Ежегодно перед абитуриентами предстает серьезный вопрос: куда поступать и на что ориентироваться при выборе колледжа или вуза? Одними из наиболее популярных показателей, служащих ориентиром при поступлении, является рейтинг и престиж вуза. Сегодня мы расскажем об этих понятиях и их составляющих.
Что такое рейтинг вуза?
Рейтинг представляет собой определенный список, сформированный по конкретному признаку. В системе образования существует свыше нескольких десятков подобных перечней, миссия которых заключается в оценке качества обучения или деятельность конкретного учреждения с учетом действующих норм и показателей.
Именно данный показатель подчёркивает качество образования, но оценка в каждом случае происходит в индивидуальном порядке с учетом подобранных критериев, формул и методик анализа.
Чаще всего при формировании рейтинга кладут следующие параметры:
- Территориальное расположение вуза: национальный (по стране), региональный (по региону или области), городской (в рамках конкретного города), международный (определение места вуза в общем списке, по всему миру);
- Преподавательский состав: оценивается уровень его укомплектованности, наличие кандидатов и докторов наук, профессорский состав (доля), публикационная активность преподавателей, их достижения (успеваемость студентов по предметам и пр.). Здесь принято выделять научно-исследовательский состав, профессорский, просто преподавательский с учетом опыта работы в педагогической (образовательной) среде;
- Научная активность вуза и привлечение студентов к НИР, участию в конференциях, открытиям и пр. В данном случае оценивается частота публикаций со стороны вуза (студенты, преподаватели, администрация и пр.), качество публикаций и пр. Если данный показатель низок, то возникают вопросы относительно качества подготовки студентов и актуальности действующих программ обучения подготовки педсостава;
- Соотношение бюджетных и коммерческих мест. Конечно же, видеть доминирование бесплатных вакантов приятнее и целесообразнее.
- Наличие базовых кафедр или предприятий-партнеров, участие в международных программах академической мобильности. Активная политика в части практики и стажировки студентов позволяет воспитать более подготовленных к трудовым будням специалистов, обладающих необходимыми навыками, актуальными знаниями;
- Дополнительные направления обучения: курсы и секции при вузе платные и бесплатные кружки (творческие, научные, спортивные и пр.);
- Уровень трудоустройства выпускников. Здесь оценивается именно доля официально задействованных специалистов, которые сумели устроиться на работу в рамках освоенной профессии. Притом, чем солиднее компания-работодатель, тем выше считается качество обучения;
- Количество предлагаемых направлений подготовки и их дисциплинарный состав, формы занятий;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как правило, в формировании рейтинга учитывают несколько факторов. В большинстве случаев важными элементами анализа выступают местоположение вуза (доступность, транспортная развязка, сколько времени понадобится на дорогу от дома до вуза), профессорско-преподавательский состав, уровень трудоустройства выпускников. Но в последнее время все чаще стали востребованы такие аспекты как наличие международных программ и текущая успеваемость студентов.
На сегодняшний день в числе наиболее приоритетных и известных рейтингов высших образовательных заведений выступают:
- Глобальные рейтинги, оценивающие вузы по таким параметрам. Как наличие лауреатов нобелевской премии, «звездных» профессоров, цитируемость исследователей, трудоустройство выпускников. Фактически в глобальных списках превалируют научная деятельность и востребованность выпускников. Самыми известными представителями этой популяции выступают Times Higher Education, Шанхайский рейтинг ARWU, рейтинг QS. В один из этих списков (топ-100) сумел войти лишь 1 российский вуз – МГУ имени Ломоносова.
- Национальные рейтинги, оценивающие деятельность вузов в РФ по следующим критериям: НИР, качество обучения и востребованность выпускников. Ведущие позиции в данном ракурсе отводятся следующим учреждениям: МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и пр.
- Региональные и/или городские рейтинги. Данное масштабирование производится местными аналитиками или органами муниципалитета. Притом анализ такого списка будет полезен абитуриенту, желающему поступь в конкретном городе или в домашнем регионе, поможет выбрать наиболее сильный вуз. Чаще всего в основу анализа кладут такие показатели, как количество специализаций, НИР, уровень трудоустройства выпускников.
В формировании рейтинга вуза важны официальные данные по каждому заведению: статистические сведения, отчетность, действующие образовательные программы и пр.
Престиж вуза: понятие и составные элементы
Не менее известным и популярным показателем, подлежащим оценке абитуриентов и их родителей, является престиж учебного заведения. Данный показатель призван определить репутацию ссуза или вуза, подчеркнув тем самым его практическую значимость в системе образования.
Под престижем понимают субъективную оценку деятельности образовательного заведения, которая основывается преимущественно на отзывах и мнении учащихся, их родителей, выпускников, работников. Престиж вуза подчеркивает действующие варианты обучения, специфика деятельности вуза, его инновации и пр. Поэтому для установления престижа специалисты проводят социологические исследования, анализ конкретной отрасли и дипломированных специалистов (откуда они выпустились, по какой программе и пр.).
Также на престиж вуза влияют следующие факторы: карьерный рост выпускников, уровень дохода молодых специалистов и опытных экспертов востребованность на рынке труда (текущая потребность в специалистах конкретного профиля).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Так ли важны рейтинг и престиж вуза?
Траектория абитуриента непростая. Здесь ему предстоит сначала определиться с профессией (кем он желает стать), а затем подобрать подходящее образовательное заведение для ее освоения.
Считается, что чем выше показатели, отражающие эффективность и деятельность учебного центра в целом, тем лучше его позиции в рейтингах, а также солиднее престиж.
Ключевыми параметрами, влияющими на выбор вуза, выступают:
- Наличие подходящей специальности;
- Условия приема: вступительные испытания в отношении интересующей профессии и проходные баллы, наличие бюджетных мест, стоимость обучения по контракту, конкурс за место;
- Уровень трудоустройства выпускников: какая часть успешно трудится по освоенной профессии, где трудятся дипломированные специалисты, какой средний заработок начиняющего и опытного эксперта с дипломом конкретного вуза;
- Отзывы студентов и выпускников.
Обратите внимание, что абитуриентов редко волнует вопрос о научной деятельности вуза (особенно если он впервые поступает на программу бакалавриата), профессорско-преподавательский состав (так как им в целом все равно кто их будет учить, лишь бы учили).
В целом, выбор абитуриента падает на посильный для него вариант независимо от престижа и рейтинга учреждения. Но работодателям порой важнее сотрудник, имеющий диплом солидного и уважаемого учреждения, нежели «провинциальный дипломант», полагая, что качество подготовки там серьезнее и выше.
Выбирая образовательный центр для профессионального становления, важно понимать разницу между рейтингом и престижем заведения. Первый формируется на официальном уровне посредством анализа точных, деловых данных и документов, а второй базируется на основе мнения учащихся, выпускников и иных лиц, так или иначе взаимодействующих с центром. Только вместе они позволяют получить реальную оценку относительно качества подготовки, актуальности программ, условий обучения.
Поэтому, выбирая подходящий учебный центр, важно учитывать три аспекта «хочу» — какую профессию намерен освоить индивид, «могу» — посильность приёмной кампании и программы обучения в целом, «буду» — зачисление в вуз и соответствие заявленным требованиям и правилам. В данном ракурсе целесообразно сопоставлять желания, возможности с предложениями ссузов и вузов, изучать максимум информации по каждому заведению, чтобы получить достойное образование.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Не гонитесь за модой, престижем или рейтингом. Выбирайте достойный вариант, сопоставляя цену и качество обучения, востребованность профессии и потребности отрасли, собственные таланты и способности с предлагаемым уровнем сложности (состав дисциплин, варианты занятий, нагрузка), описание на сайте вуза с отзывами выпускников или студентов и пр.
Постарайтесь по возможности познакомиться с выбранным центром изнутри: оцените условия обучения, ремонт, оснащенность транспортную развязку, отношения педагогов и студентов воочию еще до поступления (это можно сделать в дни открытых дверей и пр.).
Если рейтинг и престиж вуза не совпадают, разнятся, то это должно вызвать сомнения относительно правдивости изложенной информации и качества обучения. Полагайтесь только на проверенные и надежные первоисточники, официальные данные и рейтинги, анализируйте все сведения и делайте грамотные выводы, которые помогут в перспективе сделать достойный выбор и получить качественное образование.
Поэтому не стоит упускать из виду рассматриваемые параметры, но и выносить на первый план их также нецелесообразно. Просто имейте в виду все факторы и условия, сопоставляйте с собственными силами и потребностями.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Интересная статья. Спасибо автору за простое разъяснение понятий, а также хороший вывод: чем престижнее и выше рейтинг вуза, тем сложнее в него поступить. Притом не всегда тот же самый рейтинг и престиж свидетельствует о высоком качестве обучения. Поэтому выбирайте не просто «лучшее» по этим показателям, но и посильное для себя направление, вуз с хорошими отзывами и реальными результатами. Автору и блогу огромное спасибо за полезный и понятный текст!