Получить высшее военное образование посильно не каждому желающему. Здесь немаловажную роль играет не только спортивная подготовка, выносливость и волевой, боевой дух. Для получения заветного диплома об образовании студенту предстоит преодолеть непростой путь: от постижения простейших терминов, погружения в различные профильные науки до выполнения научно-исследовательских работ, которые могут носить открытый и/или конфиденциальный, а порой даже секретный характер. Сегодня мы расскажем о специфике выполнения курсовых и дипломных работ по военным программам.
Особенности подготовки и выполнения студенческих и научно-исследовательских проектов в военной среде
Написание курсовых и дипломных проектов в рамках военного профессионального образования происходит специфично, согласно четким правилам и инструкциям. Шаг влево, шаг вправо – расстрел на месте. Дисциплина, четкость и поэтапность действий, планомерность и ответственность прививается учащимся с первого курса.
Военное образование – это только подготовка офицерского состава для управления воинскими частями и базами, работы в подразделениях Минобороны и пр. К данной категории принято относить профессии, сопоставимые и связанные с риском для жизни, обеспечением безопасности и спокойствия в стране: правоохранительные кадры (МВД, ФСБ), спасатели (МЧС, Пожарная охрана), специалисты по военной технике и инструментам и пр.
Специфика выполнения курсовых и дипломных работ по военным профессиям проявляется в следующих моментах:
- Характер исследования. Чаще всего проекты, выполняемые студентами в ходе военной подготовки, носят научно-исследовательский или опытно-конструкторский характер, содействуя оптимизации основных процессов, техники и сооружений, управленческих механизмов и пр.;
- Информационная база. В основу военных работ кладет различного рода информацию, но вся она подлежит тотальной проверке на качество: важна предельная точность и достоверность данных. Для описания существенных моментов используются открытые источники информации: учебные и справочные пособия, научная литература, но при проведении непосредственного погружения в тему, разработки решения в рамках изучаемого вопроса возможно задействование общей информации, а также конфиденциальных данных (инструкции, регламенты, техническая документация, секретная информация (государственная и военная тайна)) и пр.
- Особенность и узость осваиваемой профессии. Содержание военной НИР напрямую зависит от осваиваемой профессии и ее сегментации: чем будет заниматься специалист, с какими инструментами и какими методами работать, в какой области задействован и пр. Курсовая/дипломная работа может носить гуманитарный (методический, организационный, воспитательный), технический (машиностроение, техника, металлургия, промышленность), экономический, юридический, информационный и прочий характер.
- Порядок изложения информации. Выполнение студенческих и научно-исследовательских работ в рамках военных профессий потребует тотального владения специфической терминологией, навыками шифровки и кодировки, чертежного мастерства, проекционной и экономико-технической сноровки. Стиль написания военных исследований – научный с использованием военной терминологии, алгоритмов и научных принципов (узкоспециализированных правил).
- Структура военного исследования. Если в простых НИР изыскание однотипное и строго сфокусированное на профессиональной области, то в военном деле важен комбинированный подход и всестороннее изучение проблемы/темы. Поэтому здесь будут присутствовать типичные для всех исследований разделы (теоретический, аналитический, рекомендательный), который будет конкретизирован более точными параграфами или подразделами с акцентом на профиль (описательный, химико-биологический, технико-экономический, экспериментальный, апробационный и пр.).
Подготовка к выполнению курсовых и дипломных работ предполагает выбор подходящей темы, утверждение и консультацию с научным руководителем (притом их может быть несколько!), разработку плана исследования, поиск и обработку первоисточников.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Структура, содержание и этапы выполнения военных курсовых и дипломных, научных работ
Написание студенческих и научных проектов по военным специальностям предполагает реализацию следующих этапов:
- Подготовительный. В рамках этой стадии студенту военного вуза предстоит тщательно спланировать будущую исследовательскую и экспериментально-апробационную деятельность. Здесь важными мероприятия являются грамотный выбор темы НИР и научного руководителя (или нескольких, каждый из которых поможет более детально и глубоко изучить проблему с соответствующего ракурса), формирование плана курсовой/дипломной работы с конкретизацией подпунктов (что и в какой последовательности будет рассмотрено и сделано);
- Организационный. В рамках этого шага по выполнению военного изыскания автору предстоит определиться с глубиной погружения в тему (с учетом общих требований вида проекта, собственных интересов и возможностей), подобрать или утвердить список подходящей литературы и первоисточников, какие материалы и в каком разделе уместны и пригодны, констатировать соответствующие методы исследования, выдвинуть гипотезу и пр. Фактически здесь важно четко и ясно описать научный аппарат исследования.
- Основной (реализационный). В этом диапазоне студент занимается непосредственным сбором и обработкой, систематизацией первоисточников, разрабатывает «инновационный» или более совершенствованный механизм (управленческое, техническое, экономические или иное), решение с обоснованными доказательствами целесообразности, эффективности и пр.
- Оформительный. Написание военной НИР сопровождается различными регламентами, учитывающими не только правила конфиденциальности, секретности и общие требования к студенческим работам, но и параметры и условия подготовки расчетно-экономической части, технической и военной документации, регламенты военной отрасли, чертежного дела и пр.
