Список сокращений в студенческой работе (понятие, когда нужен, как сформировать и пр.)

Выполнение курсовой или дипломной работы – процесс щепетильный, индивидуальный и требовательный. Студентам приходится оперировать различными научными и профессиональными терминами, пользоваться конкретными правилами и методами. Но при описании полученных результатов порой им предстоит использовать различные сокращения и аббревиатуры, специфические обозначения. В связи с этим может возникнуть необходимость в списке сокращений.

Список сокращений в студенческой работе (понятие, когда нужен, как сформировать и пр.)

Выполнение курсовой или дипломной работы – процесс щепетильный, индивидуальный и требовательный. Студентам приходится оперировать различными научными и профессиональными терминами, пользоваться конкретными правилами и методами. Но при описании полученных результатов порой им предстоит использовать различные сокращения и аббревиатуры, специфические обозначения. В связи с этим может возникнуть необходимость в списке сокращений.

Что такое список сокращений?

Далеко не каждая курсовая или научно-исследовательская работа требует создания дополнительных разделов вспомогательного характера. Одним из таких пунктов является список сокращений. Он представляет собой перечень задействованных в проекте сокращений слов, оборотов и специфических обозначений с их расшифровкой – описанием, пояснением и пр.

Функции списка сокращений
Функции списка сокращений

Данный пункт в составе студенческой работы выполняет ряд немаловажных функций:

  • Описательная или детализирующая. Она проявляется в том, что каждому употребленному в составе курсовой, дипломной или научной работы сокращению или специфическому обозначению моментов и элементов будет дано простое и понятное разъяснение: что он обозначает и пр.
  • Упорядочивающая. В рамках такого параграфа происходит грамотное отражение всех специфических категорий из текста основной части студенческой работы, то есть они приведены в порядок. Чаще всего все усечения и преобразования лексем с их разъяснением располагаются в определенном порядке, что упрощает его поиск и изучение.
  • Оптимизационная. Использование такого списка помогает авторам избежать дублирования информации, повторных разъяснений задействованных обозначений по тексту и пр. В основной части он сможет неоднократно полагаться на «сокращение», а его описание и характеристика будет однократно отмечена в соответствующем списке. Также при таком раскладе автор регулирует объем документа.
  • Упрощающая. Порой читать сокращения и аббревиатуры проще и даже понятнее, чем постоянно сталкиваться в тексте студенческой работы с полным термином. Поэтому в таком случае восприятие сути, описаний и иных моментов становится более легким и доступным. То есть такой подход делает текст удобочитаемым.
  • Уникализационная. С помощью сокращения автор фактически преобразует общеизвестный или специфическим термин в новый вид, изменяя тем самым уникальность материала. То есть с помощью такой системы можно избежать плагиата.

Таким образом, список обозначений и сокращений слов в составе студенческих работ – дополнительный раздел, формируемый только при наличии соответствующих лексем и обозначений в основной части документа. Его разработка – ответственность и миссия автора.

Список сокращений – особый инструмент в исследовательской деятельности, облегчающий участь исследователя при описании хода тематических результатов и полученных результатов. Но он допустим и применим не во всех видах академических трудов.

Сфера применения списка сокращений

Итак, в каких научных областях чаще всего исследователи и авторы студенческих, научных трудов прибегают к формированию столь специфического раздела?

В целом, можно смело сказать, что оформление и задействование такого параграфа – мера вынужденная, но в целом уместная в любой науке и теме. Все зависит от умения автора грамотно преобразовывать термины, обороты и обозначать их.

Где применяют список сокращений?
Где применяют список сокращений?

В гуманитарных науках можно сживать, объединять или усекать соответствующие профессиональные и научные термины при частом употреблении соответствующих парадигм с целью избежания тавтологии, повторений и пр. Например, в юридических науках при обосновании результатов студент выделяет конкретные нормативные акты, на которые он опирался. Здесь принято обозначать «федеральный закон» — ФЗ, «статья» — Ст., «пункт» — п. И пр.

В точных науках принято использовать систему специальных обозначений и аббревиатур, символов. Каждая из которых символизирует конкретное слово или действие. Именно в этой плоскости обойтись без перечня сокращений крайне сложно. В частности, в технических, математических, экономических науках не обойтись без формул и сокращений слов, которые будут подчеркивать соответствующий аргумент, меру, действие и пр.

В естественнонаучной плоскости при описании соответствующих экспериментов, лабораторных работ и полученных результатов также не обходится без типичных и нетрадиционных способов подачи данных. Здесь для описания химической реакции или биологической цепочки, описания местности с точки зрения географии придется использовать ряд преобразований, аббревиатур, символов и пр.

В медицинских исследованиях студентам приходится оперировать не только общепринятыми лексемами, правилами, но и делать записи на латыни, где также могут присутствовать соответствующие сокращения. В данном случае обойтись без рассматриваемого элемента просто невозможно.

В педагогике и психологии также не обходится без словесных преобразований. В данном случае они помогают исследователям оперативно зафиксировать соответствующий итог и вывод, а также избежать повторения в тексте, сделать определенный акцент или привлечь внимание целевой аудитории к определенному моменту и пр.

Таким образом, применение списка сокращений свойственно доминирующей части научных плоскостей. Но при этом особенности использования соответствующих обозначений будут регулироваться конкретным автором: как он сократил слово, что имел в виду и в каком контексте употребил и пр.

В каких случаях формируется список сокращений в студенческих работах?

Согласитесь, что когда в тексте курсовой или дипломной работы упоминается лишь пару ярких сокращений и при этом они имеют как минимум однократное пояснение в основной части проекта, то формировать отдельный перечень бессмысленно. То есть первой и явной необходимостью в разработке отдельного параграфа выступает частота употребления соответствующих аббревиатур, системы обозначений. Неоднократное использование разных сокращений и обозначений – весомое основание для создания отдельного параграфа с их разъяснением.

В каких работах используют список сокращений?
В каких работах используют список сокращений?

Также допустимо использование перечня сокращений в составе студенческой работы, если без этих вариаций невозможно продолжить исследование и они имеют массу способов обозначения. То есть одно и то же слово, может иметь несколько официально признанных и неформальных способов интерпретации: буквенная, символьная и пр. Притом разнообразие таких подходов помогает автору избежать лингвистических проблем в тексте, качественно оперируя парадигмами и пр.

Разработка списка сокращений свойственна не всем форматам проектной деятельности. Согласитесь, что при подготовке рефератов и докладов такой формат практически не действует. Чаще всего студенты сталкиваются с разработкой отдельного параграфа при выполнении более серьезных трудов с исследовательским или прикладным уклоном: курсовая работа, преддипломная курсовая. Дипломный проект, лабораторная работа или отчет о НИР и пр.

В рамках подготовки научной статьи также порой не обходится без сокращений. В этом случае применение краткой записи помогает автору сэкономить место при повторных упоминаниях слова.

Фактически необходимость формирования отдельного параграфа с аббревиатурами и обозначениями с целью их конкретизации и пояснения возникает в следующих случаях:

  • Студент выполняет глубокое или масштабное исследование, где без использования таких категорий невозможно предоставить четкое пояснение ситуации, аргументацию результатов и выводов и пр.;
  • Действующие сокращения и аббревиатуры не могут быть заменены на синонимы в виде изменения контекста или появления в основной части документа неточностей. То есть в этом случае сокращения выступают в качестве самостоятельного оборота и термина с устойчивым и четким понятием;
  • Проект носит научно-прикладной характер и без специальных обозначений, символов выполнить определенный этап НИР невозможно. Данная необходимость проявляется при наличии в составе студенческих работ формул, математических или иных выражений, различных мер измерения и пр.

Таким образом, подготовка перечня сокращений свойственна преимущественно объёмным и глубоким исследованиям. Студенты чаще всего сталкиваются с такой необходимость в ходе написания курсовых и дипломных работ, а исследователи – при выполнении диссертаций, отчетов о НИР, в научных статьях.

Правила и условия использования списка сокращений в академических трудах

Подготовить список аббревиатур, специфических словообразований – половина успеха. Важно его правильно и грамотно использовать. Точнее происходит все наоборот: сначала автор пишет основную часть проекта, а затем формирует к нему уже перчен сокращений. Но суть не в этом.

Такой список должен разрабатываться с учетом определенных условий и принципов.

Принципы подготовки списка сокращений
Принципы подготовки списка сокращений

Первым правилом является однозначность. Важно, чтобы каждое из сокращений слова имело четкое толкование, то есть обладало определенным смыслом и значением. При употреблении в тексте оно должно быть однозначным.

Вторым правилом выступает принцип единого употребления. Лучше всего в отношении одной категории использовать одно сокращение. А не разводить массу вариантов его интерпретации. При таком раскладе риск запутаться самому и запутать целевую аудиторию ниже. Применение таких лексем не должно усложнять ход вычитки рукописи.

