Специфика выполнения курсовых и дипломных работ по программам высшего военного образования: структура, содержание, практика, оформление, нюансы

Получить высшее военное образование посильно не каждому желающему. Здесь немаловажную роль играет не только спортивная подготовка, выносливость и волевой, боевой дух. Для получения заветного диплома об образовании студенту предстоит преодолеть непростой путь: от постижения простейших терминов, погружения в различные профильные науки до выполнения научно-исследовательских работ, которые могут носить открытый и/или конфиденциальный, а порой даже секретный характер. Сегодня мы расскажем о специфике выполнения курсовых и дипломных работ по военным программам.

Специфика выполнения курсовых и дипломных работ по программам высшего военного образования: структура, содержание, практика, оформление, нюансы
Получить высшее военное образование посильно не каждому желающему. Здесь немаловажную роль играет не только спортивная подготовка, выносливость и волевой, боевой дух. Для получения заветного диплома об образовании студенту предстоит преодолеть непростой путь: от постижения простейших терминов, погружения в различные профильные науки до выполнения научно-исследовательских работ, которые могут носить открытый и/или конфиденциальный, а порой даже секретный характер. Сегодня мы расскажем о специфике выполнения курсовых и дипломных работ по военным программам.

Особенности подготовки и выполнения студенческих и научно-исследовательских проектов в военной среде

Написание курсовых и дипломных проектов в рамках военного профессионального образования происходит специфично, согласно четким правилам и инструкциям. Шаг влево, шаг вправо – расстрел на месте. Дисциплина, четкость и поэтапность действий, планомерность и ответственность прививается учащимся с первого курса.

Военное образование – это только подготовка офицерского состава для управления воинскими частями и базами, работы в подразделениях Минобороны и пр. К данной категории принято относить профессии, сопоставимые и связанные с риском для жизни, обеспечением безопасности и спокойствия в стране: правоохранительные кадры (МВД, ФСБ), спасатели (МЧС, Пожарная охрана), специалисты по военной технике и инструментам и пр.

Особенности исследований в рамках военного образования
Особенности исследований в рамках военного образования

Специфика выполнения курсовых и дипломных работ по военным профессиям проявляется в следующих моментах:

  • Характер исследования. Чаще всего проекты, выполняемые студентами в ходе военной подготовки, носят научно-исследовательский или опытно-конструкторский характер, содействуя оптимизации основных процессов, техники и сооружений, управленческих механизмов и пр.;
  • Информационная база. В основу военных работ кладет различного рода информацию, но вся она подлежит тотальной проверке на качество: важна предельная точность и достоверность данных. Для описания существенных моментов используются открытые источники информации: учебные и справочные пособия, научная литература, но при проведении непосредственного погружения в тему, разработки решения в рамках изучаемого вопроса возможно задействование общей информации, а также конфиденциальных данных (инструкции, регламенты, техническая документация, секретная информация (государственная и военная тайна)) и пр.
  • Особенность и узость осваиваемой профессии. Содержание военной НИР напрямую зависит от осваиваемой профессии и ее сегментации: чем будет заниматься специалист, с какими инструментами и какими методами работать, в какой области задействован и пр. Курсовая/дипломная работа может носить гуманитарный (методический, организационный, воспитательный), технический (машиностроение, техника, металлургия, промышленность), экономический, юридический, информационный и прочий характер.
  • Порядок изложения информации. Выполнение студенческих и научно-исследовательских работ в рамках военных профессий потребует тотального владения специфической терминологией, навыками шифровки и кодировки, чертежного мастерства, проекционной и экономико-технической сноровки. Стиль написания военных исследований – научный с использованием военной терминологии, алгоритмов и научных принципов (узкоспециализированных правил).
  • Структура военного исследования. Если в простых НИР изыскание однотипное и строго сфокусированное на профессиональной области, то в военном деле важен комбинированный подход и всестороннее изучение проблемы/темы. Поэтому здесь будут присутствовать типичные для всех исследований разделы (теоретический, аналитический, рекомендательный), который будет конкретизирован более точными параграфами или подразделами с акцентом на профиль (описательный, химико-биологический, технико-экономический, экспериментальный, апробационный и пр.).

Подготовка к выполнению курсовых и дипломных работ предполагает выбор подходящей темы, утверждение и консультацию с научным руководителем (притом их может быть несколько!), разработку плана исследования, поиск и обработку первоисточников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Структура, содержание и этапы выполнения военных курсовых и дипломных, научных работ

Написание студенческих и научных проектов по военным специальностям предполагает реализацию следующих этапов:

  • Подготовительный. В рамках этой стадии студенту военного вуза предстоит тщательно спланировать будущую исследовательскую и экспериментально-апробационную деятельность. Здесь важными мероприятия являются грамотный выбор темы НИР и научного руководителя (или нескольких, каждый из которых поможет более детально и глубоко изучить проблему с соответствующего ракурса), формирование плана курсовой/дипломной работы с конкретизацией подпунктов (что и в какой последовательности будет рассмотрено и сделано);
Этапы проведения НИР по военным программам высшего образования
Этапы проведения НИР по военным программам высшего образования
  • Организационный. В рамках этого шага по выполнению военного изыскания автору предстоит определиться с глубиной погружения в тему (с учетом общих требований вида проекта, собственных интересов и возможностей), подобрать или утвердить список подходящей литературы и первоисточников, какие материалы и в каком разделе уместны и пригодны, констатировать соответствующие методы исследования, выдвинуть гипотезу и пр. Фактически здесь важно четко и ясно описать научный аппарат исследования.
  • Основной (реализационный). В этом диапазоне студент занимается непосредственным сбором и обработкой, систематизацией первоисточников, разрабатывает «инновационный» или более совершенствованный механизм (управленческое, техническое, экономические или иное), решение с обоснованными доказательствами целесообразности, эффективности и пр.
  • Оформительный. Написание военной НИР сопровождается различными регламентами, учитывающими не только правила конфиденциальности, секретности и общие требования к студенческим работам, но и параметры и условия подготовки расчетно-экономической части, технической и военной документации, регламенты военной отрасли, чертежного дела и пр.
  • Контрольный. Миссия данного этапа состоит в тщательной перепроверке проекта на точность, достоверность, надежность и обоснованность, эффективность выдвинутых решений и их уместность. Особая роль отводится проверке материалов на актуальность, уникальность, точность, нормоконтроль и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В структуре курсовой или дипломной работы по военным специализациям принято выделять следующие основные разделы, состоящие из следующих моментов.

