Услуги по разработке методических материалов

Обучение в школе, колледже или вузе предполагает реализацию различных занятий, притом в рамках каждого из них будет не только теоретическое освещение темы, но и практическое погружение в нее. В любом случае педагогу приходится не только рассказывать, но и полагаться на специальные методические материалы, подготовленные по дисциплине, каждой заявленной теме. Сегодня мы поговорим о них и порядке их подготовки.

Услуги по разработке методических материалов
Обучение в школе, колледже или вузе предполагает реализацию различных занятий, притом в рамках каждого из них будет не только теоретическое освещение темы, но и практическое погружение в нее. В любом случае педагогу приходится не только рассказывать, но и полагаться на специальные методические материалы, подготовленные по дисциплине, каждой заявленной теме. Сегодня мы поговорим о них и порядке их подготовки.

Сущность и функции методических материалов в образовательном процессе

Методические материалы представляют собой основу обучения. То есть это те конспекты, планы и задания, которыми педагог руководствуется во время занятий. То есть данный документ представляет собой тщательно переработанную информацию в рамках каждой дисциплины и темы согласно образовательной программе.

Миссия методических материалов при планировании и реализации образовательных программ
Миссия методических материалов при планировании и реализации образовательных программ

Методические материалы представляют собой формальное (документальное) оформление занятия. Данный пакет файлов формируется каждым педагогом индивидуально с учетом уровня его подготовки и требований образовательной программы (специальности), учебного заведения.

Рассматриваемый фундамент призван выполнить следующие задачи:

  • Выделение ключевых моментов в рамках осваиваемой дисциплины и характера действующей специальности: определение ключевых тем, важных для конкретной отрасли, специалиста и пр.;
  • Установление последовательности действий по изучению дисциплины с учетом календарно-тематического плана, учебного плана, требований ФГОС и пр.;
  • Утверждение конкретных методов и приемов преподавания, способов взаимодействия с учащимися;
  • Подчеркивание формата и особенностей занятий, их характера и предназначения;
  • Учет и отражение действующих научных канонов, практических приемов и опыта педагога.

Фактически методические материалы представляют собой небольшое авторское руководство, задающее общее направление обучения и конкретизирующее погружение в него посредством уточнения соответствующих предметов, развиваемых знаний и компетенций.

Миссия методических материалов состоит в обеспечении продуманного и качественного образовательного процесса, простом, ясном и связном разъяснении ключевых моментов и аспектов, поэтапном становлении дипломантов. Данная категория – это труд педагога, одна из форм выражения его мыслей с целью развития подопечного в определённой научной, практической плоскости. Рассматриваемая группа данных является руководством и базой по воспитанию подопечных лиц.

Классификация методических материалов в образовательной деятельности

Исходя из предназначения методических материалов, можно выделить четыре основные группы.

Первая – информирующие методические материалы. Их миссия состоит в донесении ключевой информации до адресата, то есть описание и разъяснение отдельных терминов правил, категорий, методик, анализ опыта квалифицированных экспертов и пр. Формирование подобных документов основывается на описании и перечислении информации и пр. Яркими представителями рассматриваемой группы являются информационный лист, приложения в виде графиков, схем, диаграмм, презентаций, методический обзор и пр.

Признак

Информирующий методический материал Описывающий методический материал Инструктирующий методический материал

Прикладной методический материал

Суть документа Описание явлений, процессов, ключевых категорий, донесение до адресата общей информации Теоретическое описание темы, процесса, действия Описание плана мероприятий и действий, нормативов и регламентов, разъяснение формальностей Разъяснение действий, заданий, способов их решения, набор заданий и пр.
Вид документов Информационный лист, наглядные материалы, методические обзоры, реферат Методические описания, аннотация, реферат, план-конспект, образовательная программа, рабочая программа Методические рекомендации, памятки, регламенты, ГОСТЫ и ФГОСы, инструкции Инструкции, сборники заданий, дидактические пособия, учебные пособия, программа практики и пр.

