Выполнение курсовых работ и дипломного проекта – непосредственная и неизбежная учебная обязанность каждого студента. Притом их выполнение требует не просто изучения материалов и их пересказа, но и тотальной переработки, отражения собственной точки зрения и решения в рамках заявленного исследовательского вопроса.
Для полноценного погружения в тему важно подготовить историографию в отношении изучаемой проблематики.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции историографии в составе курсовых и дипломных работ
Историография – это инструмент, позволяющий авторам изучить интересуемую их тему, вопрос с исторической и эволюционной точки зрения: начиная от истоков и заканчивая современным положением дел. Фактически без него не обходится ни одно исследование, ведь в каждой академической и учебной работе есть как минимум теоретическая глава с подробным разбором заявленной проблематики.
В самой прямой трактовке, историография – это часть исторической науки, нацеленная на освещение былого опыта, разбор первоисточников с целью изучения того, что было и что стало.
В составе академических проектов историография будет присутствовать в том или ином объеме. Без нее невозможно разобраться в теме, установить причинно-следственные связи, понять влияние и особенности противоречия. В этом проявляется информационная миссия такого обзора.
Также историографический анамнез помогает сориентироваться в теме и выстроить грамотную траекторию решения, которая будет учитывать опыт и ошибки предшественников, особенности ситуации и маневренность тех или иных концепций, подходов, приемов. То есть данный метод выполняет целенаправляющую и ориентационную функции.
Помимо этого, научная историография поможет автору тщательно обосновать выдвинутую им позицию и решение, отметив ее превосходство над более ранними версиями, подобрать весомые аргументы и факты в пользу предложенной идеи. В этом состоит доказательная миссия приема.
Также данная парадигма способствует расширению кругозора и словарного запаса, так как она захватывает не просто конкретную отрасль, а становление и развитие проблематики, исследовательского вопроса в целом: по региону, стране, по эпохам, в мире в целом. Так она выполняет общеразвивающую задачу.
Подготовка историография учит авторов грамотно и качественно работать с первоисточниками по теме исследования. Она требует не просто собирать и изучать материал, но и проводить фактчекинг, сортировать информацию и умело оперировать ею при описании гипотезы и авторской позиции.
Фактически, историография – это научное историческое исследование в рамках избранной дисциплины, темы и проблемы, которое помогает оценить ситуацию начиная от истоков и заканчивая текущим положением дел в отрасли. С ее помощью студенты не просто разберутся в нужном направлении, но и быстро сориентируются в специфике и первопричинах зарождения противоречия, возможностях его урегулирования и перспективах развития тематики. На основе этого подхода студенты формируют качественную и безоговорочную доказательную базу, на которой строится научная аргументация выводов и результатов.
Виды историографии в курсовых и дипломных работах
Казалось бы, историографический анализ или обзор – он и в Африке таковым будет. Но не все так просто как может показаться на первый взгляд. На самом у этого инструмента есть несколько существенных для студенческих работ вариаций, каждый из которых имеет свои особенности в подготовке и применении.
Чаще всего студенты при написании курсовых и дипломных работ полагаются на следующие типы историографии:
- Общая историография или историография России и мира. В данном контексте тема изучается глобально без каких-либо явных территориальных границ (только с учетом границ в рамках проводимого исследования при написании курсовой или дипломной работы). Такой формат помогает установить, когда и почему зародилась а или иная проблема, как она себя проявляла, какие шаги предпринимали соотечественники для ее урегулирования и пр. То есть такой разбор темы и противоречия помогает выделить причинно-следственные связи, эффективные и неэффективные способы воздействия на нее, учесть ошибки и пр.
- Научная историография. Это именно та самая аналитика и переработка собранных научных первоисточников, которая емко, четко освещает суть избранной темы и помогает автору подобрать несколько весомых аргументов в пользу выдвинутой им гипотезы, показать свое мнение и позицию, подчеркнуть весомость выводов и пр. В данном случае студенты глубже погружаются в методологические аспекты развития темы, критически оценивают ситуацию и инструментарий, теории и пр. То есть они полагаются преимущественно на научно-исторические приемы для оценки ситуации и построения своего решения.
- Историческая историография опирается на отражение эволюции и модификации проблемы: как и под воздействием каких факторов она изменялась, проявлялась, воздействовала. То есть здесь происходит более глубокое научно-теоретическое погружение в тему курсовой или дипломной работы.
Обратите внимание, что при выполнении академических трудов может использоваться как один, так и несколько видов историографического погружения в тему. Но каждый из них поможет выделить те или иные особенности ситуации, проявления и воздействия противоречия на объект, подобрать наиболее эффективное и новейшее средство «исцеления».
Из каких элементов складывается историография в академических трудах?
Историография – это особый жанр по максимальному раскрытию любой темы. Независимо от вида, в ней будут присутствовать базовые составные элементы, на которых строится ход погружения и изучения соответствующего исследовательского вопроса или направления в целом. Отличие будет крыться лишь в ориентации, масштабах и целях составления такого аналитического обзора.
При подготовке историографического анамнеза по теме курсовой или дипломной работы сначала придется продумать логику и особенности проводимого исследования, последовательность действий и мероприятий, опорные слова, ключевые моменты и вопросы и пр.
Научная историография |
Историография России |
Историческая историография |
|
Источниковедение | Научные статьи, диссертации, научные доклады | Общенаучные материалы, учебники, пособия, сборники, энциклопедии, архивная информация, статистика, СМИ | Архивы, научная литература |
Критика материалов |
Фактчекинг |
||
Сбор информации | Всесторонний анализ темы и проблемы | Анализ тематики | Историческое исследование темы и проблемы |
Историческая критика |
Сортировка материалов |
||
Интерпретация результатов | Систематизация данных, структурирование материалов, проведение теоретического научного исследования | Описание хронологической последовательности и выделение причинно-следственных связей |
Научная историография предполагает сочетание следующих элементов:
- Источниковедение;
- Критика первоисточников;
- Историческая справка или обзор;
- Историческая критика;
- Преобразование и интерпретация данных.
Источниковедение предполагает сбор информации в рамках заявленной темы с акцентом на эволюцию проблемы, развитие событий и пр. То есть здесь автор должен тотально погрузиться в избранное направление и проблематику, изучить все потенциальные и реальные причины и факторы возникновения. Данный элемент предполагает сбор всей доступной информации, которая подчеркивает особенности, модификации, причины и следствия и пр.
Критика первоисточников – это проверка собранных материалов на качество, то есть фактчекинг. В данном случае важно соотнести трактовку и значение соответствующих теорий, подходов, законов, правил и формул из разных первоисточников. На этой стадии происходит как минимум сортировка первоисточников на достоверные и сомнительные, точные и приблизительные, архивные и современные и пр.
Далее следует историческая справка. Ее суть состоит в том, чтобы грамотно представить все этапы течения проблематики, внутренние и внешние факторы ее эволюции и влияния на объект. То есть здесь происходит систематизация собранных фактов воедино, в полноценную картину, где будут подчеркнуты тенденции, причины и следствия, методы и результаты и пр.
Вслед за общим описанием и характеристикой противоречия, его модификаций идет историческая критика. Она предполагает выдвижение авторской позиции и отражение достоинств и недостатков ранее предложенных подходов и способов решения, оценку следствий и перспектив, выдвижение собственной идеи и ее обоснование.
В рамках интерпретации данных автору останется лишь грамотно преподнести соответствующие моменты в курсовой работе и дипломе с учетом норм форматирования, стилистических особенностей, соблюдении авторской этики и пр.
Как подготовить историографию для студенческих работ?
Историография – это база для теоретической главы и кастет для построения практического раздела курсовой или дипломной работы. Она позволяет универсантам тщательно, всесторонне изучить тему, исследовательский вопрос. разобраться во всех тонкостях, понять и осознать рациональность и эффективность действующих методик и инструментов, оценить существующие мнения и подходы, а также качественно продумать и обосновать собственную идею и позицию.
Итак, научная историография или историческая историография, любой из форматов начинается с четкого определения темы и цели исследования, а также выделении цели историографической части. То есть важно понять, что будет подвергаться обзору и изучению, описанию и оценке, в течение какого периода времени и в каких масштабах (общая историография, историография России, историография конкретного объекта исследования и пр.).
Далее при проектировании историографического изучения темы важно установить четкие границы. Они будут сводиться к выделению соответствующих временных периодов, ключевых слов и моментов, определению последовательности повествования. То есть студенту предстоит понять, с какого момента начинать освещать тему. Для этого нужно понять, когда появилась проблема и как она развивалась с течением времени (в разные века, года и пр.), что способствовало ее модификациям, как они отражались и на чем и пр.
Далее последует самая важная и ответственная миссия – сбор и обработка первоисточников. Здесь уже придется учитывать особенности каждого вида историографии:
- Научная историография основывается на диссертациях, НИР, НКР, научных статьях исторического характера. Здесь студент будет полагаться на исторические исследования, проведенные в соответствующие периоды времени и их результаты, грамотно отмечая особенности каждого этапа развития проблемы и пр.
- Историография России чаще всего базируется на трудах сугубо отечественных ученых и исследователей, соискателей ученой степени, практикующих историков и археологов и пр. То есть в данном случае масштабы тематического погружения носят сугубо национальный характер.
- Историческая историография акцентирует внимание именно на событиях, внешних факторах, содействующих развитию проблемы, появлению новых взглядов и движений, теорий. Она позволяет установить сходства и отличия, достоинства и недостатки соответствующих концепций и мнений, подходов причины их устаревания и неэффективности и пр.
В одной курсовой или дипломной работе может присутствовать как один конкретный вид историографии, так и их комбинация в зависимости от темы, ширины и глубины исследования, целей проведения исторического анамнеза и пр.
По мере сбора информации автору останется ее внимательно изучить, проверить на достоверность и умело систематизировать, воссоздавая конкретную эволюцию и последовательность в развитии проблемы, ее изменениях, причинах и следствиях, способах воздействия. Важно проанализировать различные точки зрения, выделить ключевые положения каждого эксперта и пр. Грамотная компоновка и структурирование материалов поможет подвести пользователей к гипотезе и авторской позиции, качественно ее обосновать и показать состоятельность, актуальность, ценность и новизну одновременно.
Интерпретация историографического погружения производится согласно требованиям к студенческому проекту: научный стиль, краткость и емкость, логичность последовательность
Историография – это элемент курсовой или дипломной работы, подчеркивающий степень разработанности темы и научного вклада исследователей, возможности дальнейшего развития.
Обратите внимание, что при подготовке курсовых и дипломных работ проводится историография проблемы, а в диссертациях – допустима историография темы и проблемы.
Источники информации для написания историографии в студенческих проектах
При выполнении историографии для академических трудов важно понимать, что в ее основу кладут не просто базовую литературу, а специфические ресурсы.
Итак, какие источники информации служат основой для историографии в курсовых и дипломных работах?
- Научные работы по теме исследования;
- Учебные и справочные пособия по дисциплине или специализации;
- Архивные данные, материалы из газет (актуальных и минувших лет, годов и веков);
- Статистические данные;
- Исторические исследования и научные работы по истории, затрагивающие тему и проблему;
- Интервью авторитетных и квалифицированных экспертов, ученых;
- И пр.
Обратите внимание, что студенту при разработке историографической части проекта придется использовать самые разные первоисточники: современные и архивные, гуманитарные, профильные, исторические и статистические материалы и т.д. Притом ему предстоит также убедиться в достоверности и качестве каждого из них.
Учебные, архивные материалы, исторические исследования служат для освещения истории становления и развития проблемного звена, отражения внутренних и внешних факторов-провокаторов, оценку условий. То есть они помогают установить истинные причины и следствия, предпринимаемые попытки и их эффективность и пр.
Современная научная литература, статьи, мнения экспертов чаще всего подчеркивают текущее положение дел, которое важно увязать с более ранними событиями, установив их связь.
То есть с помощью историографии темы и исследовательского вопроса автор студенческой работы воссоздает хронологическую цепочку мероприятий, устанавливать причинно-следственные связи, учитывает опыт предшественников и проектирует новейший способ воздействия.
Где отражать историографию в составе курсовой или дипломной работы?
Итак, давайте разберемся, в каких случаях и где будет отражаться историография в любом виде и формате. Ее тип в целом неважен, так как такой обзор помогает разобраться в научно-теоретической базе.
Чаще всего историография – это часть теоретической главы. Притом здесь она может располагаться как в виде отдельного пункта, так и быть разбита и включена в проект согласно контексту.
Теоретическая глава |
Введение |
Самостоятельный документ-приложение |
|
Описание истории появления проблемы | В виде отдельного параграфа или в составе одного из пунктов | Начинает введение с целью подведения к актуальности темы | Полноценное развернутое описание эволюции темы и проблемы |
Описание темы | Распределяется по главе в целом | Обоснование актуальности и значимости тематики | |
Причины и следствия | Отражение причин и следствия согласно хронологии событий и логике научного исследования, плану работы | Отсутствуют | По ходу описания ситуации, истории происхождения и текущего положения |
Если студент решил выделить историографический обзор в качестве отдельного пункта, то важно отметить это в оглавлении и в общем составе проекта. Историческое погружение в заявленную тему чаще всего предстает в виде следующих заголовков:
- История развития … (далее выделение проблемы или чисто по теме). Здесь отмечается историческая историография по проблеме или по теме в целом в зависимости от располагаемой информации, ее характера и пр. Такой формулировке свойственна историческая историография.
- Понятие и эволюция проблемы… В этом пункте чаще всего универсанты описывают историю появления и развития проблемы, преобладает научная историография
- Особенности становления (проблемы или темы) в России. Здесь ведется общий обзор появления проблематики в национальных масштабах с постепенных сужением границ исследования до плановых отметок. Имеет место историография России.
Обратите внимание, историография, как часть академического проекта, включается в состав теоретического раздела. Обычно она является первым пунктом этой главы. Дробление историографии и ее включение в первую часть курсовой или дипломной работы только при условии, что автор сможет грамотно вписать соответствующий «исторический фрагмент» в контекст. То есть важно, чтобы были точки соприкосновения. Обычно, такой ход употребляется в рамках сравнительного анализа.
Помимо теоретической главы также возможно употребление историографического анализа или обзора по тематике и проблематике студенческой работы в виде отдельного абзаца во введении. В этом случае освещение темы и проблемы с точки зрения истории и эволюции будет подчеркивать актуальность избранной тематики.
Если правила выполнения студенческой работы не запрещают, то можно вынести историографию в отдельный сопутствующий документ и включить основные моменты в научный доклад.
Таким образом, историография может быть включена как в состав студенческого проекта в качестве раздела теоретической главы, а также употреблена в рамках сравнительного анализа для выделения тенденций, особенностей и пр. Также возможно применение такого формата тематического погружения во введении. Также возможно вынесение этого исторического анамнеза в отдельный документ, но при согласовании с научным руководителем и с учетом правил учебного заведения.
Сложности выполнения историографии в курсовой и дипломной работе
Подготовка историографии по теме курсовой или дипломной работы – процесс непростой. Нередко студенты сталкиваются с рядом нюансом, которые усложняют исследовательский путь.
Одной из сложностей историографии в составе студенческих проектов является отсутствие опыта в ее подготовке. Студенты, впервые столкнувшиеся с подобной необходимостью, не понимают ее особенностей и просто реферируют первоисточники, выделяя сугубо текущее положение дел. В данном случае ошибка именно в акценте на реалиях. Здесь само наименование исследования говорит за себя – историография, то есть историческое погружение. Поэтому нужно выделить этапы эволюции, модификации проблемы.
Вторым нюансом является дефицит информации. Не всегда студентам удается собрать сведения о более ранних периодах времени по заявленной теме или проблеме. Поэтому могут возникнуть пробелы или вопросы относительно изучения истоков и первопричин проблемы, ее симптомов и первых способов решения. В таких ситуациях универсанты могут начать научную историографию с доступных материалов.
Третья сложность предполагает умение грамотно преподнести соответствующие исторические и специализированные моменты, подчеркнут влияние внешних факторов, условий, эпохи на развитие ситуации, проблему, идейность. Далеко не всегда авторы умеют правильно и качественно увязать прошлые тенденции с современным положением дел, понять связь причин и следствий, этапность развития темы и пр. Поэтому важно проследить всю хронологию событий, понять ее изнутри и достойно преподнести в проекте.
Еще одной особенностью в выполнении студенческих работ и историографии выступает обзорный характер. Как правило, в курсовой или дипломной работе универсант старается погрузиться в тему с определенной глубиной. Историография же предполагает всестороннее и общее освещение тематических моментов. При подготовке этой части важно получить конкретные детали, факты, тенденции, причинно-следственные связи, а не только общую картину происходящего, хронологическую последовательность событий. То есть проблемы возникают с точностью в повествовании.
Также студенты могут заметить сложности с проверкой информации. Проверять архивные данные крайне сложно. В данном случае поможет только сравнительный подход: изучение одних и тех же событий из разных первоисточников.
Важно помнить, что любые сложности преодолимы при грамотной мотивации и хорошо спланированном подходе. Для этого достаточно оценить все особенности, изучить правила формирования историографии и порядок ее включения в состав курсовой или дипломной работы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке историографии в курсовых и дипломных работах
Чтобы подготовить качественную историческую справку по теме студенческой работы, важно понимать особенности этого документа и соответствующие тонкости при его формировании.
Во-первых, уточните у научного руководителя необходимость и порядок включения историографии в состав курсового или дипломного проекта. Если данный фрагмент является частью теории, то продумайте формат его отображения. Вынося историографию в отдельный пункт, будьте готовы информативно осветить основные моменты, помогающие понять особенности и разработанность темы, изменения, причинно-следственные связи.
Во-вторых, сделайте акцент либо на теме, либо на проблеме. То есть историография должна быть посвящена либо проекту в целом, либо сугубо исследовательскому вопросу. При первом подходе она подчеркнет тенденции и актуальность, а во втором – поможет установить истинные причины, симптомы и способы решения.
В-третьих, используйте сравнительный метод. Он поможет выделить начало и конец, связи, эффект до и после. Критическая оценка подчеркнет умение автора выдвигать собственные идеи и обосновывать их. Историография – это не реферат, а самое настоящее исследование, совмещающее в себе особенности постигаемой дисциплины, темы, профессии и истории.
В-четвертых, важно учитывать контекст располагаемой информации и имеющиеся наработки в рамках самостоятельного написания проекта. Все историографические выдержки нужно достойно преподносить: логично, связно, уместно. Поэтому нужно продумать все переходы, связки и определить роль подобранной информации.
Нередко исторические выдержки цитируют в студенческой работе. Такой прием усиливает аргументацию и обоснованность выводов, авторской позиции. Также при помощи цитирования уникальность проекта страдает в меньшей степени.
В-пятых, важно учитывать опыт, отмеченный в историографии при разработке собственной идеи и гипотезы. Он поможет избежать дублирования и плагиата.
Согласитесь, что даже опытным авторам порой трудно провести качественный историографический обзор и умело его использовать при подготовке курсовой, дипломной или научной работы. От качества историографии зависит обоснованность суждений и качество идеи автора, эффективность результатов исследования. Поэтому историография считается базой при выполнении любого студенческого труда.
Чтобы умело пользоваться ею, нужно понимать видовые особенности и тонкости подготовки исторического обзора и исследования по теме проекта. Специалисты ДиссХелп готовы помочь разробраться со всеми нюансами и подготовить надежный и интересный исторический очерк.
Эксперты ОЦ DissHelp готовы проконсультировать и помочь написать достоверную и эффектную историографию. Также наши исполнители помогут понять, где и как ее можно применить составе студенческой работы. Мы обеспечим грамотность и достоверность материалов, персональный подход к каждому заказу. С нами разобраться в теме, начиная от истоков и заканчивая сегодняшним днем, легко!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!