Система образования только за последний год претерпела колоссальные изменения: преподаватели были вынуждены освоить новые технологии и методы обучения, учащиеся перейти в режим полной «самодисциплины и самообучения», все учебные программы были модифицированы в новый формат (пересмотрены соотношение заданий для аудиторной и самостоятельной работы, сжаты темы для обсуждений и пр.). На этом реформирование не было окончено. Сегодня мы расскажем о трендах обучения в вузе в 2021 году и перспективах дальнейшего развития учебного процесса в ссузах и вузах.
Все новые элементы и механизмы, приемы и программы ориентированы на повышение уровня заинтересованности и мотивации студентов, привить им реальные рабочие навыки, пригодные в трудовой и повседневной жизни, обучить их пользоваться современными достижениями науки и техники. При этом существенно модифицировалась роль педагога: от авторитарного индивида он перешел к опытному другу и наставнику.
Предлагаем рассмотреть основные тренды в системе высшего образования-2021.
СОДЕРЖАНИЕ
Тенденция №1. Непрерывное обучение или «век живи – век учись».
Если раньше периодическое прохождение специализированных курсов (повышение квалификации, аттестация) действовало преимущественно в отношении работников образовательной и медицинской среды, то сегодня эта мера приобрела повсеместный характер.
В частности, многие строительные профессии предполагают не только наличие профильного, но и дополнительного образования, которое будет служить своего рода допуском к определенным видам работ: например, монтажники проходят специальные курсы и получают удостоверение «Монтажника ЖБК или ТТ», курсы по работе с электро-и и иными инструментами и приборами и пр. Притом обучаться и повышать квалификацию, проходить переаттестацию необходимо раз в несколько лет!
Более того, непрерывное обучение имеет ряд достоинств. В частности, периодическое обучение позволяет актуализировать знания и усовершенствовать профессиональные качества, умения, приспособив сотрудника к новшествам, оптимизировав его работу. Благодаря непрерывному обучению можно внедрять инновации, не опасаясь за низкую квалификацию персонала и пр.
На сегодняшний день непрерывное обучение действует в самых разных отраслях: от традиционных – педагогика и медицина, до повседневных – бухгалтерия, экономика и управление, журналистика и дипломатия, юриспруденция и пр. Не стоит бояться переобучения или дополнительной обучения, так как все эти меры превращают узкоспециализированного работника в «универсального солдата», ценного на любом предприятии.
Тенденция №2. Цифровизация учебного процесса.
«Благодаря пандемии» все сумели по достоинству оценить онлайн-обучение, а также новые возможности. Речь идет не о дистанционном обучении, а о внедрении (скорости и качестве) инноваций.
Благодаря цифровым технологиям теперь у колледжей и вузов есть возможность заниматься подготовкой дипломированных специалистов, ориентированных на практику. В частности, наличие виртуальных или «приближенных к реальности» учебных лабораторий, аудиторий способствует воспитанию более подготовленных медиков, техников и пр. Пребывая в ссузе или вузе студенты уже учатся работать с конкретной техникой, осваивают эффективные методики и технологии работы в рамках выбранной специализации.
Тенденция №3. Внедрение онлайн-курсов, не требующих наличия профессионального образования, но позволяющих достойно зарабатывать.
Данный тренд частично относится к каждому из вышеописанных параметров: непрерывное обучение, цифровизация. На сегодняшний день человечество получило уникальную возможность использования интернет-технологии не только для общения, расширения кругозора, но и заработка, самообразования.
Молодое поколение все чаще атакует интернет-поисковики запросами об онлайн-курсах программистов, блоггеров, SMM и пр. Важно отметить, что, по окончании обучения они успешно трудятся в виртуальной реальности, зарабатывая ежемесячно в среднем 15-25 тысяч рублей. Но все же стоит обратить внимание: окончание онлайн-курсов еще не гарантирует успешное трудоустройство и не отменяет важность и необходимость получения профессионального образования (возможно по тому же направлению, что и онлайн-обучение!). Согласитесь, дипломированный специалист выглядит куда солиднее, убедительнее и увереннее, чем «самоучка» или индивид с сертификатом онлайн-курсов.
Современные онлайн-курсы целесообразно рассматривать, как дополнительная возможность пополнения профессиональной копилки или нового (параллельного) развития индивида.
Тенденция №4. Интеграция профессий.
Если раньше на базе колледжей и вузов выпускались специалисты конкретного профиля с узкими навыками и знаниями (конкретная отрасль, программа, схема работы), то в настоящее время работодатели желают видеть в своем штате «универсальных солдатов», способных работать по принципу «один за пятерых». Данный критерий учитывают вузы и Минобрнауки, совершенствуя образовательные программы.
Проанализируйте учебный план по любой специальности времен СССР и современный, и Вы увидите, что теперь спектр дисциплин гораздо шире, учебная программа на треть состоит из смежных предметов (которые соотносятся с выбранным профилем и в то же время имеют отношение к другой профессии). Такой подход позволяет в значительной степени расширить «границы применения» дипломированных специалистов, позволяя им самостоятельно принимать грамотное и эффективное решение в конкретной ситуации, замещать других работников на период отпуска/больничного или поиска новой кандидатуры, остаться на плаву в период оптимизации штата.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Тенденция №5. Доступное бесплатное образование.
В 2021 году доля бюджетных мест значительно выросла. По сравнению с итогами приемной кампании 2020 года, средний объем бесплатных вакантов для абитуриентов-2021 увеличился на 15%! Данная особенность вполне оправдана: власти создали больше бюджетных мест в тех отраслях, где наблюдается серьезный отток или дефицит кадров по конкретным специальностям, чтобы привлечь внимание поступающих к этим программам и восполнить нехватку рабочих рук.
Тенденция №6. Развитие дистанционного профессионального образования, как отдельной ветви.
В 2021 году многие топовые вузы обратили внимание абитуриентов на возможность дистанционного обучения по отдельным направлениям подготовки, где требуется минимум «прикладных навыков»: экономика, менеджмент, юриспруденция, филология и пр. Здесь допускается внедрение отдельных образовательных программ для онлайн-обучения. Дистанционная подготовка обретает более совершенный и «деловой вид», выступая на одном уровне с очным и заочным профессиональным образованием.
Эксперты отмечают, что освоить специальность дистанционно будет возможно не по всем направлениям подготовки. Медики, строители, частично педагоги будут лишены такого шанса, так как им требуются конкретные навыки: установление контакта с аудиторией, физические навыки (выравнивание стен, строительство зданий и объектов и пр.), умение оперировать, накладывать повязки, делать инъекции и пр.
Более того, дистанционное обучение может учитывать индивидуальные особенности абитуриента: текущая подготовка, сильные и слабые стороны и пр.
Тенденция №7. Практическая ориентация.
Образовательные программы в колледжах и вузах совершенствуются в среднем раз в 5 лет. Притом в настоящее время акцент делается на практической подготовке: уменьшении теоретической аудиторной работы, увеличение практикумов и семинарских заданий, привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной работе, увеличение продолжительности прохождения практик на базе предприятий с учетом осваиваемой специализации, содействие в трудоустройстве выпускников.
Некоторые аналитики и эксперты не исключают, что через 10-15 лет в стране будут обучать лишь востребованным специальностям исключительно с учетом потребностей рынка труда, развитию техники и технологий (внедрение искусственного интеллекта) и пр.
Тенденция №7. Исследовательская деятельность.
В настоящее время студентов колледжей и вузов активно привлекают к научно-исследовательской деятельности, которая заключается в выполнении курсовых и научных работ, организации и проведении всевозможных экспериментов и изучению интересных для учащихся проблем, тем и дисциплин, современных возможностей в рамках осваиваемой специальности и пр.
Притом написание курсовых работ стало носить больше аналитико-обзорный характер с оценкой актуальных условий и текущих возможностей специалистов, действующих концепций, оценки законов и правил. Научные проекты (статьи, ВКР и НИР) ориентированы на более глубокое исследование «проблемы изнутри», практическое исследование темы посредством анализа подходящего объекта и пр.
Такой подход позволяет студентам обрести реальный «трудовой опыт», научиться применять полученные им теоретические знания в повседневной и профессиональной жизни, понять принцип работы каждого правила закона и концепции, оптимизировать будущею деятельность и усовершенствовать отрасль в целом и пр.
Благодаря научно-исследовательской и практико-ориентированной интеграции более 25% выпускников магистратуры успешно совмещают работу и учебу в аспирантуре/докторантуре, покоряя научные вершины, совершая очередные научно-технические прорывы.
Тенденция №8. Обязательная защита кандидатских диссертаций по окончании обучения в аспирантуре.
На протяжении последних 5 лет доля учащихся в аспирантуре выросла на 18%, но численность выпускников, удостоенных присвоению ученой степени «кандидат наук» неумолимо сокращается. Данную тенденцию эксперты разъяснили следующим:
- Более 60% аспирантов отметили «дороговизну» подготовки кандидатской диссертации к защите, вследствие чего решили ограничиться дипломом аспиранта. Суммарно затраты на подготовки исследования к защите перед Диссоветом и ВАК достигает 250-400 тысяч рублей (публикации, рецензии отзывы, прошивка, оформление и пр.).;
- Около трети аспирантов заявило, что утратили желание получать ученую степень из-за отсутствия реальных привилегий исследователям: работодатели не ценят наличие соответствующей квалификации, государство также слабо поощряет их (предоставляя лишь возможность получения гранта, частично финансируя деятельность крупнейших НИИ и пр.).
Современная система образования решила ликвидировать данный изъян. Государство готово пересмотреть способы финансирования подготовки аспирантов и развития научной мысли, а на законодательном уровне могут и вовсе обязать выпускников аспирантуры защищать кандидатскую диссертацию. Данные меры находятся на стадии доработки.
Исходя из анализа вышеописанных трендов, следует отметить: никогда не стоите на месте, стремитесь к совершенствованию, расширению кругозора и повышению уровня эрудированности, чтобы быть всегда профессионально-пригодным, конкурентоспособным и привлекательным специалистом, используйте все шансы и возможности во благо.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!