Вторая группа методических материалов – описывающая. Основная задача таких документов состоит в описании конкретного опыта или уже действующих и подтвержденных результатов, констатации фактов, требований и пр. В рамках этой категории выделяют методическое описание, аннотацию, классический или краткий реферат, план-конспект, образовательная программа и пр.

Третья группа методических материалов носит инструктирующий характер. Миссия рассматриваемых документов – отметить ключевые правила и требования нормативы, порядок организации и реализации конкретного дела (занятия письменной работы и пр.). Эта ниша представлена в виде всевозможных методических рекомендаций, инструкций, регламентов, памяток и пр.

Четвертая группа – прикладные методические материалы. Данная каста призвана обеспечить практическое развитие учащихся и представлена в виде соответствующих заданий, руководств по их выполнению и пр. Яркими представителями этой группы являются методические разработки, дидактические пособия, сборники задач и упражнений и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Классические правила по формированию методических материалов

Подготовка методических материалов – процесс непростой многогранный требующий концентрации на массе факторов: начиная от правовых аспектов, правил и требований учебного заведения, специализации, дисциплины и заканчивая опытом и мастерством педагога.

Принципы подготовки методических материалов
Принципы подготовки методических материалов

В ходе проектирования и разработки методических материалов лежат следующие принципы:

  • Актуальность, которая предполагает учет действующих правил и требований к качеству образовательного процесса, а также утвержденные в учебном заведении нормы, регламенты. Более того, задействованные первоисточники (по освещению тем, задания) также должны подчеркивать современные тенденции и развивать те навыки и качества, которые требуют работодатели;
  • Полнота, базирующая на всецелом разъяснении всех ключевых моментов аспектов, действий и пр. То есть методические материалы должны быть предельно ясными, содействовать полному погружению в заявленные предметы, компетенции и пр.;
  • Легальность, предполагающая следование действующим нормам: образовательным стандартам, авторской этики;
  • Авторство. Методические материалы разрабатываются не только методистами учебного заведения, структурными подразделениями МипПросвещения и Минобразования, но и непосредственно педагогами, которые несут свет и знания подопечным. То есть каждая методическая основа, материал будет иметь своего создателя;
  • Системность и логика, которая помогает педагогу воедино связать все темы, задания, компоненты и развить у учащихся не просто отдельные навыки, но и общие представления, компетенции с профессиональным уклоном;
  • Целеполагание. Все методические материалы создаются с конкретной целью: описать теоретические каноны, развить конкретные навыки, научить и пр. Главное чтобы эти цели успешно сочетались как в рамках исследуемой дисциплины, так и образовательной траекторией в целом;
  • Структурирование материалов и оформление в едином стиле. Все методические материалы – это формальный язык, унифицированная информация, преподносимая в особом виде с учетом предназначения и группы: образовательная программа, рабочая программа, план-конспект занятий, методические рекомендации и пр. Каждый из документов обладает конкретной структурой и содержанием.

Оформление методических материалов специфично и зависит от таких параметров, как цель, формат занятия, дисциплин и специальность (ее роль в направлении, календарно-тематический план), требований ФГОС и пр. Поэтому структура и содержание данного файла может разниться. В общем виде ее можно представить следующим образом.

Типичная структура методических материалов будет включать в себя следующие разделы.

Раздел методических материалов

Суть, предназначение

Титульный лист Наименование образовательного заведения

Образовательная программа

Предмет, дисциплина, проект

Вид методического материала

Сведения об авторах

Дата разработки/внедрения (год)

Пояснительная записка Описание миссии методических материалов: цель, задачи, особенности заданий, основная литература, состав (теория, задания и пр.)
Основная часть Зависит от вида и цели разработки методических материалов, особенностей программы

Выделяют общий ход занятия, набор заданий, инструкции по их решению, обретаемые знания и компетенции, методы работы, особенности целевой аудитории

Заключение Констатация итогов обучения, результаты, оценка качества подготовки учащихся, критерии оценки и пр.
Библиография Список всех задействованных первоисточников для подготовки занятия, проекта и пр.
Приложения Наглядные материалы для проведения занятия и пр.

Первый – титульный лист, который подчеркнет суть, предназначение, место реализации, авторство. На первой странице указывается учебное заведение (где будут действовать описанные правила), направление подготовки (на какую именно специальность) и предмет (то есть непосредственная сфера применения и действия), дата реализации (год), сведения об авторах.

Как правило, следом за титульным листом следует оглавление.

Вторым разделом методических материалов служит аннотация или пояснительная записка, которая разъясняет суть и миссию документа, особенности его действия, цель и пр. Миссия этого пункта – предоставить краткое и емкое описание излагаемой информации, инструкций и пр.

Третий раздел – основная часть, где излагается «центральная информация»: описание, разъяснения, комплекс заданий и руководство по их реализации, инструкции, примеры и пр. Обратите внимание, что в целом оригинальность методических материалов будет именно в этом разделе, так как здесь фактически излагается вся суть: что хочет сказать, показать и чему научить, как будет проходить занятие, какие задания и мероприятия запланированы, правила и условия их реализации и пр.

Четвертый раздел методических материалов – заключение, где подводятся общие итоги: развиваемые знания и навыки, рекомендации по их оценке, перспективы.

Пятый раздел – список задействованной библиографии. В данном случае автор выделяет те материалы, пособия, законы и иные виды информации, которые легли в основу методических материалов согласно заявленной теме/предмету/направлению.

Шестой раздел – приложения, где автор приводит наглядные материалы и образцы, примеры, позволяющие грамотно организовать ученый процесс и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы проектирования и разработки методических материалов для образовательных заведений

Подготовка методических материалов – процесс тщательно продуманный. В основе данного мероприятия будет лежать масса документов внутреннего и внешнего плана.

Традиционная схема подготовки методических материалов
Традиционная схема подготовки методических материалов

К основным файлам, регламентирующим процесс разработки и оформления методических материалов для образовательного заведения относят:

  • Требования ФГОС и ГОСТ;
  • Внутренние регламенты и инструкции учебного заведения;
  • Действующие в образовательном учреждении образовательные программы, учебные планы календарно-тематические планы;
  • Научные исследования в рамках конкретной научной плоскости, отрасли и достижения НТП;
  • Профессиональный опыт педагога.

Приступать к проектированию методических материалов специалисту следует только после определения вида и цели, предназначения файла. От данных параметров будет зависеть структура и содержание документа, особенности его оформления.

Вторым этапом по подготовке методических материалов станет тщательное изучение утвержденной образовательной программы (общая характеристика специальности, чему должен научиться студент), дисциплины (ее роль в направлении подготовки, календарно-тематический план и пр.). Анализ этих документов позволит определить ключевые моменты и цель подготовки методических материалов с учетом формата, цели занятия, выделенных на его освоение академических часов (общий объем), количество письменных работ и практических заданий с особенностями их выполнения. Фундаментом методических материалов станут: тезисы, план занятия, теоретическая и практическая часть (характер, тема и пр.).

Третий этапподбор литературы для планирования занятия и координации действий учащихся. В данном случае акцент делается на дисциплине, теме и виде занятия (лекция, семинар, практикум, студенческая работа и пр.). Притом разработчику важно не просто подобрать подходящие материалы для разъяснения, задания, но и грамотно их систематизировать: логично, последовательно, понятно.

Четвертый этап – это структурирование материалов с учетом общих регламентов и оформление пакета согласно заявленным нуждам и целям, правилам. Для лекций формируются план-конспект для практических занятий – план-конспекты, задания для самостоятельной работы, практические задания, инструкции по проведению деловых игр/лабораторных работ, наглядные материалы и пр.

Таким образом, проектирование и разработка методических материалов учитывает внутренние и внешние факторы, строгие регламенты и мастерство педагога. Именно от квалификации и опыта преподавателя зависит, что и как он будет разъяснять, на каких примерах обучать, какими способами мотивировать студентов и закреплять пройденный материал и пр.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Услуги Disshelp по разработке методических материалов для образовательных заведений

Деятельность методистов, педагогов, классных руководителей и администрации учебного заведения многогранна, а нагрузка – колоссальная. На разработку методических материалов требуется немало сил и времени, которых зачастую не хватает для качественного проектирования образовательного процесса. В этом случае на помощь готова прийти команда Дисхелп.

Что предлагает ОЦ Disshelp?

Команда образовательного центра Дисхелп предоставляет услуги по консультированию, проектированию и разработке. Оформлению методических материалов по всем видам и типам образовательных программ на всех действующих уровнях профессиональной подготовки: начиная от школьной траектории обучения, профессионалитета и заканчивая поствузовским уровнем.

Услуги Дисхелп по проектированию и подготовке методических материалов на заказ
Услуги Дисхелп по проектированию и подготовке методических материалов на заказ

Специалисты Дисхелп готовы взять на себя миссию по проектированию, разработке и оформлению методических материалов в самых разных вариациях:

  • Проектирование, разработка образовательных программ, рабочих программ и пр.;
  • Помощь в календарно-тематическом планировании учебного процесса;
  • План-конспект лекций и семинаров, практикумов;
  • Программа занятия и инструкция по реализации практических занятий: практикумы, деловые игры, лабораторные работы, научные исследования, программа прохождения практики (по видам) и пр.;
  • Инструкции, памятки и методические рекомендации по выполнению всех видов письменных работ: курсовые и дипломные работы, отчеты по практике, отчеты о НИР, контрольные и самостоятельные работы, научные статьи и научные работы, рефераты и доклады и пр.;
  • Набор практических заданий: задачи, кейсы, ситуационные задачи, упражнения, тесты, задания для аттестации (промежуточной, итоговой и пр.). К каждому набору также прилагается инструкция по выполнению, оценке полученных результатов;
  • И т.д.

Кто будет проектировать и разрабатывать методические материалы?

Созданием и оформлением методических материалов будет заниматься только квалифицированный специалист из официального штата команды Дисхелп. Столь важная миссия доверяется только дипломированным и опытным педагогам, руководителям образовательных заведений, обладающих положительной репутацией в учебных и научных кругах и имеющих опыт в проектировании соответствующих видов методических ресурсов.

Ответственность за подбор компетентного эксперта по проектированию и формированию методических материалов ложится на менеджера Дисхелп.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что нужно предоставить исполнителю Disshelp для проектирования, разработки и оформления методических материалов?

Для начала клиенту необходимо заполнить анкету (онлайн или посетив один из наших офисов) и предоставить обязательные (минимальные) сведения: вид услуги (разработка методических материалов), направление и предмет (подлежащий методическому проектированию), наименование образовательного заведения (где планируется внедрение и реализация пакета методических материалов), правила и рекомендации по подготовке методических материалов (общие ГОСТы и ФГОСы, а также правила учебного заведения), собственные пожелания и пр.

Помимо этого, к заявке следует прикрепить уточняющие документы: образовательная программа или рабочий план, календарно-тематический план, формат занятия и пр. Если какой-либо из документов отсутствует, то целесообразно обсудить его дефицит и разработку с исполнителем.

Какие гарантии предоставляет Дисхелп при проектировании и разработке методических материалов?

Специалисты Дисхелп чтут действующие регламенты и правила, условия договора (в нем прописываются обязательные элементы сделки). Наша команда гарантирует выполнение заказа по разработке методических материалов в строго обозначенные сроки и с учетом заявленным требований.

Заказчик получит выполненную работу согласно ожиданиям, так как исполнитель будет согласовывать каждый шаг и нюанс с клиентом: уточнять его пожелание и видение, возможности, материально-техническую базу учебного заведения, уровень подготовки учащихся, роль занятия в учебном процессе и развитии подопечных и пр.

Сотрудничество с командой Дисхелп проходит сугубо на легальной основе посредством проведения безопасной сделки и оформления соответствующего договора. Изменение условий в одностороннем порядке недопустимо, что гарантирует урегулирование всех вопросов и нюансов посредством переговоров или в рамках действующего законодательства.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *