Роль историографии в курсовых и дипломных проектах студентов

Выполнение курсовых работ и дипломного проекта – непосредственная и неизбежная учебная обязанность каждого студента. Притом их выполнение требует не просто изучения материалов и их пересказа, но и тотальной переработки, отражения собственной точки зрения и решения в рамках заявленного исследовательского вопроса. Для полноценного погружения в тему важно подготовить историографию в отношении изучаемой проблематики.

Роль историографии в курсовых и дипломных проектах студентов

Выполнение курсовых работ и дипломного проекта – непосредственная и неизбежная учебная обязанность каждого студента. Притом их выполнение требует не просто изучения материалов и их пересказа, но и тотальной переработки, отражения собственной точки зрения и решения в рамках заявленного исследовательского вопроса.

Для полноценного погружения в тему важно подготовить историографию в отношении изучаемой проблематики.

Понятие и функции историографии в составе курсовых и дипломных работ

Историография – это инструмент, позволяющий авторам изучить интересуемую их тему, вопрос с исторической и эволюционной точки зрения: начиная от истоков и заканчивая современным положением дел. Фактически без него не обходится ни одно исследование, ведь в каждой академической и учебной работе есть как минимум теоретическая глава с подробным разбором заявленной проблематики.

В самой прямой трактовке, историография – это часть исторической науки, нацеленная на освещение былого опыта, разбор первоисточников с целью изучения того, что было и что стало.

На какие вопросы отвечает историография в проекте?
На какие вопросы отвечает историография в проекте?

В составе академических проектов историография будет присутствовать в том или ином объеме. Без нее невозможно разобраться в теме, установить причинно-следственные связи, понять влияние и особенности противоречия. В этом проявляется информационная миссия такого обзора.

Также историографический анамнез помогает сориентироваться в теме и выстроить грамотную траекторию решения, которая будет учитывать опыт и ошибки предшественников, особенности ситуации и маневренность тех или иных концепций, подходов, приемов. То есть данный метод выполняет целенаправляющую и ориентационную функции.

Помимо этого, научная историография поможет автору тщательно обосновать выдвинутую им позицию и решение, отметив ее превосходство над более ранними версиями, подобрать весомые аргументы и факты в пользу предложенной идеи. В этом состоит доказательная миссия приема.

Также данная парадигма способствует расширению кругозора и словарного запаса, так как она захватывает не просто конкретную отрасль, а становление и развитие проблематики, исследовательского вопроса в целом: по региону, стране, по эпохам, в мире в целом. Так она выполняет общеразвивающую задачу.

Подготовка историография учит авторов грамотно и качественно работать с первоисточниками по теме исследования. Она требует не просто собирать и изучать материал, но и проводить фактчекинг, сортировать информацию и умело оперировать ею при описании гипотезы и авторской позиции.

Фактически, историография – это научное историческое исследование в рамках избранной дисциплины, темы и проблемы, которое помогает оценить ситуацию начиная от истоков и заканчивая текущим положением дел в отрасли. С ее помощью студенты не просто разберутся в нужном направлении, но и быстро сориентируются в специфике и первопричинах зарождения противоречия, возможностях его урегулирования и перспективах развития тематики. На основе этого подхода студенты формируют качественную и безоговорочную доказательную базу, на которой строится научная аргументация выводов и результатов.

Виды историографии в курсовых и дипломных работах

Казалось бы, историографический анализ или обзор – он и в Африке таковым будет. Но не все так просто как может показаться на первый взгляд. На самом у этого инструмента есть несколько существенных для студенческих работ вариаций, каждый из которых имеет свои особенности в подготовке и применении.

Типы историографии
Типы историографии

Чаще всего студенты при написании курсовых и дипломных работ полагаются на следующие типы историографии:

  • Общая историография или историография России и мира. В данном контексте тема изучается глобально без каких-либо явных территориальных границ (только с учетом границ в рамках проводимого исследования при написании курсовой или дипломной работы). Такой формат помогает установить, когда и почему зародилась а или иная проблема, как она себя проявляла, какие шаги предпринимали соотечественники для ее урегулирования и пр. То есть такой разбор темы и противоречия помогает выделить причинно-следственные связи, эффективные и неэффективные способы воздействия на нее, учесть ошибки и пр.
  • Научная историография. Это именно та самая аналитика и переработка собранных научных первоисточников, которая емко, четко освещает суть избранной темы и помогает автору подобрать несколько весомых аргументов в пользу выдвинутой им гипотезы, показать свое мнение и позицию, подчеркнуть весомость выводов и пр. В данном случае студенты глубже погружаются в методологические аспекты развития темы, критически оценивают ситуацию и инструментарий, теории и пр. То есть они полагаются преимущественно на научно-исторические приемы для оценки ситуации и построения своего решения.
  • Историческая историография опирается на отражение эволюции и модификации проблемы: как и под воздействием каких факторов она изменялась, проявлялась, воздействовала. То есть здесь происходит более глубокое научно-теоретическое погружение в тему курсовой или дипломной работы.

Обратите внимание, что при выполнении академических трудов может использоваться как один, так и несколько видов историографического погружения в тему. Но каждый из них поможет выделить те или иные особенности ситуации, проявления и воздействия противоречия на объект, подобрать наиболее эффективное и новейшее средство «исцеления».

Из каких элементов складывается историография в академических трудах?

Историография – это особый жанр по максимальному раскрытию любой темы. Независимо от вида, в ней будут присутствовать базовые составные элементы, на которых строится ход погружения и изучения соответствующего исследовательского вопроса или направления в целом. Отличие будет крыться лишь в ориентации, масштабах и целях составления такого аналитического обзора.

При подготовке историографического анамнеза по теме курсовой или дипломной работы сначала придется продумать логику и особенности проводимого исследования, последовательность действий и мероприятий, опорные слова, ключевые моменты и вопросы и пр.

Научная историография

Историография России

Историческая историография

Источниковедение Научные статьи, диссертации, научные доклады Общенаучные материалы, учебники, пособия, сборники, энциклопедии, архивная информация, статистика, СМИ Архивы, научная литература
Критика материалов

Фактчекинг

Сбор информации Всесторонний анализ темы и проблемы Анализ тематики Историческое исследование темы и проблемы
Историческая критика

Сортировка материалов

Интерпретация результатов Систематизация данных, структурирование материалов, проведение теоретического научного исследования Описание хронологической последовательности и выделение причинно-следственных связей

Научная историография предполагает сочетание следующих элементов:

  1. Источниковедение;
  2. Критика первоисточников;
  3. Историческая справка или обзор;
  4. Историческая критика;
  5. Преобразование и интерпретация данных.

Источниковедение предполагает сбор информации в рамках заявленной темы с акцентом на эволюцию проблемы, развитие событий и пр. То есть здесь автор должен тотально погрузиться в избранное направление и проблематику, изучить все потенциальные и реальные причины и факторы возникновения. Данный элемент предполагает сбор всей доступной информации, которая подчеркивает особенности, модификации, причины и следствия и пр.

Критика первоисточников – это проверка собранных материалов на качество, то есть фактчекинг. В данном случае важно соотнести трактовку и значение соответствующих теорий, подходов, законов, правил и формул из разных первоисточников. На этой стадии происходит как минимум сортировка первоисточников на достоверные и сомнительные, точные и приблизительные, архивные и современные и пр.

Далее следует историческая справка. Ее суть состоит в том, чтобы грамотно представить все этапы течения проблематики, внутренние и внешние факторы ее эволюции и влияния на объект. То есть здесь происходит систематизация собранных фактов воедино, в полноценную картину, где будут подчеркнуты тенденции, причины и следствия, методы и результаты и пр.

Вслед за общим описанием и характеристикой противоречия, его модификаций идет историческая критика. Она предполагает выдвижение авторской позиции и отражение достоинств и недостатков ранее предложенных подходов и способов решения, оценку следствий и перспектив, выдвижение собственной идеи и ее обоснование.

В рамках интерпретации данных автору останется лишь грамотно преподнести соответствующие моменты в курсовой работе и дипломе с учетом норм форматирования, стилистических особенностей, соблюдении авторской этики и пр.

Как подготовить историографию для студенческих работ?

Историография – это база для теоретической главы и кастет для построения практического раздела курсовой или дипломной работы. Она позволяет универсантам тщательно, всесторонне изучить тему, исследовательский вопрос. разобраться во всех тонкостях, понять и осознать рациональность и эффективность действующих методик и инструментов, оценить существующие мнения и подходы, а также качественно продумать и обосновать собственную идею и позицию.

Процесс выполнения историографии для курсовых и дипломных работ
Процесс выполнения историографии для курсовых и дипломных работ

Итак, научная историография или историческая историография, любой из форматов начинается с четкого определения темы и цели исследования, а также выделении цели историографической части. То есть важно понять, что будет подвергаться обзору и изучению, описанию и оценке, в течение какого периода времени и в каких масштабах (общая историография, историография России, историография конкретного объекта исследования и пр.).

Далее при проектировании историографического изучения темы важно установить четкие границы. Они будут сводиться к выделению соответствующих временных периодов, ключевых слов и моментов, определению последовательности повествования. То есть студенту предстоит понять, с какого момента начинать освещать тему. Для этого нужно понять, когда появилась проблема и как она развивалась с течением времени (в разные века, года и пр.), что способствовало ее модификациям, как они отражались и на чем и пр.

Далее последует самая важная и ответственная миссия – сбор и обработка первоисточников. Здесь уже придется учитывать особенности каждого вида историографии:

  • Научная историография основывается на диссертациях, НИР, НКР, научных статьях исторического характера. Здесь студент будет полагаться на исторические исследования, проведенные в соответствующие периоды времени и их результаты, грамотно отмечая особенности каждого этапа развития проблемы и пр.
  • Историография России чаще всего базируется на трудах сугубо отечественных ученых и исследователей, соискателей ученой степени, практикующих историков и археологов и пр. То есть в данном случае масштабы тематического погружения носят сугубо национальный характер.
  • Историческая историография акцентирует внимание именно на событиях, внешних факторах, содействующих развитию проблемы, появлению новых взглядов и движений, теорий. Она позволяет установить сходства и отличия, достоинства и недостатки соответствующих концепций и мнений, подходов причины их устаревания и неэффективности и пр.

В одной курсовой или дипломной работе может присутствовать как один конкретный вид историографии, так и их комбинация в зависимости от темы, ширины и глубины исследования, целей проведения исторического анамнеза и пр.

По мере сбора информации автору останется ее внимательно изучить, проверить на достоверность и умело систематизировать, воссоздавая конкретную эволюцию и последовательность в развитии проблемы, ее изменениях, причинах и следствиях, способах воздействия. Важно проанализировать различные точки зрения, выделить ключевые положения каждого эксперта и пр. Грамотная компоновка и структурирование материалов поможет подвести пользователей к гипотезе и авторской позиции, качественно ее обосновать и показать состоятельность, актуальность, ценность и новизну одновременно.

Интерпретация историографического погружения производится согласно требованиям к студенческому проекту: научный стиль, краткость и емкость, логичность последовательность

Историография – это элемент курсовой или дипломной работы, подчеркивающий степень разработанности темы и научного вклада исследователей, возможности дальнейшего развития.

Обратите внимание, что при подготовке курсовых и дипломных работ проводится историография проблемы, а в диссертациях – допустима историография темы и проблемы.

Источники информации для написания историографии в студенческих проектах

При выполнении историографии для академических трудов важно понимать, что в ее основу кладут не просто базовую литературу, а специфические ресурсы.

Итак, какие источники информации служат основой для историографии в курсовых и дипломных работах?

  • Научные работы по теме исследования;
  • Учебные и справочные пособия по дисциплине или специализации;
  • Архивные данные, материалы из газет (актуальных и минувших лет, годов и веков);
  • Статистические данные;
  • Исторические исследования и научные работы по истории, затрагивающие тему и проблему;
  • Интервью авторитетных и квалифицированных экспертов, ученых;
  • И пр.

Обратите внимание, что студенту при разработке историографической части проекта придется использовать самые разные первоисточники: современные и архивные, гуманитарные, профильные, исторические и статистические материалы и т.д. Притом ему предстоит также убедиться в достоверности и качестве каждого из них.

Учебные, архивные материалы, исторические исследования служат для освещения истории становления и развития проблемного звена, отражения внутренних и внешних факторов-провокаторов, оценку условий. То есть они помогают установить истинные причины и следствия, предпринимаемые попытки и их эффективность и пр.

Современная научная литература, статьи, мнения экспертов чаще всего подчеркивают текущее положение дел, которое важно увязать с более ранними событиями, установив их связь.

То есть с помощью историографии темы и исследовательского вопроса автор студенческой работы воссоздает хронологическую цепочку мероприятий, устанавливать причинно-следственные связи, учитывает опыт предшественников и проектирует новейший способ воздействия.

Где отражать историографию в составе курсовой или дипломной работы?

Итак, давайте разберемся, в каких случаях и где будет отражаться историография в любом виде и формате. Ее тип в целом неважен, так как такой обзор помогает разобраться в научно-теоретической базе.

Чаще всего историография – это часть теоретической главы. Притом здесь она может располагаться как в виде отдельного пункта, так и быть разбита и включена в проект согласно контексту.

Теоретическая глава

Введение

Самостоятельный документ-приложение

Описание истории появления проблемы В виде отдельного параграфа или в составе одного из пунктов Начинает введение с целью подведения к актуальности темы Полноценное развернутое описание эволюции темы и проблемы
Описание темы Распределяется по главе в целом Обоснование актуальности и значимости тематики
Причины и следствия Отражение причин и следствия согласно хронологии событий и логике научного исследования, плану работы Отсутствуют По ходу описания ситуации, истории происхождения и текущего положения

Если студент решил выделить историографический обзор в качестве отдельного пункта, то важно отметить это в оглавлении и в общем составе проекта. Историческое погружение в заявленную тему чаще всего предстает в виде следующих заголовков:

  • История развития … (далее выделение проблемы или чисто по теме). Здесь отмечается историческая историография по проблеме или по теме в целом в зависимости от располагаемой информации, ее характера и пр. Такой формулировке свойственна историческая историография.
  • Понятие и эволюция проблемы… В этом пункте чаще всего универсанты описывают историю появления и развития проблемы, преобладает научная историография
  • Особенности становления (проблемы или темы) в России. Здесь ведется общий обзор появления проблематики в национальных масштабах с постепенных сужением границ исследования до плановых отметок. Имеет место историография России.

Обратите внимание, историография, как часть академического проекта, включается в состав теоретического раздела. Обычно она является первым пунктом этой главы. Дробление историографии и ее включение в первую часть курсовой или дипломной работы только при условии, что автор сможет грамотно вписать соответствующий «исторический фрагмент» в контекст. То есть важно, чтобы были точки соприкосновения. Обычно, такой ход употребляется в рамках сравнительного анализа.

Помимо теоретической главы также возможно употребление историографического анализа или обзора по тематике и проблематике студенческой работы в виде отдельного абзаца во введении. В этом случае освещение темы и проблемы с точки зрения истории и эволюции будет подчеркивать актуальность избранной тематики.

Если правила выполнения студенческой работы не запрещают, то можно вынести историографию в отдельный сопутствующий документ и включить основные моменты в научный доклад.

Таким образом, историография может быть включена как в состав студенческого проекта в качестве раздела теоретической главы, а также употреблена в рамках сравнительного анализа для выделения тенденций, особенностей и пр. Также возможно применение такого формата тематического погружения во введении. Также возможно вынесение этого исторического анамнеза в отдельный документ, но при согласовании с научным руководителем и с учетом правил учебного заведения.

Сложности выполнения историографии в курсовой и дипломной работе

Подготовка историографии по теме курсовой или дипломной работы – процесс непростой. Нередко студенты сталкиваются с рядом нюансом, которые усложняют исследовательский путь.

На каких этапах возникают вопросы по созданию историографии?
На каких этапах возникают вопросы по созданию историографии?

Одной из сложностей историографии в составе студенческих проектов является отсутствие опыта в ее подготовке. Студенты, впервые столкнувшиеся с подобной необходимостью, не понимают ее особенностей и просто реферируют первоисточники, выделяя сугубо текущее положение дел. В данном случае ошибка именно в акценте на реалиях. Здесь само наименование исследования говорит за себя – историография, то есть историческое погружение. Поэтому нужно выделить этапы эволюции, модификации проблемы.

Вторым нюансом является дефицит информации. Не всегда студентам удается собрать сведения о более ранних периодах времени по заявленной теме или проблеме. Поэтому могут возникнуть пробелы или вопросы относительно изучения истоков и первопричин проблемы, ее симптомов и первых способов решения. В таких ситуациях универсанты могут начать научную историографию с доступных материалов.

Третья сложность предполагает умение грамотно преподнести соответствующие исторические и специализированные моменты, подчеркнут влияние внешних факторов, условий, эпохи на развитие ситуации, проблему, идейность. Далеко не всегда авторы умеют правильно и качественно увязать прошлые тенденции с современным положением дел, понять связь причин и следствий, этапность развития темы и пр. Поэтому важно проследить всю хронологию событий, понять ее изнутри и достойно преподнести в проекте.

Еще одной особенностью в выполнении студенческих работ и историографии выступает обзорный характер. Как правило, в курсовой или дипломной работе универсант старается погрузиться в тему с определенной глубиной. Историография же предполагает всестороннее и общее освещение тематических моментов. При подготовке этой части важно получить конкретные детали, факты, тенденции, причинно-следственные связи, а не только общую картину происходящего, хронологическую последовательность событий. То есть проблемы возникают с точностью в повествовании.

Также студенты могут заметить сложности с проверкой информации. Проверять архивные данные крайне сложно. В данном случае поможет только сравнительный подход: изучение одних и тех же событий из разных первоисточников.

Важно помнить, что любые сложности преодолимы при грамотной мотивации и хорошо спланированном подходе. Для этого достаточно оценить все особенности, изучить правила формирования историографии и порядок ее включения в состав курсовой или дипломной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по подготовке историографии в курсовых и дипломных работах

Чтобы подготовить качественную историческую справку по теме студенческой работы, важно понимать особенности этого документа и соответствующие тонкости при его формировании.

Во-первых, уточните у научного руководителя необходимость и порядок включения историографии в состав курсового или дипломного проекта. Если данный фрагмент является частью теории, то продумайте формат его отображения. Вынося историографию в отдельный пункт, будьте готовы информативно осветить основные моменты, помогающие понять особенности и разработанность темы, изменения, причинно-следственные связи.

Во-вторых, сделайте акцент либо на теме, либо на проблеме. То есть историография должна быть посвящена либо проекту в целом, либо сугубо исследовательскому вопросу. При первом подходе она подчеркнет тенденции и актуальность, а во втором – поможет установить истинные причины, симптомы и способы решения.

В-третьих, используйте сравнительный метод. Он поможет выделить начало и конец, связи, эффект до и после. Критическая оценка подчеркнет умение автора выдвигать собственные идеи и обосновывать их. Историография – это не реферат, а самое настоящее исследование, совмещающее в себе особенности постигаемой дисциплины, темы, профессии и истории.

В-четвертых, важно учитывать контекст располагаемой информации и имеющиеся наработки в рамках самостоятельного написания проекта. Все историографические выдержки нужно достойно преподносить: логично, связно, уместно. Поэтому нужно продумать все переходы, связки и определить роль подобранной информации.

Нередко исторические выдержки цитируют в студенческой работе. Такой прием усиливает аргументацию и обоснованность выводов, авторской позиции. Также при помощи цитирования уникальность проекта страдает в меньшей степени.

В-пятых, важно учитывать опыт, отмеченный в историографии при разработке собственной идеи и гипотезы. Он поможет избежать дублирования и плагиата.

Согласитесь, что даже опытным авторам порой трудно провести качественный историографический обзор и умело его использовать при подготовке курсовой, дипломной или научной работы. От качества историографии зависит обоснованность суждений и качество идеи автора, эффективность результатов исследования. Поэтому историография считается базой при выполнении любого студенческого труда.

Чтобы умело пользоваться ею, нужно понимать видовые особенности и тонкости подготовки исторического обзора и исследования по теме проекта. Специалисты ДиссХелп готовы помочь разробраться со всеми нюансами и подготовить надежный и интересный исторический очерк.

Эксперты ОЦ DissHelp готовы проконсультировать и помочь написать достоверную и эффектную историографию. Также наши исполнители помогут понять, где и как ее можно применить составе студенческой работы. Мы обеспечим грамотность и достоверность материалов, персональный подход к каждому заказу. С нами разобраться в теме, начиная от истоков и заканчивая сегодняшним днем, легко!


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!