Освоение любой специальности предполагает постижение целого набора дисциплин, при том нередко они захватывают самые разные (с первого взгляда несочетаемые) научные области. Погружение в каждый предмет предполагает изучение теоретических материалов, а также развитие соответствующих навыков. При том для более глубокого осмысления и понимания предмета, определения его роли в профессиональной жизни, развития соответствующих умений необходимо тренироваться на выполнении соответствующих заданий.
Одним из показателей освоения и корректного восприятия, применения пройденного курса является успеваемость студента. Она складывается посредством оценочной деятельности: педагог оценивает работу учащегося на занятии, а также проводит аттестацию в различных формах: контрольная или самостоятельная работа, опрос, тестирование, зачет или экзамен и пр. Все варианты оценки познаний и навыков студента относятся к категории «контрольно-оценочные средства».
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Контрольно-оценочные средства (сокращенно КОС) представляют собой комплекс заданий, преследующих определенную цель:
- Определить степень усвоения пройденного материала по теме, модулю или дисциплине в целом;
- Выяснить проблемные места в рамках погружения в дисциплину или отдельный модель/тему среди учащихся;
- Определить необходимость корректировки учебного процесса с целью устранению пробелов в знаниях, закрепления пройденного материала и пр.
КОС позволяют оценить знания студента в процессе обучения (то есть в ходе учебного процесса), а также диагностировать наработанные компетенции в рамках соответствующей дисциплины или научной области.
Контрольно-оценочные средства присутствуют в любой образовательной программе с акцентом на каждый осваиваемый предмет независимо от ступени образования, характера специальности и пр.
На основе использования КОС происходит определение достижений студентов с учетом намеченных целей изучения предмета (в рамках конкретной специальности), а также возможности по совершенствованию программы в целом или план-конспекта занятий.
Применение пакета контрольно-оценочных средств можно проходить в письменной и устной форме в самых разных вариациях. В зависимости от этапа, на котором принято решение оценить знания учащихся, можно выделить следующие варианты: опрос, КСР, тестирование, подготовка письменных работ (курсовая, научно-исследовательская работа, реферат или доклад и пр.). Указанные варианты констатация уровня подготовки студента предполагает выставление оценки в рамках пятибалльной шкалы.
Если педагог намерен оценить достижения учащегося по мере завершения модуля или дисциплины в целом, то в этом случае проводится промежуточная аттестация в форме зачета или экзамена.
Обратите внимание, что любая специальность, образовательная программа будет учитывать требования ФГОС и подлежать тщательному планированию, где будут присутствовать и КОС, вписывающиеся в общий состав предмета и тематическое планирование каждого из них.
Таким образом, контрольно-оценочные средства представляют собой набор заданий для определения уровня и качества подготовки студента. В первую очередь определяется именно качественная сторона обучения: что узнал, запомнил, насколько разобрался в теме/предмете, какие навыки выработал и пр.
Из чего состоит КОС?
Набор контрольно-оценочных средств зависит от массы факторов:
- Общей программы обучения и требований ФГОС: по какой специальности обучается студент и какие предметы включены в ее состав, какие минимальные знания и навыки должны быть обретены учащимся и пр.;
- Тематического планирования каждого предмета: какие темы будет изучать учащийся, в какой последовательности, глубина погружения в каждую из них, какие навыки будут обретены на каждом этапе погружения и пр.;
- Уровень подготовки и требовательность педагога, его профессиональные и творческие способности: подход к студенту, разнообразие занятий, использование современных технологий (средства мультимедии, раздаточный материал и пр.);
- Характер пройденного курса/модуля и соответствующие им варианты оценки: задачи, кейсы, письменные работы и доклады, устные вопросы, дискуссия и пр.
Пакет контрольно-оценочных средств будет включать в себя, как минимум два блока материалов. Первый – это непосредственно аттестационные задания с учетом освоенного объема материалов, а также параметры оценки (то есть шкала измерения, критерии и условия выставления отметки или подведения итогов).
Обратите внимание, что оба блока подлежат тотальному планированию с учетом требований ФГОС и ГОСТ, общему содержанию программы (специальности) и поурочному плану дисциплины. Это означает, что контрольно-оценочные средства будут затрагивать только включенный в план обучения темы и объем материалов. За указанные рамки они выходить не будут.
Таким образом, КОС призваны определить качество образовательной программы и качество подготовки студента по ней. На основе реализации данного пакета проводится контроль и управление учебным процессом, сопоставление цели изучения дисциплины и полученных результатов, обеспечение соответствия знаний и умений необходимым компетенциям для профессиональной деятельности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чем отличается КОС от ФОС?
Фонд оценочных средств и контрольно-оценочные средства студенты нередко путают. Данные категории взаимосвязаны и существовать друг без друга в целом не могут, но в то же время они кардинально отличаются друг от друга.
ФОС является общим комплексом по проверке качества подготовки студента и степени освоения пройденного материала (его части или всего курса). Он предполагает определение цели проверки, частоты ее проведения, порядок организации и реализации, а также КОСы и КИМы (контрольно-измерительные материалы).
ФОС |
КОС |
Устанавливает цели и задачи для проведения всех видов контроля в учебной деятельности |
Реализует намеченную цель и задачи |
Регламентирует порядок проведения контроля знаний и навыков |
Реализует намеченный алгоритм и схему оценки знаний и компетенций |
Определяет частоту и формат проведения аттестаций формально |
Проводит описанные методы и формы аттестации на практике |
Устанавливает правила оценивания студентов |
Применяет описанные подходы и методы по определению успехов и достижений учащихся, сопоставляет их с целями дисциплины и целями специальности |
Является частью общей и рабочей образовательной программы |
Является частью ФОС в составе рабочей и общей программы обучения |
Структура: титульный лист, паспорт, рабочие программы, КОС, критерии оценки, рекомендации и выводы |
Структура: частота и способы контроля, список заданий и вопросов для проверки уровня подготовки студентов по дисциплинам или пройденным темам/модулям |
Цель: оценить общие знания и навыки студента в рамках пройденной программы/курса |
Цель: определить соответствие знаний и навыков специализации, необходимость корректировки текущего плана обучения (для ликвидации пробелов или закрепления материалов) |
Действует в рамках конкретной специальности |
Может реализовываться в рамках разных специальностей, но по одному и тому же предмету (если глубина погружения, тематически план совпадают) |
Разрабатывается для конкретной образовательной программы с учетом включенных в нее дисциплин, рабочих планов, календарного плана обучения и пр. Учитывает требования ГОСТ и ФГОС |
|
Подлежит тщательному планированию: частота проведения, объем заданий. Характер и сложность заданий |
Проанализировав выше представленную таблицу, можно сделать вывод, что КОС является обязательной и самой важной частью любой образовательной программы (независимо от ступени образования, характера специальности и пр.). Его миссия – непосредственная оценка знаний и компетенций студентов на всех этапах обучения. Порядок реализации аттестационных действий будет устанавливаться в общем пакете ФОС.
Таким образом, фонд оценочных средств представляет собой комбинацию из рабочих программ общее описание дисциплин (в рамках конкретной специальности), способов проверки уровня подготовки студента (текущий, промежуточный, итоговый контроль и пр.) и соответствующие им задания (с правильными ответами), параметры оценки и выведения конечного результата студента с сопоставлением требования ФГОС.
Именно ФОС и КОС фактически являются основой образовательной программы, где первый пакет подчеркивает специфику обучения студента, а второй – оценивает уровень его компетентности.
Порядок разработки контрольно-оценочных средств
Разработка КОС будет придерживаться классических принципов, действующих в образовательной среде. Наиболее важными из них выступают:
- Целенаправленность, то есть оцениваться будут конкретные единицы и параметры, объем знаний или навыки с учетом особенностей изучения и погружения в дисциплину, характера общего направления подготовки;
- Объективность. В данном случае предполагается, что оценивать достижения студента будет квалифицированный специалист, который лично знает учащегося, его успехи, возможности и таланты, а также владеет соответствующей программой (предметом);
- Своевременность. Данный принцип предполагает оперативное и уместное проведение оценки знаний и полномочий учащегося для корректировки, совершенствования дальнейших действий, учебного процесса и пр.;
- Валидность. Этот канон предполагает возможности применения КОС и ФОС не только в рамках одной конкретной программы, но и их реализацию в рамках смежных направлений, но строго по одной и той же дисциплине.
Контрольно-оценочные средства разрабатываются с учетом формата и вида аттестации студента, этапа его обучения в рамках каждой дисциплины.
Вид и формат КОС |
|||
Устный |
Письменный |
Дистанционный |
|
Текущий контроль | Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания |
Опрос | Самостоятельная работа (плановая или внеплановая) | Опрос (по видеосвязи) | |
Промежуточный контроль | Опрос | Контрольная работа | Контрольная работа |
Зачет | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | |
Реферат или доклад | Реферат или доклад, НИР | ||
НИР | Электронное тестирование | ||
Тест | Зачет | ||
Итоговый контроль | Зачет | ||
Зачет Экзамен |
Важно различать КОС по учебной дисциплине и КОС по профессиональному модулю. Первый вариант предполагает проведение текущего и промежуточного контроля знаний, а второй действует преимущественно в отношении узкоспециализированных или наиболее для будущего специалиста дисциплин (именно они воспитывают и развивают специалиста) – промежуточная или итоговая аттестация.
В составе КОС будут присутствовать следующие виды материалов:
- Простые задания для текущего контроля в рамках семинарских занятий или периодических (плановых) срезов: вопросы для проведения устного опроса, тестирование (с открытыми и закрытыми вопросами/заданиями), ситуационные задачи и пр.;
- Сложные или комплексные задания: ситуационные или многоэтапные практические задания (кейсы, аналитические задания, подготовка научно-исследовательских проектов, практические задания (лабораторные работы, отчеты по НИР и пр.)).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Пакеты КОС формируются с учетом вида аттестации: текущий, промежуточный контроль. В любом случае они будут содержать следующие документы:
- Методические рекомендации по проведению аттестации с учетом ее специфики и вида: инструкция, правила проведения, сроки проведения и пр.;
- Список заданий на каждый предусмотренный учебным и календарным планом проверочный этап. В данном случае будут присутствовать задания для проверки подготовки домашнего задания, вопросы для проверки подготовки студентов в рамках конкретной темы, вопросы и задания различного уровня сложности в рамках пройденного блока/модуля или дисциплины в целом;
- Правила оценки успехов, знаний и полномочий студентов: нормативы согласно ФГОС, цели темы/модуля/предмета в целом, образовательной программы, ключевые параметры, подвергаемые оценки (что именно нужно оценить);
- Инструкция по выведению итогового результата о качестве подготовки студента в рамках действующей системы (пятибалльная шкала или зачтено / не зачтено).
Формирование КОС и всех входящих в него заданий происходит с акцентом на следующие моменты:
- Предмет. В данном случае речь идет не о конкретной науке, а именно о конкретных знаниях и умениях: обязательное владение терминами, законами, основные навыки в рамках пройденного курса и пр. Важно оценить наличие минимальных компетенций по профилю;
- Объект. В качестве объекта следует понимать оценку умений по использованию полученных знаний и навыков, инструментария в профессиональной среде, достаточность компетенций. В этом случае оценивают процесс применения знаний и навыков (корректность, правильность, целесообразность, уместность), продукт (умственная деятельность студента, обоснованность действий);
- Организационные моменты: длительность аттестации, место и время проведения, условия проведения, разрешенные предметы и пр.;
- Форма проведения. В данном случае важно подобрать наиболее подходящий вариант аттестации: очный/заочный, устный или письменный, тестовый, дистанционный и пр. Притом для каждого варианта должны быть продуманы вышеописанные параметры и подобраны соответствующие материалы и задания;
- Метод оценки. В данном случае эксперт полагается на личный опыт и результаты вышеописанных пунктов: для теста достаточно сравнить текущие ответы с правильными, при опросе или письменном ответе – оценить знания и корректность ответов, объем и глубину пройденного курса и пр.;
- Показатели и критерии оценки. В данном случае важно выделить: требования по ФГОС и ФОС, нормативы, минимальные навыки в рамках пройденного объема материалов по дисциплине и программе в целом, наличие признаков понимания предмета и умения пользоваться полученным багажом.
- Задания для проверки материалов. В данном случае важно учесть что они должны быть комплексными, позволять оценивать общий уровень подготовки студента, а также развитие точечных (конкретных) знаний и компетенций в рамках определенного блока/темы/модуля или предмета, профессиональные, личностные и дисциплинарные полномочия.
КОС оформляется в виде специального раздела ФОС или вспомогательного сопутствующего документа к нему.
При разработке КОС создатель руководствуется следующими канонами: состав образовательной программы и требования ФГОС к ней, набор дисциплин в рамках специальности и их миссия (чему должны научить какие знания дать), количество академических часов на постижение предмета, тематический план (рабочая программа) и наличие контрольных рубежей по ним (частота проверок, формат и вид аттестации) и пр.
Педагог-предметник может самостоятельно сформировать набор ФОС и КОС и утвердить его у заведующего кафедрой. ЗавКафедрой проведет экспертизу предложенного пакета ФОС и КОС и примет решение об уместности его внедрения и реализации.
Данный пакет оценочных средств должен быть оформлен в электронном и печатном виде. При одобрении и внедрении педагог не имеет права отклоняться от намеченных ориентиров.
Обратите внимание, что ответственность за разработку и качество ФОС и КОС несет разработчик. В случае нестыковок программа оценочных материалов будет забракована и возвращена разработчикам на доработку с учетом выявленных замечаний.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Услуги Disshelp по разработке КОС по учебной дисциплине
Разработка контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине – миссия ответственная, требующая тщательного подхода и изучения, как нормативно-правовых актов, состава образовательной программы, тематического состава предмета и пр.
Специалисты Дисхелп готовы оказать услуги по проектированию и разработке контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине. Нашим специалистам посильны следующие задачи:
- Консультирование клиентов относительно процесса разработки: последовательность действий, разъяснение нормативных актов, выделение ключевых слов и моментов, подлежащих оценке с учетом специфики профиля и пр.;
- Анализ образовательной программы и определение роли учебной дисциплины в ней;
- Формирование пакета заданий для всех видов проверочных и аттестационных рубежей: текущий контроль, промежуточный контроль, аттестация (промежуточная, итоговая) с учетом особенностей его проведения;
- Разработка параметров и критериев оценки знаний и навыков, компетенций студента в рамках учебной дисциплины и специальности, определение их достаточности и пр.;
- Учет требований образовательного заведения к составу дисциплины и формату оценки успехов учащихся;
- Подготовка и документальное оформление ФОС и КОС (как параллельно, так и отдельно);
- Корректура и редактура текущих контрольно-оценочных пакетов с учетом внедренных новшеств ФГОС или текущих тенденций и рекомендаций Минобрнауки, МинПросвещения, работодателей и пр.
Разработкой и оформлением пакета контрольно-оценочных средств занимаются только высококвалифицированные педагоги, практикующие специалисты, разбирающиеся во всех нюансах и тонкостях, владеющих актуальными знаниями в рамках реализуемой программы и научной области, дисциплины с учетом осваиваемой ступени.
На разработку КОС по учебной дисциплине требуется немало времени и сил. Подготовка данного пакета материалов требует тщательной проработки всех нюансов.
Команда Дисхелп также готова помочь в разъяснении всех нюансов и разработке образовательных программ, рабочих программ, план-конспектов с учетом действующих нормативны актов и рекомендаций ФГОС.
Эксперты DissHelp гарантируют разработку оригинальных рабочих программ и контрольно-оценочных материалов, ФОС и КОС.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!