Многие сталкиваются с необходимостью написания научных работ. В частности – статей. В процессе обучения этого требует программа, в дальнейшей карьере без этого практически невозможно получить научную степень. Даже магистерская дипломная работа при всей ее глубине не принимается, если у студента нет нескольких опубликованных работ.
Бывает так, что статья представляет огромную научную ценность. Человек все сделал по правилам – провел глубокие исследования, при том действительно провел, а не на бумаге. А оформить работу в соответствии с нормами не смог. И вроде тема хорошая, и результаты изучения объекта обширные. А описание самих следований хромает.
Во избежание лишних доработок и переделывания статьи в сотый раз лучше ознакомится с требованиями к тексту заранее. То есть, еще до проведения исследований. Тогда улучшать ничего не понадобится – научный деятель сразу все сделает правильно. Но и у готовой статьи можно повысить качество. Как это сделать – сейчас будем разбираться.
СОДЕРЖАНИЕ
Структура статьи
На канцелярской стороне науки существует такое понятие, как IMRAD. Это аббревиатура, которая означает введение, методы, результаты и обсуждение. По сути, аббревиатура скрывает в себе готовый план хорошей научной статьи или эссе. Если работа претендует на высокую оценку, она должна полностью соответствовать стандарту IMRAD.
Разумеется, это основные разделы. Но в большинстве учебных заведений к описанию исследований подходят более скрупулезно. Более-менее стандартный план работы включает в себя:
- Заголовок. Это 1 предложение, которое должно содержать в себе суть всей работы, отражать ее узкую направленность и давать представление о том, чем человек занимался, какой вопрос пытался решить.
- Аннотация. Это «лицо» статьи. Это краткий раздел, не более 1-1,5 страниц, в котором пересказана вся суть работы. Что человек исследовал, зачем он это делал, какие результаты получил, и какой из этого следует вывод. Многие не будут читать статью целиком, если аннотация не заинтересует. Поэтому к ее написанию приступают после написания основного объема с целью «рекламы» всей работы автора.
- Ключевые слова. Список таких слов помещают в конце аннотации. По этим словам и словоформам работу можно будет найти в библиотеке или интернете. К примеру, если студента заинтересует тема «Гемоглобин в крови коров», а у автора в ключевых словах будут указаны «коровы», «кровь», «гемоглобин», поисковая система библиотеки выдаст эту работу как один из вариантов поиска.
- Введение. Это так называемая «лирическая» часть статьи. Тут автор объясняет, почему этот вопрос так сильно его заинтересовал, почему он счел эту тему актуальной и достойной внимания. Чаще всего его пишут по образцу других работ, хотя это не совсем правильно.
- Обзор литературы. Логично, что если человек хотел найти ответ на вопрос, он обратился к знаниям предыдущих поколений. К примеру, тема – «Психологические аспекты поведения детей-сирот в условиях … (тут указываются условия конкретного детского учреждения)». Само собой, психологические аспекты поведения таких детей уже изучались ранее. Да, не в этом конкретном детдоме или интернате, но в целом – изучались. Поэтому автору необходимо сделать максимально полный обзор литературы, которая есть по этой тематике, ссылаясь на источники. Это покажет, что он разобрался в теме не только с практической, но и с теоретической стороны, полностью охватив вопрос.
- Основная часть. Она больше известна под названием «материалы и методы». Именно с этого раздела начинается описание непосредственно того, что сделал автор. Что он использовал для исследования, какими методиками пользовался, какой результат это дало. В этой части статьи нужно показать, что исследователь действительно глубоко изучил тему на практике, конкретный случай, а не общие показатели и данные.
- Выводы и перспективы. Любая проделанная работа, даже если она дала не тот результат, который ожидался, имеет место быть. И право на существование работы доказывается именно в этом разделе. К примеру, человек исследовал методы стимуляции роста томатов. Использовал 3 группы растений, одна – контрольная, а к двум он применил разные стимуляторы. По итогу урожайность трех групп оказалась равноценной. В выводах можно указать, что проведенная работа показала неэффективность такой стимуляции и, соответственно, ее экономическую нерентабельность. Но сама тема довольно перспективная, и в дальнейшем автор попробует использовать, к примеру, органические средства для стимуляции растений.
- Список литературы. Тут следует указать всю литературу, с которой была проведена работа в процессе написания статьи. Оформив сам список в соответствии с нормами, которые выдвигает конкретное учебное заведение.
Строгое соответствие структуры научной работы приведенным параметрам уже повышает уровень исследований. И повышает уровень и научную ценность самой статьи.
Что представляют собой исследования в научной работе
Сами по себе исследования, которые якобы нужно улучшить – это работа автора. У человека есть:
- проблема, которая его интересует;
- общие знания касательно этого вопроса;
- варианты решения проблемы;
- практические попытки ее решить;
- результаты проведенных манипуляций.
Это и есть исследования. И если студент, аспирант или любой другой научный деятель сделал эту работу своими руками, то сами исследования, как таковые, улучшать не надо. Как можно улучшить подсчет эритроцитов в крови коров на разных стадиях лактации? Как можно улучшить мониторинг рынка недвижимости и вычисление оптимальных условий покупки в зависимости от региона? Автор провел работу, изучил узкий вопрос. Сами исследования улучшать не нужно. Но вот их описание – да. Потому что работа может иметь колоссальные масштабы и глубину. Но если неправильно ее описать, все подумают, что автор по сути ничего и не делал.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что необходимо описывать в «Материалах и методах»
Как ни странно, в этом разделе описываются именно материалы и методы. Другими словами, что автор взял для работы, и как он с этим работал. Например, в случае изучения гемоглобина материалами будут коровы, кровь, необходимые реактивы и оборудование. Методами – способ отбора крови, механизм ее исследования, способы повышения интересующих автора показателей.
В случае с изучением психологических аспектов детей, материал – конкретное учреждение, предметы, игрушки или тесты, которые вы использовали. Методы – это описание способа взаимодействия с детьми для выяснения интересующих автора аспектов поведения, настроения и т. д.
По сути, автор описывает в разделе, что он взял вот это и это, сделал с ним то и другое, и получил такой и такой результат. И от качества этого описания, его подробности и доступности для читателя зависит качество самой работы и уровень самих исследований. Можно вообще ничего толкового не исследовать, но написать так, что статья будет иметь научную ценность. А можно убить на одни только исследования год, но из-за плохого описания работа пойдет насмарку.
Основные советы по улучшению исследований
Чтобы статья имела ценность в глазах читателя вне зависимости от количества и качеств работы, которая за ней стоит, важно изначально все делать правильно:
- еще до начала работы автору нужно определить ее цель, способы достижения цели, и зачем он вообще что-то решил делать;
- лучше всего брать тему узкой направленности, и раскрывать ее максимально широко и глубоко;
- согласно этим данным можно сразу сделать обзор литературы, чтобы понять, какие методы будут целесообразны в конкретной ситуации;
- обязательно нужно структурировать текст по максимуму – абзацы, списки, подзаголовки;
- важно визуализировать данные, цифры в тексте непонятны никому, а вот таблица и диаграмма сразу дадут представление о происходящем;
- не стоит забывать конкретизировать отдельные термины, расшифровывая, что автор имел в виду конкретно в этом месте;
- лучше разбить исследовательскую часть на этапы – это упростит понимание статьи для читателя;
- после каждого этапа важно делать небольшой вывод прямо в тексте, чтобы было понимание того, что этап окончился чем-то конкретным и понятным;
- какой бы теоретической ни была тема, нужно соблюдать четкий фактаж;
- большой плюс к статье – ее дополнение цитатами известных ученых, это показывает, что автор полностью охватил тему и использует достоверные источники;
- в исследованиях важно указывать их достоверность, которая считается по определенным формулам.
Заключение
К сожалению, сейчас многие учебные заведения и преподаватели забывают, что научная работа – это, прежде всего, исследования и их научная ценность. Для всех гораздо важнее, чтобы работа была оформлена правильно. А что человек исследовал и как мало кого интересует. С одной стороны это печально – автор может проделать колоссальные исследовательские манипуляции, а его работу забракуют просто потому, что сочтут плохо оформленной. С другой стороны – можно по сути ничего не исследовать, но толково об этом написать, и это засчитают за научный труд.
В любом из случаев автору следует озаботиться структурой статьи еще до проведения непосредственного изучения темы. Так появится понимание, как лучше сформулировать интересующий вопрос, с какой стороны подойти к его решению и дальнейшему описанию. Четкая постановка цели и способов ее достижения уже улучшают исследования в статье во много раз.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!