Научный аппарат исследования представляет собой алгоритм действий, который призван организовать изучение конкретной проблемы и упорядочить процесс ее решения.
Он выполняет следующие функции:
— стратегическая. Она заключается в непосредственной постановке проблемы, способов ее определения: поиск противоречий и пробелов, определение цели исследования, алгоритма действий по ее достижению и пр.
— технологическая. Она предполагает определение таких критериев исследования, как предмет и объект, задачи, методологическую базу;
— аналитическая. Данная функция позволяет автору описать научную новизну, актуальность темы, значимость работы и др.
Состав научного аппарата исследования
Научный аппарат исследования находит отражение в вводной части. Фактически он состоит из следующих элементов:
- Проблема.
Проблема представляет собой несоответствие реального состояния и желаемого. Фактически это тот самый пробел, который затормаживает развитие процесса, формирование «идеала».
Определить данный критерий можно с помощью сравнительного анализа и выявления отрицательных отклонений, сравнения между собой старых и новых теорий, законов и пр.
О наличии проблемы на предприятии могут символизировать некоторые признаки: снижение выручки, увеличение себестоимости и сокращение объема продаж, увеличение числа жалоб и претензий от клиентов, отказ от сотрудничества или досрочное прекращение сделки и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Важно не просто определить и описать проблему, ее симптомы, но и конкретизировать причины ее возникновения.
- Предмет и объект исследования.
Предмет и объект проекта выступают в качестве общего и частного. Под объектом исследования понимают процесс или ту сферу, в которой была зафиксирована проблема и необходимо оперативное или незамедлительное вмешательство.
Предмет тесным образом связан с темой работы, ключевыми понятиями и выступает в качестве части объекта. Он указывает на проблему и очерчивает границы допустимых действий.
Например, объектом исследования являются потребители, тогда предметом могут быть их потребности и возможности.
- Цель.
Издавна под целью понимают желаемый результат. Данный критерий призван получить ответ на следующие вопросы:
— Как использовать имеющуюся информацию и раскрыть тему?
— К чему следует стремиться и чего добиться по итогам исследования?
- Гипотеза.
В этой части введения автору предстоит указать, что он намерен делать, как решать проблему, какими способами и инструментами. Далее на протяжении всего исследования он будет доказывать свою правоту и демонстрировать действие своей гипотезы (или опровергать ее).
- Задачи.
На этом этапе автора фактически планирует свои действия, разбивает свое исследование на конкретные стадии, по мере достижения которых будет приближаться к ранее поставленной цели.
- Методы исследования.
Автору необходимо определить, какими способами и приемами лучше показать проблему, ее воздействие на объект. Правильность определения методов исследования зависит от темы, профессиональной подготовки исполнителя. Чаще всего прибегают к использованию следующих приемов: анализ, сравнение, дедукция, эксперимент, описание, наблюдение и пр.
- Научная новизна и практическая значимость.
Данные элементы призваны оценить, какие изменения исследователь вносит в жизнь существующих теорий, понятий и методов, а также как эти «перемены» отразятся на деятельности объектов (наука, отрасль, предприятие, страна в целом и др.).
Таким образом, научный аппарат исследования изначально предопределяет что необходимо рассмотреть, изучить, проанализировать, какие действия произвести для улучшения ситуации, оценить эффект от предложенных мер. Он позволяет установить главный ориентир работы и способы его достижения.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!