Каждый медицинский работник независимо от уровня образования и подготовки обязан проходить аттестацию, а по мере обретения опыта в рамках освоенной профессии претендовать на присвоение квалификационной категории. Специалисты со средним медицинским образованием также имеют право на прохождение дополнительной аттестации для обретения или подтверждения квалификации. Сегодня мы расскажем об особенностях данного процесса и основном документе – отчете на присвоение квалификации медицинским работникам со средним профессиональным образованием.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности работы медицинских работников со средним профессиональным образованием
Как известно, чтобы трудиться в системе здравоохранения, важно иметь за плечами медицинское образование: на базе медицинского колледжа или медицинского вуза. Но важно понимать, что сфера применения и условия работы, возможности карьерного роста в данном случае будут разниться.
Всем известно, что медики с высшим образованием занимают должности врачей (узкие специалисты, терапия) и административные посты, а лица со средним профессиональным образованием помогают им в реализации сложных задач, выполняя базовую работу (подготовка инструментария и помещения к приему), делопроизводство, запись к врачу, проведение простейших процедур (физиотерапия, инъекции и пр.). Но в любом случае прохождение аттестации является обязательным условием для допуска к работе, а наличие квалификационной категории – позволяет грамотно и эффективно подходить к делу, соответствовать должности и требованиям работодателя, отрасли и пр.
Медицинские работники со средним образованием чаще всего трудятся в качестве акушеров, фельдшеров, медицинских сестер и пр. Притом они также имеют право на получение действующих медицинских квалификационных категорий. Прохождение аттестации для этого осуществляется сугубо на добровольной основе сотрудника.
Для присвоения квалификационной категории медработнику со средним профессиональным образованием предстоит пройти три основных этапа:
- Подготовительный. Он предполагает предварительное согласование действий с руководством организации и подачу заявления в аттестационную комиссию о прохождении аттестации для присвоения квалификационной категории. В данном случае необходимо заранее ознакомиться с порядком проведения данной процедуры, собрать соответствующий пакет документов и приложить его к заявлению.
- Основной, нацеленный на прохождение устной или тестовой части испытаний, собеседования и оценку отчета о профессиональной деятельности сотрудника. Данная стадия позволяет оценить теоретическую и практическую подготовку медицинского работника со средним образованием. Притом констатация уровня практической готовности и стремления к самосовершенствованию происходит по результатам анализа отчета и портфолио претендента.
- Итоговый, где аттестационная комиссия выносит обоснованный вердикт о присвоении или отказе в присвоении квалификационной категории медработнику со средним образованием.
Важно отметить, что присвоенную квалификационную категорию придется подтверждать раз в пять лет. Также медицинский работник со средним профессиональным образованием имеет право на повышение квалификации и получение соответствующей квалификационной категории после новой аттестации.
В целом, сама по себе процедура по присвоению квалификационной категории для медицинских работников с высшим и средним образованием проходит идентично и не имеет существенных различий. В числе основных специфических черт данного этапа можно выделить критерии оценивания, обязанности и уровень подготовки специалиста, рабочие условия и обязанности и пр. Но именно объективная оценка выполняемых обязанностей и текущих результатов на рабочем месте позволяют присвоить медику определенную категорию.
Специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь медицинским работникам со средним профессиональным образованием разобраться со всеми нюансами и тонкостями аттестационно-квалификационного процесса:
- Разъяснение правил и порядка проведения мероприятий по аттестации и присвоению квалификационной категории;
- Консультирование по подготовке пакета документов на присвоение квалификационной категории медику со средним профессиональным образованием: набор документов, место их получения и порядок оформления, сроки предоставления и пр.;
- Помощь в подготовке документов для аттестации и присвоения категории: консультирование, написание отчета, анализ предоставленных данных, оформление отчета, подбор литературы для подготовки к устному экзамену или тестированию по профессии и пр.
Наша команда поможет подготовиться к процедуре присвоения квалификационной категории медработнику со средним медицинским образованием на 100%, гарантируя высокое качество услуг и конфиденциальность данных.
Особенности подготовки отчета на присвоение квалификационной категории для специалистов со средним медицинским образованием
Согласитесь, что разумно предъявлять более жесткие требования и критерии оценки для медиков с высшим образованием и для работников с уровнем СПО. Качество подготовки, уровень знания и практики в данном случае кардинально разнится. Поэтому и требования к пакету документов для аттестации на присвоение квалификации будут отличаться.
Для того чтобы медику со средним образованием получить заветную категорию, ему необходимо соответствовать ряду условий:
- Наличие медицинского образования на базе медицинского колледжа по определенной специальности (ее отражение обязательно в заявлении и документах);
- Наличие действующего сертификата (аттестации), допуска к работе;
- Наличие минимального опыта работы для прохождения процедуры присвоения квалификации – не менее 1 года. Притом в целом е имеет существенного значения, в одной или нескольких организациях успел потрудиться эксперт. Главное – наличие опыта, который может подтвержден документально посредством копии трудовой книжки, копий приказов о назначении и пр. Именно данная часть фактически отражается в отчете на присвоение квалификационной категории. На его основе происходит оценка профессиональной деятельности специалиста и его соответствие действующим требованиям отрасли, работодателя.
Для присвоения квалификации медику со средним образованием достаточно учитывать минимальные критерии.
Во-первых, направлять пакет документов для аттестации на присвоение категории медработника можно круглогодично. На практике нет каких-либо суровых ограничений по времени. Важно лишь учесть, что в официальные выходные и праздничные дни никто никого проверять не станет.
Во-вторых, для написания отчета по профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием достаточно иметь за плечами 1 год официального трудоустройства и работы по специальности. Притом получить соответствующую категорию можно как на основном рабочем месте, так и на роли совместительства (при наличии соответствующей справки с места работы). То есть официально не запрещено получать квалификацию по всем занимаемым должностям и направлениям деятельности при наличии соответствующего образования.
В-третьих, важно, чтобы в отчете анализировался тот период времени, который ранее не отражался в подобных аттестационных документах и не подлежал аттестации. В идеале, для присвоения квалификационной категории следует анализировать последние года работы, то есть актуальный период времени, способный подчеркнуть текущий уровень навыков, знаний специалиста.
В-четвертых, подавать заявку на присвоение квалификации можно в течение года в любое время. Но в данном случае важно учесть срок проведения этой процедуры:
- После регистрации заявки (подачи заявления и его регистрации в аттестационной комиссии) на проверку отчета о профессиональной деятельности отводится 30 календарных дней;
- На прохождение тестирования отводится 70 дней с момента регистрации заявки испытуемого лица. Данный этап реализуется дистанционно через специализированные сервисы. Притом важно уточнить именно специальность и должность, в рамках которой индивид намерен аттестовываться и «квалифицироваться», так как к каждому специалисту предъявляется определенный минимум. Например, для прохождения тестирования медсестре достаточно набрать не менее 70% правильных ответов в тесте. Если утверждённый минимум не будет преодолен экзаменуемым лицом, то он не сдан тестирование, поэтому не сможет обрести желаемую квалификационную категорию.
- Собеседование по теории и практике медика со средним образованием. В данном случае аттестационная комиссия назначает конкретную дату для проведения беседы, где задает базовые и общие профессиональные вопросы по работе специалиста, оценивая уровень его подготовки.
После прохождения всех указанных стадий аттестационная комиссия направляет свой вердикт в письменном виде испытуемому лицу. С момента принятия заявления до выдачи вердикта адресату проходит около 4 месяцев. Процедура довольно длинная, бюрократически сложная (требует формирование пакета документов, заявлений, копий документов с рабочего места и пр.).
Специалисты Disshelp готовы оказать содействие на любом этапе прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории работнику со средним медицинским образованием:
- Мы проконсультируем по вопросам формирования пакета документов, достаточного и необходимого для успешного преодоления данной процедуры, предоставив полный и актуальный перечень требований и файлов, разъяснив особенности их подготовки и способы получения (что можно запросить у работодателя, что придется подготовить самостоятельно, как заполнить заявление и пр.);
- Наша команда поможет в подготовке к тестированию, собеседованию, разъяснив базовые требования к работникам в отрасли (с учетом заявленной специальности и текущей профессии, места работы), изучив последние тенденции по направлен в науке и практике и подобрав соответствующую литературу для изучения;
- Авторы Дисхелп помогут в написании и оформлении отчета по профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием с акцентом на текущие компетенции и возможности, подскажет по вопросам структурирования материалов, подбора и отражения доказательной и информационной базы и пр.
Правила подготовки аттестационного отчета на присвоение квалификационной категории медикам со средним образованием
Итак, одним из важнейших документов, на основе которого происходит тотальная оценка уровня компетентности и качества подготовки специалиста со средним медицинским образованием является отчет о профессиональной деятельности. Также его называют аттестационным отчетом.
Аттестационный отчет – это официальный и стандартизированный документ, призванный подчеркнуть трудовые будни, обязанности и уровень практической подготовки специалиста, его навыки по принятию решений и обоснованию действий. Оценке получаемых результатов и соответствия им занимаемой должности.
В этом документе медработнику с подготовкой на уровне СПО важно предоставить анализ его трудовой деятельности за последний год. Проще и удобнее формировать документ, если специалист работал данный период в одной организации. Но если его карьера складывалась в нескольких учреждениях (увольнение, перевод, совмещение и пр.), то придется формировать разные отчеты по каждому предприятию с отражением периода трудовой активности. Важно отметить, что анализируемый диапазон времени должен отражаться в документе впервые! Недопустимо использование одного и того же срока трудовой деятельности в отчетах на аттестации, переаттестации, сертификации и пр.
Помимо этого, аттестационный отчет медработника со средней профессиональной подготовкой – документ формализованный. Поэтому к его подготовке следу подойти предельно ответственно: изучив требований аттестационной комиссии. Особенности и принципы структурирования материалов, содержательность, объем и пр.
Среди обязательных формальных параметров, регламентирующих ход написания отчета о профессиональной деятельности для присвоения квалификационной категории персоналу со средним медобразованием можно выделить следующие моменты.
Принцип №1. Самостоятельность. Документ формируется испытуемым лицом лично на основе самоанализа его трудовой деятельности за последний год. Качественно отразить суть, обязанности и трудовые будни может практик только лично. Притом если отсутствует остаточный объем времени. Навыки по формированию подобных файлов, то реализация рассматриваемого правила будет реализовываться сторонними специалистами на основе предоставленных фактов и данных работников организации (то есть как минимум заказчику нужно самостоятельно подобрать информационную базу и ее документальное подтверждение).
Принцип №2. Обоснованность. Подготовка аттестационного отчета предполагает аргументированный анализ трудовой деятельности. Реализация описываемых обязанностей, действий должны быть подкреплены формальными документами: приказы, инструкции, регламенты, внутриорганизационные правила и пр. Притом если специалист отклоняется от них, то он должен обосновать данный шаг и пр. Именно формализация процессов, стандарты и их сопоставление с реалиями позволяет определить текущие недостатки, изъяны в работе эксперта, а также действующих нормативах, определить перспективы развития и возможности совершенствования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Принцип №3. Сочетание научного стиля с профессиональной лексикой. Отчет о профессиональной деятельности – официальный документ для аттестации сотрудника. Подобные файлы формируются преимущественно в научном стиле или, как минимум, в деловом. Но на практике допускается произвольная подача данных в аттестационном отчете практикующего специалиста, где будет переплетаться научность и профессиональная лексика. Главное – чтобы изложение материалов подчеркивало специфику работы и качество подготовки эксперта без лишних эмоций. Притом подготовка файла основывается на личном изречении: использование личных местоимений, отражение собственного мнения по наиболее важным рабочим моментам, выделение достоинств и недостатков в работе, проблемных зон и возможностей их решения.
Принцип №4. Индивидуальность. Данный момент проявляется не в оригинальности текста, а именно в «конкретном видении» ситуации – описание рабочих условий и моментов лично практиком, как он это видит, воспринимает, оценивает, решает и пр. То есть сам по себе отчет о профессиональной деятельности будет субъективной точкой зрения, но его оценка со стороны – объективная, позволяющая установить соответствие работника занимаемой должности и действующим нормативам. В отчете описываются действия конкретного индивида (автора), то есть индивидуальная работа эксперта со всеми прелестям и недостатками.
Специалисты Disshelp готовы помочь в реализации всех вышеописанных правил при подготовке аттестационного отчета для присвоения квалификации медработнику со средним образованием. В спектр наших услуг входит:
- Содействие в формировании пакета документов для написания отчета: консультирование по вопросам получения документов (куда обратиться за копией трудовой книжки, копией приказов о назначении, должностными инструкциями, где взять бланки документов и пр.);
- Консультирование относительно достаточности собранных материалов для написания отчета, рекомендации по поиску дополнительной информации и пр.;
- Разъяснение правил и требований к составу и содержанию аттестационного отчета на присвоение квалификационной категории;
- Подготовка рецензий, отзывов, приложений и прочих дополнительных материалов для успешной аттестации;
- Уточнение порядка действий для прохождения аттестации медработника на присвоение квалификационной степени и сроков реализации каждого шага.
Команда Дисхелп готова стать наставником, тьютором, консультантов при подготовке отчета о профессиональной деятельности для сотрудника со средним медицинским образованием, подчеркнув его сильные стороны и грамотно преподнеся рабочие проблемы, пути их решения.
Базовые требования к аттестационному отчету на присвоение квалификационной категории медработнику с образованием СПО
Аттестационный отчет на присвоение квалификационной категории медицинскому работнику со средним профессиональным образованием в целом не имеет существенных отличий по структуре и содержанию, если сравнивать его с аналогичными проектами для врачей и работников с высшим медицинским образованием. Но в то же время данный документ обладает рядом специфических черт, которые затрагивают его наполнение и порядок изложения.
Во-первых, в основу документа специалисту предстоит положить реальные факты, подтверждены документально. Притом они должны очерчивать не просто повседневные действия, но и подчеркивать его обязанности, полномочия, инструментарий, условия работы, плюсы и минусы трудовой деятельности. Поэтому важно тщательно проанализировать последний год профессиональной деятельности и выделить наиболее значимые события, новшества, не забыв упомянуть прямые и типичные обязанности. Поэтому будьте готовы собрать полный пакет документов, которые подтвердят ваш права, подчеркнут обязанности и возможности «маневрирования», самостоятельного принятия решения и пр.
Во-вторых, важно излагать мысли в хронологической последовательности. Отчет – это не курсовая или дипломная работа, где нужно сначала описать суть темы, а затем показать действие обозначенной проблемы в реалиях, экспериментально и пр. Аттестационный отчет медработника с образованием СПО – это прежде всего самоанализ его трудовой деятельности. Поэтому подготовьтесь: вспоминайте, что вы делали в течение последнего года, какие изменения происходили, с какими проблемами столкнулись и пр. Не стоит скакать «галопом по Европам», отражаете все последовательно.
Структура аттестационного отчета на присвоение квалификационной категории медработнику с образованием СПО | ||
Раздел | Описание раздела | Ключевые категории, моменты для освещения |
Титульный лист | Общие сведения об авторе и месте работы | Данные об организации
Наименование документа Сведения о составителе (ФИО, анализируемый период) Место работы (наименование организации) Цель формирования документа Направление подготовки (специальность) |
Общая характеристика организации | Описание предприятия и условий работы | Наименование, месторасположения, тип, подведомственность, перечень основных услуг |
Описание условий работы | Описание структурного подразделения и рабочего места медика, инструментария | Общая характеристика отделения, описание кабинета и оборудования анализ инструкций и регламентов по работе, общий стаж работы по специальности |
Анализ профессиональной деятельности за рассматриваемый период | Общая характеристика рабочих будней | Целевая аудитория и проблемы, подготовка кабинета и инструментария к работе, оказание помощи пациентам, делопроизводство и пр. |
Анализ дополнительного образования специалиста | Список пройденных курсов повышения квалификации, переаттестации, переподготовки и пр. | |
Проблемный анализ | Выделение проблем в рамках профессиональной ниши и рабочего места, разработка предложений по совершенствованию условий и решению проблем | Выделение проблем по работе, выдвижение предложений по их решению |
В-третьих, основную часть важно неформально разделить на несколько частей, которые со всех допустимых сторон помогут рассмотреть специфику профессиональной деятельности. Первый пункт может быть посвящен описанию рабочего места: общие сведения о медицинской организации, описание рабочего кабинета, инструментария. Вторая часть может быть посвящена описанию базовых и основных прав, обязанностей работника. В этом случае можно проанализировать должностные инструкции, действующие в организации регламенты (дресс-код, санитарно-эпидемиологические нормы и пр.). Третья часть сводится к писанию основных действий, совершаемых специалистом ежедневно, то есть анализ «трудовых будней». В данном моменте важно, чтобы практика соответствовала инструкциям и регламентам заведения, общим правилам в системе здравоохранения, не было нарушений. Четвертая сторона анализа должна подчеркнуть плюсы и минусы в работе специалиста, проблемы с которыми он сталкивался, возможности для самосовершенствования и дальнейшего развития и пр.
В-четвертых, акцент делается именно на практике. В аттестационном отчете медицинского работника со средним образованием нет необходимости описывать тему. Он описывает свою работу, подчеркивая тем самым профессионализм, компетентность, навыки, готовность к самостоятельным решениям и развитию. Главное – делать это последовательно, логично и обоснованно.
В-пятых, средний объем документа составляет 12-25 страниц. Поэтому не стоит излагать профессиональную автобиографию подобно мемуарам в нескольких томах. Важно кратко и емко преподнести существенные стороны профессиональной деятельности и качество выполнения возложенных на работника обязанностей, его навыки по самоподбору инструментария и методов работы, эффективности и качества оказываемых услуг и пр.
В-шестых, жестких ограничений в плане стилистики изложения текста нет. Отчет о профессиональной деятельности оформляется практикующим медиком, поэтому здесь «по умолчанию» действуют стандартные правила: эмоциональная нейтральность, совмещение стилей в рамках посильности автора (научное или деловое изложение фактов), допустимо умеренное использование профессиональной лексики.
В-седьмых, отчет о профессиональной деятельности для присвоения квалификационной категории должен быть составлен грамотно, без ошибок и описок. Согласитесь, что квалифицированный медик должен понимать, владеть и правильно употреблять профессиональные термины. Данное правило никто не отменял при формировании аттестационного отчета. Чаще всего освещаемые моменты преподносят в табличном формате.
О правилах подготовки отчета о профессиональной деятельности медицинских сестер, аттестационных отчетов фельдшеров мы писали ранее. В целом схема и правила выполнения остаются аналогичными.
Отчет на присвоение квалификационной категории медработнику со средним профессиональным образованием от Disshelp
Практикующие медсестры и фельдшера, акушеры и лаборанты на сегодняшний день – незаменимые сотрудники, на плечи которых ложится важнейшая миссия – оказание первой помощи населению, борьба с вирусами и недугами, обеспечение полноценной жизнеспособности и деятельности медицинских организаций. После нескольких пандемийных волн практика показала явный дефицит медработников как со средним, так и высшим образованием. Поэтому текущие эксперты нередко вынуждены буквально жить на работе.
Недостаток времени и сил на подготовку отчета о профессиональной деятельности не должны провоцировать отказ от получения квалификации, категории. Миссию по подготовке специалистов к аттестации и сертификации, присвоению квалификационной категории готовы взять на себя специалисты ОЦ Disshelp.
Команда Дисхелп готова предоставить практикующим медикам со средним профессиональным образованием ряд услуг:
- Содействие в получении информации для подготовки отчета о профессиональной деятельности с разъяснением, что, где и как можно добыть;
- Качественная обработка собранной информационной базы: анализ документов, констатация тенденций и явлений, проблем, достоинств и недостатков в работе, определение правомерности действий сотрудника и соотнесение полученных результатов с действующими нормами и требованиями в системе здравоохранения, в рамках места работы (организации);
- Содействие в формировании портфолио претендента: обработка текущих сведений о пройденных курсах повышения квалификации, переподготовки, дополнительном обучении и пр., оформление портфолио;
- Проведение всестороннего и качественного анализа практической деятельности медика со средним профессиональным образованием: соотнесение полномочий с образованием, результаты с требованиями и нормами качества, регламентами, констатация уместности и правомерности, эффективности решений, выделение проблемных зон и пр.;
- Написание отчета о профессиональной деятельности «под ключ»: подбор информационной базы, качественная обработка собранных фактов, структурирование материалов, оформление отчета с учетом базовых правил и требований аттестационной комиссии;
- Корректура и редактура рукописей, актуализация данных, доработка материалов;
- Тьюторство, консультирование по вопросам прохождения аттестации для присвоения квалификационной категории: разъяснение порядка проведения процедур, особенности подготовки пакета документов (состав, правила написания, оформления и пр.), подбор литературы для подготовки к прохождению тестирования и собеседования и пр.
Эксперты Дисхелп помогут грамотно сформировать отчет о профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием, сакцентировав внимание на сильных сторонах медика, подчеркнув проблемные места в его работе и уточнив возможности, направления для совершенствования. Аттестационный отчет от Дисхелп гарантирует успешную аттестацию и присвоение квалификации, категории.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!