Современная система профессионального образования предлагает массу вариантов для освоения интересуемых и желаемых направлений подготовки, ориентируясь на принцип доступности. Сегодня, чтобы стать квалифицированным специалистом в новой для себя области, не обязательно в очередной раз с ноля поступать в колледж или вуз. Существует более легкий и короткий путь – посещение курсов по переподготовке кадров.
Условия обучения в рамках переподготовки кадров
Программы переподготовки доступны далеко не каждому желающему. Данная ниша обладает рядом специфических черт.
Во-первых, подобные программы нацелены лишь на тех индивидов, которые имеют за плечами профессиональное образование. Притом уровень подготовки в этом случае не играет существенной роли и значения: неважно, что окончил специалист (колледж или вуз). Наличие диплома об образовании (квалификация, специальность, профессия) является обязательным условием для поступления на рассматриваемый вариант подготовки.
Во-вторых, поступать можно не на каждую специальность. Абитуриенты могут быть ограничены в выборе новой профессии. В данном случае есть всего два пути: продолжение обучения в рамках имеющейся квалификации и направления деятельности с целью углубления имеющихся знаний и совершенствования текущих профессиональных навыков. Второй путь – освоение смежной программы. Данная траектория позволяет расширить спектр действия специалиста и расширить его профессиональный кругозор, получить новые навыки и познания по отрасли, но соприкасающиеся с новым видом деятельности.
Важно отметить, что в отношении педагогических и медицинских программ для освоения смежного направления важно иметь соответствующее образование. Стать педагогом на основе экономического образования или превратиться в медика, имея за плечами юридическую подготовку, невозможно. Важно иметь базовые знания и представления, умения для работы в отрасли.
В-третьих, программы профессиональной переподготовки кадров доступны на платной основе. Вопрос финансирования решается на месте. Если индивид самостоятельно принял решение о дополнительном обучении, то оплачивать курсы он будет лично, из собственного кармана. Если же работодатель настаивает на дополнительном образовании, то в этом случае возможен диалог с целью получения соответствующего финансирования (полного ил частичного) со стороны организации.
В-четвертых, образование, полученное на базе рассматриваемой нише, котируется вузами и на рынке труда, считается полноценным, несмотря на короткие сроки воспитания дипломантов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Предметный набор курсов переподготовки кадров
Курсы профессиональной переподготовки – уникальная ниша, позволяющая освоить профессию в кратчайшие сроки. Средняя продолжительность обучения составляет около 1,5-2 лет. Но сокращение периода обучения означает более продуманный набор дисциплин для изучения, который позволит воспитать полноценного (а не укороченного) специалиста.
Состав образовательной программы в рамках курсов переподготовки кадров специфичен. Из-за сокращенного периода пребывания набор дисциплин будет специфичным.
Первая характерная черта предметного состава проявляется в сугубо профильном уклоне. Все заявленные дисциплины носят узкоспециализированный характер и относятся непосредственно к новой специальности. Базовых, общих, вариативных предметов не будет. Благодаря укороченным срокам время и силы сконцентрированы вокруг важнейших моментов.
Вторая особенность предметного состава кроется в том, что в рамках каждой дисциплины будет точечный обзор наиважнейших и достаточных для полноценной работы специалистов тем. Все они будут освещены с теоретической точки зрения в виде лекций, конспектов, кратких обзоров, тезисных лекций и пр. Как правило, в основе каждой темы лежит точечный обзор, основанный на профессиональных терминах, правилах, законах, нормативах.
Третья специфическая черта программ профессиональной переподготовки состоит в преобладании проектной деятельности. Слушателям предстоит выполнять различные по значению и уровню сложности письменные работы: контрольные работы, курсовые работы, НИР, дипломный проект и пр. Как правило, контрольные работы затрагивают пройденные модули, курсовые проекты пишутся на наиболее актуальные и значимые по профилю темы, а дипломная работа подчеркивает готовность пользоваться знаниями на практике в решении соответствующих проблем.
Таким образом, обучение в рамках курсов профессиональной переподготовки затрагивает сугубо профильные предметы с акцентом на наиболее важные, значимые и узкие темы, развивающие специфические навыки и качества, свойственные конкретному сегменту и отрасли, профессии.
Как организован учебный процесс на базе курсов переподготовки кадров?
Курсы переподготовки чаще всего реализуются на групповой основе, но онлайн-подготовка чаще ориентирована на индивидуальную траекторию обучения с акцентом на текущее образование и опыт работы. Набор слушателей проводится круглогодично, но важно уточнять даты приема документов в каждом учебном центре (вуз или суз).
Поступление предполагает подачу документов, подтверждающих наличие профессионального образования, заявление (подчеркивающее желание осваивать конкретную специальность в определенном формате – курсы переподготовки). Помимо этого, претенденту предстоит пройти вступительные испытания в форме тестирования, письменного экзамена или онлайн-собеседования. Только после этого организаторы принимают решение о зачислении абитуриента и разрабатывают наиболее подходящий для него путь по освоению выбранной ниши.
Реализация намеченной программы проходит согласно четко обозначенному плану, который распределяется в рамках календарно-тематического среза. Проектирование образовательной программы по переподготовке специалистов ориентирована на подбор оптимального количества дисциплин с учетом их роли и важности в воспитании квалифицированных экспертов. Проработка каждой дисциплины учитывает продолжительность ее изучения, совместимость с текущим образованием, тематическую важность каждого элемента и пр.
Реализация программ профессиональной переподготовки возможна различными способами. На сегодняшний день доступны следующие варианты освоения курсов переподготовки:
- Очное обучение. Данный формат действует преимущественно в отношении прикладных направлений подготовки, где без практики, глубокого погружения в предметы и оттачивания соответствующих навыков. Очные курсы чаще всего востребованы в рамках переподготовки педагогов, медиков, переводчиков и пр. В данном случае придется выбирать между работой и учебой. Очная подготовка требует посещения всех занятий согласно расписанию занятий, тщательный разбор тем и выполнение всех заданий в обозначенные сроки. В этом случае не менее важен тесный контакт педагога и слушателя: разъяснение тем, консультирование учащихся, содействие в выполнении проектов и иных заданий и пр.;
- Заочное обучение. Данный вариант обучения акцентирован на самообучении и проектной деятельности, позволяя совмещать работу и учебу. В рамках этого сценария посещение занятий предусмотрено в период сессии (в среднем 14-21 день сессия). Притом на сессионную стадию предоставляются справка-вызов, позволяющая оформить учебный отпуск.
- Онлайн-обучение. Данный формат самый востребованный. Он позволяет проходить обучение в свободное от основной деятельности время, устанавливая свой темп освоения программы (объем тем, информации для изучения на ежедневной основе и пр.). Притом в этом случае также будут действовать определенные ограничения по срокам на выполнение письменных работ, прохождение тестирований или онлайн-сессий (аттестаций). Если программа предусматривает онлайн-занятия, то целесообразно их посещать.
Чаще всего слушатели проходят курсы переподготовки заочно или дистанционно, что вполне оправдано и эффективно. Во-первых, индивид не утрачивает финансовую независимость, совмещая работу и учебу. Во-вторых, у специалиста есть возможности параллельно изучению оттачивать на практике новообретенные знания и умения.
Важнейшим этапом в подготовке квалифицированных специалистов на базе курсов переподготовки кадров является аттестация. Здесь, как и в традиционной системе профессиональной подготовки (вуз или суз), предусмотрены промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная представлена в виде зачетов и экзаменов, которые проходят с учетом специфики выбранного формата обучения (очно, заочно, онлайн и пр.), в устном или письменном варианте и пр. Как правило, у слушателей курсов профессиональной переподготовки промежуточная сессия проходит в конце семестра.
Итоговая аттестация учащихся предполагает прохождение государственного экзамена (комплексного) и защиту дипломной работы. Защита аттестационного исследования проходит в утвержденном формате (очно или дистанционно) и предполагает выступление автора, дискуссию с аттестационной комиссией, отстаивание выдвинутого предложения в рамках обозначенной темы, специфики освоенной профессии и программы и пр.
Только после защиты дипломной работы выпускник может получить диплом о профессиональной переподготовке и допуск к трудовой деятельности в новом качестве (специальности, сфере деятельности и пр.).
В целом, можно отметить, что учебный процесс по курсам переподготовки кадров классический, но более сжатый, емкий и утонченный, короткий и ориентированный на профильные дисциплины, минимальные требования ФГОС по подготовке дипломанта, требования рынка труда.
Несмотря на то, что программы по переподготовке кадров относятся к категории дополнительного профессионального образования, они открывают массу возможностей для самореализации новоиспеченного специалиста, предоставляя допуск к работе в новом качестве и ракурсе.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
ну теперь понятно, почему требуют наличие профессионального образования. выпускнику школы вряд ли удастся моментально погрузиться в профильные предметы и в ускоренном темпе освоить азы профессии. недаром, курсы переподготовки чаще всего доступны по смежным профессиям, чтобы слушатель уже обладал определенной базой и умениями.
Здравствуйте, Solnce! Мы рады, что данная статья оказалась для вас полезной, возможно вас также заинтересует данная статья:
https://disshelp.ru/blog/diplom-o-professionalnoj-perepodgotovke-chto-eto-kak-poluchit-chto-on-daet/