Социальные проекты – это особый вид научно-исследовательской и частично творческой деятельности, нацеленный на решение социально-значимых проблем и вопросов. В столь важном деле могут принимать участие все желающие. Притом уровень их квалификации не всегда имеет значение. Даже студенты порой могут предложить инновационный подход и более свежий взгляд по отношению к исследуемой парадигме, противоречию и предложить нетривиальный подход к ее решению с четким обоснованием.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль социальных проектов в жизни студентов колледжей и университетов
Далеко не каждый студент сталкивается с необходимостью подготовить социальный проект. Выполнение этого вида научно-исследовательской работы может быть как личной инициативой учащегося. Так и частью учебной программы.
В первом случае автор стремится усовершенствовать определенную нишу, отрасль и решить социально-значимые вопросы. Чаще всего мотивом к подготовке такого материала выступает личная заинтересованность или личный опыт.
Во втором случае, универсанты выполняют социальный проект в качестве основного задания. Он может быть частью курсовой или дипломной работы. Притом суть исследования не меняется: оно по-прежнему посвящается острым социальным проблемам и противоречиям.
Среди базовых функций социальных проектов можно выделить:
- Преобразование теории в практику. При подготовке таких трудов вузовцы и СУЗовцы учатся пользоваться изученным инструментарием, правилами, отмечая их эффективность, уместность и возможности совершенствования;
- Развитие профессиональных навыков и качеств. В данном случае универсанты исследуют проблему, соприкасаемую с их профессиональной деятельностью и вызывающую общественный резонанс, обладающую масштабами. Им предстоит применять навыки по определению проблемы, подбирать соответствующие подходы и способы, устанавливать причины ее зарождения и развития, характер воздействия и выстраивать тактику «решения»;
- Обретение авторитета и внесение вклада в развитие общества, отрасли и науки. В зависимости от характера проводимого исследования, авторы могут получить признание и авторитет в соответствующих кругах. Разработав современный подход по смягчению или устранению противоречия, они в перспективе могут построить научную карьеру.
Чаще всего написание социальных проектов приходится на студентов экономических и управленческих профилей. Данный формат НИР можно встретить в рамках таких профилей, как антикризисное управление, ГМУ, социология и педагогика, социальная работа, журналистика и пр.
Обратите внимание, что если соцпроект является частью учебной программы, то он будет выполняться в индивидуальном порядке. То есть студент будет проводить социальное исследование и писать соответствующий документ один, лично и самостоятельно под кураторством научного руководителя. Если же выполнение соцпроекта является инициативой универсанта для участия в научной конференции или гранте, то допустимо соавторство или групповая деятельность. Но в любом случае результат должен быть точным, достоверным и обоснованным.
Таким образом, выполнение социальных проектов студентами помогает им закреплять пройденный материал, развивать прикладные навыки и научные качества, выкладывая фундамент для дальнейшей научной карьеры. Такие труды также содействуют личностному росту и обоснованию гражданской позиции.
Темы и направления социальных проектов, выполняемых студентами
Выполнение социальных проектов студентами происходит по «накатанной» и привычной для проектной деятельности траектории. Первым делом им предстоит определиться с темой исследования. Она в обязательном порядке будет затрагивать общество или социальный сегмент.
Важно, чтобы избранный исследовательский вопрос отвечал следующим требованиям:
- Соприкасался и конкретной социально значимой проблемой или противоречием и был на слуху (актуальным, резонансным, действующим и открытым);
- Важно, чтобы он соприкасался с постигаемой профессией (если соцпроект является частью учебного плана) или затрагивал глобальные вопросы в соответствующей плоскости, отрасли.
Подготовка соцпроекта так или иначе связана с социальными факторами. Чаще всего направления научного и практического погружения затрагивают следующие направления:
- Работа с молодежью. В данном секторе наблюдаются исследования, посвященные выбору профессии и современной моде на рынке труда, проблемам профессиональной ориентации, возможностям развития навыков «софт-скиллс», поддержке и продвижению молодежных движений и предложений, развитию соответствующей инфраструктуры, поддержка инициатив и пр.
- Экологические вопросы. В данном случае затрагиваться могут как экологические проблемы конкретной организации, города или региона, так и страны или мира в целом. В данном случае основной ориентир – вред и защита окружающей среды от деятельности человека, техногенных факторов.
- Работа с уязвимыми слоями населения. В данном случае оцениваются текущие меры поддержки и предлагаются новые варианты по улучшению их благосостояния. В данном спектре особое внимание уделяется мерам по поддержке пенсионеров и предпенсионеров, инвалидов, малоимущих семей и пр.
- Общеэкономические проблемы. Как правило, это направление рассматривается на макроуровне с акцентом на доходность россиян, оценку уровня бедности и качества жизни, меры по поддержке населения (субсидии, различные капиталы и пр.).
- Медицина и здравоохранение. В данном сегменте возникает немало споров и вопросов относительно качества получаемой помощи, набора медицинских услуг и степени их доступности. Чаще всего исследователи обращают внимание на методы профилактики заболеваний, проблемы технической оснащенности медучреждений, проблемы ЗОЖ и пр.
В таблице ниже мы представим наиболее популярные среди СУЗовцев и вузовцев темы для социальных проектов за 2022-2023 годы.
Направление |
Проблемы |
Темы НИР для студентов |
Работа с молодежью | Занятость молодого поколения после учебы, взаимоотношения подростков и взрослых, молодежь и правовые аспекты, ЗОЖ, предпринимательство и трудовая деятельность молодого поколения | Как получить грант на развитие собственного дела?
Организация досуговой деятельности учащихся Поддержка молодого поколения в городе Привлечение студентов к НИР и решению местных проблем (город, регион) |
Экология | Состояние окружающей средыи деятельность человека, влияние человека на природу | Снижение вредоносных выбросов в водоемы и воздух, оценка работы очистных сооружений на промышленных предприятиях, особенности переработки и утилизации отходов и пр. |
Экономика | Доходы населения, качество жизни уровень бедности, меры господдержки | Анализ состава потребительской корзины населения, оценка уровня доходов граждан города (региона и пр.), особенности борьбы с бедностью в России, меры финансовой поддержки россиян и пр. |
Социальная среда | Качество жизни пенсионеров, меры поддержки пенсионеров и лиц с ОВЗ, проблемы многодетных и малоимущих семей | Меры государственной поддержки пенсионеров, семей с детьми и инвалидов
Правовые аспекты получения государственной помощи |
Медицина | Качество услуг, оснащение лечебных учреждений, проблемы с дефицитом медперсонала | Разработка программ по профилактике заболеваний органов дыханий, использование ИИ в ходе диагностики состояния пациента, пропаганда ЗОЖ и спорта, проблемы получения медпомощи с регионах |
Спектр тем для социальных проектов студентов огромен. Каждый автор самостоятельно выбирает и обосновывает направления, опираясь на личные мотивы, взгляды, располагаемые факты и актуальность исследовательского вопроса.
Особенности подготовки социальных проектов студентами в рамках учебной программы при колледже и вузе
Проведение социального исследования и написание соцпроекта требует от универсанта соблюдения определенных правил.
Во-первых, данный формат НИР будет укладываться в конкретные тематические рамки. Автору предстоит выбрать конкретную тему, которая поможет ему раскрыться в профессиональном и личностном плане. Важно, чтобы проблема исследования затрагивала социум. Исследовательский вопрос должен быть актуальным и открытым (нерешенным), значимым для общества и автора в целом. Притом изучать данный аспект студент может с профессиональной точки зрения. Например, экономист при изучении доходов и качества жизни пенсионеров может ориентироваться на сугубо экономические факторы. Но чтобы исследование было полным, важно также провести правовое исследование, социологический опрос и пр. То есть при выполнении таких НИР важен комплексный подход к оценке проблемы.
Во-вторых, при подготовке социальных проектов важна теоретическая и научная ценность, а практическая значимость предлагаемых мероприятий. То есть студенту нужно оценить, как изменится жизнь социума после внедрения инноваций. То есть особенность проявляется в том, что автор стремится решить реальную проблему и получить конкретные результаты.
В-третьих, соблюдение этических принципов и правил конфиденциальности данных. Социальное исследование базируется на мнении общества относительно их жизни с того или иного ракурса. В данном случае важно учитывать возможности использования информации, личные сведения об объектах исследования и пр. чтобы социальный проект был легальным, не нарушал правовые аспекты. Важно учитывать все бюрократические неурядицы и правила. Притом студент должен подготовить уникальный соцпроект, который ранее никем не выдвигался. То есть нормы авторской этики также никто не отменял.
В-четвертых, написание социального проекта в рамках учебного процесса будет учитывать общие правила ГОСТ. Но если соответствующий формат НИР должен быть уложен в рамки курсовой или дипломной работы, то также придется учесть методические рекомендации СУЗа или вуза. В этом случае придется укладываться в определенный объем, стиль повествования, способы интерпретации информации, правила форматирования и пр.
Обратите внимание, что в любом случае социальный проект студента должен быть актуальным, тематически ограниченным, практико ориентированным и грамотно оформленным. Несоблюдение указанных правил грозит дисквалификацией и доработкой материалов.
Порядок выполнения и написания социального проекта в рамках образовательной программы при колледже или вузе
Ход проведения социального исследования и оформления полученных результатов в виде социального проекта буде следующим.
Студентам предстоит пройти ряд этапов. Первый – тематическое и проблемное ориентирование. Он предполагает выбора современной и значимой для общества или отдельной категории лиц темы и изучение конкретного противоречия, вопроса, который не был окончательно урегулирован, обострился в последнее время и пр. В данном случае важно выбрать или грамотно сформулировать тему исследования, выделить проблему и по возможности обозначить идею.
Также не менее важно изучить доступную литературу, статистические данные и иные сведения, подчеркивающие текущее положение дел для обоснования темы и дальнейшего проектирования.
Второй шаг – проектирование и планирование социального проекта. В данном случае необходимо построить логическую структуру исследования и определить шаг за шагом: что будет делать автор, какие действия предпринимать, что предлагать и как проверять гипотезу. То есть в рамках этой стадии студент воссоздает логику научного исследования по заявленной теме. Здесь достаточно проработать предварительный тезисный план: выделить ключевые слова, показатели, методы исследования, наметить цель.
Далее происходить разработка научного аппарата исследования и подготовка формальной структуры социального проекта. В данном случае важно оперативно обратиться к методичке или ГОСТам и адаптировать логическую структуру под формальные требования.
Обычно во введении индивид описывает ход исследования – основные мероприятия, цель их реализации, объект и пр. В основной части – подробное описание каждого шага и обоснование полученных результатов, выводы и предложения исследователя. В заключение – обобщение по проделанной работе и итогам.
Если студент работает в группе (команде), то на этапе проектирования и планирования социсследования важно грамотно распределить спектр обязанностей, чтобы они были взаимосвязанными и не дублировались.
Третий этап выполнения соцпроекта заключается в разработке программы социального исследования. В данном случае важно определить конкретные действия автора с опорой на избранный объект и предмет исследования. Здесь происходит уточнение информационной и доказательной базы, инструментария, методологического аппарата и построение четкого плана мероприятий. Важно учесть потенциальные риски и угрозы.
Четвертая стадия – реализация намеченной траектории и «социального эксперимента». Здесь студенту предстоит апробировать или смоделировать эффект (спрогнозировать) результаты от реализации намеченных действий. То есть ему нужно оценить эффект от выдвигаемой идеи. Этот шаг помогает им обосновать гипотезу и оценить степень решения проблемы, возможности и сложности реализации описанной траектории или программы мероприятий.
В ходе реализации соцпроекта важно мониторить получаемые итоги, контролировать каждый шаг и оценивать его эффективность, риски, минимизировать огрехи и ошибки.
Пятый шаг – оценка. Он предполагает выявление тенденций, определение конечных результатов и степень их эффективности, достижение цели, совпадение с ожидаемыми ориентирами и пр. На этой стадии также автор может определить причины провала или успеха, обозначить рекомендации по использованию соцпроекта и применению результатов в перспективе.
Шестой шаг – оформление. Здесь многое зависит о цели и особенностей подготовки социального проекта. Если н является часть курсовой или дипломной работы, то важно тщетно следовать методическим рекомендациям и нормам ГОСТ. Если же материал выдвигается на грант, конкурс студенческих работ, научную конференцию, то придется учесть также требования организаторов. Они могут затрагивать не только правила форматирования, но и объем, тематическую ориентацию и проблематику, плагиат и пр.
Прежде чем направить социальный проект на рассмотрение или поверку (будь то научному руководителю или организатору), важно тщательно его перепроверить. Постарайтесь минимизировать ошибки и недочеты, опираться только на надежные первоисточники и тщательно обосновать полученный результат, выдвигаемую идею. Особое внимание уделите логичности корректности повествования, форматированию текста. Только в этом случае удастся добиться успеха.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке социальных проектов в рамках учебного процесса
Далеко не каждый студент знает и понимает, как правильно организовать работу над социальным проектом. Притом неважно, является он частью курсовой или дипломной работы или самостоятельным исследованием. В данном случае важно учитывать ряд факторов, гарантирующих успех в этом деле.
Уточните сроки подготовки соцпроекта. Такой ход позволит грамотно распределить обязанности или наметить посильный план мероприятий с учетом дедлайна, распределить время на выполнение действий и написание документа. Тайм-менеджмент в помощь!
Старайтесь рассматривать тему и проблему комплексно, отмечая социальную значимость феномена или явления. Любой вопрос можно осветить как минимум с экономической, юридической и сугубо профессиональной точки зрения. В этом случае получится тщательно и аргументировано, всесторонне обосновать проблематику, показать ее значимость и актуальность, необходимость решения.
Собирайте максимум доступной информации и обязательно пользуйтесь принципами фактчекинга. В социальном проекте недопустимо использование сомнительной и непроверенной базы, так как она повлечет за собой неточные и некорректные выводы и рекомендации, несовместимые с реалиями. Обратите внимание, что написание такого труда носит междисциплинарный характер.
Внимательно изучите требования к социальному проекту. Обратите внимание на количественные и качественные параметры оценки. По мере написания текст проверяйте степень соответствия действующим правилам и нормам.
Учтите, что плагиат затрагивает не только непосредственно текст, но и выдвигаемую идею. Важно показать, что ранее подобная схема и программа не применялась, отметив тем самым ее новизну и значимость, результативность. В отношении социальных проектов плагиат затрагивает не только формальную часть, но и логическую, качественную составляющую.
Для апробации или реализации социального проекта может потребоваться финансирование. О данном вопросе нужно подумать заранее. Важно иметь представление, как можно реализовать его и на каких условиях. Нередко университеты сотрудничают с научными центрами и предприятиями-партнерами, грантовыми программами и госструктурами.
Не бойтесь командной работы. Даже если социальный проект нужно выполнить индивидуально, самолично, это не значит, что придется «воевать с проблемой одному». Нередко студентам требуется консультация и помощью сторонних квалифицированных специалистов: юристов, экономистов, аналитиков и пр. Консультация – это помощь, а не делегирование полномочий. Она не воспрещается, а наоборот приветствуется, так как повышает качество и эффективность результатов исследования.
Поэтому при возникновении любых вопросов относительно хода социального исследования, обоснования результатов, их оформления – можно обращаться к экспертам ДиссХелп.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!