На сегодняшний день существует свыше десятка вариантов получения среднего и профессионального образования. Притом каждый индивид имеет право выбора соответствующей формы подготовки. Но в одном случае он может перейти на желаемый вариант добровольно, а в другом – строго по необходимости. Сегодня мы расскажем об особенностях домашнего и семейного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое семейное образование?
Одной из современных форм обучения сегодня является семейное образование. Данная ниша доступна преимущественно в школах, то есть на этапе получения среднего общего образования, которое важно иметь для поступления в колледж или вуз.
Семейное обучение предполагает, что ответственность за обучение и создание соответствующих условий для постижения определенной программы (с учетом возраста и потребностей ребенка, действующих правил и норм) берет на себя официальный представитель ребенка (родитель или опекун). В данном случае постижение новых знаний и навыков происходит в «домашних условиях», в семье, за пределами школы.
Развитие чада происходит в рамках классической траектории, то есть общей образовательной программы, которая реализуется в классах среди детей аналогичного возраста и параметров. Отличие кроется лишь в месте, темпе обучения.
![Особенности семейного обучения](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29461-1.png)
Семейное обучение предполагает, что учащийся постигает заявленные темы и предметы самостоятельно или с помощью семьи (то есть обращаюсь за подмогой к родителям и пр.). При этом на нем лежит обязанность по оперативному и своевременному прохождению всех заявленных в учебном плане аттестационных рубежей, выполнение самостоятельных и контрольных работ, прохождение промежуточной аттестации в виде ВПР, прохождение переводных экзаменов и пр. Аттестация проводится уже в учебном заведении, к которому будет прикреплен индивид.
То есть семейное обучение предполагает прикрепление к конкретной образовательной организации для прохождений аттестаций и экзаменов, но сам образовательный процесс проходит в любом удобном для учащегося месте. Притом темп освоения предметов и учебная нагрузка определяется им и домочадцами самостоятельно. Освоение программы происходит под контролем родителей.
Среди функций семейного обучения можно выделить:
- Индивидуализация или комфортизация учебного процесса, когда индивид самостоятельно решает, что и когда он будет изучать, в каком объеме и пр., распределяя время и силы на определенный модуль или предметы, задания и пр.;
- Развитие заинтересованности и самостоятельности ребенка в получении образования, то есть семейное обучение может сыграть роль мотиватора или стимулятора к постижению новых знаний. В данном случае основная обязанность по постижению предметов ляжет на ребенка: он должен будет самостоятельно или при помощи окружения разбираться в каждом предмете, выполнять задания и пр.;
- Унификация, предполагающая, что ребенок изучает корректную и современную образовательную программу, соответствующую требованиям ФГОС. Семейное обучение тесным образом пересекается с традиционными программами. Но при желании родители могут попросить организовать или утвердить индивидуальную программу обучения с учетом определенных пожеланий потребностей: предрасположенности ребенка, его интересы (желание углубленно изучать определенную науку или предмет), собственные возможности и пр. В любом случае траектория обучения будет учитывать общие требования ФГОС;
- Повышение продуктивности в изучении предметов и тем, та как ребенок самостоятельно и тщательно разбирается в темах, заданиях, благодаря чему происходит наилучшее усвоение программы;
- Укрепление семейных отношений и интересов, развитие взаимовыручки и пр.
Семейное обучение ничем не хуже классического (очного) образования. Качество подготовки учащегося определяется квалифицированными педагогами с помощью прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. Притом даже в традиционной школе степень подготовки и уровень знаний в большей степени зависит от настроя и усилий чада.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Как организован учебный процесс в рамках семейного образования?
Семейное обучение – это уникальный способ обрести среднее общее образование в комфортном темпе и режиме. В данном случае у учащегося нет строго формального расписания, необходимости посещать школу.
Учащийся и его родители самостоятельно определяют режим и темп обучения:
- Какие предметы и когда, как будет изучать индивид;
- Какие задания и в каком объеме выполнять;
- В какое время учиться или как распределять время на учёбу и иные дела.
При организации учебного процесса важно ориентироваться на сроки аттестации. К определенным датам учащийся должен овладеть конкретным объемом учебной программы, изучить и выполнить определенный набор тем и заданий, а затем пройти промежуточную аттестацию, подтвердив тем самым степень усвоения соответствующего курса, предмета и пр. То есть в целом темп обучения будет зависеть от двух факторов: объем предметов и заданий на учебный период и сроки аттестации. Ориентируясь на них, индивиду важно выработать конкретный план по изучению и освоению намеченной траектории, теоретического и практического багажа.
![Организация семейного обучения](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29461-2.png)
При этом в случае выявления сложностей, проблем и нюансов при постижении предмета, темы или задания, он имеет право обратиться за помощью к преподавателям школы, согласовав время и дату встречи. Также не воспрещается посещать дополнительные центры по семейному обучению, где в небольших группах проводят несколько раз в неделю встречу учащихся и разъясняют им предметы, отвечают на вопросы и пр.
Таким образом, постижение учебной программы происходит на базе самообразования, а контроль за учебным процессом лежит на учащемся и родителях. Но аттестацию и контроль знаний организует и реализует учебное заведение, к которому прикреплён индивид.
Среди очевидных минусов семейного образования можно отметить т, что на изучение образовательной программы ученику требуется сила воли, самодисциплина, навыки по борьбе с ленью. Именно эти три причины становятся первопричинами низкой успеваемости или некачественной подготовки ребенка. Бороться с ними особенно в домашних условиях довольно трудно.
Как перейти на семейное обучение?
Для освоения программы в рамках семейного обучения индивиду необязательно иметь для этого весомые основания и документальные доказательства. Для применения данного формата порой достаточно личной инициативы учащегося, одобрения со стороны родителей (опекунов).
Чаще всего выбор на семейный формат подготовки падает по следующим основаниям:
- Желание семьи, ребенка или родителей перейти на соответствующий вид обучения;
- Ребенок активно занимается освоением спортивной или творческой ниши, отдавая ей приоритет. В связи с высокими нагрузками не успевает полноценно посещать школу и занятия согласно намеченному расписанию и плану;
- Семья часто меняет место жительства по тем или иным причинам: в связи с рабочими обстоятельствами, из-за гражданства и временной прописки, по личным обстоятельствам и пр., из-за чего стабильное посещение одной и той же школы невозможно;
- Неудовлетворённость качеством образования в рамках традиционного обучения и переход на семейное обучение с целью повышения качества подготовки ученика. В данном случае миссию педагогов берут на себя родители, которые должны объективно и грамотно оценить собственные возможности, таланты и пр.;
- Состояние здоровья, частые болезни ребенка;
- Проблемы индивида с адаптацией в обществе: напряженные отношения со сверстниками, конфликты с одноклассниками и/или педагогами и пр.
Обратите внимание, что для перехода на семейное обучение опекунам и ребенку не требуется доказывать свое намерение и желание, необходимости смены формата документально, достаточно инициативы и грамотно составленного заявления.
![Причины перехода на семейное обучение](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29461-3.png)
Конечно, в идеале следует согласовать смену способа обучения с администрацией школы. Но в любом случае выбор остается за учеником и его представителями.
Для перехода на семейное обучение достаточно представить секретарю или директорату следующие документы:
- Важно прикрепиться к определённой школе и подать документы в ее с указанием в заявлении формата обучения – семейное обучение;
- Уведомить органы местного самоуправления и образования о желании осваивать учебный план в рамках семейного образования.
После оформления выбранного способа освоения образовательной программы родителям предстоит получить на руки учебный план, расписание аттестаций и проверок, экзаменов и пр. Задания для самостоятельной работы могут быть выданы сразу или высылаться на электронную почту и пр. Способ взаимодействия с учебным заведениям выбирается учащимся и его представителями индивидуально.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Что такое домашнее обучение?
Еще одной современной формой обучения при школе является домашнее (или как ее еще называют – «надомное») обучение. Нередко ее приравнивают к семейному образованию, но эти две категории имеют массу различий, невзирая на то, что выполняют одну и ту же миссию – обучение, развитие индивида.
Домашнее обучение предполагает освоение программы сугубо в домашних условиях, но при помощи квалифицированных педагогов. То есть в данном случае не ученик посещает школу, а преподаватели из школы приходят к нему, чтоб помочь в освоении учебного плана.
Данный вариант развития индивида реализуется лишь в исключительных случаях. Перейти на него добровольно или по личной инициативе невозможно. Для активации этого формата важно иметь на руках веские и документально подтверждённые основания:
- Медицинские противопоказания или невозможность лично посещать учебное заведение физически: наличие заболеваний, усложняющих передвижение, наличие отклонений в состоянии здоровья для постижения общей (классической) программы и пр.;
- Психические отклонения или рекомендации специальной комиссии (ПМПК) для перехода на домашнее обучение с акцентом на определенные условия;
- Необходимость в обязательном или срочном порядке проходить надомное лечение, наличие хронического, рецидивирующего или иного опасного заболевания и пр.
То есть переход на домашнее обучение – процесс вынужденный и тщательно обоснованный, доказанный. Без соответствующих аргументов и фактов документов перейти на него невозможно.
Организация учебного процесса в данном случае возлагается одновременно на две позиции. С одной стороны родители или опекуны чада обязаны подготовить место для обучения и создать соответствующие условия: рабочий стол, освещение, тишина, канцелярия и инвентарь и пр. С другой стороны, педагог должен будет приходить к ребенку в определенное время и заниматься с ним изучением предмета, разъяснением темы и заданий и пр. То есть план, учебную программу он будет реализовывать вне школы, но с учетом действующих правил и требований ФГОС, расписания и пр.
![Особенности домашнего обучения](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29461-4.png)
В рамках домашнего обучения могут реализовываться различные типы программ с учетом возможностей подопечного:
- Общая (классическая), реализуемая среди сверстников в школе, к которой прикреплён индивид;
- Индивидуальная, с учетом его особенностей и талантов;
- Инклюзивная, учитывающая отклонения в развитии и необходимость дополнительной проработки слабых зон, корректирующих мероприятий и пр.
При этом основной акцент в рамках обучения будет сделан на обязательны предметах.
Для перехода на домашнее обучение достаточно реализовать следующую схему действий:
- Прикрепиться к определенному учебному заведению и написать заявление на домашнее обучение;
- Предоставить доказательства, подтверждающие необходимость и целесообразность домашнего обучения индивида: справки и медицинские заключения от квалифицированных специалистов, результаты медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Еще до перевода на домашнее обучение родителям ученика следует побеседовать с администрацией учебного заведения, отметив необходимость реализации выбранного формата и обсудив детали: выбор педагогов, время и частота их посещения, особенности работы с ребенком, порядок проведения аттестации и пр.
Далее после официального перехода на домашнее обучение в школе подбирают педагогически состав, который будет посещать подопечного и заниматься его развитием с учетом его индивидуальных характеристик и пр.
Особенности организации учебного процесса в рамках домашнего обучения
Освоение основной образовательной программы на базе домашнего обучения происходит согласно четкому распорядку и расписанию занятий.
Учение постигает лишь основные предметы школьной программы. К нему на дом в заранее обозначенной время будут приходить преподаватели и заниматься с ним: разъяснять темы, помогать в выполнении задач, оказывать необходимое воздействие (коррекционное и пр.) и пр. При том домашнее образование не исключает поручение и выполнение домашнего задания, вопросов и упражнений для самоизучения и пр.
Педагоги приходят к подопечному «надомнику» после проведения занятий в школе. Домашнее обучение для них является дополнительной и обязательной деятельностью, реализуемой в рамках индивидуального обучения. В данном случае время занятий может носить как стабильный (утверждённый), так и плавающий характер. Главное, чтобы не было «накладок». Педагоги могут приходить к подопечному, как ежедневно, так и несколько раз в неделю, распределив нагрузку. В данном случае немаловажную роль играет ученая нагрузка на индивида, специфика образовательной программы, договоренности между всеми сторонами учебного процесса.
Несмотря на то, что освоение намеченной траектории происходит в домашних условиях (вне школы), учебное заведение обеспечивает ученика всеми необходимыми учебниками.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Сравнительная характеристика семейного и домашнего обучения: что есть что?
Нередко рассматриваемые нами понятия и категории (семейное и домашнее обучение) синонимизируют или путают, что на практике недопустимо. В таблице ниже мы представим сходства и отличия данных форматов подготовки учащихся.
Признак |
Семейное обучение |
Домашнее обучение |
Учебное заведение | Обязательно прикрепление учащегося к определенной школе или иному учебному заведению | |
Роль учебного заведения | Для прохождения аттестаций | Для организации учебного процесса и проведения аттестаций |
Обучение | Самообразование, на дому или в ином удобном месте | Строго на дому |
Участие педагога от учебного заведения | Учащийся самостоятельно разбирает предметы, темы и задания. Но при необходимости может обратиться за помощью к семье или преподавателям из школы, к которой он прикреплен | Преподаватели из школы сами приходят на дом к подопечному и занимаются с ним на его территории |
Учебники | Семья приобретает их самостоятельно или согласовывает возможности по использованию учебников от школы | Школа обеспечивает надомника всеми необходимыми учебниками и книгами для обучения бесплатно |
Расписание занятий | Нет, изучение программы происходит по индивидуальному графику, формируемому учащимся и его родителями лично | Есть, утверждается в школе или по согласованию с педагогом (с учетом возможностей индивида) |
Доступ к формату обучения | Есть у всех, достаточно проявить инициативу или выразить желание перейти на него | Ограничен, доступен только при наличии соответствующих показаний: медицинские, медико-педагогические (ПМПК) |
Возможность окончить обучение экстернатом | Есть, по заявлению учащегося (и его представителей) | Нет, так как программа тщательно спланирована с учетом возможностей подопечного лица (свободное время, предмет, возможности педагога, программа и план обучения) |
Аттестация учащегося | Строго при школе | В школе или заочно, исходя из положения и возможностей ученика |
Характер образовательной траектории, программы | Общий, индивидуальный | Адаптивный, инклюзивный, коррекционный, индивидуальный |
Ответственность за обучение | На родителях | На педагоге |
Услуги тьюторов и репетиторов |
Допускаются |
|
Посещение образовательного заведения, к которому прикреплён ученик |
Не возбраняется, допускается по необходимости и при возможности |
|
Прохождение ГИА |
При школе или в специальном подразделении на общих основаниях |
|
Финансовые вопросы и нюансы | Семья регулирует самостоятельно, имеется возможность получить компенсацию от государства | Образование бесплатно, услуги педагогов (от школы) оплачивает государство |
Невзирая на то, что миссия домашнего и семейного обучения совпадает, инструментарий и основа обучения кардинально разнится.
Среди специфических черт семейного обучения можно выделить: добровольный характер перехода, акцент на самообразование и самодисциплину, частично коммерческий характер (покупка учебников, канцелярии, услуги репетиторов и пр.).
Среди ключевых особенностей домашнего обучения можно выделить перенесение учебного процесса на домашнюю территорию ученика с обязательным участие квалифицированных педагогов, реализация специальной (адаптированной под возможности индивида) образовательной программы, обеспечение учебными материалами со стороны государства (то есть безвозмездный характер), ограниченный доступ.
В любом случае семейное и домашнее обучение призваны повысить уровень доступности среднего образования для всех граждан. Данные варианты подготовки в России считаются относительно молодыми и новыми, но уже смели зарекомендовать себя с положительной стороны и стать востребованными среди отечественных семей. Программы, осваиваемые на базе указанных способов, будут учитывать, как индивидуальные возможности подопечных, так и требования ФГОС, гарантируя качество подготовки для дальнейшего обучения, развития и трудоустройства.
Важно отметить, что при переходе на семейное или домашнее обучение на плечи родителей ложится сверхнагрузка: им предстоит дополнительно заниматься с ребенком, контролировать его учебную деятельность и успехи, помогать. В столь непростом деле важен уровень подготовки и владения предметом. Но при необходимости не возбраняется обращение за помощью к педагогам, репетиторам и тьюторам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!