Третий канон – ясность и точность. Важно, чтобы в составе студенческой работы все сокращения применялись согласно тому варианту написания, который был отмечен в перечне. Все указанные формы словообразования должны быть понятными для читателя.

Четвертое правило – оптимальность. Не стоит злоупотреблять новыми вариациями, усечениями и пр. Учтите, что не всегда сокращение может быть уместно, корректно, обоснованно. Слишком частое употребление подобных фраз и оборотов способно не просто снизить читабельность текста, но и ухудшить его качество в целом.

Пятый завет при формировании списка сокращений при студенческой работе – взаимозависимость. Данный принцип предполагает, что все обозначения и символы из указанного перечня должны быть как минимум 1 раз задействованы в основной части работы студента. И наоборот, если специфическое усечение, краткий термин, аббревиатура была упомянута в студенческой работе, то он также должен быть отраден и пояснен в списке сокращений. Одностороннего применения подобных лексем невозможно!

Еще одним условием корректной разработки и использования перечня сокращенных слов считается стандартизация. Всем известны общепринятые сокращения, которые с первого взгляда ясны и понятным каждому. Например, кг – килограмм, гр – грамм, см – сантиметр и пр. Обычно такие способы интерпретации данных не указывают в рамках рассматриваемой части проекта. Но не менее важно используемые аббревиатуры и сокращения также унифицировать, утвердить и полагаться на них на протяжении всего исследования.

Чаще всего в списке сокращений отмечают и поясняют аббревиатуры, символьные схемы и формулы, сокращенные наименования организаций и пр.

Порядок подготовки списка сокращений

Итак, когда и с чего начинается подготовка списка сокращений в рамках студенческой работы? В данном случае уместно несколько вариантов развития событий, каждый из которых предопределяет четкий порядок действий по созданию такого раздела.

Последовательный способ

Финальный способ

Наполнение по мере употребления Наполнение списка после написания основной части проекта
Постепенное наполнение списка сокращений Моментальное заполнение списка
Требует доработки Точное отражение всех сокращенных слов

Первый сценарий – последовательный. Он предполагает, что студент сначала проводит научное исследование и затем описывает его ход, полученные результаты во всех красках. То есть сначала нужно подготовить основную часть проекта, где будет изложено все по заявленной теме и исследовательскому вопросу.

В рамках этой траектории подготовка перечня сокращений происходит по мере или после употребления соответствующей лексемы в тексте студенческого проекта. То есть автор будет выписывать все «сжатые» обороты из основной части курсовой или дипломной работы. Также допустима вычитка и переписывание всех сокращенных форм по мере готовности документа к защите.

Второй сценарий предполагает, что на этапе проектирования и планирования универсант в рамках подготовки тезисного плана может пометить для себя пригодные к задействованию сокращения в рамках намеченных глав или пунктов. Но при таком раскладе при выполнении изыскания и его описании составе основной части документа могут быть внесены коррективы, о которых еще не было мыслей на этапе планирования. Поэтому нужно быть предельно внимательным и оперативно дополнять изначально подготовленный список новыми образцами.

Самый идеальный и часто применяемый подход по созданию списка сокращения при студенческих работах — первый. Но в целом, опытные авторы сумели выделить конкретную последовательность действий по созданию перечня сокращений и обозначений.

Первый шаг – выбор темы и определение ключевых сокращений. В данном случае важно обратить внимание на наименование и направление проектной деятельности. В некоторых случаях аббревиатура или сокращение уже присутствует в тематике исследования. То есть становится ясно, что без специфических форм слов в проекте уже не обойтись.

Второй шагпроведение научного исследования и его описание, формирование основной части документа. В данном случае студент будет отражать ход проделанной работы, собственные мысли, результаты и выводы. Притом вписывание сокращений будет проходить с учетом сути высказывания, контекста, возможности. То есть универсант будет лично решать, где и когда он включит то или иное слово, его синоним или усеченный вариант.

Уже на данной стадии допустимо создание чернового варианта перечня системы сокращенных слов. То есть исследователь по мере его употребления будет выписывать термин, символьную вариацию на отдельный лист бумаги. Такой учет в дальнейшем ускорит обработку данных и оформление соответствующего раздела студенческой работы.

Третий шагвычитка готовой рукописи. По мере завершения исследования и работы над проектом, автор нужно повторно внимательно прочитать подготовленную рукопись и выписать из нее все сокращения. Если под рукой имеется начальный список, то останется лишь его дополнить пропущенными парадигмами. Притом важно не просто найти усеченный вариант, но и отметить его значение, согласно контексту, цели употребления.

Именно так происходит заполнение и наполнение списка сокращений при курсовых, дипломных и иных работах студента.

Как правильно оформить список сокращений в студенческой работе?

Написание любой бакалаврской или магистерской работы требует соблюдения определенных правил форматирования текста, то есть норм ГОСТ и методических рекомендаций вуза. Как же происходит оформление списка сокращений при студенческой работе?

Для начала нужно понять, где указывать данный параграф. Согласно общепринятой практике, такой раздел нужно вставлять сразу после оглавление, перед введением проекта. Согласитесь, что вполне логично и обоснованно. Ведь сокращенные лексемы могут употребляться, начиная с первых строк. Более того, возвращаться к началу документа проще, нежели постоянно листать вперед мимо неизученных страниц и потом возвращаться обратно.

Форматирование списка сокращений
Форматирование списка сокращений

Рассматриваемый раздел принято начинать с заголовка, который подчеркнет его суть – список сокращений, перечень сокращений и пр. Наименование пункта располагается по центру страницы или с правового края, пишется заглавными буквами.

При оформлении текущего раздела важно проанализировать корректность и правильность всех сокращений. Для начала вспомните правила сокращения слов (о них мы писали в нашем блоге ранее). Если используемые формы не соответствуют им, то придется доработать этот момент, откорректировать основную часть исследования и только после этого идти дальше.

Автору предстоит решить, в каком порядке он намерен отражать использованные варианты: алфавитный или хронологический. В первом случае все сокращения должны быть расположены в алфавитном порядке с соответствующим описанием. Хронологический подход предполагает отражение всех кратких форм в том порядке, в каком они были заявлены в основной части. То есть здесь последовательность употребления и порядок в списке будет идентичен.

Далее студент должен выбрать способ оформления. Самый простой вариант – визуальное разделение страницы на два столбца. В первом отмечается само сокращение, а напротив во втором – пояснение его значения или расшифровка (если это аббревиатура).

Также допустимо построение указание всех усечений. Этот вариант форматирования предполагает сначала указание сокращения, затем после дефиса или тире отмечается его характеристика.

Третий вариант – табличная форма. В этом случае можно подготовить два основных или три столбца. Первый столбец – непосредственно сокращенный вариант лексемы, второй — его расшифровка (полное отражение термина), третий – пояснение его значения, контекста в составе проекта.

То есть способов оформления перечня сокращенных категорий. Использованных в студенческой работе, масса. Каждый автор выбирает тот вариант, который удобен для него. Но также можно выделить несколько общих моментов в форматировании этого параграфа:

  • Основные требования к написанию текста в данном пункте – те же, что и непосредственно в проекте. Будет использован тот же шрифт, его размер и цвет, межстрочный интервал и пр.
  • Каждое сокращение должно быть упомянуто с новой строки. Отступать абзац, «красную строку» в этом случае не нужно;
  • Базовые требования к списку сокращений содержатся в ГОСТ Р 7.0.11-2011.

Обратите внимание, что в конце сокращения не принято ставить точки или запятые при формировании соответствующего списка.

Количество усеченных лексем в проекте и соответствующем перечне не ограничено и напрямую зависит от автора. То есть строгих регламентов, числовых границ в этом плане нет.

Рассматриваемая часть студенческой работы – это ее структурный элемент, который также подлежит нумерации и учета в общем объеме.

Учтите, что в списке сокращений должны содержаться только буквенные вариации. Использование математических и физических обозначений, символов не считается сокращением слова.

Сложности подготовки списка сокращений

Разработка перечня сокращений, казалось бы, пустяковая задача. Но на самом деле, его подготовка нередко сопровождается массой нюансов, усложняющих этот процесс и ход выполнения студенческой работы.

Проблема

Решение

Пояснение Краткий пересказ смысла категории с учетом его предназначения, контекста в составе основной части проекта. Реферирование
Неполнота списка, отсутствие сокращенного варианта в нем Повторная вычитка проекта

. Сверка всех встречающихся сокращений с составом списка

Порядок разработки Уточнение особенностей формирования перечня у научного руководителя
Форматирование Настройка параметров шрифта, отступов, интерпретация данных с учетом норм ГОСТ и методических рекомендаций. Консультация научного руковолдителя

Нужно обязательно предоставлять описание и растолкование значения используемого формата с учетом его сути, смысла и контекста в рамках проекта. Ведь подобные сокращения могут содержаться и в иных трудах, иметь совершенно иной смысл. Здесь загвоздка может возникнуть на этапе описания соответствующей категории. Не всегда студент может емко и понятно описать значение использованного варианта.

Еще один нюанс сопровождает студента при создании, использовании сокращения и его отражении в специальном перечне – отсутствие четких рекомендаций и правил работы с подобными парадигмами при выполнении проекта. Если в методических рекомендациях нет соответствующих пояснений, то стоит обратиться за советом к научному руководителю.

Третья сложность заключается в том, что автор может «просмотреть» наличие того или иного сокращения в тексте студенческой работы и попросту не указать его в соответствующем перечне. Это считается одной из грубых ошибок, способной снизить итоговый бал за проект.

Не менее распространенной ошибкой при разработке и оформлении является пренебрежение правилами форматирования. Несмотря на общность требований в рамках проектной деятельности, подготовка списка усеченных словообразований должна быть точной. Важно тщетно следовать всем действующим регламентам и нормам. Уточняйте все тонкости оформления у наставника или на профильной кафедре, в методичке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по применению списка сокращений в работах студентов

Итак, подготовить корректный и достоверный, полный список сокращений по студенческой работе и прикрепить его к ней – процедура непростая. Сделать этот процесс более понятным, помогут наши рекомендации.

Старайтесь не злоупотреблять и не частить с сокращенными вариантами слов. Важно сохранить читабельность, ясность текста. Сделайте употребление подобных парадигм умеренным и уместным.

Не путайте список сокращений и глоссарий в рамках курсовой работы и ВКР. Указанные разделы – различные по своему составу. Предназначение их едино – разъяснение значений тех или иных категорий. Но наполнение будет разниться: в перечне сокращений – расшифровка аббревиатур и буквенных сокращений, а в глоссарии происходит пояснение сложных научных терминов и пр. Притом уточнение при сокращении учитывает контекст лексемы в основной части проекта, а в глоссарии приводится традиционное научное определение слова.

Неоднократно производите вычитку подготовленной рукописи и сверяйте наличие каждого встреченного сокращенного варианта с заготовленным списком. Если наши пропущенное слово, то обязательно включите его в соответствующий раздел с точным емким пояснением.

Уточните место для отражения списка сокращений. Чаще всего он располагается сразу после оглавления, до вводного раздела. Но в некоторых университетах устанавливают иные правила – расположение перечня сокращенных слов после заключения, до списка литературы. Этот нюанс обязательно нужно учесть, чтобы в дальнейшем не возникло проблем в нормоконтролем.

Непосредственно в перечне сокращений перечисление соответствующих лексем может производиться в простом порядке или в нумерованном. Решение об использовании того или иного подхода принимает автор, но с обязательным уточнением такой возможности на кафедре.

Если в составе курсовой или дипломной работы было использовано сокращение иноязычного происхождения, то здесь придется учесть ряд дополнительных правил по его оформлению. В общем перечне указывают сначала русские варианты, а затем – иностранные с подробной расшифровкой (полное наименование) и переводом.

Убедитесь, что все категории и разъяснения в рассматриваемом перечень указаны верно, грамотно и корректно описаны. Старайтесь предоставить однозначное толкование смысла каждой категории. Обязательно удостоверьтесь, что само сокращение написано без ошибок.

Убедитесь, что все термины и обороты сокращены согласно общепринятым нормам и практике.

При разработке такого перечня целесообразно вооружиться несколькими словарями. С их помощью можно подготовить качественное разъяснение толкования, а также убедиться в правильности написания слова. Притом не спешите просто копировать значение термина. Автору предстоит его проработать с учетом использованного значения и контекста основной части проекта.

Если самостоятельно справиться с проработкой, наполнением, пояснением и оформлением списка сокращений при студенческой работе не удается, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным специалистам или как минимум проконсультироваться с научным руководителем. Только основательный и ответственный подход поможет универсанту справиться со столь важны заданием.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Список сокращений в студенческой работе (понятие, когда нужен, как сформировать и пр.)”

  • ни разу лично не сталкивался с такой необходимостью, но почитать очень интересно было. спасибо за хорошее и простое пояснение. раньше думал, что подготовка такого списка – удел аспирантов, исследователей, кто пишет объемные и сложные работы. оказывается, бывают и исключения)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *