Одним из специфических и интереснейших направлений подготовки, которое основано на сочетании естественных и технических наук для исследования окружающей среды и определения ее особенностей, состояния и пр. Чтобы стать метеорологом, достаточно поступить на соответствующую программу. Ее освоение не обходится без выполнения курсовых работ и ВКР.
Написание и защита студенческих работ и дипломного проекта по метеорологии обладает специфическими чертами, о которых мы расскажем ниже.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематические особенности курсовых и дипломных работ по метеорологии
Метеорология – современная наука о строении и свойствах природных явлений в атмосфере, небесном пространстве и влиянии на окружающую природу технологий, человечества. Нередко и недаром данное научное направление называют «физикой природы».
Студенческие работы, посвященные метеорологии захватывают ее определенные разделы, в каждом из которых выделяется актуальная проблематика, направление для изучения с акцентом на особенности постигаемой профессии и состав образовательной программы. В числе наиболее приоритетных разделов метеорологии, по которым студенты выполняют курсовые и дипломные работы можно выделить следующие варианты.
Раздел метеорологии |
Ключевые проблемы |
Пример тем для курсовых и дипломных работ |
Климатология | Определение климатических особенностей территорий, циклоны и их влияние на местность, порядок определения циклонов и антициклонов, определение направления и скорости ветра и пр. | Характеристика климатических условий в регионе (на примере конкретного региона)
Причины климатических изменений (на примере региона, города и пр.) Особенности определения направления и скорости ветра Влияние климата на развитие растений |
Динамическая метеорология | Физические и атмосферные процессы, явления | Порядок определения состава атмосферы
Оценка воздействия современных технологий, промышленности на строение атмосферы Общая циркуляция атмосферы Специфика теплового режима атмосферы Изучение приборов и методов измерения метеосостояния и процессов Измерение атмосферных осадков |
Синоптическая метеорология | Проблемы в правильном определении прогноза погоды местности, прогнозирование погоды, деятельность метеостанции | Специфика работы метеостанций
Методика прогнозирования погоды Порядок определения надвижения циклона и антициклона Определение атмосферного давления |
Темы в рамках климатологии затрагивают проблемы, связанные с текущими явлениями по определению климата, оценке и установлению причинно-следственных связей климата на определенной территории.
Тематические границы курсовых и дипломных работ по динамической метеорологии предполагает исследование процессов, протекающих в атмосфере. В данном случае исследователь затрагивает оценку текущих явлений и процессов, влияющих на строение и состав атмосферы, изменения атмосферы и связь с изменениями погоды, климата, определение движения атмосферы.
Направления исследований в рамках синоптики предполагает исследование особенностей в прогнозировании погоды: методика, приемы, сложности, ошибки и погрешности, оценка погодных условий в разных или соседних регионах, определение причин изменения погоды и пр.
Так или иначе, темы по метеорологии связаны с экологическими и техническими особенностями. Экологическая сторона проявляется в оценке текущего состояния определенных явлений, процессов, констатации воздействия на нее со стороны человечества и технологий. Техническая предполагает использование специфического оборудования для диагностики проблемы или выработки ее решения.
Тема курсовой или дипломной работы может быть сугубо теоретической, основанная на сопоставлении различных подходов, мнений, законов и правил, методик и оценке их эффективности. Прикладное направление исследования по метеорологии сводится к выполнению эксперимента (естественного или лабораторного), его описанию и выработке оптимального и эффективного, обоснованного решения.
Таким образом, темы курсовых и дипломных работ по метеорологии связаны с оценкой текущего состояния отдельных природных элементов, связи климатических и синоптических явлений, процессов и деятельность человека.
Структура и содержание курсовых и дипломных работ по метеорологии
Студенческие работы по метеорологии обладают четко очерченной структурой. Чаще всего распределение материалов производится согласно классическим канонам с акцентом на смысловую нагрузку и окраску, план работы.
Планы курсовой и дипломной работы по метеорологии отличаются незначительно. В обоих случаях будет присутствовать теоретический и практический раздел, но в ВКР также важно представить рекомендации по решению проблемы (то есть разработать и оформить рекомендательную главу).
Традиционная структура курсовой или дипломной работы выглядит следующим образом.

Основная часть исследования складывается из трех больших пунктов – глав. Первая глава – теоретическая. Она посвящается теоретическим и научным аспектам в рамках заявленной темы: разъяснение ключевых терминов, правил, описание методики по диагностике проблемы, выделение существующих приемов и методов исследования, описание типичных решений и походов для устранения проблемного звена.
Вторая глава – аналитическая. Она предполагает исследование текущей или реальной ситуации с детальным описанием основных моментов: общая характеристика явления или процесса, оценка изменений (в динамике, на основе сравнения с нормативами или результатами аналогичных исследований и пр.).
Если исследование носит теоретический характер, то в данном случае необходимо проанализировать или сопоставить несколько приемов, правил, законов или позиций в отношении одной и той же проблемы.
В случае, когда тема курсовой или дипломной работы является прикладной, то необходимо исследовать реальный объект или явление, которое можно лично увидеть и оценить. Чаще всего в данном случае затрагивается работа метеорологических станций и работников, сложности в их работе. Также допустимо проведение естественного или лабораторного эксперимента для оценки проблемы, установления причинно-следственных связей и провоцирующих факторов, а затем для выработки оптимального решения.
Описание эксперимента предполагает предоставление плана эксперимента (программы мероприятий) и анализ полученных результатов. Притом анализ проводится на основе сопутствующих документов, которые включают в раздел Приложения или в качестве дополнительного пакета к проекту. Сам по себе эксперимент может носить экологический, естественнонаучный характер или технический. Первые два вида предполагают анализ и оценку природных явлений, а последний – использование специального оборудования, определение влияния техники и технологий на проблему, использование современного оборудования и It-технологий для диагностики и решения обозначенной проблемы и пр.
Третья глава – рекомендательная. Она свойственна дипломным работам. В данном случае проводится параллель между проблемой, причинами, факторами, силой воздействия на объект исследования и определение возможностей по смягчению или решению проблемы. В данном случае автор демонстрирует результат научного исследования «в авторской проработке», выдвигая конкретный путь, механизм или инструмент для воздействия на конкретный сегмент. Притом важно не просто описать подобранный алгоритм, но и доказать его состоятельность, преимущество, ценность и новизну.

Основную часть сопровождают два раздела. В начале проекта отражается введение. В этой части автору предстоит обосновать тему и показать ход проделанной работы, отметив актуальность выбранного направления в области метеорологии. Исследователь описывает научный аппарат с акцентом на заявленную проблему, план изыскания.
В заключении автору важно показать полученные результаты и обосновать их с научной, экспериментальной или иной точек зрения. Исследователь обобщает и подчеркивает специфику работы, эффективность полученных результатов, а также определить перспективы дальнейшей разработки темы.
Этапы выполнения курсовой или дипломной работы по метеорологии
Написание курсовой или дипломной работы по метеорологии (или соответствующим разделам метеорологии) предполагает реализацию определенных мероприятий и действий.
Первый этап – выбор и проектирование темы исследования. В данном случае важно учесть особенности постигаемого направления и дисциплины, в рамках которой заявлено выполнение исследования.
Разработка плана курсовой или дипломной работы основывается на общих правилах (изложенных в методических рекомендациях) и проблеме, заявленной в теме. В данном случае важно выделить теоретический и практический раздел с ориентиром на цель исследования, разбив тему на этапы – пункты (задачи исследования).
Второй этап – уточнение исследовательской или практической части. В данном случае важно уточнить состав и наполнение аналитической и рекомендательной главы. Если автор намерен оценивать действующие правил, законы, теории, методики, то важно подчеркнуть ключевые характеристики для сопоставления, способы определения эффективности, достоинства и недостатки и пр.
Если же исследование по метеорологии предполагает проведение эксперимента, то важно разработать план эксперимента, выделив основные мероприятия, сроки их реализации, необходимое оборудование или ресурсы, этапы, критерии оценки и пр.

Третий этап – сбор информации по теме исследования для раскрытия темы. При формировании теоретического раздела лучше всего полагаться на научную литературу для описания актуальных и современных взглядов, методов и приемов, алгоритмов и программ по диагностике и воздействию на проблему и пр. Для подготовки аналитической части в зависимости от темы следует использовать научную, статистическую парадигму или результаты эксперимента.
Подготовка рекомендательной части сводится к констатации фактов и особенностей в аналитическом разделе: причины и следствия, проблема, симптомы и влияние на объект и пр. Чаще всего студенты полагаются на методы прогнозирования, компьютерного и математического моделирования с акцентом на метеорологические законы и принципы (в проработке проблемы). Реже для оценки эффективности выработанного решения полагаются на апробацию.
Также на данной стадии целесообразно убедится в достоверности и надежности доказательной базы и всех задействованных в раскрытии темы ресурсов.
Четвертый этап – переработка первоисточников и структурирование информации. В данном случае автор распределяет собранные материалы согласно плану курсовой или дипломной работы, грамотно их преподносит с учетом классических принципов логичности, связности, обоснованности.
При работе с информацией важно минимально копировать материалы и грамотно заимствовать, перерабатывать (перефразировать), умело связывать и устанавливать конкретную последовательность, логику исследования с учетом плана и общих правил.
От качества переработки подобранных материалов зависит оригинальность проекта, требования к которой также важно соблюдать.
Пятый этап – оформление курсовой или дипломной работы с учетом действующих правил ГОСТ. О них мы писали в нашем блоге ранее.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по подготовке курсовой или дипломной работы по метеорологии
Выполнение студенческой работы по метеорологии затрагивает судьбу студентов-экологов и метеорологов с учетом узости осваиваемой профессии. Все они так или иначе связаны с природными явлениями и техническими средствами (диагностика проблемы, изучение местности, прогнозы погоды и пр.).
В основной части курсовой или дипломной проекта важно полагаться на тщательно проверенные сведения, в противном случае выработанное решение будет неэффективным или ошибочным.
Все полученные результаты должны быть обоснованы с научной точки зрения или в экспериментальном порядке. Притом ход эксперимента или исследования важно описывать лаконично, с учетом собранных доказательств.
Ценность проекта проявляется в воздействии на проблему, а новизна – в предлагаемых автором инновациях (в рамках конкретного объекта и предмета исследования), подчеркнутой им позиции.
Итоги подготовки курсовой или дипломной работы должны быть логически завершенными и соответствовать поставленной цели.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!