Теоретическая глава призвана осветить существенные моменты по теме и описать текущее общее положение дел по рассматриваемой проблеме, показать ее актуальность, важность и необходимость разрешения. Здесь важно предоставить простое и понятное разъяснение специфическим терминам, классическим методам и подходам к оценке ситуации, описать действующие правила и пр. На ее подготовку отводится около 25% от общего объема исследования.

Структура НИР по военным направлениям подготовки
Структура НИР по военным направлениям подготовки

Практический раздел НИР военного ракурса предполагает всестороннее описание конкретного объекта исследования (решение частной или глобальной проблемы с учетом осваиваемой ступени образования и возможностей автора). В составе этого элемента военного проекта будут присутствовать следующие компоненты:

  • Общая характеристика действующего объекта исследования с выявлением его особенностей, достоинств и недостатков. Возможно проведение сравнительного анализа (с аналогичными объектами, иностранными разработками и правилами и пр.);
  • Общий анализ ситуации (проблемы) с углублением в рамках изучаемого явления/темы: использование конкретной методики или комбинации приемов для более точной диагностики проблемных зон, установления причинно-следственных связей, симптоматики, основных воздействующих факторов и пр.
  • Определение перспектив в рамках освещаемой темы: непосредственное выдвижение гипотезы и ее проверка, прогнозирование результатов с предельным и всесторонним обоснованием (подготовка технической документации, экономический анализ, естественнонаучный анализ (химико-биологическая экспертиза, экологическая и иная безопасность и пр.));
  • Подготовка дополнительной документации к исследованию: программа внедрения инноваций и рекомендации, экспериментальное обоснование новшеств, подготовка военной документации (инструкции, условия проведения или внедрения новшеств, рекомендации, разработка специальной документации для инновационных разработок и пр.), результаты прогнозирования (математическое или компьютерное моделирование с обязательным экономическим и техническим эффектом), выполнение чертежей и схем, раздаточного материала, особое внимание уделяется предоставлению и использованию секретной информации и пр.

В военном исследовании в обязательном порядке по мере завершения каждой отдельной мысли должен присутствовать аргументированный, краткий и емкий вывод, подчеркивающий суть гипотезы, влияние на проблему, позицию автора.

Все существенные моменты подлежат краткому освещению во введении – описание хода исследования без акцента на результаты, описание научного аппарата и этапов НИР. Все полученные итоги, обоснование новшеств, их эффективности уместности производят в заключении.

В целом выполнение военных курсовых и дипломных работ происходит по классическим канонам, но студентам приходится работать со специфическими источниками информации, пользоваться уникальной техникой и приемами, ориентируясь на нужды отрасли, государства, действующие ограничения (законодательные, экономические (бюджет) и пр.)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

С какими сложностями сталкиваются студенты военных вузов при выполнении курсовых и дипломных работ?

Подготовка и написание исследований в военной среде – занятие непростое, отягощенное дополнительными требованиями и нюансами, ограничениями.

Среди очевидных и наиболее распространенных преград при выполнении курсовых, дипломных и научных работ в сфере оборонной, военной промышленности и иных сферах военной отрасли можно выделить:

Проблема №1. Объем исследования. Военные студенческие и научные разработки требуют тщательного подхода, который непросто уложить в классические стандарты. Поэтому соответствующие исследования достигают больших объемов даже при лаконичном изложении, но с массой чертежей, расчетов, аргументов и пр.

Проблема №2. Специфика первоисточников. Обойтись без ресурсов, относящихся к военной или государственной, коммерческой тайне при выполнении военных работ крайне трудно. Бакалавры еще могут избежать данную участь. Так как они занимаются преимущественно теоретическими или методологическими изысканиями. Но магистрам адъюнктам и аспирантам предстоит совершить серьезный инновационный прорыв с учетом специфики выбранной профессии и потребностей отрасли. Самой большой сложностью в данном деле выступает получение допуска к засекреченной информации, ее грамотному и рациональному включению в НИР и пр.

Проблема №3. Оформление дополнительной документации, технических файлов и рекомендаций, обоснований. Если с экономическими расчётами и описанием общего положения дел справится каждый, то грамотно подготовить и сформировать технические документы (как пользоваться разработкой, правила безопасности, условия применения, внедрения и пр.) посильно не каждому. Здесь важно владение всеми необходимыми науками: физика, химия, биология, информатика и пр.

Проблема №4. Подготовка проектной и чертежной документации. Здесь важно знать правила и особенности выполнения чертежей, параметры их оформления (в качестве приложений, на отдельных файлах и форматах) и т.д. Овладеть техникой подготовки чертежей непросто, но именно в этом разделе авторы военных НИР допускают ошибки.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *