Ни для кого не секрет, что с 2022 года в отечественной системе образования намечены грандиозные перемены, основанные на переходе к новым ФГОСам и стандартам обучения. Притом в перспективе очередные реформы не исключены. Они связаны с исключением РФ из Болонского соглашения и выбором индивидуального курса по развитию образовательной ниши внутри страны. О переменах в краткосрочном периоде мы писали ранее.
Изменения во ФГОС порождают немало новых неурядиц и вопросов в части пересмотра образовательных программ на всех уровнях: начиная от школьной скамьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Если честь тотальную нагрузку на педагогов в рамках учебного процесса, то ноша по внесению корректив в учебные, рабочие планы, примерные программы становится практически невыполнимой. Наша команда готова прийти на выручку каждому работнику образовательной ниши.
Сегодня мы расскажем, как и чем мы готовы помочь педагогам и учебным центрам при переходе на новый ФГОС.
СОДЕРЖАНИЕ
Что ФГОС грядущий (новый) нам готовит: самые важные изменения, новшества?
О ФГОС третьего поколения, который вступает в силу с учебного 2022-2023 года, мы подробно писали ранее. Поэтому повторяться не имеет смысла. Сейчас мы лишь выделим существенные изменения, которые повлекли за собой необходимость пересмотра учебных планов в каждом образовательном заведении.
Самыми значительными переменами на основе нового ФГОС стали следующие моменты:
- Обучение будет сакцентировано на развитии «мягких навыков» (то есть происходит активное развитие и внедрение современных подходов hard skills и soft skills), основанных на личностном росте и воспитании, социализации, коммуникациях, творческом подходе, креативном мышлении, аналитических способностях параллельно профессиональным (предметным) параметрам и пр.
Обратите внимание, что развитие указанных навыков будет происходить параллельно, взаимосвязанно;
- Конкретизирован список межпредметных и попредметных навыков: чему должен научить и какие навыки развить каждый предмет, формат работы на каждой дисциплине (как развивать, какие задания включать, частота проверочных мероприятий и пр.);
- Утверждены минимальные требования по развитию индивидов: скорость пополнения словарного запаса, развития практических навыков, набор качеств и умений в рамках каждой предметной или модульной области и пр. Благодаря данным параметрам уточнены предметные области, темы и задания (их формат, характер, способ реализации);
- Допускается «перемена мест слагаемых», то есть педагог может менять местами темы, блоки для их более легкого изучения, закрепления и пр. Ранее подобные махинации были запрещены и недопустимы. Сейчас же внедряется принцип «гибкости», призванный сделать образование более мобильным, доступным, понятным и посильным для всех участников: учебного центра, преподавательского состава, учащихся.
Обратите внимание, что благодаря вариативности и гибкости педагог может сформировать индивидуальную траекторию учащемуся с учетом его особенностей, талантов в рамках общей программы обучения;
- Индивидуализация обучения, то есть по новым правилам оценка успеваемости и качества поглощаемости по каждому предмету должны учитывать индивидуальные особенности учащегося, его психологические и возрастные особенности. Это означает, что педагог сможет разбивать учащихся на группы по совпадающим признакам, развивать их с учётом интересов, возможностей, талантов и грамотной мотивации;
- Конкретизированы задачи и варианты реализации программ коррекционной педагогики. Притом если в учебном заведении происходит обучение лиц с ОВЗ, то общая программа будет содержать дополнительные модули коррекционного плана в обязательном порядке.
Самыми значительными реформами, которые затронули пересмотр и корректировку образовательных программ, стали:
- Выведение изучения второго иностранного языка на добровольный уровень и/или с учетом возможностей учебного заведения. В данном случае, если родитель замечает, что освоение второго иностранного языка усложняет жизнь ребенку, сказывается на его моральном, физическом и учебном горизонте, он имеет право отказаться от его изучения.
Также если в школе нет подходящего квалифицированного педагога для проведения занятий в рамках обучения второму иностранному языку, то в данном случае данный предмет будет исключен из примерных и рабочих программ.
Второй иностранный язык выведен из списка обязательных предметов!
Таким образом, внедрение второго иностранного языка происходит на обоюдных началах с учетом возможностей учебного центра и желания учащегося.
- Программа воспитания. В рамках среднего общего образования выделяют отдельные блоки и дисциплины, призванные повысить уровень духовно-нравственной культуры, экологической культуры и ЗОЖ, финансовой грамотности, социального развития. Это новшество может сказаться на составе соответствующих предметов или ввести в оборот новые дисциплины: основы здорового питания и образа жизни, природопользование и экология и пр. Также данные темы могут быть вынесены в рамках классного часа и внеурочной деятельности;
- Более точная система оценки знаний, пункты обучения: конкретизирован состав каждой дисциплины с акцентом на обретаемые знания и навыки (темы разбиваются на модули, модули тщательно планируются с учетом заданий, контроля и пр.). Притом детализация будет производиться по годам обучения по принципам поэтапности, посильности, потенциальной глубине погружения в предмет и пр. В данном плане также будет внедрена система самообразования, когда учащемуся будут выделены разделы, пункты и рекомендованная литература для самоизучения.
- Расширен список предметов, которые преподаются на основе тематических модулей. Ранее к данной категории относили ИЗО, Музыку, Технологию (уроки труда), Физкультуру, ОРКСЭ. По новым правилам к указанным дисциплинам в рамках тематического планирования по модулям добавили ОБЖ, родной язык и родная литература.
- Пересмотрена норма аудиторной работы и нагрузки на учащихся. Согласно новым ФГОС утверждены определенные границы обучения (минимум и максимум часов по предметам отдельно для начального и основного звена). Максимальные границы для аудиторной работы были сокращены, но минимальные нормы увеличены. В целом намечается постепенный переход на самоизучение отдельных моментов, тем.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В рамках данного аспекта можно выделить плюсы: при самообразовании учащийся сам распределяет нагрузку и темп изучения, но с ориентиром на заданный объем работы, установленных педагогов сроков и пр. Среди недостатков снижения доли аудиторной работы отметим, что далеко не во всех темах и вопросах ученик сможет разобраться самостоятельно, без помощи квалифицированного наставника или педагога.
- ЕГЭ по иностранному языку. Слухи об обязательном государственном испытании по английскому языку для выпускников 11 классов ходили на протяжении многих лет. Новый ФГОС делает особый акцент на изучении данного предмета, не исключая при этом возможности проведения обязательного ЕГЭ по нему в 2023 году. Потому, не ленимся, изучаем предмет засучив рукава и досконально по новым планам и программам.
Таким образом, появление и внедрение нового ФГОС породило немало нюансов и преобразований в образовательной среде. С одной стороны, теперь в школах будет вестись обучение в рамках единой программы без серьёзных классификаций на развитие отдельных качеств и навыков: логика, мышление, точность и пр. (подобная градация действовала в начальном звене).
Но с другой стороны, переход на ФГОС 2023 сулит немало корректировок и доработок: планирование занятий с учетом новых ограничений и предметных наборов, пересмотр академических часов по отдельным дисциплинам, проработку заданий (то есть ФОС и КОС) для развития отдельных (обязательных) навыков, умений и знаний, учет индивидуальных особенностей учащихся при оценке их деятельности и пр.
Проектирование и разработка программ по новым параметрам потребует немало сил у педагогов и администрации учебного заведения, дополнительного времени для предварительного изучения, осознания, а затем внедрения ФГОС на поэтапной основе.
Какие моменты при разработке образовательных программ, рабочих и учебных, основных планов остались прежними?
Не стоит так бояться нового ФГОС. Несмотря на то, что он привносит немало изменений, существенная часть, затрагивающая проектирование, планирование и реализацию образовательных программ (общих, попредметных) остается прежней.
Стабильность наблюдается в следующих моментах:
Общая структура образовательных программ и рабочих планов остается неизменной. Она предполагает наличие традиционных разделов: пояснительная записка, содержательный раздел с отражением примерных рабочих программ по каждому предмету, примерная программа формирования универсальных (обязательных) учебных действий у учащихся (программа воспитания, воспитательный процесс, коррекционный процесс), организационный раздел (общий план, календарный план, учебный план, план внеурочной деятельности и пр.), методический раздел (условия реализации программ, кадровые усилия, материальная база, методическая база и пр.).
Обратите внимание, что общая структура будет классической, но небольшие перемены затронут ее составные элементы, а именно – наполнение отдельных разделов.
Новейшие черты в программах по ФГОС 2023 |
|||
Предмет программы |
Виды и формат занятий | Характер программ |
Состав программ |
Дисциплина | Аудиторная работа | Учебный
Воспитательный Коррекционный |
Общая программа обучения |
Тема и модуль | Внеурочная деятельность | Рабочая программа: тематическое и модульное планирование, ФОС и КОС | |
Знания | Самообразование | Календарный план; соотношение аудиторной и внеурочной работы | |
Навыки | Очное, заочное, дистанционное обучение | Методическое обеспечение по реализации, инструкции |
Методы работы педагог подбирает самостоятельно, исходя из намеченных учебных планов, материально-технической базы учреждения и уровня собственной подготовки, примерных данных об учащихся (их текущий уровень подготовки, способности и пр.).
Принципы образовательной деятельности несмотря на обновление состава учебных планов, нового соотношения теории и практики, аудиторной и внеурочной деятельности, появления новых предметов остаются прежними: доступность, всестороннее развитие учащихся, преемственность и поэтапность обучения, единство учебной и воспитательной деятельности и пр.
Порядок оформления программ и планов – электронный и бумажный на листах А4.
Что изменилось в проектировании и подготовке учебных программ: особенности формирования программ по новым ФГОС?
Итак, давайте разбираться в составе и специфике проектирования, планирования и оформления рабочих (примерных, учебных) программ с учетом новшеств.
Несмотря на единство структура и стабильность в отношении основных глав, пунктов, некоторые перемены внутри них все же произойдут:
В составе пояснительной записки будут по-прежнему прописываться ключевые задачи намеченной программы: цели, функции, принципы реализации, а также появится новый раздел – общая характеристика программы. В нем должны быть кратко и емко описаны все основные разделы и виды педагогической деятельности.
Также в пояснительной записке необходимо указать планируемые результаты учебной деятельности. Они должны быть конкретизированы и распределены на общие группы с уточнением навыков: личностные (саморазвитие, самоопределение, самостоятельность), метапредметные (познавательность, планирование, умение работать с информацией и пр.), предметные (сугубо в рамках осваиваемой дисциплины: математика – точность расчетов, история – аналитика, методы ретроспективного плана, причинно-следственные связи и пр.). В рассматриваемом пункте пояснительной записки педагогу предстоит отметить, чему будет учиться подопечный.
Но не менее важно описать систему оценивания этих результатов в соответствующем разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП». В этом пункте следует отметить виды контроля знаний и умений (по видам) учащихся на всех этапах постижения программы, а также оценка уровня подготовки педагога и пр.
Структурные особенности программ по ФГОС третьего поколения |
||
Пояснительная записка |
Содержательный раздел |
Организационный раздел |
Цели | Примерная рабочая программа + программа внеурочной деятельности (в одном документе) | Примерный учебный план с учетом календарного планирования |
Задачи | Примерная программа формирования УУД | Примерный план воспитательной деятельности с учетом календарного планирования |
Общая характеристика программы | Примерная программа воспитания | Характеристика условий реализации программы (инструкции, условия, кадры и пр.) |
Планируемые результаты обучения | Программа коррекционной работы | |
Система оценки достижений и планируемых результатов обучения |
Содержательный раздел программы обучения будет содержаться полный годовой набор предметов, которые учащиеся будут осваивать согласно их уровню развития (то есть по классам, группам и пр.). В данном случае будут приведены примерные образовательные программы по каждой дисциплине с конкретизацией следующих моментов: цель изучения предмета, список тем с кратким и емким описанием основных моментов, планируемые результаты по видам (гражданское, патриотическое, личностное, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое и пр. воспитание) и способы применения полученных знаний, оценка личностных/метапредметных и предметных компетенций и качеств и пр.
Обратите внимание на следующий момент-новшество: все рабочие программы дополнены новыми элементами. Они разбиты на учебные модули тематического плана с конкретизацией осваиваемых разделов, пунктов, сторон предмета.
Также содержательный раздел вместо программы развития УУД будет включать программу формирования УУД. Ее суть и миссия остается прежней, но при этом все запланированные воспитательные мероприятия будут увязаны с учебной деятельностью и распределены согласно графику обучения: выделены мероприятия, назначен примерный период их проведения/участия и цель проведения. Притом в рамках внеурочной деятельности рекомендовано акцентировать внимание на вопросах финансовой грамотности, экологических проблемах и ЗОЖ, правилах устойчивого развития общества и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Все рабочие программы несмотря на общий «описательный характер» подробно расписаны, чего ранее в примерных и рабочих планах не отмечалось.
Новые разделы программ согласно ФГОС 2022-2023 |
||
Пояснительная записка |
Содержательная часть |
Организационная часть |
Общая характеристика программы | Программа формирование УУД | Внедрение саморазвития и частичного самообразования |
Механизмы реализации программы | Рабочие программы предметов и модулей внутри них | Модульное обучение |
Единое содержание программ начального и общего образования | Использование электронных и цифровых ресурсов, технологий | Гибкость образования, вариативность |
Коррекционный план обучения (при условии обучения детей с ОВЗ) | Индивидуализация обучения |
В составе организационного раздела рабочей программы призван конкретизировать учебную нагрузку учащихся, утвердить перечень учебных дисциплин, точное распределение предметов и модулей по годам и периодам освоения (календарный план, академические часы с распределением по триместрам/четвертям на основе годовых норм и пр.), определение тем и часов для углубленного изучения в рамках каждой дисциплины и пр. При этом распределение будет тщательно обосновано.
Новшеством в данном случае является выделение модулей в рамках каждой предметной области, то есть распределение тем по тематическим блокам, их связности и последовательности изучения.
Организационный раздел детализирует учебную, воспитательную деятельности, подчеркивая их взаимосвязь и важность, совместимость в рамках общего развития учащихся с учетом возможностей и обеспеченности учебного заведения. Он призван сделать намеченные программы посильными как для учащихся, так и для организации.
Еще одной специфической чертой формирования образовательных программ, ученых планов, ФОС и КОС является включение раздела по коррекционной педагогики. Данная мера действует в том случае, если в школе обучают детей с ОВЗ, где требуется особый подход, специальная метода преподавания, упрощенный материал и более мягкий экскурс, погружение в рамках каждой дисциплины. Поэтому в составе каждого раздела программы будет присутствовать коррекционно-развивающий блок или модуль.
В этом пункте также будут отмечены все примерные программы с описанием разделов тем, воспитательной и коррекционной деятельности и пр.
Какие моменты следует учесть при планировании и формировании программ обучения по новым ФГОС?
В целом, старая форма была незначительно преобразована. Притом реформы затронули преимущественно детали: внесена конкретика в изучение каждой дисциплины (что и ля чего изучать, как оценивать).
Несмотря на универсальность обучения у учащихся есть возможность индивидуализировать свой путь по общему, эстетическому, духовно-нравственному и прочему воспитанию. В рамках каждого предмета выделен вариативный модуль, также есть аналогичные предметы по выбору: изучение иностранного языка по выбору учащегося с учетом возможностей учебного заведения, выбор заданий для самостоятельной работы (темы рефератов, дополнительные задания внеурочного плана, саморазвитие и пр.). Притом все мероприятия будут прописаны в учебном плане, общей программе.
Новый ФГОС позволяет классифицировать учащихся по различным основаниям и предусматривать индивидуальную траекторию обучения. Педагог сможет делить учеников по успеваемости, интересам, цели обучения и пр. и согласно основанию распределения подбирать для них соответствующие темы, задания и пр. Притом обучение в группах призвано повысить качество подготовки, облегчить погружение в предмет и сделать его более глубоким, сознательным, понятным.
При планировании программы в целом, а также отдельных занятий (примерные, рабочие учебные программы, планы, ФОС и КОС) важно учесть возможность изменения последовательности изучения модулей, блоков. При этом освоение предмета должно быть по-прежнему логичным и связным, посильным.
Помимо этого, переход на новый ФГОС будет постепенным. На сегодняшний день утвержден определенный «погодовой» график перехода на новые стандарты. Поэтому важно учесть новшества и переходы при планировании общих и годовых программ, текущего уровня подготовки подопечных, возможностей учебного заведения и педагогического состава и пр.
Более того, набор предметов в каждом классе различается: одни предметы завершаются на определенной ступени (например, в начальном звене), другие – изучаются углубленно или появляются новые дисциплины (например в 7 классе – физика, в 8 – химия и пр.). Данный нюанс также необходимо учесть при переходе на новые стандарты.
Особое внимание при проектировании и оформлении программ по новым критериям следует обратить на новые предметы или разделы в рамках привычных дисциплин. Здесь придется тщательно спланировать тематическую последовательность, глубину погружения в темы, задания, формы контроля и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Услуги Disshelp по подготовке программ по новым ФГОС
Согласитесь, что любые перемены всегда вызывают сложности независимо от их количества, характера, требовательности и пр. даже малейшее дополнение способно парализовать даже опытного специалиста, у которого возникнет масса вопросов: как это делать, как и где описывать, как оформить, какие ограничения действуют и пр.
При формировании программ обучения и рабочих программ в рамках новых правил, особенно в переходный период, сложностей будет немало. Но преодолеть их можно легко и просто, обратившись за поддержкой команды Disshelp.
Специалисты образовательного центра Дисхелп готовы предоставить следующий спектр услуг по проектированию, разработке образовательных программ с учетом новых требований-2023:
- Консультирование с целью разъяснения общих положений и непонятных для клиента моментов во ФГОС третьего поколения и параметрах 2022-2023, а также содействие в конкретизации обязательных и дополнительных моментов в рамках программ обучения на всех уровнях образования: от начальной школы до вуза, общая программа развития (начальное или основное образование, по специальности), рабочие программы по предметам и модулям, календарный план, особенности аудиторной работы и саморазвития учащихся, урочная и внеурочная деятельности, профессиональное (предметное) и личностное, духовное, эстетическое и прочее развитие и пр.
Наша команда поможет не только разобраться в теории, но и понять. Как ею пользоваться на практике: что и где отражать в документах, как комбинировать различные форматы и виды занятий по предметам, как совмещать аудиторную работу с внеурочной деятельностью, развивая предметные, личностные и иные качества с учетом индивидуальных особенностей клиента: его пожеланий возможностей, текущего уровня подготовки, материально-технической базы, целевой аудитории и пр.;
- Разработка рабочих программ в рамках общей педагогики, коррекционной педагогики с акцентом на специфику целевой аудитории: нарушения слуха, задержка психического или речевого развития, умственная отсталость, физические данные и пр. В данном случае важно сделать акцент н коррекционно-развивающих подходах в рамках каждого предмета;
- Проектирование и формирование программ внеурочной деятельности. Согласно новым ФГОС данный план является обязательным в рамках любой программы обучения и включается как в отдельный блок, так и в составе модуля по всем предметам.
Специалисты Дисхелп подробно распишут все этапы обучения согласно новым правилам ФГОС-2023, предоставив все необходимые обоснования, сопутствующие документы и планы: календарное и тематическое планирование занятий, список литературы для саморазвития учащихся, задания для самостоятельной работы и самообразования и пр.
Эксперты Disshelp готовы не только разрабатывать, проектировать программы согласно новейшим параметрам, но и предоставить услуги по вычитке, корректуре (доработка, исправление), оформлению всех документов (от непосредственно программы до ФОС и КОС, сопутствующих файлов – пояснительной записки, инструкций, методических рекомендаций и пр.).
Сроки подготовки документов по новым требованиям зависят от множества факторов. Поэтому подготовка полного пакета документов или его части потребует тщательного обсуждения деталей. Чем подробнее будет заполнена заявка/анкета, приложены рекомендации и пожелания, тем быстрее и точнее будет выполнен заказ с гарантией качества. Начать сотрудничество можно с простого шага: оставив заявку на нашем сайте, позвонив нам или придя в офис.
Мы облегчим участь педагога и учебного заведения, взяв на себя ответственность по проектированию и подготовке программ по новым ФГОС. Благодаря Дисхелп у Вас появится свободное время или не придется перекраивать привычный режим дня, темп работы, тратить силы и терпеть бессонные ночи для переработки или разработки соответствующих планов.
Команда Дисхелп готова поддержать, проконсультировать и помочь в разработке программ по новым ФГОС на любом этапе: от идеи и ее проработки до корректуры рукописей и их оформления, от выполнения программ с ноля «под ключ» до исправления ошибок или оптимизации по новым правилам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!