью изучения программы (дисциплины/специальности), критерии выведения итоговой отметки (объем знаний и баллы или соответствующая им оценка, количество ошибок или огрех в ответе, оценка профессиональных и личностных компетенций и качеств и пр.);
  6. Учет организационных моментов: частота проведения контрольно-измерительных мероприятий, их продолжительность, количество вопросов и заданий, охват аудитории (вся группа, выборка из группы, устный или письменный формат и пр.).

Разработкой ФОС занимаются преподаватели-предметники (в рамках подведомственной им дисциплины), а также методисты и администрация вуза (в отношении развития образовательных программ, их корректировки, внедрения новых направлений подготовки и пр.).

Все они проходят стадии анализа и проверки на педсовете или специальном совете в деканате/кафедре, согласование и утверждение. Только после утверждения всех планов и ФОС происходит их внедрение на практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Услуги Disshelp по разработке ФОС

Даже самый опытный педагог может столкнуться с целым рядом проблем при разработке ФОС. В последнее время в системе профессионального образования часто происходят перемены, порождающие необходимость пересмотра состава образовательных программ, критериев и способов оценивания, изменения учебных планов и ФОС. Изучение новшеств требует времени и сил, а высокая рабочая нагрузка может помешать данному процессу. В этом случае на выручку вузам и колледжам, администрации и педагогам спешит команда Disshelp.

Специалисты ОЦ Дисхелп готовы взять на себя весьма ответственную и важную миссию по разработке фонда оценочных средств по:

  • Всем ступеням образования;
  • Видам образовательных программ с учетом их особенностей, характера, дисциплинарного набора и намеченных профессиональных компетенций и качеств (чему должны научиться студенты);
  • Всем заявленным в составе обучения дисциплинам с учетом их важности и роли в становлении дипломанта, тематического набора и состава, видов контроля знаний и пр.

Эксперты Disshelp полагаются только на требования ФГОС, ГОСТ к составу образовательных программ, методические рекомендации от Минобрнауки по разработке ФОС и КОС (по каждой дисциплине, специальности, ступени образования и пр.), предоставленные материалы от заказчика (учебный план, календарный план, общие сведения о специальности, требования вуза и пр.).

Перечень услуг Disshelp по разработке ФОС
Перечень услуг Disshelp по разработке ФОС

Услуги Дисхелп по разработке ФОС включают в себя:

  • Консультирование клиентов по части проектирования и разработки образовательных программ, оценочных материалов, критериев оценки полученных знаний и качества образования;
  • Анализ попредметного и тематического состава в рамках программы обучения, сопоставление тем и намеченными целями и проработка заданий для практической работы студентов, их текущей/промежуточной и итоговой аттестации;
  • Анализ требований ФГОС, цели и состава образовательных программ и разработка на их основе контрольно-измерительных материалов для проверки уровня подготовки студентов: п завершении темы или модуля, семестра или учебного года, программы в целом и пр.;
  • Разработку методических рекомендаций по проведению оценки уровня подготовки студентов согласно ГОСТ, требованиям работодателей, цели специальности;
  • Учет индивидуальных особенностей программы: какие профессиональные качества развивает, личностные и междисциплинарные навыки, таланты и способности и пр.;
  • Проработка организационных и методических аспектов: раздаточный материал, набор заданий (вопросы и задачи, тесты и пр.), продолжительность и формат проведения контроля знаний (опрос на занятии, зачет или экзамен, КСР или письменная работа и пр.);
  • Вычитка, корректура, ФОС и КОС, образовательных программ и приведение их в вид (оформление), соответствующий общим правилам и требованиям клиента.

Команда Disshelp гарантирует разработку качественных и всесторонне оценивающих программ, наборов ФОС и КОС, соответствующих цели обучения студентов и действующим законодательным нормам, регламентам.

Разработка фонда оценочных средств (ФОС) по программе обучения согласно новым ФГОС


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!