Специфика учебного процесса по программам профессиональной переподготовки

Современная система профессионального образования предлагает массу вариантов для освоения интересуемых и желаемых направлений подготовки, ориентируясь на принцип доступности. Сегодня, чтобы стать квалифицированным специалистом в новой для себя области, не обязательно в очередной раз с ноля поступать в колледж или вуз. Существует более легкий и короткий путь – посещение курсов по переподготовке кадров.

Специфика учебного процесса по программам профессиональной переподготовки
Современная система профессионального образования предлагает массу вариантов для освоения интересуемых и желаемых направлений подготовки, ориентируясь на принцип доступности. Сегодня, чтобы стать квалифицированным специалистом в новой для себя области, не обязательно в очередной раз с ноля поступать в колледж или вуз. Существует более легкий и короткий путь – посещение курсов по переподготовке кадров.

Условия обучения в рамках переподготовки кадров

Программы переподготовки доступны далеко не каждому желающему. Данная ниша обладает рядом специфических черт.

Во-первых, подобные программы нацелены лишь на тех индивидов, которые имеют за плечами профессиональное образование. Притом уровень подготовки в этом случае не играет существенной роли и значения: неважно, что окончил специалист (колледж или вуз). Наличие диплома об образовании (квалификация, специальность, профессия) является обязательным условием для поступления на рассматриваемый вариант подготовки.

Во-вторых, поступать можно не на каждую специальность. Абитуриенты могут быть ограничены в выборе новой профессии. В данном случае есть всего два пути: продолжение обучения в рамках имеющейся квалификации и направления деятельности с целью углубления имеющихся знаний и совершенствования текущих профессиональных навыков. Второй путь – освоение смежной программы. Данная траектория позволяет расширить спектр действия специалиста и расширить его профессиональный кругозор, получить новые навыки и познания по отрасли, но соприкасающиеся с новым видом деятельности.

Специфика обучения по курсам профессиональной переподготовки
Специфика обучения по курсам профессиональной переподготовки

Важно отметить, что в отношении педагогических и медицинских программ для освоения смежного направления важно иметь соответствующее образование. Стать педагогом на основе экономического образования или превратиться в медика, имея за плечами юридическую подготовку, невозможно. Важно иметь базовые знания и представления, умения для работы в отрасли.

В-третьих, программы профессиональной переподготовки кадров доступны на платной основе. Вопрос финансирования решается на месте. Если индивид самостоятельно принял решение о дополнительном обучении, то оплачивать курсы он будет лично, из собственного кармана. Если же работодатель настаивает на дополнительном образовании, то в этом случае возможен диалог с целью получения соответствующего финансирования (полного ил частичного) со стороны организации.

В-четвертых, образование, полученное на базе рассматриваемой нише, котируется вузами и на рынке труда, считается полноценным, несмотря на короткие сроки воспитания дипломантов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Предметный набор курсов переподготовки кадров

Курсы профессиональной переподготовки – уникальная ниша, позволяющая освоить профессию в кратчайшие сроки. Средняя продолжительность обучения составляет около 1,5-2 лет. Но сокращение периода обучения означает более продуманный набор дисциплин для изучения, который позволит воспитать полноценного (а не укороченного) специалиста.

Состав образовательной программы в рамках курсов переподготовки кадров специфичен. Из-за сокращенного периода пребывания набор дисциплин будет специфичным.

Первая характерная черта предметного состава проявляется в сугубо профильном уклоне. Все заявленные дисциплины носят узкоспециализированный характер и относятся непосредственно к новой специальности. Базовых, общих, вариативных предметов не будет. Благодаря укороченным срокам время и силы сконцентрированы вокруг важнейших моментов.

Внутренние особенности программ профессиональной переподготовки
Внутренние особенности программ профессиональной переподготовки

Вторая особенность предметного состава кроется в том, что в рамках каждой дисциплины будет точечный обзор наиважнейших и достаточных для полноценной работы специалистов тем. Все они будут освещены с теоретической точки зрения в виде лекций, конспектов, кратких обзоров, тезисных лекций и пр. Как правило, в основе каждой темы лежит точечный обзор, основанный на профессиональных терминах, правилах, законах, нормативах.

Третья специфическая черта программ профессиональной переподготовки состоит в преобладании проектной деятельности. Слушателям предстоит выполнять различные по значению и уровню сложности письменные работы: контрольные работы, курсовые работы, НИР, дипломный проект и пр. Как правило, контрольные работы затрагивают пройденные модули, курсовые проекты пишутся на наиболее актуальные и значимые по профилю темы, а дипломная работа подчеркивает готовность пользоваться знаниями на практике в решении соответствующих проблем.

Таким образом, обучение в рамках курсов профессиональной переподготовки затрагивает сугубо профильные предметы с акцентом на наиболее важные, значимые и узкие темы, развивающие специфические навыки и качества, свойственные конкретному сегменту и отрасли, профессии.

Как организован учебный процесс на базе курсов переподготовки кадров?

Курсы переподготовки чаще всего реализуются на групповой основе, но онлайн-подготовка чаще ориентирована на индивидуальную траекторию обучения с акцентом на текущее образование и опыт работы. Набор слушателей проводится круглогодично, но важно уточнять даты приема документов в каждом учебном центре (вуз или суз).

Поступление предполагает подачу документов, подтверждающих наличие профессионального образования, заявление (подчеркивающее желание осваивать конкретную специальность в определенном формате – курсы переподготовки). Помимо этого, претенденту предстоит пройти вступительные испытания в форме тестирования, письменного экзамена или онлайн-собеседования. Только после этого организаторы принимают решение о зачислении абитуриента и разрабатывают наиболее подходящий для него путь по освоению выбранной ниши.

Учебный процесс по курсам профессиональной переподготовки
Учебный процесс по курсам профессиональной переподготовки

Реализация намеченной программы проходит согласно четко обозначенному плану, который распределяется в рамках календарно-тематического среза. Проектирование образовательной программы по переподготовке специалистов ориентирована на подбор оптимального количества дисциплин с учетом их роли и важности в воспитании квалифицированных экспертов. Проработка каждой дисциплины учитывает продолжительность ее изучения, совместимость с текущим образованием, тематическую важность каждого элемента и пр.

Реализация программ профессиональной переподготовки возможна различными способами. На сегодняшний день доступны следующие варианты освоения курсов переподготовки:

  • Очное обучение. Данный формат действует преимущественно в отношении прикладных направлений подготовки, где без практики, глубокого погружения в предметы и оттачивания соответствующих навыков. Очные курсы чаще всего востребованы в рамках переподготовки педагогов, медиков, переводчиков и пр. В данном случае придется выбирать между работой и учебой. Очная подготовка требует посещения всех занятий согласно расписанию занятий, тщательный разбор тем и выполнение всех заданий в обозначенные сроки. В этом случае не менее важен тесный контакт педагога и слушателя: разъяснение тем, консультирование учащихся, содействие в выполнении проектов и иных заданий и пр.;
  • Заочное обучение. Данный вариант обучения акцентирован на самообучении и проектной деятельности, позволяя совмещать работу и учебу. В рамках этого сценария посещение занятий предусмотрено в период сессии (в среднем 14-21 день сессия). Притом на сессионную стадию предоставляются справка-вызов, позволяющая оформить учебный отпуск.
  • Онлайн-обучение. Данный формат самый востребованный. Он позволяет проходить обучение в свободное от основной деятельности время, устанавливая свой темп освоения программы (объем тем, информации для изучения на ежедневной основе и пр.). Притом в этом случае также будут действовать определенные ограничения по срокам на выполнение письменных работ, прохождение тестирований или онлайн-сессий (аттестаций). Если программа предусматривает онлайн-занятия, то целесообразно их посещать.

Чаще всего слушатели проходят курсы переподготовки заочно или дистанционно, что вполне оправдано и эффективно. Во-первых, индивид не утрачивает финансовую независимость, совмещая работу и учебу. Во-вторых, у специалиста есть возможности параллельно изучению оттачивать на практике новообретенные знания и умения.

Важнейшим этапом в подготовке квалифицированных специалистов на базе курсов переподготовки кадров является аттестация. Здесь, как и в традиционной системе профессиональной подготовки (вуз или суз), предусмотрены промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная представлена в виде зачетов и экзаменов, которые проходят с учетом специфики выбранного формата обучения (очно, заочно, онлайн и пр.), в устном или письменном варианте и пр. Как правило, у слушателей курсов профессиональной переподготовки промежуточная сессия проходит в конце семестра.

Итоговая аттестация учащихся предполагает прохождение государственного экзамена (комплексного) и защиту дипломной работы. Защита аттестационного исследования проходит в утвержденном формате (очно или дистанционно) и предполагает выступление автора, дискуссию с аттестационной комиссией, отстаивание выдвинутого предложения в рамках обозначенной темы, специфики освоенной профессии и программы и пр.

Только после защиты дипломной работы выпускник может получить диплом о профессиональной переподготовке и допуск к трудовой деятельности в новом качестве (специальности, сфере деятельности и пр.).

В целом, можно отметить, что учебный процесс по курсам переподготовки кадров классический, но более сжатый, емкий и утонченный, короткий и ориентированный на профильные дисциплины, минимальные требования ФГОС по подготовке дипломанта, требования рынка труда.

Несмотря на то, что программы по переподготовке кадров относятся к категории дополнительного профессионального образования, они открывают массу возможностей для самореализации новоиспеченного специалиста, предоставляя допуск к работе в новом качестве и ракурсе.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Специфика учебного процесса по программам профессиональной переподготовки”

  • ну теперь понятно, почему требуют наличие профессионального образования. выпускнику школы вряд ли удастся моментально погрузиться в профильные предметы и в ускоренном темпе освоить азы профессии. недаром, курсы переподготовки чаще всего доступны по смежным профессиям, чтобы слушатель уже обладал определенной базой и умениями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *