При поступлении в некоторые вузы или на определенные специализации абитуриентам приходится проходить специальный психологических тест, призванный определить «совместимость» личности с профессией, уровень его психоэмоционального развития и готовности. Аналогичная ситуация постоянно происходит во время поиска рабочего места и прохождения собеседования при трудоустройстве. Притом проводить столь необычные мероприятия могут только квалифицированные специалисты – психологи, но получать при этом медицинское образование не обязательно. Достаточно освоить программу «Психология служебной деятельности».
Что это такое и чему там учат?
Направление «Психология служебной деятельности» занимается профессиональным воспитанием и становлением квалифицированных психолого-консультантов, способных проводить диагностические и коррекционные мероприятия, курировать и корректировать психологический климат коллектива, заниматься или помогать в поиске подходящей кандидатуры, а также аттестовывать новых сотрудников и пр. Специалисты «данного жанра» работают, как рентген, видя человека не только снаружи, но и внутри: характер, душевное состояние, жесты и мимика, поведение, способности и таланты, возможности и пр.
Обратите внимание, что специфика профессии кроется в наименовании образовательной программы. «Психология служебной деятельности» — специалист, пригодный в любой организации, трудовом коллективе для оценки каждого участника рабочего процесса и подбора максимально подходящей кандидатуры на должность с целью повышения эффективности работы и пр. Но чаще всего они востребованы в государственных структурах и ведомствах, где без психологической оценки не обойтись: МЧС, ФСБ, МВД, медицинские службы и центры, образовательные заведения, госаппарат и структуры органов госвласти и пр.
В процессе обучения студенты изучают следующие дисциплины:
- Общеразвивающие: история, обществознание, русский язык, философия, социология, информатика, иностранный язык, экономика, менеджмент и пр.
- Начальный профессиональный блок (введение в специальность): основы психологии, психологический портрет, психодиагностика, основы конфликтологии, анатомия и физиология нервной системы, общая психология, психосоматика, методология психологии и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
По мере перехода от базовой части к профессиональной студенты конкретизируют свою специальность. На практике существует свыше двух десятков подвидов программ, связанных с «Психологией служебной деятельности». Все они носят узкоспециализированных характер и концентрируются на конкретном сегменте психологии: конфликты, управление персоналом, переговоры и коммуникации, карьерный рост, поведение и его коррекция, психологический портрет и подбор персонала и пр. В зависимости от направления деятельности зависит комплекс профессиональных дисциплин.
- Профильный модуль: психология и организация и проведение переговоров, сказкотерапия, психолингвистика, психологическая экспертиза, психология труда, психология управления персоналом, психология рекламы и маркетинга, психологические исследования, психофизиология, психогенетика, отраслевая психология (юридическая, экономическая, социальная, педагогическая и пр.), психодиагностика, основы тренинговой деятельности и пр.
Обучение студентов проходит в классической форме преимущественно на очном отделении. Занятия реализуются в форме лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов и пр. Обязательным моментом в становлении квалифицированных психологов является прохождение практики, а также погружение в исследовательскую деятельность (организация и проведение психологического эксперимента) и пр. Все исследования оформляют в виде студенческих и научно-исследовательских работ: курсовые, дипломные, научные статьи, НИР и пр.
Особенности написания курсовых и дипломных работ по программе «Психология служебной деятельности»
Подготовка и оформление студенческих и научно-исследовательских работ в психологической среде или по программе «Психология служебной деятельности» заслуживает отдельного и особого внимания. Несмотря на характер исследования, он обладает рядом специфических черт с учетом узости осваиваемой профессии.
Специфика исследования в рамках рассматриваемого направления подготовки проявляется в следующих моментах:
- Тема исследования носит сугубо психологический характер с учетом специфики выбранной отрасли или рабочего места: педагогическая, управленческая, экономическая, социальная, медицинская, юридическая и пр.;
- Структура курсовой или дипломной работы будет включать три основных аспекта (раздела): теоретический (он же методический, то есть описывающий суть изучаемого явления, последовательность действий, методы работы, действующие правила и нормы и пр.), аналитико-практический (оценка реальной ситуации, изучение конкретного объекта и проведение психологического эксперимента с описанием полученных результатов), рекомендательный (решение конкретной проблемы в рамках выбранной темы, на примере объекта и пр.). Без психологического эксперимента при выполнении студенческих или научно-исследовательских работ по программе «Психология служебной деятельности) не обойтись.
- Приемы и решения проблем носят сугубо психологический характер и предполагают «невидимое воздействие на объект исследования»: совершенствование системы мотивации персонала, корректный побор рабочих кадров с учетом их психологических особенностей (темперамент, профессионализм, психологический портрет и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рассмотрим подробнее структуру и содержание проектов по профилю «Психология служебной деятельности».
Первая теоретическая глава призвана раскрыть основные понятия, термины и способы работы, методы оценки ситуации в рекламной среде, трудовом коллективе.
Вторая глава – аналитическая. Она формируется на конкретном примере – индивиде, организации, отделе. Здесь важно собрать максимум достоверной информации о коллективе. В основу исследования должны быть положены следующие материалы: личное дело сотрудников (конкретизация профессиональных навыков и качеств: образование, опыт работы, карьерный рост и пр.), психологический портрет испытуемого (по результатам эксперимента или оценки эксперта), оценка психологического климата трудового коллектива и выявлении проблем, установление причинно-следственных связей между существующими проблемами и получаемыми результатами, выработка рекомендаций по решению проблемы с учетом возможностей организации и объекта исследования. Приветствуется не просто разработка мероприятий, но и обоснование их эффективности в виде прогнозных сценариев, результатов апробации и пр. Притом каждый шаг должен быть описан и доказан как с научной (анализ статистических данных, актуальных теорий, действующих методик и правил), так и практической стороны (результаты апробирования).
Выполнение аналитической и рекомендательной глав курсовой или дипломной работы требует проведения психологического эксперимента с тщательно проработанной программой мероприятий, оценочной шкалой и пр.
Основными разделами данного элемента студенческих и научно-исследовательских работ являются:
- Общая всесторонняя характеристика объекта исследования: период существования, особенности функционирования виды услуг и товаров, анализ технико-экономических показателей, оценка внутренних и внешних факторов, психологическая оценка персонала и психологического климата коллектива, анализ текущей политики по подбору персонала, оценка условий труда, политики управления организации, отношений между административным аппаратом и рабочими кадрами, оценка степени удовлетворенности работой сотрудниками, анализ состава трудового коллектива (статусно-ролевой, по срезам) и пр.
- Анализ объекта исследования – конкретного индивида или отдела компании, организации в целом в рамках выбранной темы исследования: формирование психологического портрета объекта и его особенностей, определение сильных и слабых сторон, возможностей и перспектив, психологическая профессиональная пригодность, оценка совместимости личности и профессии (должности) и пр.
- Проведение эксперимента с целью реальной оценки объекта: поведение, скорость принятия решений, характер, профессионализм и пр. Здесь автор НИР прибегает к таким приемам, как наблюдение, тестирование испытуемых лиц, опросы и беседы и т.д. Данные мероприятия тщательно планируются и прорабатываются (список вопросов, варианты заданий, продолжительность эксперимента и т.д.), а результаты экспериментальной части обязательно прилагаются к исследованию в качестве доказательной базы.
- Выработка рекомендаций по совершенствованию работы объекта научной работы с учетом его индивидуальных особенностей и требований фирмы, условий работы и пр. Данный раздел призван решить проблему посредством изменения поведения или стиля управления персоналом, создания благоприятно психологического климата, повышения корпоративного духа или укрепления позиции лидера и пр.
В ходе выработки плана рекомендаций (особенности, если это целесообразно в отношении реальной компании или действующего объекта исследования) предпочтение отдается тотальной проверке решений посредством апробирования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Подготовка практической части основывается как на качественной, так и количественной информации: автору предстоит провести оценку коллектива с учетом действующих методик (тестирования, беседы, наблюдение и пр.), а затем сопоставить с конкретными показателями для определения отклонений (нормы, показатели деятельности фирмы прошлых лет и пр.). поэтому следует быть готовы не только к банальному анализу ситуации, но работе с числовыми данными (перевод теории в математический, статистический, графический вид и пр.).
Оформление студенческой или научно-исследовательской работы по программе «Психология служебной деятельности» ведется строго с учетом действующих параметров и ГОСТов с применением современных средств и технологий: текстовый и графический вид, аргументация каждого вывода, оформление каждого элемента (шрифт, расположение и пр.).
Рекомендации экспертов Дисхелп по выполнению научно-исследовательских проектов по программе «Психология служебной деятельности»
Еще до начала проведения психологического исследования и эксперимента тщательно изучите требования к нему: характер изысканий, примерный перечень предлагаемых тем, объем, особенности реализации (аналитическая и опытно-экспериментальная части), структура и содержание, оформление.
Внимательно и досконально проработайте план изыскания: что будет описано в теоретической части (она же фактически является инструкцией по выполнению практического раздела), какие материалы потребуется подготовить для выполнения практического раздела (анкеты, опросы, контрольные вопросы, выборка (констатация испытуемых по конкретным признакам: пол, возраст, образование, должность, стаж работы, результативность и пр.). Программа психологического исследования должна быть максимально продуманной и отклоняться от нее строго запрещено во избежание ошибок, погрешностей.
Обязательно установите границы исследования: в виде предмета, нормативов, показателей, продолжительности проведения экспериментальной части, количества испытуемых и пр. Тогда результаты будут более точными и достоверными, а сам эксперимент не превратится в «Санта-Барбару».
Специалисты DissHelp выполняют все виды студенческих и научно-исследовательских работ по психологии (в том числе по программе «Психология служебной деятельности». У нас трубятся только надежные, ответственные и дипломированные эксперты, среди которых присутствуют как теоретики, так и практики: педагоги вузов, кандидаты и доктора психологических и медицинских наук, практикующие психологи, коуч-тренеры, наставники, консультанты и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных, безопасность сделки индивидуальный подход каждому клиенту! Каждый проект и заказ проходит поэтапную и многократную проверку на соответствие заявленным требованиям. Убедитесь в этом лично, оформив бланк заказа.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!