- Контрольный. Миссия данного этапа состоит в тщательной перепроверке проекта на точность, достоверность, надежность и обоснованность, эффективность выдвинутых решений и их уместность. Особая роль отводится проверке материалов на актуальность, уникальность, точность, нормоконтроль и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В структуре курсовой или дипломной работы по военным специализациям принято выделять следующие основные разделы, состоящие из следующих моментов.
Теоретическая глава призвана осветить существенные моменты по теме и описать текущее общее положение дел по рассматриваемой проблеме, показать ее актуальность, важность и необходимость разрешения. Здесь важно предоставить простое и понятное разъяснение специфическим терминам, классическим методам и подходам к оценке ситуации, описать действующие правила и пр. На ее подготовку отводится около 25% от общего объема исследования.
Практический раздел НИР военного ракурса предполагает всестороннее описание конкретного объекта исследования (решение частной или глобальной проблемы с учетом осваиваемой ступени образования и возможностей автора). В составе этого элемента военного проекта будут присутствовать следующие компоненты:
- Общая характеристика действующего объекта исследования с выявлением его особенностей, достоинств и недостатков. Возможно проведение сравнительного анализа (с аналогичными объектами, иностранными разработками и правилами и пр.);
- Общий анализ ситуации (проблемы) с углублением в рамках изучаемого явления/темы: использование конкретной методики или комбинации приемов для более точной диагностики проблемных зон, установления причинно-следственных связей, симптоматики, основных воздействующих факторов и пр.
- Определение перспектив в рамках освещаемой темы: непосредственное выдвижение гипотезы и ее проверка, прогнозирование результатов с предельным и всесторонним обоснованием (подготовка технической документации, экономический анализ, естественнонаучный анализ (химико-биологическая экспертиза, экологическая и иная безопасность и пр.));
- Подготовка дополнительной документации к исследованию: программа внедрения инноваций и рекомендации, экспериментальное обоснование новшеств, подготовка военной документации (инструкции, условия проведения или внедрения новшеств, рекомендации, разработка специальной документации для инновационных разработок и пр.), результаты прогнозирования (математическое или компьютерное моделирование с обязательным экономическим и техническим эффектом), выполнение чертежей и схем, раздаточного материала, особое внимание уделяется предоставлению и использованию секретной информации и пр.
В военном исследовании в обязательном порядке по мере завершения каждой отдельной мысли должен присутствовать аргументированный, краткий и емкий вывод, подчеркивающий суть гипотезы, влияние на проблему, позицию автора.
Все существенные моменты подлежат краткому освещению во введении – описание хода исследования без акцента на результаты, описание научного аппарата и этапов НИР. Все полученные итоги, обоснование новшеств, их эффективности уместности производят в заключении.
В целом выполнение военных курсовых и дипломных работ происходит по классическим канонам, но студентам приходится работать со специфическими источниками информации, пользоваться уникальной техникой и приемами, ориентируясь на нужды отрасли, государства, действующие ограничения (законодательные, экономические (бюджет) и пр.)
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
С какими сложностями сталкиваются студенты военных вузов при выполнении курсовых и дипломных работ?
Подготовка и написание исследований в военной среде – занятие непростое, отягощенное дополнительными требованиями и нюансами, ограничениями.
Среди очевидных и наиболее распространенных преград при выполнении курсовых, дипломных и научных работ в сфере оборонной, военной промышленности и иных сферах военной отрасли можно выделить:
Проблема №1. Объем исследования. Военные студенческие и научные разработки требуют тщательного подхода, который непросто уложить в классические стандарты. Поэтому соответствующие исследования достигают больших объемов даже при лаконичном изложении, но с массой чертежей, расчетов, аргументов и пр.
Проблема №2. Специфика первоисточников. Обойтись без ресурсов, относящихся к военной или государственной, коммерческой тайне при выполнении военных работ крайне трудно. Бакалавры еще могут избежать данную участь. Так как они занимаются преимущественно теоретическими или методологическими изысканиями. Но магистрам адъюнктам и аспирантам предстоит совершить серьезный инновационный прорыв с учетом специфики выбранной профессии и потребностей отрасли. Самой большой сложностью в данном деле выступает получение допуска к засекреченной информации, ее грамотному и рациональному включению в НИР и пр.
Проблема №3. Оформление дополнительной документации, технических файлов и рекомендаций, обоснований. Если с экономическими расчётами и описанием общего положения дел справится каждый, то грамотно подготовить и сформировать технические документы (как пользоваться разработкой, правила безопасности, условия применения, внедрения и пр.) посильно не каждому. Здесь важно владение всеми необходимыми науками: физика, химия, биология, информатика и пр.
Проблема №4. Подготовка проектной и чертежной документации. Здесь важно знать правила и особенности выполнения чертежей, параметры их оформления (в качестве приложений, на отдельных файлах и форматах) и т.д. Овладеть техникой подготовки чертежей непросто, но именно в этом разделе авторы военных НИР допускают ошибки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!