Самостоятельная работа студентов в ВУЗе

Образовательная программа ВУЗа предусматривает не только посещение лекций и семинаров, выполнение письменных работ, сдачу зачетов и экзаменов, но и самостоятельную работу. Большая часть информации преподается в стенах учебного заведения, но важно, чтобы она была хорошо обработана и усвоена.

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе

Образовательная программа ВУЗа предусматривает не только посещение лекций и семинаров, выполнение письменных работ, сдачу зачетов и экзаменов, но и самостоятельную работу. Большая часть информации преподается в стенах учебного заведения, но важно, чтобы она была хорошо обработана и усвоена.

Что такое самостоятельная работа студента?

Речь идет не о самостоятельной работе, как о письменном задании, призванном проверить уровень знаний и умений учащегося, а о самостоятельной учебной деятельности.

Учеба студентов
Самостоятельная учебная деятельность студентов

Самостоятельная работа позволяет студентам обрести следующие навыки:

  1.  закрепление пройденного материала и изучение новых фактов;
  2.  развитие основополагающих умений по выполнению научно-исследовательской работы: поиск, обработка информации, систематизация данных;
  3.  получение более качественного образования, глубоких знаний;
  4.  развитие самоорганизации самодисциплины;
  5.  совершенствование профессиональных знаний и умений, развитие профессионала и личности.

Что нужно для организации самостоятельной работы студента?

Для начала преподаватель должен сориентировать студентов, какие вопросы или литературу (по определенному предмету) им необходимо изучить самостоятельно, очертив тем самым «учебный горизонт».

Учеба в вузе
Что подразумневается под понятием “самостоятельная работа студентов”

Важно отметить, что на самостоятельную работу студент сам определяет и выделяет время. Качество полученных знаний полностью зависит от учащегося: как он разберется в материалах, запомнит его.

Виды самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента может проявляться в различных формах: как на аудиторных занятиях, так и в домашних условиях.

В частности, на лекциях студент сам решает, что ему стоит конспектировать, записывать, а что нет. На семинарах учащихся пытается применять полученные знания: решать задачи, выполнять различные задания и исследования и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В большинстве случаев самостоятельная работа студента сводится к изучению конкретного вопроса. Для этого ему необходимо грамотно подбирать информацию, отсортировать и обработать ее, а затем законспектировать. Написание курсовой работы, реферата, доклада, научно-исследовательского проекта (и др.) как раз является ярким примером самостоятельной работы студента.

Также к самостоятельной работе учащегося ВУЗа следует отнести подготовку домашнего задания: поиск ответов к семинарским занятиям, решение задач, выполнение отдельных поручений, повторение материала при подготовке к контрольной работе, зачетной неделе или сессии и пр.

Самостоятельная работа студента предполагает владение или освоение следующих навыков: конспектирование, акцентирование текста, подбор примеров, анализ и сравнение данных, перефразирование в целях более простого записывания и понимания изученного и пр.

Как побудить студента к самостоятельной работе?

Зачастую студенты полагают, что весь материал им должны преподавать в стенах ВУЗа. На самом деле такое мнение ошибочно. Даже обучаясь на очном отделении, изучить дисциплину в считанные и строго установленные часы не удастся. Поэтому самостоятельная работа просто необходима для развивающегося специалиста.

Нередко студенты пренебрегают заданиями для самостоятельной работы. Чтобы этого избежать, педагог должен замотивировать учащегося. Как это сделать?

Вариант 1. Показать полезность самостоятельной работы

Педагогу следует отметить важность задания: чему научится студент, как это ему пригодится в будущем (в профессиональной деятельности, жизни и пр.).

Вариант №2. Привлечение к творческой деятельности

При выполнении самостоятельной работы студент может не просто изучить вопрос, но и написать научную статью, опубликовать ее в сборнике или научном журнале, открыв тем самым для себя новый путь. В дальнейшем это студенту может пригодиться при поступлении в аспирантуру.

Вариант №3. Викторина

Педагог может поручить группе разобраться в конкретной теме, а затем проверить их знания и степень усвоения материала с помощью игр (викторин, логических игр, проведение «научной эстафеты», игры «Что? Где? Когда?» и пр.).

Вариант №4. Поощрение

Преподаватель может сразу же отметить, что добросовестное выполнение задания может принести в «копилку» студента дополнительные бонусы, баллы или послужить основанием для «автомата» на экзамене», допуска некоторых «поблажек» в учебе.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!